Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В задачу общего языкознания входит систематизация знаний, полученных разными науками о языке. Классификация языковедческих дисциплин как результат систематизации знаний является постоянной частью любой разработки по общему языкознанию, так же как и исследования по методологии языкознания и разработка перспектив развития науки. Институт языкознания АН СССР в своей коллективной монографии по общему языкознанию обращает главное внимание на систематизацию текущей проблематики общего языкознания, делает обзор, анализ текущих проблем языкознания [7]. Б.Н. Головин и Ф.М. Березин [5] разрабатывают понятие системы языка, так же как и В.М. Солнцев [8], В.И. Кодухов* дает обзорное представление об общем языкознании как учебном предмете, так же как и авторы многих других курсов, вышедших в последние годы. *(См.: Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.) Интересный и оригинальный курс Минского университета подробно исследует проблемы семантики и семантического синтаксиса*. *(См.: Общее языкознание / Под ред. А.Е. Супруна. Минск, 1987.) В задачу курса общего языкознания Московского университета входит: классификация научных знаний, описание проблем динамики языка, языкового нормирования и проблематики прикладного языкознания. Классификация лингвистических дисциплин традиционна. Они делятся по цели исследования на общее языкознание и частное языкознание, а по отношению к общественно-языковой практике - на фундаментальную и прикладную науку и нормативное научное знание. Третьим критерием классификации является деление по методу и предмету исследований (например, лексикостатистика, т.е. исследование лексики статистическими методами). Все три критерия классификации дополняют друг друга. Поэтому классификационные признаки разного плана могут сочетаться между собой. Например, можно вести описание таких признаков падежей (морфологически выраженное в составе имени отношение имени к глаголу и имени к имени), которые относятся к падежам всех языков, но наблюдаемый материал берется только из некоторых языков и по неполной индукции переносится на все другие языки. Такое исследование относят к общему языкознанию в том случае, если индукция от некоторых языков ко всем языкам составляет логическое содержание исследования. С другой стороны, этимологическое исследование словаря какого-либо национального языка обычно требует привлечения фактов соседних языков и языков, имеющих с данным языком как регулярные, так и спорадические культурные связи. Таким образом, материал привлекается из многих языков, а объясняется один язык. Подобное исследование относят к частному языкознанию. Это значит, что разделение языкознания на общее и частное определяется целью и результатом исследования. Если исследование имеет целью описание одного какого-либо языка и достигает этим цели, то такое исследование считается частноязыковедческим, если цель исследования - выявление общих закономерностей, то это общеязыковедческое исследование. Разделение языкознания на общее и частное касается и классификации языковедческих исследований по отношению к общественно-языковой практике. Фундаментальными считают такие исследования, целью которых является объективное установление состояния отдельного языка (или языков) в историческом прошлом или в настоящем. Фундаментальное исследование не предполагает непосредственного вмешательства в общественно-языковую практику. Его задача - только наблюдение и описание объективного состояния языка (или языков) или каких-либо его частей. Фундаментальные исследования отвечают на вопрос "Каков язык?". Нормативное языкознание строится на основании всей совокупности знаний, полученных фундаментальными исследованиями. Исходя из этих знаний, оценки состояния всех частей филологии, оценки состояния языка по отношению к той роли, которую язык в данный момент играет в обществе, и оценки перспектив развития языка и стиля, а также знания средств распространения и укрепления нормы, нормативное языкознание предписывает определенные правила использования языка. Эти правила касаются только некоторых сторон языковой системы, но призваны вызвать изменения в остальных частях системы в желаемом направлении. Языковая политика проявляется главным образом в нормализации языка. В результате создания нормы становятся возможными прикладные исследования и разработки. Прикладное языкознание не только исходит из языковой нормы, но и распространяет и укрепляет эту норму. Задача прикладного языкознания состоит в том, чтобы ввести новые материалы речи, наметить наиболее эффективные пути речевой коммуникации на базе новой техники, утвердить норму языка путем обучения, распространить новые виды речевой коммуникации путем обучения новым видам текстов (создания этих текстов, их передачи, хранения и применения). Прикладное языкознание отвечает на вопрос "Как создается речевая коммуникация?". В исследованиях по прикладному языкознанию сочетаются научный (какова объективная данность?) и технический (как лучше использовать объективную данность?) аспекты. Фундаментальное языкознание представляет собой исторически сложившуюся совокупность лингвистических дисциплин. Одна дисциплина исторически и логически вытекает из другой. В основании фундаментального языкознания лежит сравнение языков и их фактов в определенной системе и последовательности. Сравнение языков начинается становлением сопоставительного языкознания и универсальной грамматики. Универсальная грамматика Цель сопоставительного языкознания - систематически представить культурные различия и культурную общность языков. Для этого сначала сопоставляются классические и новые языки. В XVI столетии в Европе такое сравнение становится особенно актуальным, так как получают распространение устное общение, письменность и литература на национальных языках, которые в это время в культурном отношении менее развиты в сравнении с классическими языками (греческим, латинским, древнееврейским). Процесс развития национальных языков Европы стимулируется прикладными задачами - началом книгопечатания и переводами с классических языков на национальные языки (прежде всего переводами церковно-догматической литературы). Современное сопоставительное языкознание включает в себя: 1) сопоставительные описания классических и родных языков; 2) сопоставительные описания родных и иностранных языков; 3) сопоставительно-типологические и сопоставительно-ареальные описания языков в виде словарей, грамматик, фонетик и монографических исследований разных проблем. Универсальная грамматика является необходимым дополнением сопоставительного языкознания. Первоначальное назначение универсальной грамматики - разработать эталон, или общее основание, сравниваемых языков в сопоставительном языкознании. Необходимо установить и обосновать категории языка, которые должны быть необходимо представлены в каждом языке. Такие категории возможны потому, что при всем разнообразии конкретных языков между ними есть что-то определенно общее, например звуковой канал коммуникации, членораздельность речи, слова, представляющие собой имена вещей, и т.п. Эти общие свойства рождают частные свойства, присущие всем языкам. Становление категорий универсальной грамматики происходило в рамках доктрины общественного договора. Определялись требования, которым необходимо должен удовлетворять язык, чтобы он мог стать продуктом и орудием соглашения о всех сторонах человеческого общежития. Разные универсальные грамматики несколько по-разному формулируют требования к языку и отсюда - реализацию этих требований. Но все универсальные грамматики включают определенные требования: 1. Высказывание должно заключать в себе законченную мысль, содержащую суждение. Это значит, что необходимо должны существовать предложения, содержащие подлежащее, сказуемое и связку. Такие предложения (полные, простые, нераспространенные) являются основой строя предложений и должны быть представлены в любом языке. Все разнообразие предложений есть либо сокращение этой схемы (неполные предложения), либо усложнение ее в том или ином отношении (распространенные и сложные предложения). Только при удовлетворении этих требований высказывание может содержать в себе логически обсуждаемую мысль, может служить средством общественного договора. 2. Предложение, содержащее в себе логически правильное суждение, должно быть представлено рядом звуков. Каждый из этих звуков членоразделен, т.е. образуется органами артикуляции так, что один звук в восприятии отделен от другого. Эта отделенность объясняется тем, что звуки речи ограничены в числе и образуют высказывания как комбинации звуков речи, составленные по намерению говорящего. Этим отличается язык человека от языка, например, попугая. Попугай лишь имитирует комплексы звуков человека, но не имеет возможности составлять сам новые комплексы звуков. Членораздельность речи позволяет из ограниченного числа звуков построить бесконечное разнообразие комплексов звуков. 3. Сознательная речь, позволяющая достичь соглашения о чем-либо, невозможна без того, чтобы называть предметы соглашений. Названием предметов являются имена. Если имена используются в речи, то они являются словами. Слово есть, таким образом, имя, взятое как часть (отрезок) речи. 4. Для того, чтобы предложение (как полная речь), составленное из слов, имело смысл, необходима грамматическая организация слова, с одной стороны, и предложения - с другой. Упорядоченность отношений слова и предложения - требование, вытекающее из задачи языка, - реализуется в виде грамматики. Грамматические отношения слова и предложения могут быть выражены разными способами, но они должны быть выражены, иначе невозможно общение с помощью языка. 5. Универсальным средством обозначения отношений слова и предложения признаются части речи - классы слов с определенными синтаксическими свойствами, которые способны выразить заключенное в словах суждение. Главные классы: имена, глаголы и частицы (связки), которые соответственно называют предметы, признаки и отношения между ними. 6. Предложение как целое, расчлененно называя предметы и признаки, не будет актом общения, если в нем не обозначены отношения этих предметов и признаков к действительности, т.е. модальность. Ведущей частью значения модальности является время. Прошедшее, настоящее или будущее, отображенное в речи, является первым признаком соотнесения речи с действительностью. 7. Время как часть модальности соотносится с высказыванием как деянием и измеряется соотношением с другими (не речевыми) деяниями. Поэтому необходимо обозначить деятеля, от которого зависит действие, лицо или вещь, т.е. объект, претерпевающий действие. Так формируется универсальная категория лица. Категория лица, в зависимости от степени сложности предложения, бывает выражена словами (местоимениями) или формами слов (спрягаемыми формами глаголов). 8. Расчленение и усложнение отношений между словами в неполных, распространенных и сложных предложениях делает необходимым, с одной стороны, деление слов по частям речи, а с другой - детализацию отношений между словами. При делении слов по частям речи возникают разновидности имен (прилагательное, числительное, родовое, собственное и т.п.) и глаголов (глаголы модальные, связочные, переходные, непереходные, движения, действия, состояния и т.п.). Отношения между этими классами выражают категории падежа, устанавливающие детальные отношения имени к глаголу и имени к имени, и категории причастия, деепричастия и т.п., которые обозначают отношения глагола к глаголу и глагола к имени. При этом делении остается как бы остаток: наречия и прилагательные, слова со значением признака, отнесенного либо не отнесенного ко времени. Так устанавливается система категорий слов. 9. Усложнение предложений вызывает необходимость установить отношения между простыми предложениями внутри периода и между частями сложного предложения (отношения причины, следствия, уступки, условия, результата и т.п.). Эти отношения, содержащиеся в мысли, выражаются формами речи, прежде всего союзами, которые универсальная грамматика обособляет в особую категорию. Система категорий универсальной грамматики выводится дедуктивно. Сопоставительное языкознание и универсальная грамматика представляют собой сочетание дедуктивных и индуктивных методов в языкознании вплоть до XIX в. В начале XIX в. появляются сравнительно-историческое языкознание и типология языков. Развитие этих дисциплин и их методов фактически укрепляет позиции универсальной грамматики. Исследование языков сравнительно-историческим методом опирается на систему частей речи, данную универсальной грамматикой, и на этом основании устанавливает систему морфологических соответствий. Общая и частная реконструкции, особенно частная, вынуждены считаться с системой частей речи, а исследования синтаксиса целиком опираются на данные универсальной грамматики как на систему эталонных понятий. Типология языков наряду со сравнением языков разрабатывает и основания сравнения - так называемый язык-эталон. Язык-эталон фактически строится с помощью данных универсальной грамматики и может считаться ее развитием. Универсальная грамматика широко используется в нормативном языкознании. Так, грамматика К. Беккера "Организм языка" (1827) развила дедуктивную систему соотношения членов предложения и частей речи. Эти соотношения вошли в систему норм немецкого, русского и многих других языков, а также послужили основанием для построения исторических грамматик (например, грамматик И.И. Давыдова, Ф.И. Буслаева). В настоящее время дедуктивная схема рассуждения применяется при моделировании языковых явлений в ряде областей прикладного языкознания, особенно в языковой дидактике и в информационном обслуживании. Применение метода дедукции в прикладных исследованиях стимулирует развитие идей и метода универсальной грамматики. Идеи и метод универсальной грамматики используются, в частности, в работах по семиотике языка. Универсальная грамматика служит здесь средством отграничения языка от других семиотических систем. Универсальная грамматика помогает исследовать различия между языком человека и коммуникацией животных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.163.1 (0.008 с.) |