Курс рассчитан на один год обучения. Требования и задачи в старшей группе компенсирующей направленности ориентированы на развитие звуковой и интонационной культуры речи, на формирование фонематического восприятия.
Основным дидактическим принципом подачи звукового материала является принцип доступного обучения от простого к сложному. Сначала дети знакомятся с гласными звуками русского языка (кроме йотированных), затем – с согласными звуками простыми по артикуляции и длительно звучащими ([м], [м'], [н], [н'], [в], [в'], [ф], [ф']), потом – с согласными звуками простыми по артикуляции, но коротко звучащими ([п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г']), и заканчивается обучение более сложными по артикуляции звуками. Такой порядок изучения звуков наиболее эффективен для развития звуковой аналитико-синтетической активности.
Кроме этого, в старшей группе основное внимание уделяется изучению только звуков: их характеристик и отличительных особенностей, интонированию в слове, развитию навыков определения наличия и места звука в слове и т.д. А изучение букв начинается в подготовительной группе. Так можно решить главную задачу курса – развитие фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа и синтеза, где основное внимание уделяется артикуляторно-слуховому восприятию, а зрительные дифференцировки подключаются на более позднем этапе при созревании необходимых высших психических функций.
Таким образом, в старшей группе основное внимание уделяется решению следующих задач:
1. Формирование способа вычленения звука из слова (интонирование звука в слове), умение называть выделенный звук, правильно артикулировать его.
2. Формирование навыка характеристики гласных и согласных звуков по наличию или отсутствию преграды на пути выдыхаемого воздуха, знакомство с условными обозначениями гласных и согласных звуков.
3. Формирование навыка различения твёрдых и мягких согласных звуков.
4. Обучение практическому делению слов на части (слоги).
5. Формирование умения составлять предложения по сюжетной, предметной картинке, по заданному слову. Знакомство с терминами «слово», «предложение».
6. Формирование умения говорить достаточно громко, не торопясь, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.
К планируемым результатам освоения детьми данного раздела программы можно отнести следующие умения и навыки:
• умение делить слова на части, называть количество частей (слогов);
• способность относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их звучания, характеристик;
• умение условно обозначать гласные и согласные звуки;
• умение вычленять звук из слова и называть выделенный звук;
• способность определять место заданного звука в слове;
• умение придумывать слова на заданные звуки;
• умение составлять предложения по сюжетной, предметной картинке, по заданному слову;
• способность делать самостоятельные выводы, аргументировать свои ответы.
Тематический план по разделу «Развитие речевого (фонематического) восприятия» в старшей группе компенсирующей направленности
(1 занятие в неделю, всего – 32 занятия)
К-во часов
| Тема
| Цели и задачи
|
| Развитие слухового восприятия
Понятие «ЗВУК»
| Привлечь внимание к различному звучанию предметов.
Развивать слуховое внимание и память.
Познакомить с понятием «звук», показать на практических примерах, что все предметы могут звучать по-разному.
|
| Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру.
| Продолжать развивать слуховое внимание и память.
Упражнять в различении контрастных звуков при зрительной опоре и без нее.
Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка (2-3 звуковые единицы).
|
| Дифференциация речевых и неречевых звуков
| Познакомить с понятиями «неречевой» - «речевой» звук. Учить различать на слух «речевые и неречевые» звуки. Упражнять в произношении одного и того же звука с изменением эмоциональной окраски и одного и того же звукокомплекса с изменением высоты и силы голоса.
Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка (2-3 звуковые единицы).
|
| Длинные и короткие слова
| Учить различать на слух слова по длительности их звучания. Формировать умение определять длину слова, изменять длину слова в соответствии с учебной задачей. Познакомить с условно-графической схемой слова.
|
| Деление слов на части
| Закрепить знания детей о длинных и коротких словах. Показать способ деления слов на части. Формировать умение делить слова на части и соотносить количество частей слова с длительностью его звучания.
Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка (3 звуковые единицы).
|
| Понятие «гласные звуки»
| Познакомить с характерными особенностями гласных звуков, их артикуляцией, сигнальным обозначением. Дать понятие «гласный звук». Познакомить с оральными образами гласных звуков.
|
| Звук «А»
| Показать характерные признаки звука «А», его артикуляцию, оральный образ. Познакомить с характеристикой гласного звука. Учить интонированию звука в соответствии с учебной задачей (долго, кратко, тихо, громко). Учить интонировать и определять первый звук в слове. Закрепить понятие «гласный звук».
|
| Звук «У»
| Показать характерные признаки звука «У», его артикуляцию, оральный образ. Продолжать знакомить с характеристикой гласного звука. Формировать умение интонировать заданный звук в составе слога. Закреплять умение определять первый звук в слове.
|
| Звук «О»
| Показать характерные признаки звука «О», его артикуляцию, оральный образ. Учить определять последний ударный гласный звук в слове. Закреплять понятие о характеристике гласного звука. Закреплять умение интонировать звук в соответствии с учебной задачей, выделять голосом ударный гласный звук в слове.
|
| Звуки
«А – О – У»
| Показать отличительные особенности звуков «А – О – У». Формировать умение определять наличие заданного звука в составе слова. Продолжать учить определять место звука в слове (начало, конец), дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука.
|
| Звук «Ы»
| Показать характерное звучание звука «Ы», его артикуляцию оральный образ. Закреплять умение определять последний звук в слове. Закреплять умение интонировать звук в соответствии с учебной задачей продолжать учить дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука. Закрепить понятие «гласный звук».
|
| Звук «И»
| Показать характерные признаки звука «И», его артикуляцию, оральный образ. Формировать навык определения места звука в слове. умение интонировать звук в составе слова. Продолжать учить дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука. Учить последовательному выделению звуков в словах типа ИА по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки «И – Ы»
| Показать отличительные особенности звуков «И – Ы». Формировать умение определять наличие заданного звука в слове, место звука в слове (начало, конец). Продолжать дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука.
|
| Звук «Э»
| Показать характерные признаки звука «Э», его артикуляцию, оральный образ. Закреплять понятие «гласный звук». Закреплять умение выделять голосом заданный звук в составе слова, дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука. Учить подбирать слова (предметные картинки), начинающиеся на заданный гласный звук
|
| Понятие
«согласные звуки»
| Познакомить с характерными особенностями согласных звуков, сигнальным обозначением. Дать понятие «согласный звук». Формировать умение различать гласные и согласные звуки по их характерным признакам.
|
| Звуки
«М – М’»
| Показать характерные признаки звуков «М-М’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Дать понятие твердости-мягкости согласных звуков. Познакомить с характеристикой согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова и определять место звука в слове (начало, конец). Учить последовательному выделению звуков в словах типа АМ, УМ по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«В – В’»
| Показать характерные признаки звуков «В-В’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о твердости-мягкости согласных звуков, характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять место звука в слове в сильной артикуляционной позиции (начало, середина). Учить последовательному выделению звуков в открытых слогах (ВА).
|
| Звуки
«Х – Х’»
| Показать характерные признаки звуков «Х-Х’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове (начало, середина, конец). Учить последовательному выделению звуков в слогах открытого (ХА, ХИ) и закрытого типа (АХ, УХ) по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«Н – Н’»
| Показать характерные признаки звуков «Н-Н’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове (все позиции). Учить последовательному выделению звуков в слогах открытого (НА, НО, НУ) и закрытого типа ОН по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«М – Н»
| Показать отличительные особенности звуков «М-Н». Закреплять умение определять наличие заданного звука в составе слова, дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука.
|
| Звуки
«Ф – Ф’»
| Показать характерные признаки звуков «Ф-Ф’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять место звука в слове. Учить последовательному выделению звуков в слогах открытого и закрытого типа по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«П – П’»
| Показать характерные признаки звуков «П-П’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слова ПУХ по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«Т – Т’»
| Показать характерные признаки звуков «Т-Т’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов ТОМ, ТАМ по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«К – К’»
| Показать характерные признаки звуков «К-К’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов МАК, КОТ, КИТ по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«Б – Б’»
| Показать характерные признаки звуков «Б-Б’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов БУХ, БОК, БАК по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«Д – Д’»
| Показать характерные признаки звуков «Д-Д’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов ДОМ, ДАМ, ДЫМ по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«Г – Г’»
| Показать характерные признаки звуков «Г-Г’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слова ГУБЫ, ДУБЫ по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки
«С – С’»
| Показать характерные признаки звуков «С-С’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов СЫН, КОСЫ, по готовой условно-графической схеме.
|
| Звуки «З – З’»
| Показать характерные признаки звуков «З-З’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов КОЗЫ, ЗУБЫ, ГАЗОН по готовой условно-графической схеме.
|
| Дифференциация гласных и согласных звуков
| Закрепить знания и представления о характерных признаках гласных и согласных звуков. Трансформация слов путём изменения гласного звука БАК – БОК – БУК; путём изменения согласного звука ТОМ – СОМ – КОМ,
|
| Дифференциация согласных твёрдых и мягких звуков
| Закрепить знания и представления о характерных признаках твердых и мягких согласных звуков. Звуковой анализ слов типа СОК – СОКИ, МАК – МАКИ, БАК – БАКИ по готовой условно-графической схеме.
|