Этап – ориентировочный (поисковый) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап – ориентировочный (поисковый)



Основные задачи:

1) Ориентирование в актуальных проблемах ребенка.

2) Выработка гипотезы о причинах их возникновения.

3) Определение средств дальнейшей диагностики.

4) Определение подходов к обеспечению адаптации и первичной коррекции.

Основные методы:

1) Биографический - реализуется в ходе изучения документации (психолого-педагогической - если ребенок ранее посещал какие-либо образовательные учреждения или психолого-педагогические консультативные центры; протокола ОПМПК) и в ходе бесед с родителями (законными представителями) и близкими родственниками ребенка.

2) Наблюдение (в разных ситуациях деятельности ребенка - в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, на занятиях и в игре) в течение 2-5 занятий.

3) Игра с ребенком и беседа с родителями.

Результат: систематизация первичных сведений о соматическом, нервно-психическом и психологическом статусе ребенка, условиях семейного воспитания, степени (и потенциальных возможностях) адаптации, особенностях эмоционально-волевых проявлений, уровне работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Если при первом знакомстве в кабинете специалиста ребенок проявляет возбуждение, бегает, громко кричит, прыгает, то необходимо дать ему возможность адаптироваться в кабинете, не обращать внимания на его аффективные реакции, спокойно заниматься своим делом и наблюдать за ребенком. Следует предварительно проинструктировать родителей: они не должны делать замечания ребенку в кабинете специалиста. Когда ребенок успокоится, можно предложить ему разнообразные игры на выбор, чтобы он был занят в процессе беседы педагога с родителями.

Следует подчеркнуть, что проведение экспериментально-психологической диагностики детей с аутизмом с использованием инструментальных методов не всегда возможно, особенно для детей с тяжелой степенью аффективной патологии.

В психологической практике существует множество методов недирективной психологической диагностики. Особое значение в диагностической работе с детьми с аутизмом имеют методы, разработанные М. Монтессори. Концепция М. Монтессори, в целом, построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для развития психики детей с нарушениями в развитии. Суть данного подхода к диагностике заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность его развития (Монтессори, 1986).

Предоставляемая методом М. Монтессори свобода выбора, по сути, является тем, к чему так стремятся дети с РАС (кроме того, создается комфортная среда, способствующая повышению адаптивности). Тем самым диагностическая процедура параллельно способствует и формированию самостоятельности и инициативы у ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что экспериментально-психологическое обследование ребенка с РАС носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психолого-педагогических воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует выделить:

1) Эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения.

2) Особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания.

3) Специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.

За основу были взяты разработанные И. И. Мамайчук дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок - от 0 до 4 баллов:

0 баллов - функция отсутствует;

1 балл - слабо выражена;

2 балла - выражена, но с искажением;

3 балла - четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла - четко проявляется, без дополнительных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.005 с.)