Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
с использованием интерактивных методов обучения⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Занятие начинается с «энергизатора» - игры, упражнения, создающего позитивную атмосферу, снимающую психологические «зажимы», поднимающего настроение. Для чего необходим энергизатор? Знание всегда имеет еще и эмоциональное измерение. Педагоги, занимающиеся обучением детей, должны принимать во внимание это измерение. Тогда занятие станет для каждого ребёнка увлекательным и жизненным. Учитывать эмоциональный аспект обучения – значит пробуждать интерес к изучаемой теме и создавать в группе безопасную, доверительную атмосферу, которая позволяет детям как можно полнее использовать свой потенциал. Эту атмосферу и создают игры-энергизаторы. Таким образом, игры-энергизаторы соответствуют основному здоровьесберегающему принципу обучения - «обучение с увлечением». Многие дидактические игры можно превратить в в игры-энергизаторы, если добавить эмоциональный аспект. Например, обычная игра по развитию фонетико-фонематического восприятия «Цепочка слов» может стать энергизатором.
Как только дети начинают выстраиваться в настоящую цепочку, изображая руками замочки, которые защёлкиваются при правильном ответе, появляется та самая эмоциональная составляющая часть игры, которая удерживает их интерес и внимание. Многие из них готовы активно включаться в познавательную деятельность только ради последнего момента игры, когда дети по команде разрывают или удерживают свою «живую» цепочку. В таком режиме можно проводить игры на закрепление видовых понятий (игры-энергизаторы «Царь…», «Стульчики»), на формирование и закрепление словообразовательных навыков (игры-энергизаторы «Чей? Чья? Чьё?», «Дружная команда»), на развитие речевых, слуховых и общемоторных умений (игры-энергизаторы «Дождь», «Разгоняем паровоз», «1-2-3», «Вежливые слова»), закрепление знаний временных категорий, величин, цвета, формы, счётных операций (игры-энергизаторы «Счёт по кругу», «Построиться по…»). Оценка знаний детей по предлагаемой теме проводится с помощью «мозгового штурма». При грамотном подходе эта форма работы возможна даже при изучении новой темы, так как она способна выявить имеющийся багаж знаний и личный опыт каждого ребёнка. Кроме этого «мозговой штурм» не сводится к обычному опросу, а даёт шанс всем детям поспорить, высказать свою точку зрения. Например, характеристику звука можно провести в виде «мозгового штурма», для детей это будет игра «Спор звуков».
Такая совместная работа формирует аналитическое мышление каждого ребёнка, желание найти что-то своё. Конечно, многие ответы детей бывают не по теме или оказываются ошибочными. Но грамотный педагог на правах старшего собеседника очень аккуратно регулирует совместный процесс познания, подводит детей к правильным выводам. Примеры проведения «мозговых штурмов» приведены в Приложении 2.
Сообщение новой информации, новой темы занятия осуществляется через мини-лекцию. Главным, основным словом в сочетании «мини-лекция» - это «мини». Нет смысла перегружать детей с ограниченными возможностями здоровья большим объёмом новой информации. Много, в данном случае, не значит хорошо, так как данная категория дошкольников испытывает большие трудности в усвоении нового материала из-за дефицита или неравномерного развития различных сторон эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, низкого уровня мотивации познавательной деятельности, недостаточной её организации и целенаправленности.
Основное время занятия отводится «практической части». Именно в этой части занятия отрабатываются и развиваются новые навыки, закрепляются полученные знания, формируется своя точка зрения на изучаемый материал. Практическая часть имеет свою структуру и форму проведения. Перед каждым новым заданием вся группа детей делится на подгруппы или малые группы. Деление может происходить разными способами, но основное в этом принципе то, что дети должны быть предельно внимательными, должны суметь не только услышать, но и произвести свои простейшие логические операции, чтобы оказаться в нужной подгруппе (малой группе). Работа в малых группах дает всем детям (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Начинать работу следует, не торопясь. Сначала мoжно организовать пары. Уделить особое внимание детям, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда дети научатся работать в паре, можно переходить к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Большее количество детей дошкольного возраста объединять не совсем оправданно, так как это может привести к эмоциональной перегрузке. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.
Деление детей на подгруппы (малые группы) становится для дошкольников своеобразным ритуалом, «канвой» проведения всей практической части. В работе с более взрослыми детьми (учениками, подростками) существует много способов распределения по группам: заранее составленный список групп, произвольное распределение, по позиции учащихся и т.д. Для дошкольников более целесообразно деление в произвольном порядке, предложенное педагогом. Это сэкономит время занятия и предупредит все споры и недовольства со стороны детей. Поскольку деление постоянно происходит в произвольном порядке, то дети каждый раз оказываются в новом микроколлективе, соответственно, и взаимоотношения между ними каждый раз сроятся по-новому. В процессе совместной работы формируется не только самоконтроль, так как от ответа каждого члена команды зависит общий результат, но и взаимопомощь, взаимовыручка. Дети стараются объяснить друг другу способы выполнения заданий, они учат друг друга, а значит встают на позицию педагога, который всё знает. Это стимулирует их речевую активность и способность самостоятельно формулировать свою точку зрения. Кроме этого групповая работа «на равных» стимулирует активность пассивных детей. У них появляются очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают других детей посмотреть на вопрос под другим углом зрения. Пример проведения практической части на занятии в разделе «Развитие фонетико-фонематических представлений и развитие речи» по теме: «Деление слов на части». Образовательные цели занятия:
Вариант задания практической части.
Разделить детей на подгруппы можно с помощью карточек красного и зелёного цвета. Дети с красными карточками образуют первую подгруппу, с зелёными – вторую подгруппу.
Дети первой подгруппы получают предметные картинки (кот, лиса, капуста) Дети второй подгруппы получают схемы слов, где обозначены только образы гласных звуков __________, _________, __________. Задание: « Слово и схема слова должны найти друг друга и объяснить: «Почему вы парочка?» Ребёнок со словом кот должен встать в парочку с ребёнком со схемой ______, слово лиса со схемой ________, слово капуста со схемой __________. Объяснения детей: «Мы парочка, потому что в слове «кот» спрятался только один звук «о». Мы парочка, потому что в слове «лиса» спрятались гласные звуки «и», «а». Мы парочка, потому что в слове капуста спрятались гласные звуки «а», «у», «а».
Пример проведения практической части на занятии в разделе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» по теме: «Дифференциация обобщающих понятий одежда, головные уборы». Образовательные цели занятия:
Вариант задания практической части. Деление детей на подгруппы для выполнения задания происходит на слух. Дети встают в круг. Педагог, дотрагиваясь до плеча каждого ребёнка, называет сигнальное слово. Например: зима-лето. Дети с сигнальным словом «зима», образуют первую подгруппу, с сигнальным словом «лето» – вторую. Дальнейшая работа происходит в группе и результат зависит от слаженности действий детей и от того, как они между собой договорятся. Дети получают картинки частей одежды (платья). Задание: «Постройтесь части одежды по порядку от самой нижней, до самой верхней» (подол, карман, рукав, воротник, пояс, пуговицы). Выигрывает та команда, которая сделает не быстрее, но правильнее и объяснит порядок построения.
Такая форма работы может создавать повышенный рабочий шум, характерный для методов совместного обучения. Педагог должен быть готов к такому развитию занятия, он может очень аккуратно руководить всем процессом, но ни в коем случае не прекращать речевую активность детей. В завершающей стадии занятия подводятся итоги. Заканчивается занятие «энергизатором». В конце занятия энергизатор служит для разрядки, снятия напряжения, дающие участникам ощущение удовлетворения от занятия и проделанной ими работы.
Использование интерактивной методики как основы построения организованной образовательной деятельности даёт стойкие положительные результаты в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Они заключаются в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: • Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых тем. • Повышение уровня активности и самостоятельности детей. • Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия,
коммуникации. • Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию со взрослым и другими участниками образовательного процесса. Важно отметить, что результаты использования интерактивных методов измеряются не количеством полученных знаний, не увеличением объёма усвоенной информации, а качеством усвоенного материала. Это подтверждается следующими фактами: 1. Дети перестают бояться провокационных вопросов и утверждений: «Нет, это неверно!» Они пытаются отстоять свою точку зрения. Таким образом, можно говорить о формировании критичного мышления. 2. Дети лучше осуществляют перенос собственных знаний в любую жизненную ситуацию, что говорит о формировании метапредметных связей. 3. Дети становятся более активными на занятии, заинтересованными в конечном результате. Внешняя мотивация в виде игр-энергизаторов, хоть и не отоходит на второй план, но и не становится приоритетным видом деятельности для детей. На вопросы в конце занятия: «Что вам запомнилось больше всего? Что вам понравилось на занятии?» - Дети зачастую называют задания из практической (основной) части и «мозгового штурма». В связи с этим можно сделать вывод о том, что мыслительные операции, задания, требующие концентрации произвольного внимания, становятся любимыми и понятными для них. 4. У детей формируются первые социальные навыки, так как они учатся отвечать не только сами за себя, но и работать в парах, малых группах, принимая общие правила работы, приходя на выручку друг другу в сложных ситуациях. Каждый сам на себе может прочувствовать роль учителя, старшего и т.д. Это способствует не только формированию взаимоконтроля, но и самоконтроля. К результатам использования интерактивных методов обучения можно отнести и отношение педагога на изменения в учебном процессе. Любая игра требует эмоциональной отдачи, а умная игра требует отдачи вдвойне. Поэтому необходимо переучиваться самому педагогу, ломать привычные стереотипы проведения занятий. Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в группе идею работы на основе общих правил поведения. Это очень важно для дошкольников, потому что в школьной жизни каждому из них придётся столкнуться с более строгим сводом правил поведения на уроках, переменах, дома и в группах продлённого дня при выполнении домашних заданий. Кроме этого педагог должен быть всегда положительно заряжен. В традиционной модели занятия он может скрыть плохое настроение, нежелание именно сегодня работать, безразличие к достижению поставленного результата. В этой же методике в плохом настроении занятие провести невозможно, так как во взаимодействии друг с другом происходит не только обмен знаниями, но и обмен энергией. Положительная энергия даёт положительный результат, отрицательная – совершенно противоположный. Любая новая методика, новая форма проведения занятий требует тщательного изучения и осторожного профессионального подхода. Педагог должен чётко понимать, какой результат он хочет получить, какие затраты на это потребуются, как это отразится на детях. Ведь основной принцип работы педагога – не навреди. А психическое здоровье человека, а особенно ребёнка очень ранимо. Чтобы использовать в полной мере предложенный дизайн занятия, необходимо понимать, готовы ли дети к этому, насколько они способны быть в постоянном эмоциональном и умственном напряжении. Если у детей преобладает эмоциональное напряжение, то целесообразно использовать лишь элементы интерактивного занятия. Например, простые для восприятия игры-энергизаторы, целью которых будет создание положительного настроя занятия; «мозговые штурмы», которые делают интересной, занимательной и непринуждённой поисковую работу детей. Кроме этого важно определить, какой процент из всего комплекса занятий, какие виды занятий можно проводить с использованием интерактивных методов обучения. При ответе на этот вопрос важно учитывать следующее: • Дошкольники, а тем более дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, имеют ещё недостаточный жизненный опыт, они ограничены и в языковых средствах выражения собственных умозаключений. Это – объективная реальность, обусловленная общими биологическими законами жизни. Поэтому в полном объёме использовать новый дизайн занятия возможно лишь на этапах закрепления пройденных тем, для осуществления лучшего переноса знаний детей в личный жизненный опыт. • Существуют занятия, содержащие большое количество новой, непонятной для дошкольников символики. Например, занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и занятия по подготовке к обучению грамоте. Использовать интерактивные методы обучения в полном объёме на этих занятиях не представляется возможным из-за их специфики. • Существуют занятия, требующие только индивидуальной работы. Например, занятия по развитию графомоторных навыков. Использование интерактивных методов в данном случае тоже будет ограничено или полностью исключено. Таким образом, использование интерактивных методик требует определенных условий их применения. К ним необходимо отнести: 1. Четкую формулировку целей. Педагогу необходимо убедиться в том, что дети понимают смысл, правила групповой работы или игры, принимают их и готовы работать в группе; 2. Учёт особенностей данного коллектива детей, степень их готовности к совместной деятельности; 3. Понимание того, что важную роль играют цели и задачи использования метода. Педагог должен ясно представлять себе, с какой целью он использует данный метод; 4. Учёт особенностей реализации основных этапов интерактивного метода обучения, прогноз его результатов. Приложение 3.2 Описание вариантов проведения «Мозгового штурма» на разных видах организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Мозговой штурм – это не вопросно-ответная форма выявления потенциальных знаний детей о предметах и явлениях, а форма активного спора, высказывания собственных точек зрения. Качество проведения «мозгового штурма» зависит от педагога, от его творческого подхода в придумывании ситуаций, в которых может происходить столкновение разных мнений. Технология проведения «мозгового штурма» в группах компенсирующей направленности: 1. Начинает «мозговой штурм» педагог, который представляет необычную ситуацию, которая произошла с 2–мя предметами или явлениями. Обязательное условие – визуализация образов, дети должны видеть предмет спора. 2. Картинки с изображением предметов, карточки-символы помещаются в противоположных углах доски. Доска делится на 2 части. Педагог демонстрирует детям 1-2 вариантов ответов (как правило, это противоположные мнения «спрщиков»). 3. Дети высказывают собственные мнения от имени «спорщиков», отстаивая ту или иную точку зрения. Ответы детей обязательно записываются на доске, чтобы у каждого маленького спорщика не возникало сомнения в том, что, высказанная вслух мысль обязательно услышана и учтена. Записи нумеруются для того, чтобы их можно было подсчитать. 4. Педагог стимулирует активность детей наводящими вопросами. 5. Общий итог спора подводит педагог, который ещё раз озвучивает все высказанные версии детей. 6. Совместно педагог и дети подсчитывают количество вариантов с одной и другой стороны и выявляют победителя спора. Варианты «мозговых штурмов»
Приложение 4 Список основных нормативных документов, методической литературы, учебно-дидактических пособий, Интернет-ресурсов 1. Основные нормативные документы § Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». § Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы». § Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» § Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» § Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
2. Инструктивные письма § Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" от 27.03.2000г. № 27/901 – 6 § Положение Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа от 20.11.2009г. № 04/1341 о группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
3. Методическая литература § Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Изд.дом "Карапуз", 2001. - 264 с. § Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие/ Биробиджанский государственный педагогический институт. Биробиджан -!996. – 188с. § Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. - М.: В.Секачёв, 2008. - 78 с. § Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 192с. § Екжанова Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития// Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001. § Екжанова Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми// Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. § Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2004. – 368с. § Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368с. § Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160с. § Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 187с. § Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития. – М., 2005. § Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.-352 § Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - 528 § Основы интегрированного обучения: пособие для вузов/ Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с. § Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. § Программа дошкольного образования и воспитания "От рождения до школы" под общей редакцией Н.Е.Вераксы. - М.: Просвещение, 2013. § Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,2014. § Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. § Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с. § Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. рекомендации/ Науч. ред. Л.М.Шипицына. - 2е изд., доп. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 352 с. § Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов/ Под науч. ред. М.М. Семаго. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. § Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей детей-инвалидов/ под ред. И.А.Крестининой. – Киров: ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301с. § Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112с. § Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Специальная дошк. педагогика и психология»/ Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: - Гуматитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008, - 143с. § Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 80 с. § Юрищева Т., Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.//Развитие личности № 2/2005
4. Интернет-ресурсы § Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.qov.ru § Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://mon.qov.ru § Материалы сайтов http://inpravo.ru, www/consultant.ru\popular § http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ § Интернет сайт: http://www. hesp.ru. 5. Учебно-дидактические пособия § Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. - 24 с. + 16 с. цв.вкл. § Ильякова Н.Е.Серия сюжетных картин "День рождения цыпленка". Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5 - 7 лет с ОНР/Н.Е. Ильякова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006. - 28 с. § Ильякова Н.Е.Серия сюжетных картин "Как помочь птицам зимой?". Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5 - 7 лет с ОНР/Н.Е. Ильякова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006. - 28 с. § Ильякова Н.Е.Серия сюжетных картин "Как щенок нашел друзей". Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5 - 7 лет с ОНР/Н.Е. Ильякова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006. - 28 с. § Ильякова Н.Е.Серия сюжетных картин "Скворцы прилетели". Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5 - 7 лет с ОНР/Н.Е. Ильякова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2006. - 28 с. § Колобок. Наглядно-дидактическое пособие "Рассказы по картинкам". - М.: Мозаика-Синтез, 2009. § Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Картинный материал к пособию по лексико-семантической теме "Осень". - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. § Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Картинный материал к пособию по лексико-семантической теме "Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна". - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. § Курочка Ряба. Наглядно-дидактическое пособие "Рассказы по картинкам". - М.: Мозаика-Синтез, 2009. § Теремок. Наглядно-дидактическое пособие "Рассказы по картинкам". - М.: Мозаика-Синтез, 2009. § Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск 1. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002. - 20 с.+16 с. цв.вкл. § Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск 2. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002. - 20 с.+16 с. цв.вкл. § Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. Р.Н. Жук и Л.А. Пеньевская. - М.: Просвещение, 1968.- 360 с. § Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2-х кн. Кн.1/Сост. С.Д.Томилова. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006. - 704 с. § Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада/Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 1990. - 420 с. § Хрестоматия для дошкольников 4 - 5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. Н.П.Ильчук и др. - 1-е изд., М.: АСТ, 1997. - 608 с. § Хрестоматия для дошкольников 7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. Н.П.Ильчук и др. - 1-е изд., М.: АСТ, 1997. - 656 с. § Хрестоматия по детской литературе/Сост. А.А.Габенкина, М
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.181.0 (0.099 с.) |