Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сведения о практической апробации программы

Поиск

Данная программа апробируется педагогами в течение шести лет, последние три года – в ГБОУ Областном центре диагностики и консультирования города Челябинска. На протяжении шести лет программапоказывала и доказала свою эффективность.

На начало 2015-2016 учебного года в данную коррекционную группу ГБОУ ОЦДиК города Челябинска было зачислено 5 человек: 1 девочка и 4 мальчика. Все дети старшего дошкольного возраста и по протоколу ОПМПК имеют диагноз расстройство аутистического спектра и умеренная умственная отсталость.

На протяжении диагностического периода происходило более глубокое знакомство с детьми. По результатам психолого-педагогического обследования и почти двухмесячного наблюдения за детьми с участием разных специалистов на каждого ребенка была составлена психолого-педагогическая характеристика, в которой содержится оценка состояния развития ребенка, сформированности у него различных навыков и умений. Именно характеристика послужила основой для составления индивидуального программного обеспечения на каждого конкретного ребенка.

 

 

Результаты диагностики на начало учебного года (сентябрь) представлены в таблице ниже.

Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности  
    Артем Я. Дарья Т. Виталик Леня Я. Денис М.  
Контакт            
Активность              
Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления            
Поведение            
Блок II. Особенности работоспособности  
Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий                    
Переключаемость и устойчивость внимания                    
Блок III. Особенности познавательной деятельности          
Ориентировочная деятельность                  
Речевая деятельность. Экспрессивная речь            
Целенаправленные действия            
ИТОГО            
                                 

В течение года дети были включены в систему комплексной психолого-педагогической помощи, были учтены особые образовательные потребности каждого ребенка, что позволило всем детям, вне зависимости от тяжести состояния, вписаться в образовательное пространство образовательного учреждения.

По прошествии учебного года с целью определения отсутствия или наличия положительной динамики была проведена итоговая диагностика.

Результаты диагностики на конец учебного года (май) представлены в таблице ниже.

Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности  
    Артем Я. Дарья Т. Виталик Леня Я. Денис М.  
Контакт            
Активность            
Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления            
Поведение            
Блок II. Особенности работоспособности  
Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий                    
Переключаемость и устойчивость внимания                    
Блок III. Особенности познавательной деятельности          
Ориентировочная деятельность                  
Речевая деятельность. Экспрессивная речь            
Целенаправленные действия            
ИТОГО            
                                 

Общие баллы на начало и конец учебного года по всем диагностическим параметрам представлены в таблице ниже.

  Артем Я. Дарья Т. Виталик Леня Я. Денис М.
Сентябрь          
Май          

Итак, при сравнительном анализе итоговых баллов по всем диагностическим параметрам, становится очевидным тот факт, что коррекционно-развивающая работа, направленная на комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и выраженными интеллектуальными нарушениями после апробирования комплексной психолого-педагогической программы «Примерная специальная индивидуальная программа развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью)» дала положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1995. № 5.

2. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) // Дефектология. 1997. N° 2, 3.

3. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.

4. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989.

5. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991.

6. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3.

7. Любина Г. А. Обучение дошкольника языку чувств //Дошкольное воспитание. 1996. № 2.

8. Никифорова Е. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками //Дефектология. 1997. № 3.

9. Стрелкова Л. Творческое воображение: Эмоции и ребенок //Обруч. 1996. № 4.

10. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Ярославль, 1996.

11. Школьникова Н. Н. Развивающеевзаимодейстие с детьми раннего возраста //Дефектология. 1991. № 4.

12. Школьникова Н. Н. Развитие коммуникативного поведения детей, страдающих негативизмом //Дефектология. 1993. № 5.

13. Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватере. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Мн., 1997.

 

Приложение

Таблица «Типология нарушений системы эмоциональной регуляции»

Тип нарушения Организация среды
Ослабление звена полевой реактивности (инактивность) · Бедная собственная активность · Снижение объема внимания · Модально-неспецифическое снижение памяти · Медленное формирование поведенческих стереотипов повышенная истощаемость · Аутостимуляция, не обусловленная наличием стресогенных факторов · Нарушение биологических ритмов (нерегулярность времени засыпания и др.) · Снижение тактильной чувствительности · Уплощение эмоциональной сферы · Снижение общего фона настроения Развивающая среда · Сенсорно насыщенная (сенсорная комната, музыкальная и танцевальная терапия) · Ритмическая организация событий · Эмоциональное заражение (положительное и отрицательное) – взрослый усиливает эмоцию ребенка. Акцент на положительных переживаниях. Структурированность пространства · Однородное · Разделенное на зоны Смысловые отношения Зависит от уровня развития интересов ребенка · Сенсорная составляющая – при снижении интеллекта · Эмоциональная составляющая (проигрывание сюжетов) – при норме интеллекта  
Ослабление звена объективно-последовательной регуляции (полевое поведение) · Поведение не целенаправленно – нет избирательности · Нет устойчивых предпочтений в отношении определенных объектов, людей, событий · Сиюминутная оценка аффективной валентности сенсорных ощущений (приятные или неприятные) · Трудно выработать какую-то последовательность действий даже при наличии внешних опор · Эмоциональные реакции крайне недефференцированны   Развивающая среда · Стереотипность и связанное с ней четкое структурирование в процессе занятия · Сенсорно-обедненная организация среды · Эмоциональное поведение взрослого носит достаточно сдержанный характер Структурированность пространства Начинаем занятие в одном помещении. После освоения пространства и появления у ребенка определенных предпочтений можно попытаться освоить переход из одной ситуации в другую, с иным эмоциональным значением. Взрослый эмоциями подчеркивает окончание действия или отдельной операции. Смысловые отношения Акцент на предметно-функциональной составляющей – освоение предметных действий с обращением внимания на результат действия и на его эмоциональное значение. Развитие сенсорно-моторной координации и возможности действовать по инструкции.
Дезинтеграция звена субъективной регуляции (стереотипии) · Игра носит стереотипный характер · Интерес к эмоциям другого человека и к средствам, с помощью которых он может влиять на эмоциональное состояние других людей · Спонтанное употребление местоимения «Я» · Пространственные страхи, страх темноты   Развивающая среда (комфортная среда) · Совместная деятельность, способствующая развитию у ребенка самопрезентации: формирование физических границ «Я» - «не Я» и эмоциональных границ «Я» - «Другой» · Правила, которым должны подчиняться как ребенок, так и взрослый (свобода в границах установленных правил) · Игровая терапия, арт-терапия, терапевтическая мастерская (керамическая и др.) · Взрослый и ребенок – партнеры. Взрослый четко обозначает свои эмоции, показывает с одной стороны, свою заинтересованность в деятельности, осуществляемой совместно с ребенком, а с другой стороны, готовность отстаивать свою точку зрения («Ты уже долго играешь, теперь дай поиграть мне»). Важно при этом не «захлестнуть» своими эмоциями собственную активность ребенка, а также показать выход из конфликтной ситуации. Структурированность пространства Динамическая, изменяющаяся среда с правилами. Смысловые отношения · Смещаются на эмоциональную составляющую. В центре внимания – то, что испытывает каждый участник в ходе совместной деятельности. Уместен эмоциональный комментарий (взрослый вербализует для ребенка его эмоции, сенсорные ощущения и др. переживания). · Занятия, направленные на освоение собственного тела для формирования у ребенка осознанного образа собственного тела, образа физического «Я»: игры, в которых части тела выступают как отдельные участники, отбивание ритмов на груди под стихи (сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно), пропевание с одновременным простукиванием по груди, различные игры с зеркалом (когда ребенок видит, что он делает; одновременно может добавляться комментарий взрослого). · Занятия, направленные на формирование двуручной деятельности, реципрокного взаимодействия, а в дальнейшем на поддержание формирования ведущей руки и переноса через среднюю линию  

Пример итогового протокола наблюдения за свободным поведением ребенка

Параметры поведения Наблюдение
Перемещение по комнате Постоянно передвигается по комнате, нигде не задерживаясь
Движения Подпрыгивает при ходьбе; трясет руками, перебирает пальцами. Мышцы напряжены.
Мимика Лицо амимичное: «застывшее» выражение лица; иногда улыбается.
К каким предметам подходит, берет; что с ними делает Предпочитает: 1) предметы небольшого размера (детали от конструктора, кольца пирамидки) - сжимает их в руке, перебирает; 2) предметы, издающие звук (погремушка); 3) предметы, приятные на ощупь (резиновый мячик, мешочек с песком) - сжимает, перебирает, прислушивается.
Спонтанные самостоятельные вокализации, слова, предложения Вокализации (тянет гласные звуки) - почти постоянно.
Настроение и эмоциональные реакции, Ровное настроение; нет видимых проявлений эмоций.
Как реагирует на приближение другого человека Продолжает заниматься тем, чем занимался до этого.
Спонтанный взгляд на другого Взгляд в сторону другого при обращении по имени; нет спонтанного взгляда в глазах
Реакция на тактильный контакт Нравится, когда кружат, качают - подходит, тянется к взрослому.
Реакция на попытку вмешаться в занятия, в игру Уход
Спонтанное взаимодействие с другим человеком Обращается за помощью - тянет за руку взрослого, если не может достать привлекательный предмет.
На какие предметы, предложенные взрослым, обратил внимание Пузыри, пианино, «звучащая» книга, мозаика.
Реакция на комментирующую речь взрослого Нет видимого изменения поведения.

 

В семейном кругу

(рекомендации педагога-психолога для родителей)

o Побудить играть со сверстниками в жмурки, или же с любимой игрушкой (если ребенок не хочет общаться со своими сверстниками, пусть сначала лишь наблюдает за игрой со стороны). Для начала вы частично накрываете игрушку (мишка) одеялом и спрашиваете: «Где мишка?», а потом отвергаете одеяло и показываете игрушку. Затем смотрите, может ли ребенок сам найти игрушку. Постепенно накрываете все большую часть игрушки, и, наконец, закрываете ее полностью.

o Прятать игрушки под прозрачные банки, бутылки, а впоследствии - под непрозрачные. Так, когда ребенок сидит за столом, можно спрятать игрушку, что издает звуки, под стол и активно двигать ею. Время от времени поднимать игрушку, показывать ребенку и снова прятать. В конце концов, он потянется за ней.

o Если ребенок выбрасывает игрушки с кровати или манежа, стоит возвращать их; таким образом, ребенок понимает, что игрушки продолжают существовать, даже когда она их не видит.

o Катать машинки, шарики, мячики и т.д по трубам, чтобы ребенок видел, как игрушка исчезает в трубе и появляется с другого конца. Подведите ребенка к играющим детям, а затем предложите сделать это именно с вами и группой детей.

o Играть в «проползание через тоннель» и другие игры, в которых надо исчезнуть и появиться.

o Предоставить ребенку возможности исследовать разнообразные, в том числе необычные виды окружающей обстановки. Используйте«подсказки». Всеми возможными способами давайте ребенку понять, что будет осуществляться в ближайшее время. Это поможет ему быстрее изучить режим дня и лучше понимать мир вокруг себя. Эффективно для этого использовать фотографии или предметы-символы. Предупреждайте ребенка о том, что собираетесь делать, простыми словами. Рекомендуется использовать в аналогичных ситуациях одни и те же слова. Также стоит использовать невербальные подсказки: например перед тем как идти на улицу, берите один и тот же мячик, или же перед каждым принятием пищи звоните в колокольчик. В конце каждой игры или занятия можно включать музыку как сигнал, что пора заканчивать игру и убирать игрушки.

o Когда ребенок овладеет различными видами подбора предметов, переходите к выбору предмета из группы. Попросите ребенка выбрать из группы предметов определенный объект. Например, поставьте перед ним машинку, книгу, чашку и попросите дать вам чашку. Тренируйтесь сначала с реальными предметами, а впоследствии с карточками. Впоследствии делайте то же самое, но вместо называния предмета укажите его цвет, форму или размер. Играйте с ребенком в «магазин» используя различные предметы.

o Читайте ребенку детские стишки и пойте песенки - ритм и рифма способствуют развитию как речевых навыков, так и навыков чтения. Поощряйте ребенка подсказывать вам «забытые» слова и строки.

o Напишите на карточках два сильно отличающихся слова, например «дом» и «телевизор», и попросите ребенка подобрать вторую карточку со словом «телевизор».

o Прикрепите к предметам обстановки карточки с их названиями: «двери», «стол», «стул» и поиграйте с ребенком «Найди пару». Вы можете дать ребенку второй набор таких же карточек и попросить прикрепить каждую на свое место или же принести вам какую-то конкретную карточку.

o На начальных этапах обучения социально-бытовым навыкам главной задачей является организация поведения, формирование наставление на выполнение конкретной задачи. Не возможно научить ребенка сразу всем, лучше сначала сосредоточиться на одном наиболее посильном навыке, очень постепенно подключая его к простейшим операциям в других бытовых ситуациях. Процесс усвоения ребенком с РАС бытовых навыков является длительным и постепенным, требует большого терпения от окружающих людей. Пошаговая система дает возможность быстро и эффективно обучать ребенка с расстройствами аутистического спектра определенным навыкам. Для этого определяется уровень, на котором он может самостоятельно выполнить любое действие в рамках этого навыка и следующий маленький шаг, которому нужно научить ребенка. Каждый навык необходимо последовательно разделить на шаги - от простого к сложному. Помощь взрослого постепенно уменьшается в объеме, если ребенок усваивает действия внутри навыки, переходит от физической помощи к жесту, а в дальнейшем - к инструкции.

o Проведения с ребенком специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя при обязательном участии взрослого.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

- возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Виды сенсорных игр:

1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед», «Разноцветные льдинки».

2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!», «Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание куклы», «Игры с мыльными пузырями», «Тает льдинка».

3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная кашка».

4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).

5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку», «Свистульки», «Звуки природы».

6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками». «Попрыгаем как зайчики» и т.п.

7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение, возня», «Догоню-поймаю», «Змейка», «Самолетики».

Рекомендации учителя-логопеда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.009 с.)