Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Данные языкознания для изучения истории культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Связь языка с историей культуры обосновал Н.И. Конрад (1891 - 1970)*. Культура подразделяется на физическую, материальную и духовную. Физическая культура представляет собой подготовку тела человека к деятельности, включая развитие основных навыков и умений в области нервной и мышечной деятельности. Материальная культура представляет собой среду обитания, сложившуюся вследствие деятельности человека, включая такие компоненты, как культура почв, породы домашних животных, пути и средства сообщения, здания и сооружения, технологии ремесленного и промышленного производства, инструменты, приспособления, оборудование, средства связи и др. Духовная культура - это, с одной стороны, совокупность общественно значимых идей и прецедентов деятельности, хранимых в виде знаковых произведений духовной культуры, а с другой - осведомленность людей в духовной культуре, ее использование. *(См.: Конрад Н.И. О смысле истории // Избр. труды. История. М., 1974.) По отношению к человеку культура делится на культуру общества и культуру личности. Общество обладает материальной и духовной культурой, личность - физической и духовной культурой. Все виды культуры служат поступательному развитию общества, историческому накоплению старого качества общества для создания в нем нового качества. Язык связан со всеми тремя родами культуры. Для пользования языком необходимо обладание навыками нервно-мышечной деятельности, связанной с воспроизведением и восприятием звуков, навыками письма и чтения, а также навыками использования разного рода технических устройств. Для овладения этими навыками обязательна соответствующая степень физического развития (в частности, необходимо формирование навыков человеческой пластики тела: прямохождения, разнообразия и универсальности движений как главной предпосылки развития навыков устной речи). В дальнейшем к физической культуре относится разработка навыков речевой пластики (в отличие от пантомимы, танца, производственных и спортивных движений). Все это позволяет по уровню языкового развития личности судить о ее физической культуре. Разные языки по-разному представляют национальные типы физической культуры, ее виды и школы. Материальная культура в области языка проявляется в том, что осуществляется изобретение и распространение средств создания и фиксации речи, таких, как материалы и орудия письма, разные виды печати, телеграф, телефон, радио, телевидение, ЭВМ и многие другие средства, служащие для преобразования одного вида речи в другой. Для функционирования всего этого необходимо разделение труда. Разделение труда дифференцируется по мере внедрения изобретений и требует создания специальных общественных институтов для передачи, распределения, хранения, воспроизведения и прочтения текстов - актов речи. Это почта, канцелярия, архив, библиотека, музей, школа, органы массовой информации и информатики, реклама. Эти институты служат передаче и особенно хранению и распространению текстов, поэтому, они безразличны к содержанию текста и обращаются с текстами как с явлениями материальной культуры. Материальная культура речи является показателем уровня развития общества. По признакам материальной культуры выделяются следующие классы языков: бесписьменные языки, письменные языки, литературные языки, национальные литературные языки, языки межнационального общения. Бесписьменные языки имеют только устную речь. Письменные языки, помимо устной речи, имеют письмо. Литературные языки представляют собой продвинутую степень письменных языков: на них существует литература. Письменные и литературные языки образуют цивилизации. В зависимости от типов таких языков формируются ареалы цивилизации. По литературным языкам создается типология цивилизаций, так как языки - ключ к цивилизациям. Изучением типологии цивилизаций по языковым данным занимается востоковедение. Национальные литературные языки получили свое название в связи с тем, что их становление совпадает со становлением наций. С точки зрения материальной культуры эти языки образуются с появлением книгопечатания, особенно с изобретением подвижного шрифта и типографского сплава. Со становлением национальных литературных языков связано появление наук о речи сравнительного языкознания, литературоведения, научной стилистики и др. Становление межнациональных языков связано с развитием новых технических устройств устного и письменного общения: телефона, телеграфа, радио, массовой печати, телевидения, ЭВМ, средств оргтехники. Новая техника способствует появлению новых видов словесности: массовой информации, информатики, средств массовой агитации и рекламы, имеющих межнациональный характер. Особенностью культурно-исторической классификации языков является то, что она делит языки на классы в связи с развитием физической, материальной и духовной культуры общества. Поэтому эта классификация передает историческую последовательность развития культуры и служит критерием для культурологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.224 (0.007 с.) |