Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой)



Цель: определение уровня развития операции классификации
Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.
Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике.

«Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.
«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф
«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.
«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли
«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?
Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).
Задания оценивается в баллах:

обобщение по существенному признаку – 2 балла;

употребление обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов – 15.

 

Методика «Классификация по заданному принципу»
Цель: определение уровня развития операции классификации.
Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.).
Проведение:
Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в 5 групп по разной тематике: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы».
Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол.
Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом».
Обработка:
Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.
Группы разложены без ошибок: «+»
Правильно разложены 3 группы: «±»
Ошибки более, чем в 3 группах «-»

Методика «Разрезные картинки».
Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления, выявление особенности развития операции сравнения.
Оборудование: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под различным углом.
Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки. Изображение не комментируется.
Инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее».
Обработка: В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.
Обе картинки собраны правильно «+»
Только одна сложена верно «±»
Обе картинки собраны неправильно «-»


Методика «Назови одним словом»
Цель: определение уровня развития операции обобщения
Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.

1. Троллейбус, автобус, трамвай -

2. Шкаф, тумбочка, кровать -

3. Волк, медведь, заяц -

4. Синий, красный, зелёный -

5. Каша, хлеб, конфеты -

6. Роза, гвоздика, ландыш –

7. Дуб, береза, липа –

8. Сыроежка, мухомор, подберезовик –

9. Сом, карась, окунь –

10. Капуста, картошка, лук –

11. Ручка, карандаш, фломастер –

12. Рука, нога, голова -


Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:

Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 13. Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:
I уровень – 13 баллов –высокий
II уровень – 11-13 - средний
III уровень – 7-11 - низкий
IV уровень – менее 7 – очень низкий

 

 

Методика «Анализ образца»
Цель: выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.
Оборудование: спички, образец человечка, сложенного из спичек.
Проведение: На столе перед ребенком выкладывается фигура человека, сделанная из спичек. Внимание ребенка на особенности образца не обращается. После выполнения задания экспериментатор открывает образец и предлагает ребенку сравнить его с тем, что получилось. В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки. При неполном исправлении ошибок, проверяющий может задавать ему наводящие вопросы.
Инструкция: «Я сделала человечка из спичек. Внимательно посмотри на него и постарайся запомнить. Теперь я его закрою, а ты попробуй сделать точно такого же».

Обработка: Оценивается правильность сложенной фигурки, учитываю то, в какую сторону повернуты головки спичек.
Образец воспроизведен точно или ребенок самостоятельно нашел ошибки и исправил их - высокий уровень
Образец воспроизведен с ошибками, ребенок исправил ошибки с помощью взрослого, который фиксирует внимание на особенностях образца – средний уровень
Образец воспроизведен с ошибками, ребенок не может исправить свои ошибки при активной помощи взрослого – низкий уровень

 

Методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном)
Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Оборудование: три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.
Проведение: Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ.

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.
Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

Обработка: Необходимо обязательное фиксирование характера речи испытуемого.
Высокий уровень выполнения задания - ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный рассказ; картинки выложены в правильной последовательности.

 

Хороший уровень выполнения задания - ребенок сочиняет логичную версию рассказа, но картинки выложены в неправильной последовательности.

 

Средний уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов.

 

Низкий уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов.

Ребенок не справился с заданием, если:


1. Не нашел последовательность картинок и не смог составить рассказ.
2. Самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный рассказ.
3. Составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли).
4. Рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается.
5. На каждой картинке перечисляет только отдельные предметы.

 

Приложение 1.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 7286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.006 с.)