Старшую группу компенсирующей направленности посещают дети 5-6лет. Максимально допустимый объем непосредственной образовательной нагрузки в первой половине дня не более 45 минут, перерывы - не менее 10 минут, поэтому в первую половину дня проводится два занятия (10 видов ООД в неделю) и одно занятие выносится во вторую половину дня после дневного сна (4 вида ООД в неделю). В первой половине дня организованная образовательная деятельность проводится как по подгруппам (6-7 человек), так и фронтально. Во второй половине дня проводятся занятия со всеми детьми группы, их продолжительность не более 25 минут.
Учитель-дефектолог проводит занятия по разделам: "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" (ОЗОМ и развитие речи) – 2 занятия, "Развитие элементарных математических представлений" (РЭМП) – 2 занятия, "Ознакомление с художественной литературой" – 1 занятие.
Учитель-логопед проводит фронтальные занятия по разделу "Развитие речевого (фонематического) восприятия" – 1 занятие.
Воспитатели проводят коррекционно-развивающую работу по разделам образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: «Лепка», «Аппликация», «Рисование», «Конструктивно-модельная деятельность».
Кроме этого, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог осуществляют индивидуальную коррекционно-развивающую работу с каждым воспитанником группы в соответствии с индивидуальными планами (см. «Карту развития ребёнка» и «Карту речевого развития ребёнка»).
Планируемые результаты деятельности детей
Образовательные:
Дети: Получат представления и знания о предметах и явлениях природы.
Обогатят и систематизируют словарь предметов, действий, признаков.
Получат представления о свойствах предметов (цвете, форме, величине),
о расположении их в пространстве.
Получат представления о частях суток, временах года, днях недели.
Познакомятся с понятиями «звук», «слово», «предложение».
У детей сформируются:
Навыки прямого и обратного счёта (в пределах 5-ти, 10-ти).
Навыки группировки предметов по заданным признакам.
Навыки определения части суток, времени года.
Умение вслушиваться в звучание слова, умение узнавать и выделять из него звуки и звуковые комплексы.
Навыки выделения гласного звука из звукового потока, на фоне слога, слова.
Умения составлять рассказы – описания о предметах с опорой на схему, умения пересказывать и драматизировать русские народные сказки.
Коррекционные:
У детей будет развиватьс я слуховое, зрительное восприятие, произвольное внимание, комбинаторные способности, зрительно-моторная координация.
Дети научатся: Действовать по заданным правилам.
Чётко следовать инструкциям педагогов.
Использовать речь как средство коммуникации.
Воспитательные:
У детей появится:
Интерес к занятиям, играм (настольно-печатным, сюжетно-ролевым, подвижным).
Умение работать самостоятельно, не мешая другому.
Умение устанавливать партнёрские отношения со сверстниками.
перспективно-тематическое планирование
(1 год обучения – старшая группа компенсирующей направленности)
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Сентябрь
| 1-3
|
Диагностика
| Диагностика
|
Диагностика
|
Диагностика
|
| Лексическая тема: Игрушки
Лексико-грамматическая категория:
Множественное число сущ. Им.п
Развитие связной речи:
Пересказ рассказа «Дети играют» с опорой на сюжетную картинку
| А. Барто
«Игрушки»
| Развитие слухового восприятия.
Понятие ЗВУК.
| Признаки предметов: цвет. Сравнение предметов: понятия "одинаковые по цвету - разные по цвету"
Геометрическая фигура: круг.
Составление круга из частей.
Части суток: название, действия людей в разные части суток
|
| Лексическая тема:
Части тела
Лексико-грамматическая категория:
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Развитие связной речи:
Пересказ рассказа «Утро» с опорой на серию сюжетных картин
| Потешка
"Пальчик-мальчик"
| Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру.
| Признаки предметов: форма.
Сравнение предметов: понятия "одинаковые по форме, разные по форме"
Геометрическая фигура: овал.
Составление овала из частей.
Понятие – время года.
|
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Октябрь
|
| Лексическая тема: Осень. Листопад
Лексико-грамматическая категория: Понятия: предмет и действие. Предложения из 2-х слов.
Развитие связной речи:
Составление рассказа-описания «Осень» с опорой на схему
| Е. Трутнева «Осень»
| Дифференциация речевых и неречевых звуков
| Понятия: один, много, мало, несколько.
Ориентировка в пространстве:
понятия сверху - снизу.
Верх - низ на плоскости и на листе бумаги.
Время года (признаки лета и осени)
|
| Лексическая тема: Овощи
Лексико-грамматическая категория: Вин. п. ед. ч. существительных. Предложение из 3-х слов
Развитие связной речи:
Рассказ-описание «Репа» с опорой на схему
| РНС «Репка»
| Длинные и короткие слова
| Понятия: столько же, одинаково, поровну
Геометрические формы: круг, овал.
Левое - правое в окружающем пространстве.
Схема тела человека.
Части суток (повторение)
|
| Лексическая тема: Фрукты
Лексико-грамматическая категория: Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Согласован. числит. один, одна, одно с сущ.
Развитие связной речи:
Составление рассказа-описания о фруктах с опорой на схему.
| Считалка
«Апельсин»
| Деление слов на части
| Понятия: больше - меньше.
Уравнивание групп предметов.
Понятие: пара.
Пространственные понятия верх, низ,
левая-правая сторона, середина, на плоскости.
|
| Ознакомление с окружающим миром: Овощи – фрукты
Лексико-грамматическая категория:
Согласование числительных один, одна, одно с существительными
Развитие связной речи:
Составление рассказа-сравнения о фруктах и овощах с опорой на схему.
| Д. Родари "Большая морковка"
| Понятие «гласные звуки»
| Признаки предметов: размер (большой - маленький).
Сравнение предметов: понятия "одинаковые по размеру – разные по размеру"
Количество, число и цифра 1.
|
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Ноябрь
|
| Лексическая тема: Перелётные птицы
Лексико-грамматическая категория:
Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Развитие связной речи:
Составление рассказа-сравнения «Ранняя и поздняя осень» с опорой на сюжетные картинки.
| Русская народная потешка "Дождик, дождик"
| Звук «А»
| Количество, число и цифра 2. Образование и состав числа 2.
Сравнение множеств путем приложения. Уравнивание множеств двумя способами.
Понятие: время года (поздняя осень)
|
| Лексическая тема: Одежда и её части.
Лексико-грамматическая категория:
Согласование сущ. с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
Развитие связной речи:
Составление рассказа по сюжетной картинке «Стирка»
| Л. Воронкова
«Маша-растеряша»
| Звук «У»
| Количество, число и цифра 3.
Образование числа 3
Геометрическая
фигура: треугольник. Составление
треугольника из частей.
Установление равенства и неравенства множеств
|
| Лексическая тема: Обувь и её части
Лексико-грамматическая категория:
Глаголы прошедшего времени ед. ч. м. и ж. рода. Предложения из 3-х слов
Развитие связной речи:
Составление рассказа-описания «Моя любимая обувь» с опорой на схему.
| Н. Павлова
"Чьи башмачки"
| Звук «О»
| Количество, число и цифра 4.
Образование числа 4.
Геометрическая фигура: квадрат.
Ориентировка на плоскости и листе бумаги.
|
| Лексическая тема: Посуда
Лексико-грамматическая категория:
Предлог В
Развитие связной речи:
Составление рассказа
«Мы дежурим» с опорой на серию сюжетных картин
| К. Чуковский "Федорино горе"
| Звуки «А – О – У»
| Количество, число и цифра 5.
Образование числа 5.
Геометрическая
фигура: прямоугольник.
|
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Декабрь
|
| Лексическая тема: Зима
Лексико-грамматическая категория:
Признак предмета. Предложение из 3х слов.
Развитие связной речи:
Рассказ-описание о зиме по схеме
| И. Суриков
«Зима»
| Звук «Ы»
| Понятия: длинный – короткий
Цифры и числа от 1 до 5.
Уравнивание групп предметов.
Понятия спереди - сзади (перед, за, между) в практической деятельности
|
| Лексическая тема:
Зимующие птицы
Лексико-грамматическая категория:
Предлог НА
Развитие связной речи:
Пересказ рассказа «Птицы на кормушке» с опорой на сюжетную картину
| З.Александрова "Новая столовая"
| Звук «И»
| Отсчет заданного количества в пределах 5.
Цифра 0.
Понятия: высокий – низкий
Понятие: время года.
|
| Лексическая тема:
Домашние птицы
Лексико-грамматическая категория:
Предлог ПОД
Развитие связной речи:
Рассказ- сравнение «Курица и утка» с опорой на схему
| В. Сутеев
«Цыплёнок и утёнок»
| Звуки «И – Ы»
| Числовой ряд до 6. Образование числа 6. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.
Левое - правое в окружающем пространстве. Схема тела человека.
|
| Лексическая тема:
Новый год. Зимние игры
Лексико-грамматическая категория:
Согласование числительных ДВА, ДВЕ с существительными.
Развитие связной речи:
Составление рассказа по ССК «Как мы наряжали ёлку»
| Н.Носов
«На горке»
| Звук «Э»
| Числовой ряд до 6.
Отсчет, выделение количеств (больше на 1).
Понятия: толстый – тонкий
|
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Январь
|
| Диагностика
| Диагностика
| Диагностика
| Диагностика
|
| Лексическая тема:
Продукты питания
Лексико-грамматическая категория:
Образование относительных прилагательных.
Развитие связной речи:
Пересказ рассказа «Как Маша в магазин ходила» с опорой на пиктограммы
| Норвежская народная сказка «Пирог»
| Понятие
«согласные звуки»
| Числовой ряд до 7. Образование числа 7. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.
Дни недели
|
| Лексическая тема:
Мой город
Лексико-грамматическая категория:
Родительный падеж мн. ч. существительных
Развитие связной речи:
Рассказ описание о родном городе с опорой на схему
| Н.Калинина "Как ребята переходили улицу"
| Звуки «М – М’»
| Составление групп предметов с заданными свойствами.
Числовой ряд до 7.
Отсчет, выделение количеств (больше на 1).
Дни недели
|
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Февраль
|
| Лексическая тема: Дом и его части
Лексико-грамматическая категория:
Предлоги К – ОТ
Развитие связной речи:
Составление рассказа-описания «Домик в деревне» с опорой на сюжетную картинку
| Украинская народная сказка "Рукавичка"
| Звуки «В – В’»
| Числовой ряд до 8. Образование числа 8. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.
Ориентировка на плоскости и листе бумаги.
Части суток – дни недели
|
| Лексическая тема: Мебель и её части
Лексико-грамматическая категория:
Предлоги В – НА – ПОД
Развитие связной речи:
Моделирование рассказа «Моя комната» с помощью пиктограмм
| Л.Толстой "Три медведя"
| Звуки «Х – Х’»
| Числовой ряд до 8.
Отсчет, выделение количеств (больше на 1).
Составление групп предметов с заданными свойствами.
Понятие: время года.
|
| Лексическая тема: Бытовые приборы
Лексико-грамматическая категория:
Глаголы ед. и мн. числа прошедшего времени.
Развитие связной речи:
Составление рассказа-описания «Пылесос» с опорой на круговую схему
| А. Масленников
«Пылесос»
(авторская потешка)
| Звуки «Н – Н’»
| Числовой ряд до 9.
Образование числа 9. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.
Дифференциация понятий размер – высота.
|
| Лексическая тема:
Защитники Отечества
Лексико-грамматическая категория:
Согласование числительных 1, 2, 5 с существительными
Развитие связной речи:
Составление рассказа-описания «Моряк»
| А.Митяев
«Дедушкин орден»
| Звуки «М – Н»
| Числовой ряд до 9.
Отсчет, выделение количеств (больше на 1).
Геометрические
фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Дни недели: понятия перед, за, между
|
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Март
|
| Лексическая тема:
Женский праздник.
Профессии мам
Лексико-грамматическая категория:
Существительные Д.п. без предлогов
Развитие связной речи:
Составление рассказа по ССК «Подарки маме»
| Е.Благинина "Посидим в тишине"
| Звуки «Ф – Ф’»
| Образование числа 10. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.
Геометрические
фигуры: овал, круг, прямоугольник.
Дифференциация понятий длина - ширина
|
| Лексическая тема:
Детский сад. Профессии детского сада.
Лексико-грамматическая категория:
Глаголы прошедшего времени ед. ч. мужского и женского рода
Развитие связной речи:
Составление рассказа «Наша группа»
| Е. Пермяк
«Самое страшное»
| Звуки «П – П’»
| Числовой ряд до 10. Счет в прямом и обратном порядке, с любого заданного числа.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Геометрические
фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник.
|
| Лексическая тема:
Дикие животные
Лексико-грамматическая категория:
Родительный падеж ед. и мн. ч.
Развитие связной речи:
Составление рассказа-описания «Волк» с опорой на схему
| М.Пришвин "Ёж"
| Звуки «Т – Т’»
| Практическое
знакомство с составом числа 2.
Понятие: числовой ряд.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Дифференциация понятий толщина - ширина
Знакомство с тетрадью в клетку.
|
| Лексическая тема:
Домашние животные
Лексико-грамматическая категория:
Предлоги В - ИЗ
Развитие связной речи:
Составление рассказа-сравнения «Корова и медведь»
| Сказка
«Бычок - смоляной бочок»
| Звуки «К – К’»
| Практическое
знакомство с составом числа 3.
Понятие: числовой ряд.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Дифференциация понятий толщина - ширина
Знакомство с тетрадью в клетку.
|
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Апрель
|
| Лексическая тема: Наземный транспорт
Лексико-грамматическая категория:
Предлог ЗА
Развитие связной речи: Составление рассказа по ССК «Случай в автобусе»
| К. Чуковский "Тараканище" (отрывок)
| Звуки «Б – Б’»
| Практическое
знакомство с составом числа 4.
Понятие: числовой ряд.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Ориентировка на странице тетради.
|
| Лексическая тема: Воздушный транспорт
Лексико-грамматическая категория:
Предлог НАД
Развитие связной речи: Составление рассказа по следам демонстрируемых действий «Путешествие самолётика»
| И.Винокуров
«Самолёт летит»
или
А.С.Пушкин
«Ветер, ветер, ты могуч»
| Звуки «Д – Д’»
| Состав числа 4.
Понятие: числовой ряд.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Ориентировка на странице тетради.
|
| Лексическая тема: Водный транспорт
Лексико-грамматическая категория:
Предлог ПО
Развитие связной речи: Пересказ рассказа «Ссора» (Бумажный кораблик) с опорой на пиктограммы
| Д.Хармс "Кораблик"
| Звуки «Г – Г’»
| Практическое
знакомство с составом числа 5.
Понятие: числовой ряд.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Ориентировка на странице тетради.
|
| Лексическая тема:
Весна. Перелётные птицы
Лексико-грамматическая категория:
Признак предмета. Однородные прилагательные в предложении
Развитие связной речи:
Рассказ-описание о весне с опорой на схему
| Я.Аким «Апрель»
| Звуки «С – С’»
| Состав числа 5.
Понятие: числовой ряд.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Ориентировка на странице тетради.
|
| Лексическая тема: Деревья
Лексико-грамматическая категория:
Образование относительных прилагательнх
Развитие связной речи: Пересказ рассказа «Как Алёша хотел белку испугать» по ССК
| И.Токмакова "Весна"
| Звуки «З – З’»
| Составы чисел 2, 3, 4, 5.
Понятие: числовой ряд.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Ориентировка на странице тетради.
|
М
| Н
| Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
| Ознакомление с художественной литературой
| Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи
| Развитие элементарных математических представлений
|
Май
|
| Лексическая тема:
Рыбы
Лексико-грамматическая категория:
Признак предмета. Однородные прилагательные в предложении
| Е.Чарушин
"Медведь-рыбак"
| Дифференциация гласных и согласных звуков
| Составы чисел 2, 3, 4, 5.
Понятие: числовой ряд.
Отсчет, выделение количеств (меньше на 1).
Ориентировка на странице тетради.
|
| Лексическая тема:
Цветы. Насекомые
Лексико-грамматическая категория:
Признак предмета. Однородные прилагательные в предложении
Развитие связной речи:
Рассказ-описание о насекомом с опорой на схему
| М. Пришвин
«Золотой луг»
| Дифференциация согласных твёрдых и мягких звуков
| Математические игры
|
3-4
| Диагностика
| Диагностика
| Диагностика
| Диагностика
|
Тематические планы
организованной образовательной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности по разделам: