Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод предметно-практической деятельности
Согласно исследованиям отечественных психологов, можно выделить следующие этапы развития предметно-практической деятельности: 1) Ребенок начинает взаимодействовать с близким взрослым, который становится его «проводником» в этот мир. 2) Ребенок обнаруживает мир окружающих его предметов и учится взаимодействовать с ними. 3) Ребенок осознает, что его действия оставляют результат в предметном мире; он может сначала представить результат, а потом получить его посредством собственного действия (тем самым он начинает осознавать самого себя). 4) Ребенок обнаруживает, что он часть социума - сначала через орудия труда, потом через создание социально значимых изделий. Он может показывать эти изделия взрослым или использовать их в своей деятельности. Другие дети и взрослые, будучи частью того же социума, также создают подобные изделия. Таким образом, ребенок через продукты своей деятельности может осознать свою связь с социумом. 5) Ребенок соединяет свой индивидуальный и социальный опыт и на этом этапе может реализовать свой творческий потенциал. Перечисленные этапы лишь схематично представляют развитие предметно-практической деятельности в онтогенезе. В действительности все особенности становления этой деятельности не исчерпываются пятью этапами, но тем не менее, схему можно использовать в качестве ориентира при составлении индивидуально-коррекционной программы развития конкретного ребенка. При этом нужно учитывать, что ребенок не достигает следующего уровня механически или просто с течением времени. При переходе от одного этапа к другому происходит не просто усвоение и накопление отдельных знаний и умений, но и качественное изменение многих психических функций. В ходе возрастного развития ребенка его деятельность меняется от ненаправленной активности к направленной, а затем, по мере становления самосознания, появляется возможность самоорганизации, постановки целей, планирования и контроля собственной деятельности. Важно учитывать эти закономерности развития при составлении индивидуальной коррекционной программы ребенка. В противном случае существует опасность того, что целью занятий станет просто механическое стереотипное воспроизведение отработанного навыка.
Таким образом, предметно-практическая деятельность - наиболее естественный способ взаимодействия с миром для ребенка младшего дошкольного возраста. Через действия с предметами ребенок, не способный еще к абстрактно-логическому мышлению, познает закономерности окружающей его реальности. Но дети с различными нарушениями развития часто не достигают этапа предметно-практической деятельности, их долгое время удовлетворяют простые манипуляции с предметами, сенсорные ощущения. Некоторые дети пропускают этот этап, переходя сразу к более сложным формам деятельности (например, осваивают счетные операции), которые, однако, выполняются ребенком только формально. Некоторые дети перемножают большие числа, другие увлекаются переводом числа из десятичной системы счисления в восьмеричную, но при этом не могут поставить на стол нужное количество тарелок, чтобы хватило всем, кто пришел обедать. В обоих случаях ребенку требуются занятия по развитию предметно-практической деятельности, т.к. только на этой основе возможно дальнейшее развитие познавательной сферы. Задачи: o привлечение внимания ребенка к определенному виду деятельности; o формирование мотивации к работе и достижению значимого результата; o формирование произвольного внимания; o формирование представления о результате деятельности; o развитие способности последовательного выполнения нескольких действий; o развитие самостоятельного планирования деятельности; o формирование контроля за результатом деятельности; o формирование простейших математических представлений («один/много», «большой/маленький», «больше/меньше»); o знакомство с основными цветами, простейшими формами; o формирование способности зрительного соотнесения формы, размера, цвета; o формирование пространственных представлений; o развитие способности в процессе работы переключаться на следующее действие, т.е. серийной организации действий; o развитие чувствительности рук; o развитие тонкой моторики; o формирование графических навыков; o стимуляция собственной речи ребенка; o формирование коммуникативных навыков, умения просить помощи, пользоваться предлагаемой помощью, подсказкой.
Прикладной анализ поведения В коррекционной работе с детьми с ТМНР, которые пассивны, равнодушны к стимулам окружающей среды мы активно используем элементы метода Прикладного анализа поведения (АВА-терапии), который основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Было выяснено, что поведение формируется его последствиями (а не предшествующим поведением). И все коррекционное воздействие можно изменить, изменив последствие. Скиннер обратил внимание на то, что в зависимости от того, приятен или неприятен для организма стимул-последствие, следующий за поведенческой реакцией, в будущем усиливается или ослабевает вероятность появления данной поведенческой реакции. Таким образом, поведением ребенка можно управлять, поощряя его «правильное» поведение и игнорируя «неправильное».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.005 с.) |