Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сведения о практической апробации программыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная программа апробируется педагогами в течение шести лет, последние три года – в ГБОУ Областном центре диагностики и консультирования города Челябинска. На протяжении шести лет программапоказывала и доказала свою эффективность. На начало 2015-2016 учебного года в данную коррекционную группу ГБОУ ОЦДиК города Челябинска было зачислено 5 человек: 1 девочка и 4 мальчика. Все дети старшего дошкольного возраста и по протоколу ОПМПК имеют диагноз расстройство аутистического спектра и умеренная умственная отсталость. На протяжении диагностического периода происходило более глубокое знакомство с детьми. По результатам психолого-педагогического обследования и почти двухмесячного наблюдения за детьми с участием разных специалистов на каждого ребенка была составлена психолого-педагогическая характеристика, в которой содержится оценка состояния развития ребенка, сформированности у него различных навыков и умений. Именно характеристика послужила основой для составления индивидуального программного обеспечения на каждого конкретного ребенка.
Результаты диагностики на начало учебного года (сентябрь) представлены в таблице ниже.
В течение года дети были включены в систему комплексной психолого-педагогической помощи, были учтены особые образовательные потребности каждого ребенка, что позволило всем детям, вне зависимости от тяжести состояния, вписаться в образовательное пространство образовательного учреждения. По прошествии учебного года с целью определения отсутствия или наличия положительной динамики была проведена итоговая диагностика. Результаты диагностики на конец учебного года (май) представлены в таблице ниже.
Общие баллы на начало и конец учебного года по всем диагностическим параметрам представлены в таблице ниже.
Итак, при сравнительном анализе итоговых баллов по всем диагностическим параметрам, становится очевидным тот факт, что коррекционно-развивающая работа, направленная на комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и выраженными интеллектуальными нарушениями после апробирования комплексной психолого-педагогической программы «Примерная специальная индивидуальная программа развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью)» дала положительные результаты. ЛИТЕРАТУРА
1. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1995. № 5. 2. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) // Дефектология. 1997. N° 2, 3. 3. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991. 4. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989. 5. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991. 6. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3. 7. Любина Г. А. Обучение дошкольника языку чувств //Дошкольное воспитание. 1996. № 2. 8. Никифорова Е. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками //Дефектология. 1997. № 3. 9. Стрелкова Л. Творческое воображение: Эмоции и ребенок //Обруч. 1996. № 4. 10. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Ярославль, 1996. 11. Школьникова Н. Н. Развивающеевзаимодейстие с детьми раннего возраста //Дефектология. 1991. № 4. 12. Школьникова Н. Н. Развитие коммуникативного поведения детей, страдающих негативизмом //Дефектология. 1993. № 5. 13. Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватере. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Мн., 1997.
Приложение Таблица «Типология нарушений системы эмоциональной регуляции»
Пример итогового протокола наблюдения за свободным поведением ребенка
В семейном кругу (рекомендации педагога-психолога для родителей) o Побудить играть со сверстниками в жмурки, или же с любимой игрушкой (если ребенок не хочет общаться со своими сверстниками, пусть сначала лишь наблюдает за игрой со стороны). Для начала вы частично накрываете игрушку (мишка) одеялом и спрашиваете: «Где мишка?», а потом отвергаете одеяло и показываете игрушку. Затем смотрите, может ли ребенок сам найти игрушку. Постепенно накрываете все большую часть игрушки, и, наконец, закрываете ее полностью. o Прятать игрушки под прозрачные банки, бутылки, а впоследствии - под непрозрачные. Так, когда ребенок сидит за столом, можно спрятать игрушку, что издает звуки, под стол и активно двигать ею. Время от времени поднимать игрушку, показывать ребенку и снова прятать. В конце концов, он потянется за ней. o Если ребенок выбрасывает игрушки с кровати или манежа, стоит возвращать их; таким образом, ребенок понимает, что игрушки продолжают существовать, даже когда она их не видит. o Катать машинки, шарики, мячики и т.д по трубам, чтобы ребенок видел, как игрушка исчезает в трубе и появляется с другого конца. Подведите ребенка к играющим детям, а затем предложите сделать это именно с вами и группой детей. o Играть в «проползание через тоннель» и другие игры, в которых надо исчезнуть и появиться. o Предоставить ребенку возможности исследовать разнообразные, в том числе необычные виды окружающей обстановки. Используйте«подсказки». Всеми возможными способами давайте ребенку понять, что будет осуществляться в ближайшее время. Это поможет ему быстрее изучить режим дня и лучше понимать мир вокруг себя. Эффективно для этого использовать фотографии или предметы-символы. Предупреждайте ребенка о том, что собираетесь делать, простыми словами. Рекомендуется использовать в аналогичных ситуациях одни и те же слова. Также стоит использовать невербальные подсказки: например перед тем как идти на улицу, берите один и тот же мячик, или же перед каждым принятием пищи звоните в колокольчик. В конце каждой игры или занятия можно включать музыку как сигнал, что пора заканчивать игру и убирать игрушки. o Когда ребенок овладеет различными видами подбора предметов, переходите к выбору предмета из группы. Попросите ребенка выбрать из группы предметов определенный объект. Например, поставьте перед ним машинку, книгу, чашку и попросите дать вам чашку. Тренируйтесь сначала с реальными предметами, а впоследствии с карточками. Впоследствии делайте то же самое, но вместо называния предмета укажите его цвет, форму или размер. Играйте с ребенком в «магазин» используя различные предметы. o Читайте ребенку детские стишки и пойте песенки - ритм и рифма способствуют развитию как речевых навыков, так и навыков чтения. Поощряйте ребенка подсказывать вам «забытые» слова и строки. o Напишите на карточках два сильно отличающихся слова, например «дом» и «телевизор», и попросите ребенка подобрать вторую карточку со словом «телевизор». o Прикрепите к предметам обстановки карточки с их названиями: «двери», «стол», «стул» и поиграйте с ребенком «Найди пару». Вы можете дать ребенку второй набор таких же карточек и попросить прикрепить каждую на свое место или же принести вам какую-то конкретную карточку. o На начальных этапах обучения социально-бытовым навыкам главной задачей является организация поведения, формирование наставление на выполнение конкретной задачи. Не возможно научить ребенка сразу всем, лучше сначала сосредоточиться на одном наиболее посильном навыке, очень постепенно подключая его к простейшим операциям в других бытовых ситуациях. Процесс усвоения ребенком с РАС бытовых навыков является длительным и постепенным, требует большого терпения от окружающих людей. Пошаговая система дает возможность быстро и эффективно обучать ребенка с расстройствами аутистического спектра определенным навыкам. Для этого определяется уровень, на котором он может самостоятельно выполнить любое действие в рамках этого навыка и следующий маленький шаг, которому нужно научить ребенка. Каждый навык необходимо последовательно разделить на шаги - от простого к сложному. Помощь взрослого постепенно уменьшается в объеме, если ребенок усваивает действия внутри навыки, переходит от физической помощи к жесту, а в дальнейшем - к инструкции. o Проведения с ребенком специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя при обязательном участии взрослого. Проведение сенсорных игр решает следующие задачи: - возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; – получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; – внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт. Виды сенсорных игр: 1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед», «Разноцветные льдинки». 2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!», «Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание куклы», «Игры с мыльными пузырями», «Тает льдинка». 3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная кашка». 4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). 5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку», «Свистульки», «Звуки природы». 6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками». «Попрыгаем как зайчики» и т.п. 7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение, возня», «Догоню-поймаю», «Змейка», «Самолетики». Рекомендации учителя-логопеда
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.009 с.) |