Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.



В подготовительной группе изучение раздела «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» происходит 2 раза в неделю. Первое занятие проводит воспитатель по плану учителя-дефектолога. Воспитатель с детьми: всесторонне изучает предметы, их свойства, названия частей, уточняет их предназначение; продолжает работу по сравнению предметов, нахождению их сходств и различий. Учитель-дефектолог на втором занятии предлагает детям в игровых, интерактивных формах работы осуществить перенос полученных знаний в новые условия – на знакомом лексическом материале происходит формирование грамматических категорий и развитие связной монологической речи.

В подготовительной группе основное внимание уделяется решению следующих задач:

1. Дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка.

2. Развитие способности:

- проводить самостоятельные наблюдения за изучаемыми объектами, делать простейшие выводы;

- дифференцировать предметы по обобщающим признакам;

- осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;

- устанавливать причинно-следственные отношения и связи в сериях сюжетных картин, в сезонных изменениях.

К планируемым результатам освоения детьми данного раздела программы можно отнести следующие умения и навыки:

• умение наблюдать за предметами и явлениями природы, делать самостоятельные выводы;

• умение сравнивать предметы, определяя их сходства и различия, производить простейший самостоятельный анализ;

• умение использовать полученные навыки об окружающем мире в повседневной жизни, самостоятельно рассказывать об изученных объектах;

• умение планировать своё высказывание в соответствии с речевой задачей, ситуацией.

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности воспитателя по разделу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности

(1 занятие в неделю, всего – 32 занятия)

К-во часов Тема Цели и задачи
  Осень. Садовые цветы   Уточнить и расширить представления детей о цветах, их разновидностях (полевые, садовые). Учить узнавать и правильно называть 4-6 садовых цветка: роза, георгин, ромашка, хризантема, тюльпан, гвоздика. Учить называния частей цветка. Воспитывать бережное отношение к природе.
  Осень. Насекомые   Учить детей различать и правильно называть 4 – 7 наиболее часто встречающихся насекомых: комар, муха, бабочка, пчела, жук, кузнечик, стрекоза. Формировать представления о характерных особенностях насекомых. Закрепить умение соотносить группу предметов с обобщающим понятием. Воспитывать бережное отношение к природе.
  Овощи – фрукты Закрепить знания детей о фруктах и овощах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Учить узнавать фрукт, овощ по описанию, дифференцировать фрукты и овощи. Закрепить знания детей о работе садовода, овощевода.
  Осень. Труд людей осенью. Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, делать собственные умозаключения. Закрепить знания детей об осени как о времени уборки урожая. Расширить представления о работе хлебороба, садовода, овощевода.
  Деревья. Листопад. Закрепить знания детей о деревьях, учить называния частей дерева. Учить узнавать и правильно называть деревья: ель (ёлку), сосну, берёзу, рябину, клён, дуб. Закрепить знания детей о листопаде как главного признака осеннего периода.
  Перелётные птицы   Уточнить признаки поздней осени. Учить сравнивать раннюю и позднюю осень по картинкам и на основе личных наблюдений. Учить названия осенних месяцев. Закрепить знания детей о перелётных птицах: лебедь, журавль, аист, ласточка, дикие утки и гуси. Уточнить обобщающее понятие «перелётные птицы». Закрепить знания детей о строении птиц. Закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей.
  Одежда. Головные уборы.     Продолжать расширять и обогащать знания детей о предметах одежды и головных уборах. Уточнить знания детей о назначении одежды в зависимости от времени года и половой принадлежности, о частях одежды, о материалах, из которых изготавливают одежду. Тренировать умение формировать группы предметов по обобщающим признакам. Познакомить детей с профессиями людей изготавливающих одежду (модельер, швея). Закрепить правила ухода за одеждой.  
  Обувь     Закрепить знания детей об обуви: название обуви, её деталей, обобщённое название обуви в зависимости от времени года. Закрепить знания детей о материалах, из которых изготавливают обувь. Познакомить детей с профессиями людей изготавливающих и ремонтирующих обувь (сапожник, модельер, обувщик). Тренировать умение формировать группы предметов по обобщающим признакам. Закрепить правила ухода за обувью.
  Дикие животные. Подготовка к зиме.     Закрепить знания детей о диких животных: внешний вид, повадки, жилище, пища, детёныши. Расширить знания детей о том, как дикие животные готовятся к зиме. Дать понятие о хищных и травоядных животных. Закрепить умение пользоваться обобщающими понятиями. Воспитывать любовь к животному миру.
  Домашние животные Закрепить знания детей о домашних животных: внешний вид, повадки, жилище, пища, детёныши, польза, приносимая людям. Расширить знания детей о заботе человека о домашних животных. Закрепить умение пользоваться обобщающими понятиями. Воспитывать любовь к животному миру.
  Домашние птицы     Закрепить знания детей о домашних птицах: внешний вид, где живут, какую пользу приносят человеку. Тренировать умение узнавать и называть 4-5 домашних птиц (курица, петух, индюк, утка, гусь), их детёнышей. Закрепить знания детей о значении домашних птиц в жизни человека, о заботе, которую оказывает человек своим питомцам. Воспитывать бережное отношение и любовь к животному миру.
  Зимующие птицы   Закреплять представление детей о зимующих птицах: внешний вид, части птиц, окраска перьев. Формировать умение узнавать и называть зимующих птиц: воробей, синица, ворона, снегирь, галка, сорока, дятел, голубь. Закреплять умение пользоваться обобщающими понятиями. Воспитывать любовь к животному миру. Дать практические навыки заботы о птицах зимой (изготовление кормушек).
  Зима. Зимние виды спорта. Спортивные принадлежности. Формировать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе, делать собственные умозаключения. Учить зимние месяцы. Уточнить и расширить знания детей о зимних видах спорта: хоккей, лыжные гонки, биатлон, фигурное катание. Активизировать словарь детей по теме «Спортивные принадлежности». Формировать умение использовать в речи обобщающие понятия. Воспитывать интерес к активному отдыху и занятиям спортом.
  Новогодний праздник     Закрепить знания детей о Новогоднем празднике, традициях, новогодних атрибутах (ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, ёлочные игрушки, гирлянды, подарки, бой курантов). Продолжать формировать умение составлять описания о ёлочной игрушке с указанием цвета, формы, величины, материала изготовления. Пробудить интерес и желание совместного проведения семейных праздников.
  Дом и его части. Строительные профессии.     Уточнить и расширить представление детей о строительстве и строительных профессиях (архитектор, крановщик, экскаваторщик, каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, стекольщик, электрик, слесарь), о строительных механизмах и инструментах. Учить называть части дома, устанавливать причинно-следственные связи, рассказывая об этапах строительства домов. Воспитывать понимание важности строительства в жизни людей и уважительного отношения к людям строительных профессий.
  Мебель и её части   Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, её частей. Закрепить знания детей об уходе за мебелью. Учить составлять загадки-описания о мебели с указанием цвета, размера, назначении и отличительных признаков. Продолжать закреплять умение пользоваться обобщающими понятиями. Прививать навыки бережного отношения к мебели в детском саду.
  Наш город. Наш край     Закреплять знания детей о полуострове Камчатка, о его местонахождении. Уточнить и расширить знания детей о богатствах Камчатского края, о коренных народах. Уточнить и закрепить умение называть свой домашний адрес с указанием города, улицы, номера дома и квартиры. Познакомить с достопримечательностями г.П-Камчатского (главная площадь, главная сопка города, памятники в центре города, главная стела). Закрепить знания детей с правилами поведения на улицах города, правилами перехода улицы по сигналам светофора и по пешеходному переходу. Воспитывать чувство гордости за свой край и город.
  Наша Родина – Россия. Москва – столица нашей Родины. Учить детей правильно называть страну, столицу. Закреплять знания детей о флаге, гимне, президенте России. Познакомить детей с картой России. Познакомить детей с основными достопримечательностями Москвы: Красная площадь, Кремль, Спасская башня, Университет). Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою огромную страну.
  Защитники Отечества Уточнить и расширить понятия детей о службе в армии, о военных профессиях (танкист, лётчик, моряк, артиллерист, ракетчик, пехотинец), родах войск. Объяснить смысл празднования Дня защитника Отечества. Воспитывать гордость и уважение к военным профессиям.
  Посуда   Закреплять знания детей о посуде: название, назначение (чайная, кухонная, столовая), части посуды, материал, из которого изготовлена посуда. Продолжать закреплять умение пользоваться обобщающими понятиями. Учить составлять загадки-описания о посуде с указанием цвета, размера, назначении и отличительных признаков. Воспитывать первоначальные навыки ухода за посудой, правилам сервировки.
  8 марта. Профессии мам Закрепить знания детей о празднике 8 марта. Воспитывать бережное, уважительное отношение к мамам, бабушкам, девочкам. Активизировать знания детей о распространённых женских профессиях (повар, воспитатель, учитель, продавец, парикмахер, домохозяйка). Уточнить знания детей о профессиях мам. Учить изготавливать подарки, выражать свою любовь в поздравлениях и пожеланиях.
  Магазин: продукты питания Уточнить и расширить знания детей о продуктах питания. Закреплять представления детей об отделах магазина, в которых продаются те или иные продукты питания: овощной, фруктовый, кондитерский, мясной, рыбный. Закрепить знания детей о технологии приготовления некоторых продуктов питания (фарш+специи=колбаса, сосиска; мясо+тесто=пельмени). Уточнить знания детей о профессиях людей, работающих в магазине: продавец, кассир, грузчик, фасовщик).
  Животные Севера Уточнить и расширить знания детей о животных севера: внешний вид, повадки, жилище, пища, детёныши, польза, приносимая людям. Учить различать и называть животных: песец, медведь, лиса, морж, сивуч, тюлень, северный олень, евражка. Закрепить умение пользоваться обобщающими понятиями. Воспитывать любовь к животному миру.
  Животные жарких стран. Зоопарк Тренировать умение узнавать и называть животных жарких стран (крокодил, кенгуру, лев, тигр, слон, жираф, зебра, обезьяна) и их детёнышей. Закрепить знания детей о хищных и травоядных животных. Расширить знания детей о зоопарке. Закрепить умение пользоваться обобщающими понятиями. Воспитывать любовь к животному миру.
  Наземный транспорт   Закреплять знания детей о наземном транспорте (поезд, автобус, троллейбус, легковые и грузовые автомобили, мотоцикл, велосипед). Учить названия профессий людей, работающих на транспорте (шофёр (водитель), машинист, механик, мойщик, контролёр). Дать понятие пассажирский, грузовой, специальный транспорт. Продолжать закреплять умение использовать в речи обобщающие понятия. Учить правила поведения на транспорте, знаки дорожного движения, регулирующие действия пешеходов на проезжей части дороги.
  Водный транспорт     Закреплять знания детей о водном транспорте (лодка, яхта, катер, пароход, корабль, теплоход). Уточнить названия частей водного транспорта. Учить названия профессий людей, работающих на транспорте (капитан, помощник капитана, боцман, рулевой, радист, матрос). Закрепить понятие пассажирский, грузовой, специальный транспорт. Продолжать закреплять умение использовать в речи обобщающие понятия. Продолжать учить правила поведения на транспорте.
  Воздушный транспорт     Закреплять знания детей о воздушном транспорте (самолёт, вертолёт, дирижабль, воздушный шар, ракета). Уточнить названия частей воздушного транспорта. Учить названия профессий людей, работающих на транспорте (лётчик, стюардесса, бортмеханик). Продолжать закреплять умение использовать в речи обобщающие понятия.
  Космос   Расширить представления детей об освоении космического пространства, о первом космонавте, о Дне космонавтики. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за достижения русских учёных и конструкторов в деле освоения космоса.
  Весна. Возвращение перелётных птиц   Учить сравнивать зимнее и весеннее время года по картинкам и на основе личных наблюдений. Учить названия весенних месяцев. Закрепить знания детей о перелётных птицах: скворец, лебедь, журавль, аист, ласточка, соловей. Закрепить знания детей о строении птиц. Закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей. Воспитывать бережное отношение к птицам. Дать практические навыки заботы о птицах весной (изготовление скворечников).
  День Победы     Уточнить и расширить знания детей о Великой отечественной войне. Активизировать словарь по теме: война, сражение, победа, ветераны, память, вечный огонь, боевые награды, патриотизм, мужество, отвага, честь. Воспитывать чувство гордости, уважения к ветеранам Великой отечественной войны, чувство патриотизма и любви к своей Родине.
  Почта     Активизировать словарь детей по лексической теме «Почта»: конверт, письмо, почтовый ящик, бандероль, посылка, адрес. Познакомить с правилами отправления писем и посылок. Познакомить детей с работой ближайшего почтового отделения, с профессиями людей, работающих в почтовом отделении: почтальон, оператор, кассир. Объяснить правила поведения на почте.
  Школа. Школьные принадлежности Закрепить знания детей о школе и школьных принадлежностях. Познакомить детей со школой (организовать экскурсию в близлежащую школу), правилами поведения детей в школе. Подготовить детей к выпускному балу в детском саду.

 

 

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности учителя-дефектолога по разделу «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в подготовительной группе компенсирующей направленности.

(1 занятие в неделю, всего - 32 занятия)

К-во часов Тема Цели и задачи
  Осень. Садовые цветы Согласование числительных один, одна, одно, два, две с существительными Пересказ рассказа «Олины цветы» Закреплять навык сравнения 2-х предметов, нахождения их общих черт и признаков отличия. Упражнять в согласовании числительных один, одна, одно, два, две с существительными. Формировать умение включать полученные словосочетания в предложения. Закреплять навыки отвечать на вопросы по прочитанному тексту развёрнутой фразой. Учить придумывать название к тексту. Закреплять навык пересказа текста с опорой на сюжетную картинку.
  Насекомые Предлоги НА – ПОД Закреплять навык сравнения 2-х предметов, нахождения их общих черт и признаков отличия. Уточнить пространственное значение предлогов. Учить слуховой дифференциации предлогов в предложениях. Упражнять в придумывании предложений с заданным предлогом по сюжетной картинке.
  Овощи – фрукты Предлоги В – НА – ПОД Закрепить навык дифференциации овощей и фруктов, выделения 4-го лишнего предмета. Уточнить пространственное значение предлогов. Учить слуховой дифференциации предлогов в предложениях. Упражнять в придумывании предложений с заданным предлогом по сюжетной картинке.
  Осень. Труд людей осенью Действие предмета. Распространение предложений однородными глаголами. Составление рассказа «Уборка урожая» Обратить внимание на образование новых слов, обозначающих названия профессий людей (садовод, хлебороб, овощевод, тракторист, комбайнёр, пекарь). Закрепить умение употребления разных глаголов, обозначающих способы уборки овощей и фруктов, способы их обработки и приготовления. Упражнять в подборе действий к заданным предметам. Учить распространять предложения однородными глаголами. Закреплять умения детей составлять рассказ в соответствии с планом в виде структурных элементов рассказа (начало, середина, конец). Закреплять навык пересказа рассказа по цепочке.
  Деревья. Листопад. Относительные прилагательные. Предложение из 4-х слов с одним определением. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, обозначающие названия листьев деревьев (кленовый, дубовый, берёзовый и т.д.). Учить включать прилагательное в исходное предложение. Закрепить знания детей о схеме предложения.
  Перелётные птицы. Приставочные глаголы. Составление рассказа-описания «Осень» Упражнять в образовании глаголов приставочным способом, включении их в предложения. Учить детей схематично изображать признаки осени, составлять собственный план рассказа в виде нарисованных пиктограмм. Закрепить знания детей о структуре рассказа-описания.
  Одежда. Головные уборы. Относительные прилагательные Составление рассказа «Платье для кукол» Закреплять навык сравнения предметов одежды, определяя признаки сходства и различия разных её видов. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа Закреплять умения детей составлять рассказ в соответствии с планом в виде пиктограмм. Продолжать активизировать знания детей о структуре рассказа.
  Обувь   Распространение предложений определениями. Пересказ рассказа «Чьи башмачки?» Продолжать формировать навык сравнения предметов обуви, определяя признаки сходства и различия разных её видов. Закрепить умения детей подбирать признаки к заданным предметам. Учить включать придуманные определения в предложения, находить место определения перед определяемым словом (существительным). Тренировать навык придумывания предложений по опорным словам из текста. Закреплять навык пересказа текста с опорой на предметные картинки.
  Дикие животные. Подготовка к зиме   Притяжательные прилагательные Составление рассказа «Петя и волки» Закреплять умение сравнивать 2 животных (находить общие признаки и отличия), отражая в собственной речи особенности цвета и строения всех частей, характерных повадок. Учить образовывать притяжательные прилагательные с опорой на вопрос и образец.. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи при пересказе текста с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий. Учить составлять сложноподчинённые предложения по вопросам.  
  Домашние животные Притяжательные прилагательные.   Пересказ рассказа «Кот – задира» Закреплять умение сравнивать 2 животных (находить общие признаки и отличия), отражая в собственной речи особенности цвета и строения всех частей, характерных повадок. Закреплять навык образования притяжательных прилагательных от исходных форм существительных, обозначающих названия животных. Продолжать учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде предметных картинок. Учить восстанавливать часть текста по пропавшей предметной картинке.
  Домашние птицы Притяжательные прилагательные Составление рассказа «Попугай Петруша» Продолжать учить составлять загадки-описания домашних птиц, отражая отличительные особенности цвета и строения всех деталей, характерных повадок. Закрепить навык образования притяжательных прилагательных. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи при пересказе текста с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий.  
  Зимующие птицы Согласование числительных 1 – 5 с существительными.   Составление рассказа «Как мы помогали птицам» Закреплять представление детей о зимующих птицах. Продолжать учить сравнивать птиц, указывая общие признаки и отличия. Продолжать упражнять в согласовании числительных один, одна, одно, два, две с существительными. Закреплять умение включать полученные словосочетания в предложения. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи при пересказе текста с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий. Учить составлять сложноподчинённые предложения.
  Зима. Зимние виды спорта, игры. Составление рассказа «Весело зимой». Закрепить знания детей о зимних видах спорта, зимних играх. Продолжать учить детей схематично составлять собственный план рассказа в виде нарисованных пиктограмм. Закрепить знания детей о структуре рассказа-повествования, выделения основных его частей (начало-середина-конец).
  Новогодний праздник Однокоренные слова. Составление рассказа «Незнайкин подарок». Дать понятие об однокоренных словах, учить детей определять общий корень (общее значение) однокоренных слов. Упражнять в подборе однокоренных слов, придумывании предложений с этими словами. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку и вопрос. Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания.
  Дом и его части. Образование существительных с помощью суффиксов Составление рассказа-описания «Дом, в котором я живу» Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, рассказывая о строительстве домов. Упражнять в образовании существительных, обозначающих названия строительных профессий, с помощью суффиксов - ЧИК, - ЩИК. Закрепить знания детей о структуре рассказа-описания. Учить детей составлять собственный план рассказа в виде нарисованных пиктограмм.
  Мебель и её части   Предлоги К-ОТ Составление рассказа-сравнения «Стул и диван» Закрепить умение сравнивать предметы мебели, выявляя общие признаки и отличия. Уточнить пространственное значение предлогов. Учить слуховой дифференциации предлогов в предложениях. Упражнять в придумывании предложений по заданному предлогу и 2-м предметным картинкам. Закреплять навык составления рассказа-сравнения по опорной схеме.
  Мой город Наш край Составление рассказа- описания «Камчатка – мой родной край» Закрепить знания детей о структуре рассказа-описания. Закрепить навык составления и пересказа описательного рассказа с опорой на круговую схему.
  Наша Родина – Россия. Согласование числительных, прилагательных, существительных в роде, числе. Тренировать умение согласовывать числительные, прилагательные, существительные в роде, числе. Учить вставлять полученные словосочетания в исходные простые предложения, правильно определять место словосочетания. Учить детей составлять рассказ с опорой на географическую карту России и пиктограммы. Закрепить умения отвечать на вопросы развёрнутой фразой.  
  Защитники Отечества Образование существительных с помощью суффиксов Составление рассказа «Собака-санитар» Упражнять в образовании существительных, обозначающих названия военных профессий, с помощью суффиксов -ИСТ, -ЧИК, -ЩИК. Учить слуховой дифференциации заданных существительных в составе предложений. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи при пересказе текста с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий. Учить составлять сложноподчинённые предложения по вопросам и предметным картинкам. Учить включать небольшие описания (2-3 предложения) в общую структуру рассказа.
  Посуда Предлоги В – ИЗ.   Пересказ рассказа «Это я виноват?» Продолжать учить сравнивать 2 предмета посуды с указанием цвета, размера, назначении и отличительных признаков. Уточнить пространственное значение предлогов. Учить слуховой дифференциации предлогов в предложениях. Упражнять в придумывании предложений по заданному предлогу и 2-м предметным картинкам. Учить пересказывать рассказ без зрительной опоры на картинку с использованием выразительных средств языка и прямой речи. Учить пересказывать рассказ по ролям.
  Профессии мам.   Совершенный и несовершенный вид глаголов Учить понимать, определять по предметно-действенным картинкам, называть совершающиеся и уже совершённые действия. Учить слуховой дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, исходя из контекста предложения. Учить детей составлять рассказы-описания по фотографиям о своих мамах. Учить продолжать рассказы о трудовой деятельности мам по представлению.
  Магазин: продукты питания Предлоги В – НА – ПОД. Составление творческого рассказа «Конфета с сюрпризом» Уточнить пространственное значение предлогов. Учить слуховой дифференциации предлогов в предложениях. Упражнять в придумывании предложений по заданному предлогу и 2-м предметным картинкам. Закрепить умение пересказывать с опорой на сюжетную картинку. Учить самостоятельно придумывать конец рассказа, обосновывая логику своего изложения.
  Животные Севера Предлоги ЗА – ИЗ – ИЗ-ЗА Сравнительное описание моржа и медведя Закреплять умение сравнивать 2 животных (находить общие признаки и отличия), отражая в собственной речи особенности цвета и строения всех частей, характерных повадок. Уточнить пространственное значение предлогов. Учить слуховой дифференциации предлогов в предложениях. Упражнять в придумывании предложений с заданным предлогом и предметной картинке, обозначающей местоположение животного.
  Животные жарких стран. Зоопарк Образование сложных прилагательных.   Пересказ «Случай в зоопарке» Закреплять умение сравнивать 2 животных (находить общие признаки и отличия), отражая в собственной речи особенности цвета и строения всех частей, характерных повадок. Познакомить детей со способом образования сложных прилагательных. Упражнять в образовании сложных прилагательных от исходных словосочетаний. Закреплять умения детей составлять рассказ в соответствии с планом в виде пиктограмм. Закреплять навыки пересказа по цепочке. Закрепить знания детей о структуре рассказа.
  Наземный транспорт Образование сложных слов. Приставочные глаголы. Составление рассказа «Путешествие машинки» Продолжать тренировать умение сравнивать 2 вида транспорта, выявляя общие признаки и отличия в цвете, размере, частях, назначении. Познакомить детей со способом образования сложных слов (паровоз, самосвал, снегоход, вездеход, бензовоз и т.д.). Упражнять в образовании сложных слов от исходных словосочетаний. Учить детей выполнять заданные действия и комментировать их. Учить использовать в речи приставочные глаголы и необходимые по смыслу предлоги. Формировать умение объединять придуманные предложения в единый рассказ.  
  Водный транспорт   Предлог ПО. Составление рассказа «Счастливого плавания» Уточнить пространственное значение предлога. Учить слуховой дифференциации предлога в предложениях. Упражнять в придумывании предложений по заданному предлогу и 2-м предметным картинкам. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи при пересказе текста с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий. Тренировать навык придумывания названия к рассказу. Учить составлять сложноподчинённые предложения.
  Воздушный транспорт. Пересказ рассказа «Как Саша в первый раз увидел самолёт» Тренировать умение сравнивать 2 вида транспорта, выявляя общие признаки и отличия в цвете, размере, частях, назначении. Закрепить умение отвечать на проблемные вопросы по прочитанному тексту, навык пересказа текста с опорой на пиктограммы.
  Космос Приставочные глаголы. Продолжать знакомить с приставочным способом образования глаголов. Учить детей определять, сравнивать лексическое значение полученных новых слов. Упражнять в образовании глаголов приставочным способом, включении их в предложения.
  Весна. Предлоги ПОД – ИЗ- ПОД.   Составление рассказа «Как дети скворечник делали» Закрепить знания детей о приметах весны. Уточнить пространственное значение предлогов ПОД – ИЗ-ПОД. Учить слуховой дифференциации предлогов в предложениях. Упражнять в придумывании предложений по заданному предлогу и 2-м предметным картинкам. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи при пересказе текста с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий. Учить составлять сложноподчинённые предложения по вопросам.
  День Победы   Антонимы     Пересказ отрывка из рассказа А.Митяева «Мешок овсянки» Формировать знания детей о празднике, его важности, значимости для жителей России. Учить подбирать антонимы к качественным прилагательным, существительным, включать их в предложения. Формировать логическое мышление через подбор нужного слова из пары антонимов, исходя из контекста предложения. Закрепить навыки подбора признаков и действий к предметам и объектам. Закрепить навык пересказа текста.
  Почта Предлоги В – ИЗ. Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа «Как я отправил письмо» Активизировать словарь детей по лексической теме «Почта». Уточнить пространственное значение предлогов В – ИЗ. Учить слуховой дифференциации предлогов в предложениях. Упражнять в придумывании предложений по заданному предлогу и 2-м предметным картинкам. Закрепить знания детей о структуре рассказа. Учить детей схематично изображать план рассказа в виде нарисованных пиктограмм по следам выполненных действий.
  Школа. Школьные принадлежности Согласование числительных 1 – 5 с сущ. Составление рассказа «Надёжный помощник» Активизировать словарь детей по теме «Школа и школьные принадлежности». Продолжать упражнять в согласовании числительных один, одна, одно, два, две с существительными. Закреплять умение включать полученные словосочетания в предложения. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи при составлении рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий. Тренировать навык придумывания названия к рассказу. Учить составлять сложноподчинённые предложения по вопросам.

Подготовка к обучению грамоте.

Курс рассчитан на один год обучения. Он основан на принципе цикличности изучения материала, т.е. закрепление знаний детей о звуках происходит в той же последовательности, что и в старшей группе, но к образу звука добавляется зрительный образ буквы.

В подготовительной группе компенсирующей направленности основное внимание уделяется решению следующих задач:

1. Дальнейшее развитие способности к различению звуков в слове на слух.

2. Формирование навыков последовательного выделения звуков в односложных и двусложных словах без стечения согласных и со стечениями согласных в слове.

3. Формирование навыков составления условно-графической схемы звукового состава слова.

4. Закрепление умений составлять предложения и выделять слова из предложения, формирование навыка чтения условно-графической схемы предложения.

5. Ознакомление с печатными буквами русского языка.

К планируемым результатам освоения детьми данного раздела программы можно отнести следующие умения и навыки:

· умение различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки в слове без опоры на условно-графическую схему;

· умение различать гласные и согласные звуки, твёрдые – мягкие, звонкие – глухие согласные звуки;

· умение обозначать гласные звуки (кроме йотированных) и некоторые согласные звуки буквами;

· умение придумывать предложения, выделять слова из предложений, составлять условно-графические схемы предложений;

· способность понимать значение и правильно использовать термины «звук», «слово», «предложение».

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности по разделу «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе компенсирующей направленности

(2 занятия в неделю, всего – 64 занятия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.032 с.)