Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арттерапевтические технологии
В контексте системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, мы используем элементы арттерапевтических техник, которые обладают способностью мощного психотерапевтического воздействия, дающего возможность почувствовать ребенку свою успешность и уверенность в себе: элементы сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии, а также лепку, рисование и др. Продукты творческой деятельности являются диагностическим показателем динамики психического состояния. Метод сенсорной интеграции В работе с детьми с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями мы активно применяем элементы метода сенсорной интеграции, который был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес (JeanAyres, 1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. При условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами (Л. А. Хоекман): 1) ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен; 2) ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее «жаждать». В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др. Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция - в виде сенсорных защит, гипофункция - в виде сенсорной аутостимуляции.
Метод сенсорной интеграции реализуется нами в двух направлениях: 1. В создании специальных средовых условий, облегчающих восприятие детьми окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними (адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции). Во-первых, мы стараемся предоставить ребенку занятия, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы. Дети с гипофункцией тактильной сенсорной системы, которые стремятся ко всему прикасаться, решают свою проблему ношением определённого предмета в кармане (это может быть маленький упругий мячик, брелок или игрушка). Когда им нужна помощь в концентрации или возникает желание к чему-нибудь прикоснуться, они опускают руку в свой карман. По аналогии дети с гипофункцией обонятельной сенсорной системы имеют при себе специальный ароматизированный предмет. Дети с гипофункцией слуховой системы могут носить наушники для прослушивания музыки. Чтобы успокоиться и помочь мозгу организовать и переработать чувственные стимулы, некоторым детям с гипофункцией проприоцептивной системы нужно сильное давление. Таким детям мы рекомендуем носить тяжелую одежду, утяжелители на руки и (или) ноги, использовать дома утяжеленные одеяла и пледы во время сна. Детям со сниженной вибрационной чувствительностью может помочь раскачивание в гамаке, на качелях, вращение на каруселях. Во-вторых, зная, что ребенок может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом, из среды мы устраняем болезненные раздражители или учим ребёнка приспосабливаться к ним. Ребёнка, который испытывает неприязнь к движению, можно раскачивать на качелях или гамаке, держа на коленях, завернув в одеяло, чтобы создать ощущение защищенности и надёжности. Если у воспитанника наблюдается феномен тактильной защиты, следует использовать интенсивные прикасания. Если ребенок не может заниматься в шумной обстановке, ему следует помочь найти тихое место или рекомендовать использовать наушники для блокировки лишнего звука.
2. В развитии способов полисенсорного восприятия, что предполагает, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений (зрительных, слуховых, тактильных и др.), во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений (синтез информации, поступающих от различных органов чувств), что реализуется нами в специально оборудованной сенсорной комнате - искусственно созданном окружении, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Сенсорная комната содержит следующие элементы: мягкую, зрительную, звуковую, тактильную и воздушную среды. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции. Важно, что сенсорная стимуляция всегда проводится в рамках эмоционально окрашенного взаимодействия. Большинство детей с тяжелыми нарушениями развития имеют серьезные органические поражения центральной нервной системы и, как следствие, высокий риск возникновения эпилептической активности. Если сенсорная стимуляция проводится механически, в отрыве от взаимодействия с другим человеком, вне эмоционального и смыслового контекста, ребенок, как правило, оказывается лишен возможности пережить сенсорное воздействие и превратить его во внутреннее событие. К тому же «голая» стимуляция (к примеру, простое помещение ребенка в сенсорную комнату) для детей данной группы оказывается недопустимой, поскольку вызывает закрепление и стереотипизацию действий, связанных с получением тех или иных ощущений. Поскольку для нас важно не только привлечь внимание ребенка, эмоционально тонизировать его и развить его восприятие, но и в большей степени расширить возможности его общения и деятельности, то значимые сенсорные события могут использоваться нами в качестве «поводов» для общения между взрослым и ребенком. Помимо учета объема и качества предлагаемого сенсорного материала, необходимо также индивидуально подбирать темп его предъявления (опираясь на то, насколько быстро ребенок может отреагировать на данное событие). Так же важно сопровождать происходящее с ребенком эмоциональными комментариями, учитывая, что ему всегда проще сосредоточить внимание и своевременно отреагировать на сенсорное воздействие, если оно носит «ожидаемый» повторяющийся характер. Задачи: o активизация общего психического тонуса ребенка; o поддержание тонуса у ребенка с повышенной истощаемостью в процессе познавательных занятий; o установление эмоционального контакта ребенка с педагогом; o развитие, дифференциация, нормализация чувствительности; o освоение ребенком схемы тела; o формирование представлений о собственном теле, его положении в пространстве; o осознание себя через телесные ощущения; o формирование мотивации для освоения новых видов деятельности.
Дополнительно могут ставиться и решаться такие задачи: o развитие рисунка; o развитие общей и тонкой моторики. Игровые технологии В игре ребенок знакомится с окружающим миром, осваивает новые умения. Все, что ребенок узнал в ходе своего познавательного развития, включается в его игру и многократно повторяется - в манипулятивных играх ребенок снова и снова повторяет новое понравившееся ему ощущение, позже он играет с новыми предметами и явлениями (промокнув под дождем, ребенок, вернувшийся с прогулки, будет некоторое время играть в дождик в ванной, другой, впервые увидев в небе самолет, «превращает» в самолетики свои старые игрушки, подходящие по форме, - детали конструктора, карандаши); в ролевых играх более старшие дети проигрывают отношения взрослых, которые они наблюдают. Один из критериев, согласно которому игра отделяется от других видов активности, - это добровольное участие в игре, свободное вхождение и выход из нее. Если в отношении взрослых игр с этим можно спорить (взрослые часто принимают участие в игре, чтобы наладить отношения с деловым партнером, не обидеть друга), то дети действительно играют только тогда, когда им этого хочется. При этом социальные роли участников игры могут сильно измениться: более старший ребенок может стать в игре «дочкой» и слушаться более младшую «маму»; если в игре участвует взрослый, то он может потерять свою роль «главного» и играть наравне с ребенком, а иногда и подчиняться ему. В своем развитии игра проходит ряд стадий, превращаясь из манипулятивной в сюжетную и, еще более усложняясь, - в ролевую. Из индивидуальной игра постепенно становится совместной - ребенок сначала осваивает окружающий его материальный мир, постигает его закономерности и на определенном этапе вовлекается во взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В школьном возрасте игровая деятельность сменяется учебной, но ребенка, а позднее и взрослого, продолжают интересовать различные игры с правилами (например, игры в лото, домино, шахматы, карты и др.). В процессе сюжетной игры при наличии хорошего контакта с педагогом ребенок с удовольствием взаимодействует с ним, принимает сюжет, правила. Таким образом, у ребенка появляется мотивация для того, чтобы преодолеть свои импульсивные действия, сделать над собой усилие (дождаться своей очереди в ролевой игре, своего хода в настольных играх). Для того чтобы участники игрового процесса понимали друг друга, они вводят новые слова, которые включаются в контекст игры, усваиваются ребенком, а потом распространяются на другие ситуации. По мере развития игры у ребенка развиваются и пространственные представления, функции программирования и контроля за деятельностью.
Педагог управляет процессом игры, развитием сюжета, учитывая уровень развития и актуальные знания ребенка. Например, играя в машинку, один ребенок может катать ее педагогу и ловить, когда она катится обратно. Цель такого занятия - развитие произвольного внимания (надо сконцентрировать его на машинке и удерживать некоторое время, пока продолжается игра), усвоение пространственных характеристик «далеко/близко». Другой ребенок берет несколько машин и развозит их по гаражам, следит, чтобы каждая машина попала в гараж такого же цвета и чтобы ехали они не просто так, а по очереди. На одном из последних этапов работы ребенок с педагогом строит целую улицу, расставляет дома, вешает на каждый дом его номер и возит машины по заданному маршруту, причем каждая машина везет груз по определенному адресу. Такая игра требует от ребенка хорошего функционирования сразу нескольких разных процессов: произвольного внимания, ориентировки в созданном им пространстве, серийной организации процесса, моторной и зрительно-моторной координации, способности совершать сложные действия двумя руками и др. В процессе совместной игры педагог может решать различные развивающие задачи, не давая ребенку заданий, а предлагая ему ввести в игру новый элемент, особым образом организует поле деятельности, обращает внимание ребенка на те или иные характеристики игрушек и окружающего пространства.Необходимо начинать с того этапа развития игровой деятельности, который уже сформирован и создавать предпосылки для формирования следующего.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.35.140 (0.009 с.) |