Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку



Знаковый характер языка

Взаимоотношения языка и мысли - область совместного исследования философии, психологии, социологии, семиотики, филологии, логики, риторики, искусствоведения, педагогики, языкознания и многих других наук. Отношение языка к мысли давно исследуется этими науками, оно начато еще античной философией, но сложность предмета, скрытость предмета от непосредственного наблюдения, практическая невозможность эксперимента оставляют это отношение, по сути дела, невыясненным. Вместе с тем интерес к данному предмету исследования всегда был велик. Положительное решение этой задачи могло бы иметь самые благотворные последствия.

Проблема отношения мысли к языку в языкознании рассматривается в трех аспектах: 1) проблема мысли и мышления с точки зрения языкознания; 2) проблема языковой формы мысли; 3) проблема отражения действительности мыслью, организованной языковой формой.

Всякая мысль, содержащаяся в высказывании, формируется по законам того знакового материала, в котором она воплощена в данном высказывании. Так, в живописи, танце, музыке, чертежах мысль принимает соответствующую форму. Поэтому принято говорить о мышлении в языковой форме, в форме искусства или техники. Особенности языковой формы мысли познаются в сравнении с формами мысли, представленными в неязыковых знаках.

Знаки подразделяются по материалу и назначению. Основных знаковых систем, без которых не может возникнуть общество и сложиться культура, сравнительно немного, но на их основе развиваются новые знаки и знаковые системы.

По данным фольклористики и этнографии, знаковых систем, необходимых для становления и первоначальной жизни общества, шестнадцать: народные приметы, народные гадания, предзнаменования, пластика тела и танец, музыка, изобразительные искусства, орнамент, народная архитектура, прикладные искусства, костюм и татуировка, меры, ориентиры, команды и сигналы, обряды, игры, язык. Ни одно самое примитивное общество не может обойтись без этого комплекса знаковых систем*.

*(Эти данные нашли полное подтверждение при анализе словарей. Словарь любого языка показывает, что если выделить семантическое поле "семиотика", то основная система классов семиотических явлений сводится к названным шестнадцати.)

На этом фоне становится понятной особая роль языка. Различия языка и неязыковых систем следующие. Язык представлен в звуках речи; это значит, что в отличие от других знаковых систем он может употребляться в любой момент. Язык естествен по материалу. В силу этого, помимо самостоятельной задачи по воплощению особых значений, язык связывает между собой все знаковые системы. С помощью языка назначается и объясняется содержание знаков всех других систем.

Звуковая форма, всеобщность пользования и способность назначать и объяснять все другие виды знаков требуют от языка особых способов формирования мысли. Устный язык обычно зависит в своем содержании от всех других знаковых систем (непосредственно отражающих мир и организующих деятельность людей). В этом смысле содержание языковых знаков как бы вторично. Язык является не только "познающей" системой, но и объясняющей результаты познания, не только организующей совместные действия, но и создающей условия для их организации, не столько прогностической, сколько обеспечивающей прогноз и распространяющей результаты прогноза, сделанного с помощью другой знаковой системы.

Язык является средством связи между другими знаковыми системами. Так, с помощью языка происходит назначение народных примет, объяснение предзнаменований, установление объектов гадания и объяснение результатов гадания, обучение искусствам и практическим занятиям, введение мер, установление значения ориентиров и объяснение содержания команд и сигналов. Все это значит, что язык должен обладать способностью: 1) объяснить действительность; 2) научить другим знакам; 3) подать команду, дать ориентир и служить мерой - и все это в условиях, когда каждый член общества является и создателем словесного знака и его аудиторией.

Древние делили знаковые системы фактически по тем же категориям, что этнография и лексикография, но называли это искусствами. Различались мусические искусства: музыка, танец (и пантомима), изображение и орнамент; практические искусства: ремесло, включая строительство; прикладные искусства: костюм, меры, ориентиры, сигналы по характеру ремесла; искусство прорицания: приметы, знамения, гадания; искусство воспитания (педагогика) и логические искусства: риторика, грамматика, аналитика (логика), стилистика, т.е. филология как комплекс знаний. Логические (т.е. языковые) искусства выделяются благодаря их особой роли. Если нелогическим искусствам должен быть обучен профессионал, то логическим искусствам должен быть обучен каждый гражданин.

Развитие знаков и появление новых семиотических систем связано с развитием языка. История показывает, что только изобретения в области материала языковых знаков приводят к образованию новых знаковых комплексов и систем. Поэтому языковые знаки содержат в себе как образы других знаков, так и образы действий с этими знаками, а отсюда и образы мира, объясняемого знаками. Став общим достоянием и понимаясь единообразно, язык должен передавать все специализированные по разным знаковым системам значения. Поэтому язык допускает абстрактные, отделенные от действительности операции со смыслом - рассуждения. Для этой цели языку необходимы знаки с общим характерным значением. Это - понятийное значение.

Абстрактный характер языковых знаков объясняется тем, что необходимость служить посредником между знаковыми системами требует от языка интерпретации как "вечных" (с точки зрения сроков жизни человека) знаков (например, изображения), так и знаков, "умирающих" в момент создания и восприятия (например, музыка), а также знаков, возобновляемых при каждом применении (например, меры). Поэтому содержание языковых знаков не должно зависеть от эфемерности звукового материала, но должно годиться к постоянному использованию, а значит, быть свободным от привязанности к месту и времени.

Но одна абстрактность значения сделала бы язык негодным к употреблению, если бы нельзя было увязать эти абстрактные значения с местом и временем. Соотнесение значений с местом и временем совершается в высказываниях путем применения специальных слов и форм со значением места и времени, например наречий, предлогов, временных и видо-временных форм глаголов и наречных существительных.

Абстрактные значения места и времени не могут быть конкретизированы в высказывании, если в нем нет указания на отношение речи к действительности, т.е. значения модальности, выражаемого в формах речи, вопросах, побуждениях, повествованиях, отрицаниях и утверждениях, указаниях желательности-нежелательности, возможности-невозможности, условности-безусловности и других значениях (передаваемых в последнем случае специализированными формами и интонацией). Необходимость в модальных формах вызывается еще и тем, что мусические, практические и прогностические знаки, объединяемые языком, имеют разную направленность на действительность.

Отнесение к месту и времени и к действительности содержания речевого акта требует конкретизации значений лиц, так как субъективность акта речи позволяет слушающим оценить его достоверность. Отсюда в акте речи обязательно выражена категория лица через формы глагола, местоимения и местоименные существительные.

Таким образом, характерные черты языковых знаков, отличающие их от всех других, следующие: абстрактность значения отдельных языковых элементов и конкретизация их значений в высказывании; 2) специальная выраженность особыми элементами значений: времени, места, модальности, лица; 3) возможность благодаря этому дифференцированно высказывать суждения о прошлом и будущем в отрыве от прямых событий и ситуаций и от знаковых явлений.

С другой стороны, предметно-тематическое содержание знаков объединяет язык со значениями других знаковых систем. Соответственно предметно-тематической ориентации общие значения речи противопоставляются в двух направлениях - поэзии и прозе. Проза обращена к значениям практических искусств, а поэзия - к значениям мусических искусств. Значения языковых знаков бывают близкими к поэзии (художественно-образными) и близкими к прозе (предметно-образными). В содержании каждого знака, даже в значении грамматических форм, присутствуют обе стороны - и поэтическая и прозаическая. Так, значение рода существительных в образном смысле указывает на пол, а в понятийном - на класс существительных. Эта двойная ориентированность справедлива для значений знаменательных слов. Два типа образности связаны с тем, что язык, будучи ориентированным на практическую семиотику, на такие системы, как чертежи, меры, сигналы, создает предметные образы, а будучи ориентированным на музыку, пластику тела, живопись, - художественные образы. Для создания образности значений язык прибегает к средствам звукоподражания, звуковой символике, этимологии внутренних форм, идиоматике, фразеологии, образным композиционно-стилистическим формам речи. И поэзия и проза оперируют не только образами, но и понятиями. Для их создания язык прибегает к различным типам определения значений слов (путем толкования, через синоним, перечислением по аналогии и др.) вплоть до прямого соотнесения слова с объектом, который это слово называет.

Полисемия, синонимия и омонимия в равной мере служат для создания образных и понятийных значений, по-разному при этом применяясь в прозаических и поэтических текстах. Образно-понятийная структура предметно-тематических значений позволяет языку развить свои собственные средства знаковой выразительности, которые, с одной стороны, составляют основу произведений мусических искусств, а с другой - являются основой построения языков логики, математики и программирования.

При необходимости описывать ситуации абстрактные и конкретные выделяются языковые значения, направленные на сам язык, или грамматические значения, и лексические значения, направленные на объекты действительности, знаки и действия с объектами действительности и знаками. Таковы языковые формы мысли, присущие языку исключительно благодаря его месту среди знаковых систем и материальному строению. В этих формах мысли проявляется знаковая природа языка.

Осмысление высказываний

Любое высказывание как передача смысла в акте общения рассматривается с трех основных точек зрения: говорящего, слушающего, говорящего и слушающего одновременно. Это деление условно.

Осмысление речи принято делить на распознавание речи и понимание речи. Распознаванием называют узнавание материальной формы речи (т.е. какими предложениями, словами, буквами, звуками данная речь представлена). Пониманием речи называют тот или иной тип осознания смысла сказанного и того, каким образом он выражен.

С точки зрения говорящего, высказывание употребляется с целью передать содержание и, следовательно, привлечь внимание слушающего к содержанию сообщения и к своей личности. Это использование человеком экспрессивной функции речи. Для этой цели употребляются как обращения к слушающему, так и формы речи, которые индивидуализируют самого говорящего.

С точки зрения слушающего, речь должна быть не только воспринята, понята, но и оценена по достоинству, так как содержание речи и ее оформление может вольно или невольно нанести ущерб слушающему и третьим лицам. Поэтому при осмыслении речи необходимо не только понять замысел говорящего, оценить этот замысел с точки зрения его содержания и авторского мнения и намерения, но и оценить направленность этого замысла, его полезность. Это использование человеком оценочной функции речи.

Но для того, чтобы могли реализоваться обе эти функции по поводу мыслительного содержания речи, необходимо, чтобы оба участника речевого общения достаточно хорошо владели единым, общим, не зависящим от данного акта коммуникации значением знаков - коммуникативным значением. Например: Что это (русск.). Одинаковые по содержанию высказывания, однако одно из них понятно в китайской языковой среде, а другое - в русской. Экспрессивное и оценочное значения выражений могут быть одинаковы и не зависеть от языка, а коммуникативное - всегда зависит от языка.

Использование говорящим слов и выражений, понятных слушающему, и адекватное распознавание языковой формы этого высказывания слушающим называют реализацией коммуникативной функции речи. Например, преподаватель, войдя в класс, видит запачканную классную доску и произносит с возмущением: "Дежурный, что это?" Дежурный отвечает: "А что это?" - как бы недоумевая, о чем вопрос. Экспрессивная функция высказываний различна: преподаватель возмущен тем, что доска не вытерта; дежурный успокаивает: "У нас все в порядке, стоит ли волноваться?" Оценочная функция высказываний также различна. Дежурный: "Вот пристал, что особенного, забыли стереть!.."; преподаватель: "Хулиган, еще передразнивает!"

Увеличение значения коммуникативной функции по сравнению со значениями экспрессивной и оценочной функций пропорционально длине, абстрактности и сложности высказывания. Сравните: Эй! и В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Оклик Эй!, например при опасности на улице, может быть почти адекватно понят даже человеком, не знающим русского языка, но для понимания второго предложения необходимо достаточно хорошо знать русский язык.

В силу ориентированности коммуникативной функции на общезначимое в разных видах речи и ориентированности оценочной и экспрессивной функций на конкретную речь нередко коммуникативную функцию считают специфической для языка, а экспрессивную и оценочную функции - речевыми, производными от коммуникативной. Однако в реальном сообщении мысль всегда оформляется речью по трем функциям одновременно. Характерно, что по правилам создания высказываний и оформления мысли как говорящий, так и слушающий обязательно мысленно ставят себя на место партнера. Таким образом, в мысли говорящий и слушающий всегда рассматривают экспрессивную, оценочную и коммуникативную функции и творчески комбинируют их, создавая языковую форму выражения данной мысли.

Специфика языкового выражения мысли наглядно проявляет себя не только в каждом акте речи, где у знаков языка много общего с неязыковыми знаками, но и в типах актов речи, где мысль приобретает особую содержательную направленность, связанную с особыми формами речи*.

*(Кроме экспрессивной, оценочной и коммуникативной функций, языковеды выделяют еще много других функций языка: апеллятивную (привлечь внимание получателя речи к самой речи), фатическую (поддерживать речевой контакт), эстетическую (добиваться совершенствования выражений), а также обучающую, моделирующую, прогностическую, кумулятивную и т.д. Это зависит от того, как рассматривается речевая деятельность человека. Наиболее простой способ рассмотреть речевую деятельность - это представить акт речи в таком виде: говорящий - речь - слушающий, когда крайние члены этой формулы представляют соответственно экспрессивную и оценочную функции, средний - коммуникативную.)

Формы мысли в речи

В результате экспрессивного, оценочного и коммуникативного осмысления высказываний материал речи членится, приобретает форму, соответствующую мысли, передаваемой высказыванием. Мысль для передачи другим лицам также формируется по законам языка. В основе ее формирования лежат два фактора: 1) кто кому говорит, т.е. каковы отношения говорящего и слушающего в акте речи; 2) что говорится, т.е. модальное и предметно-тематическое содержание высказывания.

Модальное и предметно-тематическое содержание высказываний зависит от того, кто кому говорит, так как речь говорящего ведется в соответствии с интересами слушающего. Различия модального и предметно-тематического содержания высказываний в зависимости от интересов участников акта общения могут быть суммированы и сведены к основным типичным случаям в соответствии с поводом, или причиной, или целью речи.

В зависимости от повода, причины, цели речи складываются формы речи-мысли, так как когда кто-то сообщает кому-то о чем-то, то говорящий старается высказать мысль самым доходчивым образом и формирует свою речь соответственно этому. Таким образом, между участниками акта речи и предметом речи в качестве посредника выступает форма речи.

Существуют три основных повода, или причины, или цели речи: убеждение, развлечение, установление истины и обучение. В случае убеждения говорящий непосредственно навязывает слушающему эмоции, мнения, мысли и волю, вынуждая принять образ мысли говорящего и действовать соответственно этому. В случае развлечения говорящий не имеет цели вызвать действия слушающего, поэтому не навязывает ему своей воли, а только сообщает что-то с целью возбудить в слушающем интерес к предмету, эмоции и мысли по поводу сказанного. В случае установления истины или обучения говорящий доказывает слушающему характер природы вещей, т.е. аргументирует в пользу истинного знания.

В античности эти три формы речи-мысли соответствовали трем сферам публичной речи: суд, собрание граждан и праздник (навязывать свое мнение); театр, публичное исполнение эпоса, домашнее занятие искусством (сообщать); обучение и философский ученый диспут (устанавливать истину).

Формы речи определяются также отношением данной речи к содержанию предшествовавшей речи, к мобилизации в речи понятийной и образной сторон речевого мышления, к переходу от мысли к эмоции, воле и действию, т.е. к реализации замысла конкретной деятельности, и к использованию способности человека к абстракции, и наконец, к характеру аудитории. Так возникает определенная направленность содержания речи в каждом типе речи.

В соответствии с направленностью содержания речи по поводам и целям мысль, выраженная в формах речи, бывает трех родов: риторическая, поэтическая и логическая, т.е. мысль, выраженная в риторической форме, мысль, выраженная в поэтической форме, и мысль, выраженная в логической форме. Логическая, риторическая и поэтическая мысли различаются по тому, как речь соотносится с действиями человека и какую форму она принимает в акте речи. Логическая и поэтическая мысли предполагают лишь постижение действительности, но не требуют от человека действий; риторическая мысль, напротив, построена так, что связана с действиями людей. Логическая и риторическая мысли связаны с доказыванием абстрактных положений. Поэтическая мысль, напротив, показывает реальное или воображенное положение вещей. Риторическая и поэтическая мысли возбуждают чувства. Логическая мысль, как бы ни была она увлекательна сама по себе, не обращается к чувству.

Наглядно различия трех основных родов мысли можно представить в таблице:

Признаки речи-мысли Формы речи-мысли
риторическая поэтическая логическая
Постижение действительности без перехода к действиям - + +
Доказывание положений + - +
Возбуждение чувств + + -

 

Мысль в риторической форме

Риторическая мысль является основной, исходной формой речевого выражения мысли. Мысль, выраженная в риторической форме, имеет три основные разновидности, которые по их отношению ко времени и к лицам речи (т.е. говорящему и слушающему) можно условно назвать так: предполагание, утверждение, научение.

Предполагание - это мысль о том, каким может стать тот или иной предмет речи. Это может быть мнение, интуитивное угадывание, научный прогноз, вывод о свойствах объекта, план и, наконец, указание или даже приказ о действиях. Во всех случаях мысль обращена к будущим событиям.

Утверждение - это мысль о событиях, имевших место в прошлом, результаты которых прямо или косвенно связаны с настоящим. Утверждение всегда содержит истолкование существа или отдельных сторон вещей или событий. Предметы мысли как бы узнаются с новой стороны. Сюда входят разного рода объяснения вещей, ситуаций и положений. Поскольку утверждение почти всегда касается предметов, уже объяснявшихся ранее, в него нередко включаются доказательства истинного и опровержения ложного. В описании различается данное ранее и новое. При утверждении прибегают к полемическому характеру выражения.

Научение состоит в том, что слушающему сообщают знание, прививают навыки и добиваются усвоения знаний и навыков. При научении диалог почти обязателен. В диалоге происходит передача знания, опрос, ответ и извещение учащегося о результатах усвоения знания и навыков. Содержание речи в обучении имеет систематический характер. Высказвания относятся к действительности как бы вне времени, т.е. в них передаются объективные законы и правила, действующие всегда.

Формальное отличие предполагания, утверждения, научения друг от друга состоит в том, что утверждение и научение как виды речи всегда предполагают прямой или опосредованный переход к конкретным действиям, а предполагание необязательно должно завершиться таким переходом. Предполагание и утверждение обязательно соотнесены с конкретным моментом времени, а научение-не обязательно. Предполагание и научение не обязательно требуют перестройки отношения к действительности в действиях людей, тогда лак утверждение есть, по сути дела, переописание уже описанного, оно обязательно требует изменения отношения к действительности.

Признаки речи-мысли Формы риторической речи-мысли
предполагание утверждение научение
Обязательность перехода к конкретным действиям - + +
Обязательная отнесенность речи к конкретному моменту времени + + -
Необязательность перестройки отношения к действительности в действиях людей + - +

Предполагание, утверждение, научение как риторические формы речи-мысли были известны со времен античности. Аристотель (384 - 322 до н.э.) в "Риторике" поделил риторическую речь на три вида: совещательную, судебную и показательную. Терминология Аристотеля была связана с формами публичной речи в греческом полисе. С развитием родов, видов и разновидностей речи в риторической или предметно-практической устной и письменной речи принципиальное деление риторической речи на три части сохранилось. Сохранились и основные признаки такого деления, изменялись только их названия в связи с развитием форм прозаической речи.

Мысль в поэтической форме

Поэтическая форма речи-мысли отличается от риторической и логической двумя важнейшими формальными и смысловыми признаками: это речь обязательно украшенная и содержащая мимесис ('подражание').

Под украшенностью речи понимается прежде всего сопровождение речи искусствами - музыкой, изображением, а также архитектурой, костюмом, аксессуарами. Образцом полной украшенности речи является театр, где в целях раскрытия содержания речи используются все искусства одновременно. Совместное действие всех искусств создает единое содержание. Это содержание в основном образное, так как соединение искусств в одно смысловое целое может произойти только в образе [2].

Всякий образ для того, чтобы быть понятым, должен быть подражанием чему-то известному. Однако образ не является полным воспроизведением вещи, которой он подражает (в этом случае это уже дубликат вещи, нередко подделка). Образ подражает некоторым сторонам действительности, взятым так, что совокупность сторон действительности, изображаемых определеным способом, ограничена по условию создания этого образа. В образе заключено условное изображение действительности, рассматривая которое слушатель (и зритель) раскрывает для себя сущность изображаемого объекта. Верно построенный образ подражает именно тем сторонам предмета действительности, которые раскрывают его сущность [11]. Свойство образа - формировать органическую связь некоторых сторон объекта и тем раскрывать его сущность, невидимую из-за бесконечной многосторонности объекта, - делает образ мощным средством познания [11]. Аристотель в "Поэтике" не без иронии замечает, что зритель в театре испытывает удовлетворение от того, что познает, но не долго помнит познанное. Это замечание подтверждает то, что поэтическая форма речи-мысли необязательна для слушателя (и зрителя). Слушатель (и зритель) не дает поэту или кому-либо отчета в том, как понят и изучен им образ. Вот почему образ понимается с разной степенью глубины и с разной направленностью мысли. Привлечением слушателя (и зрителя) к поэтическому произведению является особое удовлетворение, которое он испытывает после восприятия поэтической речи. Это удовлетворение было названо катарсисом ('очищение'). Эмоциональная, психическая природа этого удовлетворения не вполне ясна. Тем не менее катарсис как результат восприятия поэтической речи - неотъемлемое свойство культурного человека [2].

Поэтическая речь отличается от прозаической особым отношением слова к смыслу. В соответствии с теорией литературы "в художественных произведениях всегда изображаются какие-то индивидуальности, или, шире, нечто индивидуальное. Но изображенные индивидуальности интересуют и самих художников, и воспринимающую их произведения общественность прежде всего потому, что в них воплощены какие-то общие ("всеобщие") существенные ("субстанциальные") особенности ("силы") жизни. И только в той мере, в какой изображенная индивидуальность отчетливо проявляет в себе свою жизненную существенность, она выступает и осознается как характер, или, точнее, как нечто "характерное"" [72, 44].

Поэтическое изображение индивидуального надо отличать от прозаического: "В тексте таких [не художественных] сочинений даются изображения отдельных явлений - словесные и фотографические. Они имеют значение конкретных примеров, с помощью которых поясняются, иллюстрируются те общие положения и выводы, которые развиваются предварительно в отвлеченных понятиях. Это - иллюстративные образы. Они должны быть достоверными и объективными иллюстрациями познавательных обобщений автора-ученого, философа, публициста. Поэтому такие образы всегда бывают воспроизведением наиболее характерных явлений, существующих в самой действительности. В них никак не может проявляться ни творческое воображение автора, ни его эмоциональное отношение к предмету. В этом они противоположны образам искусства.

Есть еще один вид образов, часто встречающийся в информационной прессе - в газетах и журналах. Это образы словесные или фотографические, которые создаются для познания неповторимых, индивидуальных свойств явлений жизни, отдельных ее фактов, вызывающих общественный интерес. Это - образы фактографические. Они должны быть достоверным воспроизведением индивидуального, и в их создании также не может иметь никакого места ни творческое воображение, ни эмоции создающих их людей; и они, в этом отношении, противоположны художественным образам" [12, 51].

Это значит, что в прозаическом изображении слово может быть сопоставлено с фотографией, а в поэтическом - не может, так как прозаическое изображение индивидуального есть изображение конкретного случая, действительно имевшего место в жизни. Этот факт должен служить либо иллюстрацией правила (как в науке), либо быть объектом исследования (как в массовой информации).

Поэтическое изображение индивидуального в речи можно сопоставить с рисунком (например, художественной иллюстрацией романа). Там образ создается воображением художника на основании обобщения разных сторон жизни и многих фактов, и при этом так, что несущественные для замысла художника стороны отбрасываются, а сохраняются и усиливаются существенные. "Проявляя активный интерес к тем их [общественно-исторических характеров] сторонам, которые представляются ему [писателю] наиболее существенными, писатель выделяет, усиливает, развивает именно эти стороны в новом, вымышленном индивидуальном воплощении характеров" [72, 49-50].

Так как художественная индивидуализация основана на обобщении, она есть абстракция, но абстракция образная, а не понятийная. Образ должен быть узнан как образ. Поэтому в нем воображением должны быть соединены разные, нередко не совместимые в логическом рассуждении детали. Писатель выражает эмоциональную оценку "через подробности изображения... через детали... образов" [72, 50]. "Художественное произведение - это экспрессивное единство образных деталей ", которые вместе рисуют образ по общим законам эстетики [72, 50]. "Произведения словесного искусства, как и искусства вообще, по-своему прекрасны тогда, когда их специфическое художественное содержание с высоким совершенством выражено в экспрессивно-образной художественной форме" [72, 53].

При формировании художественного образа благодаря индивидуальности его конструкции автор не может обойтись без выражения оценки этого образа. Такая оценка формирует как бы условия понимания образа читателем. Эта оценка выражает эмоциональное отношение, которое автор формулирует по отношению к созданному им образу. Эмоциональная оценка является существенной стороной замысла художника, соединяющей отдельные детали образа и разные образы произведения в одно целое. Если произведение сложное и содержит много образов, то общая эмоциональная оценка также становится сложной, детализированной, нередко неожиданной для читателя, что составляет одну из основ привлекательности произведения.

Сложность структуры смысла художественного текста позволяет дать классификацию основных типов художественных текстов - родов литературы - по характеру их образности. Современная теория литературы разделяет художественную речь по характеру аудитории и исполнения на драму, с одной стороны, и эпос и лирику - с другой. Драма представляет собой синтетическое искусство, где речь украшена другими видами искусств. Драмы для чтения - исключения из этого правила. Читатель таких драм как бы дорисовывает в своем воображении "украшения" такой драмы, т.е. творит вместо постановщика, актеров, художника, музыкантов.

Эпос и лирика могут сопровождаться музыкой, но их главное назначение - быть собственно речью. Поэтому драма различается по характеру пафоса на жанры комедии, трагедии и собственно драмы, а эпос и лирика имеют жанровые различия по предмету изображения (например, пейзажная лирика, любовная лирика и т.д.).

Между эпосом и лирикой существуют как бы переходные, лиро-эпические произведения.

По структуре изображения эпос отражает действительность в аспекте человеческого бытия. Поэтому в эпосе персонажи действуют словом и поступком. Лирика же формирует образ в аспекте общественно-исторического сознания. "Лирика отличается от эпоса прежде всего по существующему в ней соотношению субъекта и объекта познания жизни".

"Когда писатель выражает свои идейные интересы и эмоциональнное отношение к жизни лирически, в аспекте общественного сознания [а не общественного бытия. - Ю. А], он может исходить при этом прежде всего из осмысления характерности своего собственного внутреннего мира, своих мыслей, чувств, стремлений. Так обычно и бывает - в подавляющем большинстве лирических произведений основным предметом познания является внутренний мир самого писателя (поэта), его общественное сознание" [12, 105 -106]. Драма же похожа на эпос в том отношении, что в ней представлено именно общественное бытие. "Соотношение бытия и сознания персонажей в эпосе и драматургии одинаковое. Поэтому-то и возможна бывает перестройка эпических произведений в драматургические" [12, 115].

Еще одной характерной чертой художественной речи является то, что автор должен обозначить условность текста, вымышленность персонажей и событий. Это обозначение зависит от того, в каком роде литературы создается произведение. В драме само сценическое пластическое воплощение персонажей предполагает условность и вымысел. В лирике сам предмет - описание мировоззрения и мироощущения автора, осознание им общественного бытия - предполагает, что автор исследует и описывает свое сознание, т.е. описывает не реалии, а их отображение в сознании. В эпосе, где описываются люди и их действия, поэтический текст может быть соединен с прозаическим (например, с текстами историческими, мемуарными, информационными жанрами и даже деловой письменностью). Поэтому эпический текст должен содержать такие части, которые указали бы на вымысел и условность. В английской практике иногда это обращается в издательское требование добавить слово "фикция" (англ, fiction) на титульный лист издания. Но в большей части сочинений этого рода условность и вымысел даны как то или иное словесно выраженное отношение автора к тексту. Например, как изложение рассказа кого-либо (сказовая форма эпоса), как создание образа автора путем имитации определенного речевого типа и путем соотнесения времени описываемых событий со временем рассказа, когда время событий и время рассказа не совпадают, что указывает на вымышленность повествования.

Развитие поэтической речи обогатило ее жанрами и их местными и историческими вариантами. В истории литературы известны многие жанровые разновидности поэтической речи, каждая из которых имеет свое значение.

Особенность поэтической речи состоит в характере внушаемой ею эмоции. Если в прозаической речи эмоция внушается прямо (риторика говорит, что можно хвалить слушателя, высказывать любовь к нему, иронизировать над ним и даже угрожать ему), то в поэтической речи эмоциональное внушение совершается косвенно. Например, по ходу развития сюжета характеры эмоционально воздействуют друг на друга (по принципу прозы), а слушатель или зритель лишь сострадает характерам или испытывает страх за них, наблюдая развитие действия (по принципу поэзии). Поэтому поэтическая эмоция возникает на основе сопереживания, которое испытывает аудитория. Оценка изображаемой эмоции вместе с рассмотрением зрителем (слушателем или читателем) образа, данного в произведении, и средств языка, которыми этот образ создан, формирует особую, свойственную только поэтической речи эмоционально-оценочную функцию. Эмоциональная оценка художественной речи составляет как бы чувственный фундамент ее эстетического восприятия.

В связи с этим родом восприятия поэтическая речь приспосабливается к эмоциональной оценке слушателя и рождает жанровые разновидности речи, а также стиховую и нестиховые формы речи. К формам речи, демонстрирующим искусство владения словом, относится метрическая и неметрическая (периодическая) речь, речь рифмованная и нерифмованная, речь периодическая и строфическая. Используются различные сочетания созвучий (а затем и графических форм), создающих особое эстетическое впечатление.

Вместе с организацией звуковой стороны поэтической речи происходит организация ее смысла. Смысловая сторона поэтической речи организуется, как уже сказано, на основе подражания. Прежде всего это подражание прозаической речи с ее формами диалога и монолога, а также родам риторической речи с их видами и разновидностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.042 с.)