Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи



Курс рассчитан на один год обучения. Требования и задачи в старшей группе компенсирующей направленности ориентированы на развитие звуковой и интонационной культуры речи, на формирование фонематического восприятия.

Основным дидактическим принципом подачи звукового материала является принцип доступного обучения от простого к сложному. Сначала дети знакомятся с гласными звуками русского языка (кроме йотированных), затем – с согласными звуками простыми по артикуляции и длительно звучащими ([м], [м'], [н], [н'], [в], [в'], [ф], [ф']), потом – с согласными звуками простыми по артикуляции, но коротко звучащими ([п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г']), и заканчивается обучение более сложными по артикуляции звуками. Такой порядок изучения звуков наиболее эффективен для развития звуковой аналитико-синтетической активности.

Кроме этого, в старшей группе основное внимание уделяется изучению только звуков: их характеристик и отличительных особенностей, интонированию в слове, развитию навыков определения наличия и места звука в слове и т.д. А изучение букв начинается в подготовительной группе. Так можно решить главную задачу курса – развитие фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа и синтеза, где основное внимание уделяется артикуляторно-слуховому восприятию, а зрительные дифференцировки подключаются на более позднем этапе при созревании необходимых высших психических функций.

Таким образом, в старшей группе основное внимание уделяется решению следующих задач:

1. Формирование способа вычленения звука из слова (интонирование звука в слове), умение называть выделенный звук, правильно артикулировать его.

2. Формирование навыка характеристики гласных и согласных звуков по наличию или отсутствию преграды на пути выдыхаемого воздуха, знакомство с условными обозначениями гласных и согласных звуков.

3. Формирование навыка различения твёрдых и мягких согласных звуков.

4. Обучение практическому делению слов на части (слоги).

5. Формирование умения составлять предложения по сюжетной, предметной картинке, по заданному слову. Знакомство с терминами «слово», «предложение».

6. Формирование умения говорить достаточно громко, не торопясь, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.

К планируемым результатам освоения детьми данного раздела программы можно отнести следующие умения и навыки:

• умение делить слова на части, называть количество частей (слогов);

• способность относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их звучания, характеристик;

• умение условно обозначать гласные и согласные звуки;

• умение вычленять звук из слова и называть выделенный звук;

• способность определять место заданного звука в слове;

• умение придумывать слова на заданные звуки;

• умение составлять предложения по сюжетной, предметной картинке, по заданному слову;

• способность делать самостоятельные выводы, аргументировать свои ответы.

Тематический план по разделу «Развитие речевого (фонематического) восприятия» в старшей группе компенсирующей направленности

(1 занятие в неделю, всего – 32 занятия)

К-во часов Тема Цели и задачи
  Развитие слухового восприятия Понятие «ЗВУК» Привлечь внимание к различному звучанию предметов. Развивать слуховое внимание и память. Познакомить с понятием «звук», показать на практических примерах, что все предметы могут звучать по-разному.    
  Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру. Продолжать развивать слуховое внимание и память. Упражнять в различении контрастных звуков при зрительной опоре и без нее. Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка (2-3 звуковые единицы).  
  Дифференциация речевых и неречевых звуков Познакомить с понятиями «неречевой» - «речевой» звук. Учить различать на слух «речевые и неречевые» звуки. Упражнять в произношении одного и того же звука с изменением эмоциональной окраски и одного и того же звукокомплекса с изменением высоты и силы голоса. Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка (2-3 звуковые единицы).  
  Длинные и короткие слова Учить различать на слух слова по длительности их звучания. Формировать умение определять длину слова, изменять длину слова в соответствии с учебной задачей. Познакомить с условно-графической схемой слова.  
  Деление слов на части Закрепить знания детей о длинных и коротких словах. Показать способ деления слов на части. Формировать умение делить слова на части и соотносить количество частей слова с длительностью его звучания. Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка (3 звуковые единицы).
  Понятие «гласные звуки» Познакомить с характерными особенностями гласных звуков, их артикуляцией, сигнальным обозначением. Дать понятие «гласный звук». Познакомить с оральными образами гласных звуков.  
  Звук «А» Показать характерные признаки звука «А», его артикуляцию, оральный образ. Познакомить с характеристикой гласного звука. Учить интонированию звука в соответствии с учебной задачей (долго, кратко, тихо, громко). Учить интонировать и определять первый звук в слове. Закрепить понятие «гласный звук».  
  Звук «У» Показать характерные признаки звука «У», его артикуляцию, оральный образ. Продолжать знакомить с характеристикой гласного звука. Формировать умение интонировать заданный звук в составе слога. Закреплять умение определять первый звук в слове.  
  Звук «О» Показать характерные признаки звука «О», его артикуляцию, оральный образ. Учить определять последний ударный гласный звук в слове. Закреплять понятие о характеристике гласного звука. Закреплять умение интонировать звук в соответствии с учебной задачей, выделять голосом ударный гласный звук в слове.  
  Звуки «А – О – У» Показать отличительные особенности звуков «А – О – У». Формировать умение определять наличие заданного звука в составе слова. Продолжать учить определять место звука в слове (начало, конец), дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука.  
  Звук «Ы» Показать характерное звучание звука «Ы», его артикуляцию оральный образ. Закреплять умение определять последний звук в слове. Закреплять умение интонировать звук в соответствии с учебной задачей продолжать учить дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука. Закрепить понятие «гласный звук».  
  Звук «И» Показать характерные признаки звука «И», его артикуляцию, оральный образ. Формировать навык определения места звука в слове. умение интонировать звук в составе слова. Продолжать учить дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука. Учить последовательному выделению звуков в словах типа ИА по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «И – Ы» Показать отличительные особенности звуков «И – Ы». Формировать умение определять наличие заданного звука в слове, место звука в слове (начало, конец). Продолжать дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука.  
  Звук «Э» Показать характерные признаки звука «Э», его артикуляцию, оральный образ. Закреплять понятие «гласный звук». Закреплять умение выделять голосом заданный звук в составе слова, дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука. Учить подбирать слова (предметные картинки), начинающиеся на заданный гласный звук  
  Понятие «согласные звуки» Познакомить с характерными особенностями согласных звуков, сигнальным обозначением. Дать понятие «согласный звук». Формировать умение различать гласные и согласные звуки по их характерным признакам.    
  Звуки «М – М’» Показать характерные признаки звуков «М-М’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Дать понятие твердости-мягкости согласных звуков. Познакомить с характеристикой согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова и определять место звука в слове (начало, конец). Учить последовательному выделению звуков в словах типа АМ, УМ по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «В – В’»     Показать характерные признаки звуков «В-В’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о твердости-мягкости согласных звуков, характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять место звука в слове в сильной артикуляционной позиции (начало, середина). Учить последовательному выделению звуков в открытых слогах (ВА).  
  Звуки «Х – Х’»     Показать характерные признаки звуков «Х-Х’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове (начало, середина, конец). Учить последовательному выделению звуков в слогах открытого (ХА, ХИ) и закрытого типа (АХ, УХ) по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «Н – Н’» Показать характерные признаки звуков «Н-Н’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове (все позиции). Учить последовательному выделению звуков в слогах открытого (НА, НО, НУ) и закрытого типа ОН по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «М – Н» Показать отличительные особенности звуков «М-Н». Закреплять умение определять наличие заданного звука в составе слова, дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука.  
  Звуки «Ф – Ф’» Показать характерные признаки звуков «Ф-Ф’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять место звука в слове. Учить последовательному выделению звуков в слогах открытого и закрытого типа по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «П – П’» Показать характерные признаки звуков «П-П’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слова ПУХ по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «Т – Т’» Показать характерные признаки звуков «Т-Т’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов ТОМ, ТАМ по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «К – К’» Показать характерные признаки звуков «К-К’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов МАК, КОТ, КИТ по готовой условно-графической схеме.
  Звуки «Б – Б’» Показать характерные признаки звуков «Б-Б’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов БУХ, БОК, БАК по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «Д – Д’» Показать характерные признаки звуков «Д-Д’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов ДОМ, ДАМ, ДЫМ по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «Г – Г’» Показать характерные признаки звуков «Г-Г’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слова ГУБЫ, ДУБЫ по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «С – С’» Показать характерные признаки звуков «С-С’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов СЫН, КОСЫ, по готовой условно-графической схеме.  
  Звуки «З – З’» Показать характерные признаки звуков «З-З’», их артикуляцию, сигнальное обозначение. Закреплять понятие о характеристике согласного звука. Формировать умение выделять заданный звук из состава слова, определять его место в слове. Учить звуковому анализу слов КОЗЫ, ЗУБЫ, ГАЗОН по готовой условно-графической схеме.  
  Дифференциация гласных и согласных звуков Закрепить знания и представления о характерных признаках гласных и согласных звуков. Трансформация слов путём изменения гласного звука БАК – БОК – БУК; путём изменения согласного звука ТОМ – СОМ – КОМ,  
  Дифференциация согласных твёрдых и мягких звуков Закрепить знания и представления о характерных признаках твердых и мягких согласных звуков. Звуковой анализ слов типа СОК – СОКИ, МАК – МАКИ, БАК – БАКИ по готовой условно-графической схеме.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.006 с.)