Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единицы и категории лингвостилистики

Поиск

Неиспользование стилистического анализа текста для выявления языковых фактов, случайный выбор текстов и примеров из них - типичная ошибка начинающих лингвистов. Тексты пронизаны индивидуальным употреблением звучаний слогов, слов и предложений, индивидуальными значениями, словами-окказионализмами. Все это не относится к языку как предмету языкознания.

Языковед должен быть знаком с основными единицами и категориями стиля. Незнание их рождает некритическое отношение к явлениям текста. Новейшие руководства по стилистике дают обобщенные перечни таких единиц стилистики. К ним относят: единицы фоностилистики (аллитерация, рифма, стопа, метр, строфа, периодичность-непериодичность речи);

2) единицы стилистической семантики (метонимия, метафора, синекдоха, гипербола, литота, ирония и др.);

3) единицы морфемного синтаксиса (так называемые "претерпевания": метатеза, протеза, эпентеза и др.); 4) единицы синтаксиса словосочетания (сравнения, уподобления и др.); 5) единицы синтаксиса предложения (эллипсис, инверсия, анаколуф и др.).

Кроме того, в стилистике изучаются: ^композиционные формы речи, различающиеся составом участников и характером общения: диалог и монолог в прямой и превращенных формах (повествовательных формах); 2) композиционные формы речи, связанные с модальностью текста: описание, доказательство, повествование; 3) композиционные формы речи, рассмотренные с эмоционально-экспрессивной и логико-экспрессивной сторон: образ, доказательство, риторический вопрос, риторическое восклицание; 4) композиционные формы речи, различающиеся по протяженности и смысловой организации произведения словесности: жанрово-компози-ционные формы речи, например приступ, изложение, доказательство, заключение в судебной речи, формы повести, романа, формы композиции научной речи и т.п.; 5) композиционные формы речи, образующиеся по типу авторства в разных видах словесности (например, образ автора в художественной литературе, коллективное авторство в документе и т.п.) [3].

Единицы стилистики, таким образом, делятся на соотносимые с единицами ярусов языка, изучаемыми в лингвистике, и несоотносимые с ними. К несоотносимым причисляются все композиционные формы речи и соответствующие им единицы, которые характеризуют текст как целое и его первоначальное деление. Эти категории стилистики противопоставляются категориям лингвостилистики, таким, как исторический стиль, функциональный стиль и т.п. Единицы стилистики, соотносимые с ярусами языка, могут быть сопоставлены с соответствующими лингвистическими единицами.

Единицы фоностилистики соотносят с такими единицами фонетики и фонологии, как звук, фонема, слог, такт, интонация и просодия словосочетания и предложения, интонация сочетания предложений, ритм речи.

Единицы стилистической семантики соотносятся с ярусами слов и словосочетаний и сопоставлены с такими классами этих единиц, как синонимы, антонимы, фразеологизмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы и др.

Единицы морфемного синтаксиса сопоставлены с лингвистическими единицами формо- и словообразования.

Стилистические единицы синтаксиса словосочетаний сопоставлены со словосочетаниями, выступающими как члены предложения.

Такие единицы стилистики, как эллипсис, инверсия, анаколуф, сопоставлены с составом предложения, характером и порядком слов.

Все единицы риторической стилистики, соотносимые с ярусами языка, и все лингвистические единицы этих же ярусов дополняют друг друга, так как вмещаются в одну и ту же реальность речи, один и тот же объем звучания или графического выражения, но рассматривают его с разных сторон. Так, эллипсис, инверсия, анаколуф противопоставлены нормальному и полному порядку слов. Единицы стиля вмещаются в объем предложения и познаются как отступления от нормального и полного порядка слов, как поэтические и риторические вольности.

Сравнения и уподобления чаще всего вводятся в предложение такими словами, как словно, как будто, подобно и т.п., и составляют особые обороты речи (термин, показывающий их выделимость и противопоставленность обычным членам словосочетания и предложения).

Единицы стилистической семантики располагаются внутри лексических единиц, но выделяются противопоставленностью обычной номинации.

Единицы фоностилистики по большей части принадлежат стиховой речи и не относятся ни к прозаической речи, ни к переходным видам речи между стихом и прозой (белому стиху, верлибру, стиху в прозе), хотя отчасти присутствуют в некоторых видах прозы, например в мерной или ритмизованной прозе.

Наконец, "претерпевания" (диереза, протеза, эпентеза, метатеза и др.) могут быть представлены в фоно-морфологическом строе слова, а могут быть и не представлены в нем.

Это значит, что единицы языка по ярусам всегда представлены в любом акте речи и каждая занимает там свое место. Единицы стилистики могут быть представлены в высказывании. Они как бы наслаиваются по мере надобности на единицы языка и изменяют их вид.

Различие между единицами языка и стиля проявляет себя в следующих признаках:

1. Единицы языка всегда имеют определенную материальную форму, одну и ту же, хотя и изменяющуюся в определенных пределах; единицы стиля, напротив, представляют собой только способ использования единиц языка.

2. Единицы языка, даже такие абстрактные, как грамматические и фонологические, имеют каждая свое значение (так, значением фонемы является звук или комплекс звуков в определенном типе произношения); на основании этого значения с помощью единиц стиля формируется смысл в речи. Так, фонема m различает значения слов и морфем в системе языка. Но у Пушкина: веселым треском трещит затопленная печь, где т в сочетании с р в словах треск, трещит создает одну из фигур фоностилистики - звукоподражание. Каждая единица языка имеет собственное значение, а риторические единицы стиля осмысляют это значение, переводя его в акте речи из абстрактного в предметное представление.

3. Единицы языка в высказывании должны представить весь состав ярусов и заполнить этот набор хотя бы значимым своим отсутствием (так, лат. i 'иди' соединяет в себе фонему, морфему, слово, предложение). Единицы стиля композиционного характера обязательно представлены в высказывании (в данном случае соблюдена максимальная краткость речи). Но единицы стиля, соотносимые с ярусами языка, не обязательно представлены в высказываниях (как в данном случае). Могут быть высказывания, не содержащие таких единиц; не зря их называют украшениями речи [2].

Вот почему единицы стиля, сопоставимые с единицами языка, противоположны им. Вряд ли можно думать, что такие единицы стиля всегда служат основанием для создания произведений словесности. Скорее наоборот, единицы языка служат основой для появления стиля.

В отличие от единиц стилистики категории стилистики связывают противопоставленные науками о речи и языкознанием категории языка и стиля. Категории стилистики устанавливают историческую связь абстрактных и вневременных категорий стилистики и лингвистики. Стилистика языка возникает из истории языка, определяет место и отношение конкретных единиц стиля к конкретным единицам языка в произведениях словесности.

Стилистика языка "скрывает" в себе развитие языка как развитие сфер общения. Модели сфер общения систематизируют язык под углом зрения влияния стиля на язык и дифференцируют стилеобразующие действия личности, с одной стороны, и результаты этих действий в материал языка-с другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.158.245 (0.008 с.)