Активное взаимодействие с родителями проводится в рамках всего коррекционно-развивающего процесса. Цели работы с родителями:
1. Своевременное информирование о возможных трудностях обучения и воспитания ребёнка по результатам диагностического обследования.
2. Разъяснение прав и обязанностей родителей при выборе образовательного маршрута для ребёнка.
3. Вовлечение родителей в совместные мероприятия с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы.
4. Консультирование родителей с целью повышения их педагогической компетентности и формирования объективной оценки возможностей своего ребёнка.
Работа педагогов с родителями происходит в разных видах и формах. Основная задача специалистов коррекционно-развивающего обучения – научить родителей видеть проблему, уметь принимать помощь и научиться сотрудничать со своим ребёнком, не сравнивая его ни с кем другим.
Вид взаимодействия
| Форма взаимодействия
| Задачи
взаимодействия
| Методы
взаимодействия
|
Обследование
| Индивидуальная
| Сбор сведений о ребёнке, родителях.
Определение характера детско-родительских отношений.
Определение позиций и взглядов родителей на обучение и воспитание детей.
| Собеседование
Анкетирование
Психолого-педагогическое обследование
|
Наблюдение
| Групповая
| Сбор сведений о ребёнке.
Определение характера поведения и взаимоотношения ребёнка со сверстниками.
Определение характера взаимоотношений ребёнка с родителями в совместной деятельности, при проведении открытых мероприятий.
| Посещение родителями открытых занятий.
Проведение совместных праздников, развлечений, образовательных мероприятий.
Наблюдения за детьми в свободной деятельности.
|
Консультационная
работа
| Индивидуальная
Малыми подгруппами Групповая
| Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Определение основных критериев к знаниям и умениям детей старшего дошкольного возраста, предъявляемых новыми федеральными государственными требованиями.
Формирование адекватных детско-родительских отношений.
| Родительские собрания.
Индивидуальные консультации родителей педагогами, осуществляющими коррекционно-развивающую работу с детьми группы.
Разработка рекомендаций и их размещение в родительском уголке группы, в тетради взаимосвязи родителей и специалистов (учителя-дефектолога и учителя-логопеда).
|
Активное
взаимодействие
| Индивидуальная
Групповая
| Осуществление совместной деятельности по формированию необходимых умений и навыков детей для их успешной самореализации.
Установление доверительных профессиональных отношений между педагогами детского сада и родителями.
Предупреждение конфликтных ситуаций между родителями и педагогами детского сада.
| Участие в проектно-исследовательской деятельности.
Участие в творческих конкурсах группы и детского сада.
Проведение совместных мероприятий (семейные викторины, развлечения, спортивные конкурсы, праздники, экскурсии).
|
В группах компенсирующей направленности обязательно планируются мероприятия по активному взаимодействию с родителями. Они имеют конкретные цели и задачи:
- установление партнёрских отношений между детьми и родителями, сохранение заинтересованности и активности родителей в течение всего периода обучения;
- демонстрация заинтересованности каждого педагога в успехах каждого без исключения ребёнка;
- формирование адекватности родительских реакций на успехи и неуспехи своих детей, как в дошкольном, так и будущем школьном возрасте;
- воспитание социальной толерантности: как детской, так и взрослой.
Планирование совместных мероприятий происходит в начале учебного года и доводится до сведения родителей на первом организационном родительском собрании. Сами мероприятия проходят в трёх направлениях:
1. Мероприятия, объединяющие детей и родителей в рамках одной группы (коллектив «Группа, как семья»).
2. Мероприятия, объединяющие детей и родителей 2-3 групп компенсирующей направленности (коллектив «Такие же, как я»).
3. Мероприятия в рамках объединения всех детей ДОУ и всех желающих родителей (коллектив «Я и общество вокруг меня»).
В совместные мероприятия включены не только праздники и развлечения, но и другие формы взаимодействия:
- детско-родительские собрания, цель которых научить родителей и детей воспринимать деловую информацию, познакомить родителей с активными формами работы с детьми;
- открытые занятия, цель которых учить детей регулировать своё поведение в присутствии родителей, знакомить родителей с формами, методами работы, достижениями детей;
- проектная деятельность, цель которой учить детей и родителей совместно решать задачи продуктивного и познавательного характера, знакомить родителей с новыми формами, методами коррекционно-развивающей работы;
- конкурсы чтецов, цель которых учить родителей оказывать помощь детям в подготовке к открытым мероприятиям, формировать способность адекватной, объективной оценки деятельности детей;
- семейные викторины, цель которых учить детей и родителей действовать совместно по общим правилам, знакомить родителей с достижениями детей.
Вариант планирования мероприятий по организации активного взаимодействия субъектов образовательного пространства на учебный год
Месяц
| Наименование мероприятия
| Форма проведения
|
Мероприятия в рамках одной группы (коллектив «Группа, как семья»)
|
Октябрь
| Костюмированный конкурс чтецов «Наши любимые животные» с выполнением поделок, рисунков.
| Дома дети учат стихотворения, предложенные учителем-логопедом или выбранные самостоятельно, готовят поделку или рисунок животного по мотивам стихотворения. В группе проводится первый тур, где все дети читают подготовленные дома стихотворения. Родители выступают в качестве жюри. Лучшие исполнители выходят во второй тур.
|
Ноябрь
| Проект «Тайны платяного шкафа»
в рамках изучения лексических тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»
| Дети и родители выполняют дома задания в соответствии с темой проекта. В группе воспитатель отслеживает качество и сроки выполнения заданий. Учитель-дефектолог готовит сценарий семейного праздника, на котором будет производиться защита продуктов проектной деятельности детей и родителей.
|
Январь
| Краткосрочный проект в рамках изучения лексической темы «Камчатка – наш любимый край!»
| Дети и родители выполняют дома задания в соответствии с темой проекта. В группе воспитатель отслеживает качество и сроки выполнения заданий, выполняет с детьми коллективную работу. Музыкальный руководитель подбирает и учит с детьми песни и танцы (региональный компонент) в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Учитель-дефектолог готовит сценарий, по которому будет проходить итоговое мероприятие проекта.
|
Февраль
| Семейная викторина:
«В мире сказок К. Чуковского»
| В группе воспитатель читает детям произведения К.Чуковского, беседует с детьми, готовит со всеми детьми группы театрализацию любого произведения автора. Родители вместе с ребёнком готовятся к викторине по предложенным памяткам-подсказкам.
|
Март
| Костюмированный конкурс чтецов «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
| Дома дети учат с родителями стихотворения, готовят костюм или атрибут профессии по теме стихотворения. В группе проходит первый тур, где все дети читают подготовленные дома стихотворения. Родители выступают в качестве жюри. Лучшие исполнители выходят во второй тур.
|
Апрель
| Участие в акции «Спасибо деду за победу!!!» (сбор семейных материалов об участниках ВОВ)
| Дети дома с родителями собирают материалы о членах семьи, принимавших участие в боевых действиях, являвшихся участниками трудового фронта. В группе воспитатель с детьми беседует о членах семьи, выполняет с ними коллективную работу (стенгазета «Спасибо за Победу!!!»)
|
Мероприятия совместной деятельности
групп компенсирующей направленности (коллектив «Такие же, как я»)
|
Октябрь
| Конкурс чтецов «Наши любимые животные»
| Конкурс проходит по сценарию семейного праздника. Лучшие чтецы старших и подготовленных
групп соревнуются между собой. Остальные дети становятся зрителями, активными участниками праздника и группой поддержки для чтецов своих групп. Родители выступают в качестве зрителей и жюри. Лучшие исполнители награждаются грамотами.
|
Ноябрь
| Проект «Тайны платяного шкафа»
| Семейный праздник проходит в виде викторины, в которой принимают участие две старшие группы компенсирующей направленности. Команды викторины формируются в произвольном порядке в начале праздника так, что в них могут оказаться дети и родители из разных групп. Викторина проходит по установленным правилам с использованием ИКТ и включает в себя разные виды деятельности.
|
Январь
| Проект «Камчатка – наш любимый край!»
| Итоговое мероприятие проходит в форме игры-путешествия, где дети разных групп знакомят сверстников с продуктами исследовательской деятельности. Родители приглашаются в качестве зрителей и в качестве группы поддержки для своих детей.
|
Февраль
| Семейная викторина:
«В мире сказок К. Чуковского»
| Семейный праздник проходит в виде викторины, в которой принимают участие две старшие группы. Команды викторины формируются в произвольном порядке в начале праздника так, что в них могут оказаться дети и родители из разных групп. Викторина проходит по установленным правилам и включает в себя разные виды деятельности. В конце дети показывают театрализации, которые они подготовили в группах.
|
Март
| Конкурс чтецов «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
| Конкурс проходит по сценарию семейного праздника. Лучшие чтецы старших и подготовленных
групп соревнуются между собой. Остальные дети становятся зрителями, активными участниками праздника и группой поддержки для чтецов своих групп. Родители выступают в качестве зрителей и жюри. Лучшие исполнители награждаются грамотами.
|
Апрель
| Участие в акции «Спасибо деду за победу!!!» (сбор семейных материалов об участниках ВОВ)
| Дети старших и подготовительных групп встречаются на торжественной акции «Спасибо деду за победу!». Родители приглашаются в качестве зрителей и помощников своих детей (могут помочь своему ребёнку рассказать о члене семьи, принимавшему участие в боевых действиях, трудовом фронте)
|
Май
| Развлечение «Наш друг – светофор!»
| Родители с детьми разрабатывают маршрут «Путь от дома в детский сад», знакомят на практике с элементарными правилами поведения на дороге, в общественном транспорте. Воспитатели в детском саду разыгрывают с детьми сценки, проблемные ситуации «Случай на дороге», «В автобусе (автомобиле)», повторяют необходимые дорожные знаки. Общее мероприятие проходит в виде театрализованного развлечения. Родители приглашаются в качестве экспертов.
|
В течение года
| Интернет-конкурсы
| Родителям предлагается вместе с детьми принять участие в различных творческих конкурсах продуктивного характера по образцам или памяткам. Желающие могут выкладывать фотографии своих работ самостоятельно, остальным предлагается помощь специалиста.
|
Мероприятия в рамках объединения всех детей ДОУ и всех желающих родителей (коллектив «Я и общество вокруг меня»)
|
Октябрь
| Развлечение
«Осени краски золотые»
| Работа проводится в соответствии с утверждёнными сценариями ДОУ с участием всех педагогов психолого-педагогического сопровождения:
-музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре разрабатывают сценарии праздников,
-воспитатели помогают специалистам в подготовке детей к совместным мероприятиям,
-учитель-дефектолог, педагог-психолог проводят индивидуальную работу с детьми, учитель-логопед отрабатывает интонационную выразительность речи,
-родители разучивают с детьми стихотворения, присутствуют на праздниках, участвуя в конкурсах, эстафетах.
|
Ноябрь
| Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
|
Декабрь
| Новогодний утренник
|
Февраль
| Спортивный праздник
«Мои защитники»
|
Март
| Утренник «Мамочка любимая моя»
|
Май
| Выпускной бал «До свиданья, детский сад»
|
Содержание профилактико-оздоровительного модуля
Цель:
применительно к ребенку:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ЗПР;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ЗПР;
- формирование у детей с ЗПР необходимых представлений о важных составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;
- формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
применительно к педагогам:
- содействие становлению культуры профессионального здоровья специалистов МБДОУ «Детский сад № 40», работающих на группах компенсирующей направленности (пропедевтика стрессовых ситуаций в вопросах принятия ребёнка с ЗПР и его родителей)
- просвещение родителей в вопросах формирования здорового образа жизни.
Задачи:
1. Оптимизация учебной, психической и физической нагрузки, создание
условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ЗПР.
2. Использование здоровьесберегающих технологий обучения.
3. Повышение качества занятий физической культурой, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности, режимных моментах.
4. Рационализация досуговой деятельности детей.
Содержание:
Одним из приоритетных направлений в системе организации коррекционно-развивающих мероприятий в группах компенсирующей направленности является укрепление здоровья детей,как физического, так и нравственного (интересы, помыслы, увлечения), психического (адекватное отношение к себе и окружающим) и социального благополучия ребёнка в целом. Поэтому вся деятельность в группах компенсирующей направленности - от разработки программ, планов, до контроля их выполнения, включая проведение непосредственной образовательной деятельности,
организацию свободной деятельности - оценивается с позиции влияния её
на психофизическое состояние и здоровье детей и педагогов. Первостепенным принципом построения коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР является принцип не нанесения вреда. Поэтому в общем планировании все специалисты учитывают возможность применения здоровьесберегающих технологий (защитно-профилактических, компенсаторно-нейтрализующих, физкультурно-оздоровительных, информационно-обучающих) и организацию здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, дети и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья детей и педагогов, но и воспитание культуры здоровья.
Таблица использования здоровьесберегающих технологий