Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Lambert Academic Publishing. 2011↑ Стр 1 из 29Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Б.В. Марков. 3 ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И КОММУНИКАЦИИ. 3 Предисловие. 3 Философия языка и язык философии. 5 Специальный и естественный языки. 11 Эмпирический и концептуальный анализ. 15 Аналитическая философия. 17 Значение "значения". 25 Значение и смысл. 33 Теория речевых актов. 38 Структура и смысл. 45 Теория дискурса. 52 Язык и образ. 56 Философская герменевтика. 58 История герменевтики. 59 Язык как символическая система культуры. 64 Философская герменевтика ХХ в. 70 Границы герменевтического проекта. 78 Философия имени. 83 Магия звука. 83 Автор и герой. 87 Деконструкция голоса. 92 Теория коммуникативного действия. 101 Этика как метод философии. 113 Трансцендентальная-прагматика. 117 Понимание и общение. 120 Язык как предмет философской антропологии. 125 Язык как средство нормализации и социализации человека. 128 Голос и текст. 133 Говорить и слушать. 134 Речь и письмо. 139 Коммуникация человека и Бога. 144 Онтология иконы в древнерусской философии. 144 Лик и икона. 146 История образа. 157 Теология визуальной ориентации. 160 Исповедь. 172 Наставление как форма духовной практики. 175 Послание Бога на национальных языках. 181 Автор и читатель. 187 Автор и апостол. 187 Чтение и книга в процессе цивилизации. 191 Публика. 192 Роль читателя. 199 Экономика и политика имени автора. 202 Дискурсы о теле. 209 Проблема души и тела в современной философии и культуре. 212 Дилемма духовного и телесного в когнитивныхнауках. 218 Забота о себе на Западе и на Востоке. 224 Наслаждение и власть. 235 Реквием сексуальности. 243 Шизоанализ. 255 Медиумы интимной коммуникации. 262 Симпатическая магия. 262 Знаки страсти. 272 Диспозитивы желания. 277 Нагота. 280 Различие мужского и женского. 287 Загадка женщины. 292 Альтруистическая сексуальность. 296 Социально-культурные факторы гендерной эволюции. 299 Общение лицом к лицу. 301 Мать и ребенок. 302 От морды к лицу. 312 История лица. 317 Голос и мелодия. 325 Музыка. 327 Судьба искусства. 330 Язык гостя. 335 Признание другого. 337 Туризм. 343 Знаки искусства. 349 Социалистическая мечта. 349 Символическое производство в России и на Западе. 353 Искусство и экономика в современном обществе. 361 Человек в сетях масс медиа. 364 Эволюция форм коммуникации. 364 Масс медиа. 368 Человек и компьютер. 372 Интернет и глобализация. 376 Философия в эпоху масс-медиа. 381 Россия и Европа. Дискурсы о национальном. 389 Язык этноса. 389 Два лица нации. 393 Национальное и национализм. 398 Другая Россия. 403 Национальный характер. 408 Дискурс о России как символическая защитная система общества. 413 Заключение. 418 Б.В. Марков. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И КОММУНИКАЦИИ. Предисловие. Проблема языка, объявленная в начале ХХ в. центральной проблемой философии, похоже, остается таковой и в новом тысячелетии. Язык всегда был и остается предметом пристального внимания человека. Но теперь уже не только философы, но, пожалуй, все пишущие и говорящие, осознают язык как систему, управляющую нами. Слова Хайдеггера: "это не мы говорим языком, а язык говорит нами" принимаются как теми, кто считают его "домом бытия", так и теми, кто использует метафоры "мухоловки", "ловушки" или даже "тюрьмы". Из средства отображения мира и констатации положения дел, из способа выражения переживаний и чувств язык стал расцениваться как нечто самостоятельное и при этом не только неподвластное человеку, но и весьма упрямое и даже репрессивное по отношению к нему. «Язык, — говорил Р. Барт, — это плохой слуга, но хороший хозяин». Весь ХХ век проходил под знаком очень внимательного отношения к языку и осторожного его использования. Уже логические позитивисты указали на значительное число языковых ловушек, в которые попадают не только профаны, но и ученые и особенно метафизики. Дело не ограничивается софизмами и логическими ошибками, часть которых описал еще Аристотель в "Софистических опровержениях". Соблюдение логико-грамматических правил не гарантирует от затруднений, и поэтому программа логического анализа языка постепенно обрастала дополнительными методологическими нормами, регулирующими значение и смысл выражений. Так, еще Р. Карнап призывал к необходимости достроить грамматику и логику наукой о "логическом синтаксисе". Он указывал на тот факт, что существуют правильные, но при этом ничего не значащие и бессмысленные утверждения. Деятельность "логических эмпиристов" была ориентирована на поиски "идеального языка", свободного от недостатков естественного словоупотребления. В сущности, такая же ориентация характерна и для лингвистических и даже этнокультурных исследований. Следы "универсальной характеристики" Лейбница и "идеальной грамматики" школы Пор-Рояля остаются в большинстве специальных и философских теорий и вряд ли исчезнут в дальнейшем. Трудно представить как возможно рассуждение, коммуникация, понимание и перевод без таких ключевых понятий, какими являются "истина", "значение", "смысл", "информация". Это обстоятельство раскрывалось постепенно, по мере осознания репрессивности единообразных кодексов истины и морали, значения и смысла. Сомнения в безусловной значимости христианской морали, высказанные Ницше, вопрос Л. Шестова о праве разума диктовать критерии истинности всем остальным жизненным практикам, критика научно-технической формы рациональности экзистенциальными философами – все это породило новый стиль философствования, назывемый постмодернизмом. Однако такие названия исторических изменений, как «секуляризация», «революция», «модернизация» часто поддерживают иллюзию радикальных перемен. Те, кто придерживаются старой модели вечного возвращения, имеют все основания утверждать, что отвергнутое чаще всего возвращается под другим именем и скрывается за его респектабельным фасадом. Например, можно критиковать науку и призывать к возрождению человека на основе гуманистического дискурса. Однако, если он останется непроанализированным и неочищенным от репрессивных установок, которыми он заражен в не меньшей степени, чем социально-политический или научно-технический языки, то возлагать на него надежды по меньшей мере наивно и опрометчиво. Сегодня интерес философии должен сосредоточиться на гуманитарном дискурсе, который раньше не вызывал ни интереса у серьезных ученых, по причине своей "поэтичности", метафоричности, неинформативности, расплывчатости, ни подозрения у критиков идеологии, по причине своей возвышенности и моральности. Однако постепенно это отношение изменилось: под подозрением оказались не только идеология, но и техника, не только наука, но и литература. Дело дошло до обвинений литературы модерна в тоталитаризме. Внимательное и осторожное отношение к литературе вырабатывается далеко не у каждого, кто ее много читает и даже профессионально исследует. Исследователь должен любить свой предмет, чтобы потратить самое дорогое – собственную жизнь – на его изучение. Поэтому редко кто способен критически и скептически посмотреть на самого себя и предмет своей симпатии, не всякий рефлектирует по поводу любви, считая ее безусловной и самодостаточной. Но и любовь не всегда созидательна, и поэтому любое чувство требует такой же бдительности, как и поиски истины. Как ни странно, но чувство и форма симпатии оказываются решающими в выборе тех или иных и не только жизненных, но и профессиональных ориентаций. Это обстоятельство со всей силой обнаруживается при попытке сопоставления и открытия общего и отличительного в программах анализа языка Ф. Ницше, М.М. Бахтина, М. Фуко и Ж. Деррида. Язык имеет самый широкий спектр значений и оценок. В нем видят божественное начало и тайну. Язык как символическая система таит в себе загадку человеческого сознания и культуры. Сегодня популярен радикальный тезис: все есть язык. Идет ли речь при этом о символической нагруженности всего, что происходит с человеком, и тогда язык неотличим от сознания, действующего как понимание и осмысление, или же язык – это форма жизни, в том смысле, что его значения неотделимы от упорядочивающих ее институтов и в этом смысле образуют саму систему порядка?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.007 с.) |