Тема 5. Культура и ее роль в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Культура и ее роль в обществе



1. Социальная роль культуры.

2. Основные элементы культуры.

3. Единство и многообразие культуры.

 

Социальная роль культуры.

а) Понятие «социальная культура». Суть большинства определений культуры в социологии сводится к тому, что культура – это система исторически сложившихся относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения людей, проявляющихся в их непосредственной деятельности. Для социологии важно выяснить, какова природа культуры, почему она занимает такое важной место в жизни людей, из каких элементов состоит и как изменяется.

Культура – это набор ценностей, представлений о мире, убеждений, образцов и норм, служащих для упорядочения опыта и регулирования поведения людей. В понятие «ценность» известный социолог А. Г. Здравомыслов включает, прежде всего, духовные стремления, идеалы, принципы, нормы нравственности (А. Г. Здравомыслов. Интересы, потребности, ценности. М., 1986, с. 169).

Усвоение культурных норм и ценностей людьми происходит в процессе их обучения. Если поведение животных генетически запрограммировано, а опыт, полученный ими в процессе обучения, не может закрепляться в исторической памяти и передаваться из поколения в поколение, то поведение человека лишь в незначительной степени зависит от генетического контроля.

В процессе обучения и воспитания новых поколений происходит формирование личности через передачу и закрепление в поведении норм, ценностей, правил поведения, регулирующих их отношения с окружающей средой. Причем, эти «регуляторы», обладая определенной универсальностью, все же оказываются весьма специфичными на каждом историческом отрезке времени, в каждой определенной социальной общности.

б) Культура как механизм взаимодействия. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, обеспечивающий человеческое существование в определенной социальной среде. Она способствует сохранению единства и целостности общества, обеспечивает его прогрессивное развитие. Выступая как усвоенное поведение, являющееся в своих специфических чертах общим для всей группы людей, культура упорядочивает человеческую жизнь. В человеческом обществе культура в значительной степени выполняет ту же функцию, что и генетический код в жизни животных.

Таким образом, культура рассматривается в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу и направленное на сохранение и распространение ценностей, норм, идей, символов, обеспечивающих взаимопонимание и взаимодействие людей в различных социальных ситуациях.

а) Функция социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс составляет главную часть социализации. Под социализацией в социологии понимается процесс становления конкретно-исторического типа личности через передачу человеку обществом социально-исторического опыта, правил, норм поведения и ценностных ориентаций.

Социализация чаще всего осуществляется в форме усвоения социальных ролей. Прекращение процесса социализации означает гибель культуры. Более подробно процесс социализации будет рассмотрен в следующих темах.

б) Социальный контроль. Выступая в качестве регулятора человеческого поведения и формируя социально-исторический тип личности, культура представляет собой своеобразный механизм социального контроля, включающий определенные правила, рецепты, инструкции и т.п. Без культуры люди оказались бы полностью дезориентированными, а поведение человека было бы практически неуправляемым.

в) Социальный отбор. Еще одной существенной характеристикой культуры, отмечаемой современной социологией, является то, что называется культурным отбором. Культура отбирает, тиражирует и передает по наследству только определенные ценности, нормы и правила поведения. В результате этого отбора разные человеческие сообщества имеют свой специфический набор элементов культуры, расположенный в иерархии характерной только для данного сообщества. В одной культуре закрепляется многоженство, в другой – многомужество, в одной культуре на юродивого смотрят как на носителя святости, в другой – как на умалишенного. В одной культуре воровство осуждается как в отношении к соплеменникам, так и в отношении к представителям другого этноса. В другой – это показатель мужества и высоких личностных качеств. Девушка, представительница одного из северокавказских этносов, желая выразить презрение к мужчине, может сказать «Он даже барана не может украсть».

Культура в жизни человека играет противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению и передаче последующим поколениям наиболее ценных и полезных образцов поведения. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и бесчеловечное поведение (кровная месть, униженное положение женщины и т. п.).

 

Основные элементы культуры

а) Понятия и представления. Социологическое понимание культуры фиксирует внимание на следующих ее элементах: понятия и представления, ценности, нормы и правила, традиции и обряды.

Понятия и представления об окружающем мире выступают как знания, сформулированные через знаково-символическую систему и наиболее точно зафиксированные в языке. Усвоение понятий дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего опыта. Представления о взаимоотношениях между понятиями как реального, так и сверхъестественного мира, являются необходимым элементом той или иной культуры.

б) Язык как система знаков и символов. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Хотя процесс социализации в значительной мере основывается на имитации жестов – кивков, гримас недовольства, улыбок, – язык все же является основным средством передачи культуры. Язык не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени. Общий язык служит не только тому, чтобы люди понимали друг друга, но и способствует сплочению общества, формированию чувства группового единства. Между людьми, говорящими на одном языке, будь то литературный или официальный стиль, или какой-нибудь жаргон, почти автоматически возникает взаимопонимание и симпатия друг к другу.

а) Ценности жизни и культуры. Ценности жизни и культуры, или разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым нужно стремиться, являются вторым элементом культуры. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира.

В этом смысле ценность определяется как значимость предмета, явления, принципа для личности социальной группы, общества.

Люди не только усваивают и воспроизводят сложившиеся в культуре ценности, но и формируют новые, отражающие вновь появившиеся в процессе общественной практики образцы социального поведения.

б) Терминальные и инструментальные ценности. При исследовании жизненных ценностей социологи выделяют в их структуре терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности выражают важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни людей, такие как: ценность свободы, справедливости, чести, межличностных отношений, человеческой жизни и аналогичные им.

Инструментальные ценности включают в себя, одобряемые в конкретном обществе или социальной общности, средства достижения целей. Они включают в себя как нравственные нормы поведения (совесть, честь, долг и т.п.), так и качества личности (инициативность, авторитетность, независимость и др.).

В отличие от терминальных ценностей инструментальные в большей мере вызывают не только разное понимание и поддержку, но и трактовку. Иногда они могут игнорироваться и даже противопоставляться друг другу.

Социальные ценности – это разделяемые обществом, социальной группой, общностью, личностью цели, пути и средства, обуславливающие прогрессивное развитие социума и раскрытие сущностных сил личности.

в) Классификация ценностей. В современной социологической литературе делаются попытки классифицировать ценности по разным основаниям. Авторы курса лекций по социологии А. А. Радугин и К. А. Радугин дают следующую классификацию ценностей субъекта:

· витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, материальное благосостояние, образование, квалификация, семья, родственники, малая родина);

· межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

· общественного признания (трудолюбие, социальное положение, успех);

· демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет);

· смыслосодержащие (представление о добре, зле, счастье, смысле жизни);

· ценности-фетишизмы (стремление к абсолюту, вера в Бога).

г) Общечеловеческие, групповые и индивидуальные ценности. Различают общечеловеческие ценности, ценности социальной группы, а также ценности индивида. К общечеловеческим ценностям можно отнести свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг и др. В каждой социальной группе вырабатываются свои ценности и представления о справедливости, добре, смысле жизни и т.п. Для характеристики индивидуальных ценностей социологи используют понятие «ценностные ориентации». Ценностные ориентации – это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях и других аспектах сознания личности.

д) Базовые ценности. В социологии очень часто используется понятие базовые ценности, которые характеризуют основные ориентации людей в их жизни. Именно базовые ценности с их конкретным предметным содержанием являются основой для типологизации сознания и поведения человека, а отношение к ним со стороны конкретной личности – мерилом её интеллектуального богатства.

К базовым ценностям, формирующим личность, обычно относят:

· потребность в самореализации личности, в развитии способностей, в духовном обогащении, творчестве;

· общение между людьми, при котором другой человек – не средство для достижения своих корыстных целей, а сама цель, основывающаяся на личном интересе;

· творчество и профессионализм;

· досуг как средство развития сущностных сил личности;

· здоровый образ жизни, обеспечивающий гармоничное развитие всех способностей и возможностей личности и т. п.

Большинство социологов отмечают, что базовые ценности формируются в процессе первичной социализации индивида к 18 – 20 годам и могут меняться лишь в кризисные периоды жизни человека и общества.

а) Норма как ценностно-ориентированный стандарт поведения. Социальные нормы основываются на социальных ценностях и производны от них. Нормы и правила определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. В свою очередь, ценностное отношение обретает самостоятельное существование в виде социальной нормы.

Социальные нормы – это исторически сложившиеся формы регулирования отношений и личного поведения людей в соответствии с ценностями культуры. Норма – такое предписание, в соответствии с которым, люди должны совершать определенные действия для достижения той или иной цели.

В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях, присутствует требование поступать определенным образом. Одна из важных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписания обеспечиваются различными формами наказания и поощрения, начиная с общественных и кончая государственными.

б) Обряды. Социальные нормы и правила могут проявляться через специфические образцы поведения: обряды, обычаи, традиции, которые образуют ещё один элемент культуры.

Обряд – это совокупность стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающих определенные коллективные чувства. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

в) Обычаи. Под обычаем понимается воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и так далее. Обычай – неписаные правила поведения.

г) Традиции. Традиции являются элементами социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

 

3. Единство и многообразие культуры

а) Универсальность культуры. Несмотря на то, что каждое конкретное общество (цивилизация, государство, этнос и так далее) создает на протяжении веков гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни, мы вправе говорить о существовании общих понятий и представлений, ценностей и норм, регулирующих человеческую жизнь.

Среди культурных явлений, свойственных всем обществам обычно выделяют: образование, язык, символы, религия, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, гостеприимство, юмор, обычай делать подарки и т.п. Существование этих универсалий связано с удовлетворением наиболее важных биологических, психологических и социальных потребностей в пище, тепле, сексе, наличием людей разного возраста и опыта жизни, разделением полов, беспомощностью младенцев, а также с условиями жизни общими для всего человечества, независимо от уровня развития его отдельных частей и специфичности среды обитания.

б) Субкультура и контркультура. Хотя постановка вопроса об общечеловеческих элементах культуры имеет право на существование, все же следует признать, что культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях и в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы существования культуры в социологии используется понятие «национальная культура» и «культура сообщества».

Набор понятий и представлений, символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих ту или иную социальную группу от более широкого сообщества, называется субкультурой.

При определённых обстоятельствах субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. В этом случае субкультура принимает вид контркультуры. Контркультура относится к образцам поведения тех групп, которые не только отличаются от доминирующих образцов, но и отвергают их и активно им противостоят (шайки бандитов, организации бритоголовых и т. п.).

Если с помощью субкультур индивид может различными путями воспринимать и реализовывать базисные ценности общества, то контркультура означает отказ от основных образцов культуры общества.

Выделяют несколько типов субкультур:

· социально-экономическая, обусловленная групповым и классовым статусом, порождающим различия в стиле жизни наряду со спецификой интересов;

· региональная, обусловленная различиями между отдельными регионами, связанными с экономическими и географическими условиями жизни;

· этнолингвистическая, связанная с языковыми и этническими особенностями;

· религиозная (конфессиональная), возникающая в том случае, если религия выступает в качестве всепроницающей субстанции;

· возрастная.

в) Этноцентризм и ксенофобия. Существование различных субкультур ставит проблему отношения между ними. Оценка других культур с позиции своей культуры, с явным предпочтением ее ценностей и норм, называется этноцентризмом. Этноцентрические взгляды связаны с попыткой навязать «чужим» свою культуру.

Этноцентризм делает собственную культуру эталоном, с которым соизмеряются все другие культуры. Оценивая другую («чужую») культуру как «хорошую» или «плохую», «правильную» или «неправильную», этноцентризм делает это в сопоставлении с собственной культурой.

Естественный вопрос, который возникает при анализе этноцентризма, заключается в следующем: это негативное или позитивное явление в жизни общества. На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны этноцентризм сплачивает общество, группу, оправдывает жертвенность во имя её благополучия, без него невозможно проявление патриотизма.

С другой стороны крайнее проявление этноцентризма выражается в национализме, шовинизме. Кроме того, говоря о той значительной роли, которую играет этноцентризм в процессах сплочения общества и социальных общностей вокруг определённых культурных образцов, следует отметить его консервативную роль. Он сдерживает развитие культуры, мешает интеграции культуры, на основе их лучших образцов, отвергая достижения другой культуры, как «чуждые». Подобное положение фиксируется в понятии «ксенофобия».

Сопутствующее этноцентризму понятие «ксенофобия» означает неприятие и боязнь всего чужого. Этноцентризм и ксенофобия – весьма распространенное явление в современном мире. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, стремящаяся насадить свои верования и ценности покоренным народам в период колонизации.

а) Элитарная культура. Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. К ней относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, называемой в силу этого элитой общества. Её потребители – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарное искусство оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера и балет.

б) Народная культура. Народная культура создается безымянными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений, как правило, неизвестны. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, например, изложение легенды, групповыми, например, исполнение танца или песни, массовыми, например, карнавальные шествия.

в) Массовая культура. Массовая или общедоступная культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры: развитие средств массовой коммуникации;становление индустриально-коммерческого типа производства и распространение стандартизированных духовных благ. К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку. Она, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура, но имеет самую широкую аудиторию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.026 с.)