Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единицы и категории лингвостилистикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Неиспользование стилистического анализа текста для выявления языковых фактов, случайный выбор текстов и примеров из них - типичная ошибка начинающих лингвистов. Тексты пронизаны индивидуальным употреблением звучаний слогов, слов и предложений, индивидуальными значениями, словами-окказионализмами. Все это не относится к языку как предмету языкознания. Языковед должен быть знаком с основными единицами и категориями стиля. Незнание их рождает некритическое отношение к явлениям текста. Новейшие руководства по стилистике дают обобщенные перечни таких единиц стилистики. К ним относят: единицы фоностилистики (аллитерация, рифма, стопа, метр, строфа, периодичность-непериодичность речи); 2) единицы стилистической семантики (метонимия, метафора, синекдоха, гипербола, литота, ирония и др.); 3) единицы морфемного синтаксиса (так называемые "претерпевания": метатеза, протеза, эпентеза и др.); 4) единицы синтаксиса словосочетания (сравнения, уподобления и др.); 5) единицы синтаксиса предложения (эллипсис, инверсия, анаколуф и др.). Кроме того, в стилистике изучаются: ^композиционные формы речи, различающиеся составом участников и характером общения: диалог и монолог в прямой и превращенных формах (повествовательных формах); 2) композиционные формы речи, связанные с модальностью текста: описание, доказательство, повествование; 3) композиционные формы речи, рассмотренные с эмоционально-экспрессивной и логико-экспрессивной сторон: образ, доказательство, риторический вопрос, риторическое восклицание; 4) композиционные формы речи, различающиеся по протяженности и смысловой организации произведения словесности: жанрово-компози-ционные формы речи, например приступ, изложение, доказательство, заключение в судебной речи, формы повести, романа, формы композиции научной речи и т.п.; 5) композиционные формы речи, образующиеся по типу авторства в разных видах словесности (например, образ автора в художественной литературе, коллективное авторство в документе и т.п.) [3]. Единицы стилистики, таким образом, делятся на соотносимые с единицами ярусов языка, изучаемыми в лингвистике, и несоотносимые с ними. К несоотносимым причисляются все композиционные формы речи и соответствующие им единицы, которые характеризуют текст как целое и его первоначальное деление. Эти категории стилистики противопоставляются категориям лингвостилистики, таким, как исторический стиль, функциональный стиль и т.п. Единицы стилистики, соотносимые с ярусами языка, могут быть сопоставлены с соответствующими лингвистическими единицами. Единицы фоностилистики соотносят с такими единицами фонетики и фонологии, как звук, фонема, слог, такт, интонация и просодия словосочетания и предложения, интонация сочетания предложений, ритм речи. Единицы стилистической семантики соотносятся с ярусами слов и словосочетаний и сопоставлены с такими классами этих единиц, как синонимы, антонимы, фразеологизмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы и др. Единицы морфемного синтаксиса сопоставлены с лингвистическими единицами формо- и словообразования. Стилистические единицы синтаксиса словосочетаний сопоставлены со словосочетаниями, выступающими как члены предложения. Такие единицы стилистики, как эллипсис, инверсия, анаколуф, сопоставлены с составом предложения, характером и порядком слов. Все единицы риторической стилистики, соотносимые с ярусами языка, и все лингвистические единицы этих же ярусов дополняют друг друга, так как вмещаются в одну и ту же реальность речи, один и тот же объем звучания или графического выражения, но рассматривают его с разных сторон. Так, эллипсис, инверсия, анаколуф противопоставлены нормальному и полному порядку слов. Единицы стиля вмещаются в объем предложения и познаются как отступления от нормального и полного порядка слов, как поэтические и риторические вольности. Сравнения и уподобления чаще всего вводятся в предложение такими словами, как словно, как будто, подобно и т.п., и составляют особые обороты речи (термин, показывающий их выделимость и противопоставленность обычным членам словосочетания и предложения). Единицы стилистической семантики располагаются внутри лексических единиц, но выделяются противопоставленностью обычной номинации. Единицы фоностилистики по большей части принадлежат стиховой речи и не относятся ни к прозаической речи, ни к переходным видам речи между стихом и прозой (белому стиху, верлибру, стиху в прозе), хотя отчасти присутствуют в некоторых видах прозы, например в мерной или ритмизованной прозе. Наконец, "претерпевания" (диереза, протеза, эпентеза, метатеза и др.) могут быть представлены в фоно-морфологическом строе слова, а могут быть и не представлены в нем. Это значит, что единицы языка по ярусам всегда представлены в любом акте речи и каждая занимает там свое место. Единицы стилистики могут быть представлены в высказывании. Они как бы наслаиваются по мере надобности на единицы языка и изменяют их вид. Различие между единицами языка и стиля проявляет себя в следующих признаках: 1. Единицы языка всегда имеют определенную материальную форму, одну и ту же, хотя и изменяющуюся в определенных пределах; единицы стиля, напротив, представляют собой только способ использования единиц языка. 2. Единицы языка, даже такие абстрактные, как грамматические и фонологические, имеют каждая свое значение (так, значением фонемы является звук или комплекс звуков в определенном типе произношения); на основании этого значения с помощью единиц стиля формируется смысл в речи. Так, фонема m различает значения слов и морфем в системе языка. Но у Пушкина: веселым треском трещит затопленная печь, где т в сочетании с р в словах треск, трещит создает одну из фигур фоностилистики - звукоподражание. Каждая единица языка имеет собственное значение, а риторические единицы стиля осмысляют это значение, переводя его в акте речи из абстрактного в предметное представление. 3. Единицы языка в высказывании должны представить весь состав ярусов и заполнить этот набор хотя бы значимым своим отсутствием (так, лат. i 'иди' соединяет в себе фонему, морфему, слово, предложение). Единицы стиля композиционного характера обязательно представлены в высказывании (в данном случае соблюдена максимальная краткость речи). Но единицы стиля, соотносимые с ярусами языка, не обязательно представлены в высказываниях (как в данном случае). Могут быть высказывания, не содержащие таких единиц; не зря их называют украшениями речи [2]. Вот почему единицы стиля, сопоставимые с единицами языка, противоположны им. Вряд ли можно думать, что такие единицы стиля всегда служат основанием для создания произведений словесности. Скорее наоборот, единицы языка служат основой для появления стиля. В отличие от единиц стилистики категории стилистики связывают противопоставленные науками о речи и языкознанием категории языка и стиля. Категории стилистики устанавливают историческую связь абстрактных и вневременных категорий стилистики и лингвистики. Стилистика языка возникает из истории языка, определяет место и отношение конкретных единиц стиля к конкретным единицам языка в произведениях словесности. Стилистика языка "скрывает" в себе развитие языка как развитие сфер общения. Модели сфер общения систематизируют язык под углом зрения влияния стиля на язык и дифференцируют стилеобразующие действия личности, с одной стороны, и результаты этих действий в материал языка-с другой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.158.245 (0.008 с.) |