Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Языкознание - гуманитарная наукаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Языковую деятельность как общественное явление и понятие языка как средства формирования и передачи мысли и инструмента культуры нельзя смешивать с понятием языка как предмета языкознания. Языковая деятельность как общественное явление, средство передачи мысли и инструмент культуры изучается филологией, обществоведением, логикой, психологией, историей и другими науками. Каждая наука по-своему представляет себе язык, т.е. формирует свой предмет исследования. У языкознания как части филологии свой аспект исследования и свое понятие языка. Название "язык" передает только предмет языкознания как науки, т.е. только одну из сторон языковой деятельности. Всякое исследование в науке, помимо своего метода, т.е. особого взгляда на действительность, зависит еще от философского метода познавательной деятельности. В настоящее время в языковедческих работах представлены, главным образом, два различных философских метода - позитивизм и диалектический материализм. Позитивизм в языкознании настаивает на экономности, непротиворечивости и простоте как на критериях истинности в описании языка*. Экономность, непротиворечивость, простота и системность были сформулированы как требования к характеру изложения материала в учебных курсах**. Однако это всего лишь требования к изложению материала, но не к установлению истины. Истина добывается за пределами учебных курсов. Совокупность научных истин может быть систематически, экономно и непротиворечиво изложена в учебных курсах лишь после того, как истина получена. Позитивизм фактически снимает различие между процессом получения истины и характером ее изложения. *(См.: Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. 1.) **(См.: Коишнский Н.Ф. Частная риторика. Спб., 1837. С.137-141.) Диалектический материализм как метод познания главное внимание обращает на процесс достижения истинного знания о предмете. Он отделяет процесс достижения истинного знания от письменного выражения результатов познания. Критерий достижения истинного знания диалектический материализм видит в соответствии содержания знания природе познаваемого объекта. Это соответствие может быть проверено логически, путем рассуждения и в процессе использования знаний на практике, в частности в школьном преподавании. Материалистический метод устанавливает, что знание есть постижение существенных сторон познаваемых явлений. Этим материализм противопоставлен позитивизму, который отрицает принцип обязательного соответствия теории изображаемому в ней объекту*. Позитивизм допускает, что теория, не отображая существенных сторон изучаемого явления, может быть пригодной хотя бы частично. С этой точки зрения несущественно, как теория изображает объект, так как если при построении теории соблюдены формально-логические правила, то теория уже не может существовать на правах гипотезы, которая верифицируется практикой**. Внимание позитивизма, таким образом, устремлено на логические формы изложения. Внимание диалектического материализма устремлено на отображение существенных сторон объекта, логические формы мысли играют поэтому гносеологическую роль в построении теории, служат одновременно целям формальной проверки истинности теории. *(См.: Диалектический материализм / Под ред. А.П. Шептулина. М., 1974. С. 167-174.) **(См.: Шкуринов Я.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980. С. 9-41.) Различно толкуется философами и критерий практики. С точки зрения позитивизма теория может быть пригодной или непригодной*. С точки зрения диалектического материализма теория может быть истинной или ложной. Истинная теория верно отражает существенные стороны изучаемого объекта. Ложная теория искажает истинную картину объекта, даже если она непротиворечива с формально-логической стороны, ибо или не отражает его существенных свойств, или отражает их искаженно. *(См.: Витгенштейн Г.А. Логико-философский трактат. М., 1958.) Пригодность или непригодность теории позитивизм связывает с ее применимостью*. Критерий применимости теории как будто бы похож на критерий практики, однако это чисто внешнее сходство. Критерий практики диалектический материализм понимает широко - как общее соответствие всей исторической практике человечества (а не просто как возможность использования). Диалектический материализм ценит правильную теорию и в том случае, когда она и не нашла себе пока практического применения, и считает гипотезой научные объяснения природы объекта, не нашедшие пока практического подтверждения с точки зрения истории знания. Практическое подтверждение может быть, например, получено косвенным путем в том случае, если другая теория, связанная с предложенной гипотезой, практически подтверждена. *(См.: Конт О. Курс положительной философии. Спб., 1900. Т. 1.) Из сказанного ясно, что позитивизм интересует не установление истины, не верное отображение изучаемого объекта, а лишь понятийная конструкция, имеющая целью утилитарное применение*. Целью диалектического материализма является познание природы изучаемого объекта, которое позволяет использовать эти знания в общественной практике, технике или в другой научной теории. Диалектический материализм утверждает, что никакая модель не может быть успешно создана без познания объективных закономерностей объекта. *(См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //Полн. собр. соч. Т. 18.) Познание объективных закономерностей является предпосылкой для практических решений. С точки зрения диалектического материализма наука должна за внешними сторонами объекта открывать основные зависимости, управляющие его жизнью. Раскрыв эти зависимости, научная абстракция формулирует их как законы*. *(См.: Друянов Л.А. Место закона в материалистической диалектике. М., 1981.) К. Маркс показал, что не только явления природы управляются законами. Законами, имеющими силу универсальных зависимостей, определяющих сущность объекта, управляются и общественные явления. Общественные явления чувственно и наглядно даны нам как деятельность людей, т.е. как совокупность действий, управляемых чувствами, мыслями, волей людей. Общественные науки за этими внешними проявлениями открывают законы общества, которые существуют независимо от чувств, мыслей и воли людей и управляют их поступками, продиктованными чувствами, мыслями и волей. Таков, например, закон стоимости в политической экономии*. *(См.: Глезерман Н.Е. Законы общественного развития, их характер и использование. М., 1979.) Для открытия законов природы и общества с помощью научной абстракции необходим определенный способ наблюдения явлений. Средствами научного наблюдения являются эксперимент и историческое сравнение. В эксперименте объекты особым образом изолируются от тех связей, которые обычно свойственны им в природе, а затем подвергаются контролируемому экспериментатором воздействию. В результате этого можно наблюдать основные свойства объекта. Воздействуя на какие-либо стороны объекта, можно добиться изменений в объекте и по характеру этих изменений судить о существенных сторонах объекта. Однако не все объекты науки поддаются эксперименту. Одни из них недоступны экспериментальной технике, над другими же нельзя экспериментировать. Например, нельзя экспериментировать над человеком и обществом. В этом случае наблюдение изменений остается принципиально тем же, но изменения объекта наблюдаются в его истории. Рассматривая историю объекта, изменение его внешних и внутренних связей, устанавливают зависимости в структуре объекта и формулируют на этом основании законы объекта. В обоих случаях нельзя обойтись без факторов времени и места жизни наблюдаемого объекта, без учета истории его жизни. Исторический подход к объекту является непременным принципом для установления законов общественных явлений. Языковая деятельность относится к общественным явлениям, которые изучаются гуманитарными науками. Для установления методологических принципов языкознания необходимо отделить общественные науки от естественных, а затем выделить из гуманитарных наук филологию и затем - языкознание как часть филологии. Естественные науки изучают природу, общественные - общество. Законы природы отличаются от законов общества тем, что природа существовала до человека и может существовать без человека, тогда как человек - продукт природы и реализует себя в деятельности, которая преобразует природу и одновременно изменяет природу самого человека. Научное познание есть род человеческой деятельности. Отделяя себя от природы, человек научно познает природу безотносительно к деятельности. Поэтому предмет природоведения отличается следующими основными чертами: 1) мир однороден; 2) всякая вещь в мире разложима на составляющие ее элементы в научном и практическом анализе; если элементы соединить в одно целое так же, как и до анализа, то в результате вещь будет полностью воспроизведена, т.е. анализ и синтез - вещи обратимые; 3) каждая вещь может занимать только одну определенную точку в континууме пространства и времени; 4) всякие изменения, происходящие в вещах и с вещами, рассмотренные как явления, связаны с изменением энергии и выражаются через изменение энергии. Эти положения характерны для предметов естествознания, так как эти науки рассматривают природу, абстрагируясь от деятельности человека. Если же рассматривать деятельность человека, то, признавая полностью предмет естествознания, необходимо добавить сюда и анализ общественной деятельности. Анализируя деятельность человека, надо признать ряд положений: 1. В деятельности человек противопоставлен природе как активное начало - пассивному. 2. Вещи, образованные человеком в результате его деятельности, живут по своим законам, но созданная человеком вещь хранит в себе его усилия. Поскольку эти усилия реализованы в определенном месте и времени, вещь, созданная этими усилиями, уникальна. Анализ вещи, проведенный методами естествознания, не может дать представления о времени и месте деятельности, в результате которой образовалась вещь. Поэтому в гуманитарных науках вещь понимается как факт культуры, который уникален, целостен и неделим. 3. В результате однородных действий возникают однородные вещи. Сравнивая вещи между собой и выделяя в них общее, получаем общее отношение людей к вещам. Эти отношения понимаются как обобщение ситуаций, каждая из которых имеет свою природную локализацию во времени и пространстве. Когда время и пространство объединяются, возникает понятие об историческом времени и пространстве. Историческое время, как и историческое пространство, характеризуется через сравнение однородных по времени создания вещей. 4. Рассматривая отношения людей к вещам, можно перейти к рассмотрению отношений людей друг к другу через вещи. Рассматривая отношения людей через отношения вещей в историческом изменении, можно установить законы этих отношений. Это общественные законы. Общественные законы не выражаются через энергию, так как в основании их абстракции лежит сравнение уже созданных человеком вещей. Эти законы есть законы истории, так как вещи сравниваются по основанию исторического пространства и времени. Соотношение предметов естествознания и обществоведения удобно иллюстрировать античным парадоксом "корабль Тезея". Если из корабля Тезея, который стал истлевать, по очереди вынимать доски и заменять каждую доску новой, будет ли это новый корабль или тот же корабль Тезея? На этот вопрос возможны два ответа: 1) новый корабль - корабль Тезея; 2) новый корабль - не корабль Тезея. Первый ответ - естественнонаучный: так как мир однороден, и старые и новые доски - однородные куски дерева. Разборка и сборка корабля - это обращение анализа в синтез, не меняющее сущности вещи. Доски занимают одно и то же пространство и существуют в едином времени. Потребовалось приложение энергии, чтобы поддерживать корабль в неизменном состоянии. Второй ответ - обществоведческий: так как оба корабля строили разные люди в разное время, то новый корабль уже не связан с Тезеем и не хранит в себе трудов Тезея. Он не факт культуры, связанный с Тезеем, а подделка. Подлинный корабль Тезея соотнесен в историческом пространстве и времени с другими вещами, принадлежащими Тезею. Но замена досок в корабле может объяснить законы кораблестроения (а не законы материала корабля). Новый корабль может рассматриваться как реконструкция умений времен Тезея, но не умений самого Тезея. Предмет филологии Языковая деятельность состоит из высказываний. Отдельное высказывание в филологии называется произведением словесности, а вся совокупность произведений словесности - словесностью. Словесность, или языковые тексты, - предмет филологии. Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо сначала обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений. Прежде всего филология рассматривает материал произведений словесности, способ их создания, отношения к другим подобным явлениям - знакам, создаваемым людьми ради передачи мысли друг другу. С точки зрения филологии тексты делятся по материалу и способам физического создания, по отношению к другим видам и разновидностям знаков, по отношению текстов к самим себе, т.е. по способам воспроизведения (или копирования) текстов. По материалу и способам создания вся совокупность текстов, или словесность, делится на роды словесности (словесность устная, письменная, печатная и массовая коммуникация), а роды - на виды и разновидности (до-письменная устная речь: фольклор, молва и др.; литературно-письменная речь: ораторика, гомилетика; письменность; палеография, неография и др.; литература и т.д.). С точки зрения способов воплощения мысли в слове филология делит тексты и их части, имеющие относительно самостоятельное значение, на формы словесности: поэзию, прозу и прозо-поэзию. Деление на формы словесности соотносится с делением на роды, виды и разновидности словесности. Так, к прозе относят молву, диалог, ораторику, гомилетику, документы, научную литературу, информатику; к поэзии относят театральное исполнение, или драму, художественную литературу, кино, телевидение и т.п. Соотношение форм словесности с родами, видами и разновидностями словесности определяет жанры (договор, акт, басня, лирические стихи и т.п.). Жанровое разнообразие объясняется тем, что каждая разновидность словесности, помимо способов воспроизведения, отличается особым видом отношения между создателем и получателем текста, что отражается на характере соотнесения текста с действительностью, т.е. каждая разновидность текста характеризуется своей модальностью. Каждая модальность имеет варианты. Каждый вариант модальности связан с определенным жанром. Предмет языкознания После разбора и классификации произведений словесности их необходимо прочитать и оценить. Для правильного прочтения текстов филология выделяет языкознание и науки о речи. Различие этих двух классов наук и их предметов удобно вывести из анализа акта речи. Акт речи в самом обобщенном виде изображается как отношение говорящий-речь-слушающий. Если в произведении словесности (или его части) считать данными, т.е. известными, внутренние признаки, характеризующие два первых члена формулы ("говорящий" - "речь"), а последний член ("слушающий") считать неизвестным, то тогда все оставшиеся для наблюдения и изучения внутренние признаки надо соотнести с оценочной функцией языка. Такими признаками будут все те, которые могут показать, как данная речь (или ее части) должна быть оценена слушающим. Сюда относятся оценка замысла, предмета речи, намерения говорящего и т.п. Если же считать неизвестными и нуждающимися в наблюдении и изучении внутренние признаки речи, соотносимые с первым членом формулы ("говорящий"), а неизвестными - признаки, соотносимые с последними двумя членами формулы, то это значит, что исследуется экспрессивная функция языка. Такими признаками будут все те признаки речи, которые предназначены для установления контакта со слушающим, т.е. выбор слов, характер исполнения речи, композиция и т.п. Если же считать известными внутренние признаки, соотносимые с крайними членами формулы ("говорящий" - "слушатель"), а неизвестными и подлежащими изучению - признаки, характеризующие средний член формулы ("речь"), то тогда исследуется коммуникативная функция языка. Слова "если считать известными" означают условное допущение, которое является принципом отбора признаков при их наблюдении. Например, в акте речи всегда присутствует неравенство знания, в том числе и знания языковых форм и значений. Смысл акта речи, причина его появления состоит в том, чтобы это неравенство в знаниях говорящего и слушающего было уничтожено. Если говорящий станет сообщать то, что слушающему уже известно, то речь станет тривиальной и потому ненужной. После акта речи происходит как бы уравнивание (точнее, частичное уравнивание) обоих участников акта коммуникации в знании предмета, содержащегося в данном акте речи. Число актов речи множится потому, что равенство всех людей во всех знаниях недостижимо в силу, во-первых, множественности языковых связей разных людей и, во-вторых, потому, что каждый человек совершает свою мыслительную работу, накапливает свой опыт, и все это индивидуально. Поэтому проявление аппелятивной и оценочной функций языка представляет собой как бы отражение причин возникновения актов речи. Что касается коммуникативной функции языка, которая предполагает равенство обоих участников коммуникации, то она не может объяснить, ради каких целей и как осуществляется акт коммуникации. Это допущение указывает на то, что акт коммуникации либо осуществился и оба участника теперь обладают общим знанием, либо мог осуществиться, так как оба участника настолько знают язык, что один может высказать, а другой - понять языковые формы, примененные в данном акте речи [72]. Экспрессивная и оценочная функции языка есть такой способ рассмотрения акта речи, при котором оцениваются причины и следствия возникновения и осуществления акта речи. Коммуникативная функция языка есть такой способ рассмотрения акта речи, при котором исследуются основные социальные условия осуществления речевого акта. Поскольку при этом изучаются внутренние признаки произведений словесности, эти условия сводятся к установлению общего для обоих участников акта коммуникации знания языковых форм и значений. Это условное разделение внутренних признаков произведений словесности лежит в основании деления филологических дисциплин. Одни из них относятся к теории речи - поэтике и риторике, литературоведению, документоведению и т.д., другие - к теории языка - языкознанию. Неверно говорить, что речевая деятельность распадается на речь и язык [12], так как признаки, которыми занимаются теория речи и теория языка, присутствуют в материи одного и того же акта общения. Эти признаки разделяются лишь в абстракции по определенным допущениям. Например, высказывание в море бросился он, в бурное... содержит риторическую фигуру - анаколуф - и члены предложения: подлежащее, сказуемое, обстоятельство места. Члены предложения вмещены в риторическую фигуру, и наоборот, риторическая фигура вмещает члены предложения. Это значит, что акт речи всегда вмещает в себя внутренние признаки теории речи и теории языка. Вот почему необходимо различать два значения слова: 1) язык как общественный институт, или языковая деятельность, язык как совокупность произведений словесности и 2) язык как предмет языкознания - условие коммуникации. Язык как предмет языкознания охватывает только определенный, довольно узкий ряд внутренних признаков словесности, которые обеспечивают условия осуществления актов речи. Эти признаки составляют предмет языкознания как науки. Осознание значений слов и характера формы материала речи, используемого для общения, составляет практическую основу предмета языкознания. Оно обеспечивает то, что называется овладением языком, т.е. возможность говорить и понимать, читать и писать. Такое знание языка представляет собой практическое познание. Суть его состоит в том, что человек, овладевший этим видом знания языка, воспринимает его как совокупность прецедентов, как отдельные случаи применения звуков и букв для передачи смысла. Однако при таком знании языка невозможно еще говорить о законах предмета языкознания. Научное знание языка, в противоположность практическому, стремится не к познанию прецедентов, а к открытию законов, лежащих в основе применения языка. Научное языкознание основывается на том, что внутренние признаки словесности, изучаемые теорией языка, сопоставляются друг с другом во многих актах общения. Это сопоставление производится по определенным правилам, называемым лингвистическими методами. Лингвистические методы обеспечивают определенную процедуру анализа сопоставляемых признаков. Благодаря применению лингвистических методов устанавливаются категории языка. Категории языка (законы языкознания) представляют собой сущности, охватывающие большие ряды языковых явлении. Эти сущности составляют основу явлений, которые обеспечивают условия существования бесконечно большого числа актов общения. Категории языка определяют основные типы зависимостей между признаками оформления материала речи и признаками содержания речи. Законы языкознания позволяют объяснить причины успешного (и неуспешного) общения людей и практически способствовать совершенствованию общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.82 (0.009 с.) |