Ориентировочные этапы формирования некоторых навыков с использованием физической помощи взрослого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировочные этапы формирования некоторых навыков с использованием физической помощи взрослого



Навык Этапы
  1.Умение пользоваться ложкой     1. Встаньте за спиной ребенка, вложите ложку в руку ребенка, а другую ее руку положите сбоку от тарелки. 2. Держите руку ребенка с ложкой своей рукой. 3. Зачерпните ложкой еду. 4. Поднесите ложку до рта ребенка и дайте ей возможность съесть. 5. Опустите ложку в тарелку и дайте ребенку возможность проглотить пищу. Повторять все пункты до окончания процесса, сопровождая каждое действие словесным комментарием (кратким и четким). Постепенно сокращайте свою помощь. Всегда поощряйте ребенка.
2.Умение пользоваться вилкой 1. Встаньте за спиной ребенка, вставьте вилку в руку ребенка. 2. Держите руку ребенка с вилкой своей рукой. 3. Наколите кусочек пищи на острые зубчики вилки. 4. Поднесите вилку с наколотым кусочком в рот ребенка и дайте ей возможность съесть. 5. Опустите вилку в тарелку и дайте ребенку возможность проглотить пищу. Повторять все пункты до окончания процесса, сопровождая каждое действие словесным комментарием (кратким и четким). Постепенно сокращайте свою помощь. Всегда поощряйте ребенка.
3.Умение пользоваться ножом Подобрать подходящий (легкий, неострый, удобный для намазывания). 1. Положите то, что будете намазывать на хлеб в удобную посуду (например, мягкое масло). 2. Встаньте за спиной ребенка, возьмите ее левой рукой кусочек хлеба, в правой - нож. 3. Возьмите на кончик ножа небольшое количество масла. 4. Намажьте хлеб маслом. 5. Предложите ребенку самостоятельно намазать масло на хлеб. Повторять все пункты до окончания процесса,сопровождая каждое действие словесным комментарием (кратким и четким). Постепенно сокращайте свою помощь. Всегда поощряйте ребенка.
4. Умение мыть руки 1. Встаньте позади ребенка и возьмите своими руками ее руки. 2. Включите воду. 3. Подставьте обе руки ребенка под воду. 4. Возьмите мыло и подставьте его под воду. 5. Намыльте руки ребенка. 6. Положите мыло на место. 7. Потрите тыльные стороны одной и другой ладони. 8. Подставьте под воду обе руки и мойте их, потирая одна другую, пока не смоется вся пена. 9. Закройте кран. 10. Возьмите полотенце и вытрите руки ребенка. Повторять все пункты до окончания процесса, сопровождая каждое действие словесным комментарием (кратким и четким). Постепенно сокращайте свою помощь. Всегда поощряйте ребенка.

Конечно, самой эффективной подсказкой при обучении навыкам является физическая помощь, но надо учитывать, что есть дети с повышенной чувствительностью к прикосновениям. Для таких детей нужно использовать визуальные подсказки и инструкции.

Визуальные подсказки в виде последовательных задач помогут эффективнее научить ребенка самостоятельно выполнять определенный алгоритм действий. Конечной целью визуальной поддержки (способ иллюстрации порядка действий) задач является выполнение ребенком последовательных действий без прямых указаний или подсказок со стороны взрослых. Для этого используется набор карточек с предметными изображениями и подписями, на которые ориентируется ребенок во время самостоятельного выполнения задания.

На начальном этапе визуальный план должен быть подробным, где каждое действие разбито на маленькие шаги, в дальнейшем этот план становится обобщенным.

Перед использованием визуального плана задач нужно убедиться, что у ребенка сформированы следующие навыки:

o ребенок различает рисунок на общем фоне;

o умеет сопоставлять предмет и его изображение;

o способен понимать соответствие содержания изображенного определенного действия.

Ребенка учат выполнению последовательных действий по плану. Первые последовательности действий должны быть короткими (5-6 задач), конкретными, заканчиваться получением любимого поощрения. На начальном этапе лучше использовать для этого один из самых любимых поощрений ребенка (например, лакомство), и пока он не научится самостоятельно выполнять действия с этого визуального плана - не использовать лакомство в других обстоятельствах. Карточка «лакомство» всегда в последовательности карт преподается последней.

Как подкрепление желаемого результата очень важно использовать разнообразные стимулы. Необходимо стремиться к разнообразию используемых подкреплений: развлечения, лакомство, любимые ребенком формы контакта, обычная похвала. Важно предоставлять поощрения в те моменты, когда ребенок ведет себя наилучшим образом, и ни в коем случае - если возникает проблемное поведение: ребенок не реагирует, занимается самостимуляцией, или капризничает. Таким образом, следует помнить о том, какие реакции необходимо закрепить, и поэтому не предоставлять поощрения после нежелательных реакций.

Важно всегда придерживаться последовательности в своих требованиях и реакциях на поведение ребенка. Следует формулировать свою просьбу, обращаясь к ребенку, четко и кратко, а не повторять его много раз.

При условии обучения социально-бытовым навыкам необходимы четкая схема действий, отсутствие отвлекающих предметов и повторение стереотипной бытовой ситуации каждого дня. Если семья еще не имеет четкого распорядка дня, семейных привычек, нужно установить удобный для всех окружающих порядок основных домашних дел, которого все должны неукоснительно соблюдать. Последовательность действий, которая наглядно представлена в виде распорядка дня или последовательности действий помогает ребенку видеть, что ему нужно делать.

Так, в процессе формирования навыков опрятности и гигиены на видном месте в ванной комнате и туалете целесообразно будет разместить визуальные подсказки.

Рис. 1. Визуальная подсказка к процессу мытья рук

Стоит повесить ламинированную визуальную подсказку последовательности мытья рук возле раковины на уровне глаз, для напоминания ребенку о тех шагах, которые он должен сделать. Последовательность может состоять из фотографий, рисунков или надписей - того, что является наиболее уместным и интересным для ребенка. Возможно, придется убирать или закрывать каждый шаг визуальной подсказки, когда этот шаг будет выполнен, чтобы ребенок видел, что он уже сделал и что он должен сделать во время следующего шага.

Во время приучения к туалету ребенка нужно одевать в одежду, которую он сможет сам легко и быстро снять. Одежда должна быть удобной, при этом стоит остерегаться этикеток, ярлыков или швов, которые могут раздражать кожу.

Возможно ребенка для того, чтобы начать пользоваться туалетом, сначала придется научить одеваться / раздеваться. Для этого также нужно использовать четкие изображения и слова. Эффективным способом обучения новым навыкам может быть «Обратная цепочка». Эта методика заключается в том, что навык распределяется на мелкие шаги и получается цепочка - последовательность действий. Как уже отмечалось, начинать обучение стоит с последнего шага в цепочке. То есть, если учить ребенка натягивать штаны, стоит тянуть их к бедру, а потом ребенок продолжает тянуть до пояса. В следующий раз взрослый натянет штаны уже ниже бедер, а ребенок будет тянуть сама до бедер, а потом к талии. Эта методика особенно хороша при условии обучения новым навыкам, поскольку она позволяет ребенку почувствовать гордость, вроде бы, сделав последний шаг, он самостоятельно выполнила всю последовательность.

Рис. 2. Визуальная подсказка относительно поведения в туалете

В процессе составления распорядка дня необходимо учитывать уровень восприятия ребенка. Для этого возможно использовать:

o объекты, которые непосредственно используются в этой действия (тарелка - будем есть; мыло - будем мыть руки);

o фотографии или рисунки, на которых изображены непосредственно действия;

o символические изображения, или пиктограммы

o письменный план (в дальнейшем).

Независимо от уровня зрительной организации распорядок дня поможет подчинить повседневную жизнь всей семьи, а особенно ребенка. Важно действительно выполнять каждый пункт распорядка. Если ребенок поймет, что нежелательные задачи можно не выполнить, он начнет манипулировать событиями, как заблагорассудится.

Сначала нужно составлять расписание с приятных и простых для ребенка занятий, которые в дальнейшем будут усложняться. Нет необходимости проводить обучение в среде, изолированной от внешних раздражителей, потому что ребенок должен научиться сосредотачиваться на выполнении задач в естественной обстановке. Взрослый, который учит ребенка, должен максимально сосредоточиться на процессе обучения.

В процессе обучения важно отслеживать прогресс ребенка и делать выводы об эффективности обучения.

В данном разделе программы представлены задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию социально-бытовых навыков в соответствии с пятью уровнями обучения.

Вся группа детей находится на низком уровне сформированности социально-бытовых навыков.

Необходимо решать следующие задачи на 1 уровне:

- Формировать самые доступные жизненно-практические умения, овладение которыми необходимо для проявления самостоятельности в бытовых ситуациях.

- Обучать первичным умениям (например, брать и держать отдельные предметы: ложку, чашку).

Формирование навыка самостоятельно есть

- Приучать занимать определенное место во время приема пищи.

- Формировать умение пользоваться ложкой во время еды.

- Формировать умение пить из чашки.

Формирование навыков опрятности и гигиены

- Формировать умение выражать просьбы по необходимости посещения туалета (жесты, звуки, речевые реакции).

- Учить мыть руки с помощью взрослого (подставляет руки под воду, дает вытирать руки полотенцем).

- Формировать умение соглашаться на купание, умывание.

Формирование навыков самостоятельного надевания

- Формировать позитивное отношение к процессу одевания, раздевания.

- Учить надевать и снимать носки, брюки.

Формирование трудовых навыков

- Учить поднимать и класть на место игрушку («рука в руке»).

На 2 уровне:

- Учить выполнять отдельные действия внутри определенной процедуры самообслуживания.

- Формировать умение принимать помощь взрослого.

Формирование навыка самостоятельно есть

- Приучать занимать определенное место за столом во время приема пищи.

- Формировать навык правильного сидения за столом во время еды.

- Совершенствовать умение пользоваться ложкой во время еды.

- Совершенствовать умение пить из чашки.

- Учить аккуратно разворачивать простые обертки (конфеты, печенье, шоколад) и открывать коробки, банки, контейнеры и т.д.

Формирование навыков опрятности и гигиены

- Совершенствовать умение выражать просьбы по необходимости посещения туалета (жесты, звуки, речевые реакции).

- Учить снимать предметы одежды перед взиманием потребности.

- Учить надевать отдельные предметы одежды после справления нужды.

- Формировать умение мыть руки после посещения туалета.

- Формировать умение мыть руки с определенной последовательностью: взять мыло, смочить руки и мило, намылить ладони, положить мыло в мыльнице, смыть мыло водой, вытереть руки полотенцем).

- Формировать умение пользоваться личным полотенцем.

- Учить чистить зубы, выполнять совместные действия с взрослым в процессе чистки зубов.

- Формировать умение умываться, купаться, мыть волосы с помощью взрослого.

- Формировать умение расчесывать волосы с помощью взрослого, наблюдая за расчесыванием перед зеркалом.

- Формировать умение определять свое место в пространственном среду выше (стул, кровать, шкаф и т.д.).

Формирование навыков самостоятельного раздевания

- Формировать умение снимать простые предметы одежды и обуви без застежек.

- Учить помогать взрослому своими действиями в процессе раздевания и одевания.

- Учить пользоваться застежками типа «липучка», «молния».

Формирование трудовых навыков

- Учить убирать игрушки в определенное место.

- Учить ставить обувь в определенное место.

- Формировать понятие о месте хранения одежды.

- Формировать умение понимать и выполнять доступные поручения (дай, принеси, возьми, положи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.022 с.)