Метод предметно-практической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод предметно-практической деятельности



Согласно исследованиям отечественных психологов, можно выделить следующие этапы развития предметно-практической деятельности:

1) Ребенок начинает взаимодействовать с близким взрослым, который становится его «проводником» в этот мир.

2) Ребенок обнаруживает мир окружающих его предметов и учится взаимодействовать с ними.

3) Ребенок осознает, что его действия оставляют результат в предметном мире; он может сначала представить результат, а потом получить его посредством собственного действия (тем самым он начинает осознавать самого себя).

4) Ребенок обнаруживает, что он часть социума - сначала через орудия труда, потом через создание социально значимых изделий. Он может показывать эти изделия взрослым или использовать их в своей деятельности. Другие дети и взрослые, будучи частью того же социума, также создают подобные изделия. Таким образом, ребенок через продукты своей деятельности может осознать свою связь с социумом.

5) Ребенок соединяет свой индивидуальный и социальный опыт и на этом этапе может реализовать свой творческий потенциал.

Перечисленные этапы лишь схематично представляют развитие предметно-практической деятельности в онтогенезе. В действительности все особенности становления этой деятельности не исчерпываются пятью этапами, но тем не менее, схему можно использовать в качестве ориентира при составлении индивидуально-коррекционной программы развития конкретного ребенка. При этом нужно учитывать, что ребенок не достигает следующего уровня механически или просто с течением времени.

При переходе от одного этапа к другому происходит не просто усвоение и накопление отдельных знаний и умений, но и качественное изменение многих психических функций. В ходе возрастного развития ребенка его деятельность меняется от ненаправленной активности к направленной, а затем, по мере становления самосознания, появляется возможность самоорганизации, постановки целей, планирования и контроля собственной деятельности. Важно учитывать эти закономерности развития при составлении индивидуальной коррекционной программы ребенка. В противном случае существует опасность того, что целью занятий станет просто механическое стереотипное воспроизведение отработанного навыка.

Таким образом, предметно-практическая деятельность - наиболее естественный способ взаимодействия с миром для ребенка младшего дошкольного возраста. Через действия с предметами ребенок, не способный еще к абстрактно-логическому мышлению, познает закономерности окружающей его реальности. Но дети с различными нарушениями развития часто не достигают этапа предметно-практической деятельности, их долгое время удовлетворяют простые манипуляции с предметами, сенсорные ощущения. Некоторые дети пропускают этот этап, переходя сразу к более сложным формам деятельности (например, осваивают счетные операции), которые, однако, выполняются ребенком только формально. Некоторые дети перемножают большие числа, другие увлекаются переводом числа из десятичной системы счисления в восьмеричную, но при этом не могут поставить на стол нужное количество тарелок, чтобы хватило всем, кто пришел обедать. В обоих случаях ребенку требуются занятия по развитию предметно-практической деятельности, т.к. только на этой основе возможно дальнейшее развитие познавательной сферы.

Задачи:

o привлечение внимания ребенка к определенному виду деятельности;

o формирование мотивации к работе и достижению значимого результата;

o формирование произвольного внимания;

o формирование представления о результате деятельности;

o развитие способности последовательного выполнения нескольких действий;

o развитие самостоятельного планирования деятельности;

o формирование контроля за результатом деятельности;

o формирование простейших математических представлений («один/много», «большой/маленький», «больше/меньше»);

o знакомство с основными цветами, простейшими формами;

o формирование способности зрительного соотнесения формы, размера, цвета;

o формирование пространственных представлений;

o развитие способности в процессе работы переключаться на следующее действие, т.е. серийной организации действий;

o развитие чувствительности рук;

o развитие тонкой моторики;

o формирование графических навыков;

o стимуляция собственной речи ребенка;

o формирование коммуникативных навыков, умения просить помощи, пользоваться предлагаемой помощью, подсказкой.

Прикладной анализ поведения

В коррекционной работе с детьми с ТМНР, которые пассивны, равнодушны к стимулам окружающей среды мы активно используем элементы метода Прикладного анализа поведения (АВА-терапии), который основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Было выяснено, что поведение формируется его последствиями (а не предшествующим поведением). И все коррекционное воздействие можно изменить, изменив последствие. Скиннер обратил внимание на то, что в зависимости от того, приятен или неприятен для организма стимул-последствие, следующий за поведенческой реакцией, в будущем усиливается или ослабевает вероятность появления данной поведенческой реакции. Таким образом, поведением ребенка можно управлять, поощряя его «правильное» поведение и игнорируя «неправильное».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.005 с.)