Структура коррекционно-развивающих занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура коррекционно-развивающих занятий



Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:

o Создание коммуникативных ситуаций.

o Осуществление смен различных видов деятельности.

o Использование рациональных сочетаний различных приемов.

o Постепенное усложнение форм работы.

Коррекционно-развивающее занятие имеет четкую временную организацию - начало и конец, которые обозначаются звуковым сигналом (звонком колокольчика).

Комплексный подход предполагает решение нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия (интегративность). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок к эмоциональному контакту, общению и развитие речи. Упражнение заканчивается прежде, чем оно наскучит детям. Своевременное переключение на другую деятельность должно происходить при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.

Ход занятия - это план того, что ожидается от занятия. Такой план желательно составить письменно, чтобы была возможность заглянуть в него или что-то пометить во время занятия, фиксируется порядок выполнения заданий, отмечаются особые моменты в поведении детей; необходимые замечания на будущее.

Пример плана занятия:

Дата Кто проводил занятие

Занятия Имя ребенка Примечания
1. Понимание названий предметов (инструкция «Дай из 2-х») ++-+---+ выбирает тот предмет, который ему нравится (уменьшать количество, чаще поощрять за Правильные ответы)
2. Соотнесение по цвету: а) сортировка, б) по инструкции учить усложнить (4 цвета) Сделать фигурки крупнее

Следует отметить, что планирование занятия и его предварительная организация не означают, что по ходу не должны вноситься изменения. В зависимости от состояния детей, от того, как проходит усвоение навыка, может меняться порядок заданий, продолжительность их выполнения, характер обучения. Коррекционные занятия, как правило, состоят из большого количества заданий, направленных на отработку определенных навыков.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.

o Вводно-мотивационная (1-3 мин) включает ритуал приветствия,установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность.

o Содержание операционно-исполнительной предусматривает реализацию определенного этапа программы обучения.

o Оценочно-рефлексивная (2-5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего.

В ходе коррекционных занятий индивидуальная программа каждого ребенка конкретизируется, ее содержание дополняется в соответствии с динамикой развития ребенка (не реже одного раза в три месяца). Индивидуальные занятия проводятся с использованием элементов поведенческого подхода.

Место, где проводятся индивидуальные занятия, отвечает следующим требованиям:

1) Минимально возможное количество стимулов, которые могут отвлечь внимание детей.

2) Доступность материалов - дети легко могут достать или убрать их.

Материалы для занятий подбираются так, чтобы они: соответствовали содержанию занятия; были понятны всем детям, которые будут принимать участие в занятии (например, если кто-то из детей не соотносит предметы и их изображения, то для него нужно подобрать реальные предметы по изучаемой теме); были интересны детям, с одной стороны, а с другой - не привлекали преимущественного внимания к свойствам, не относящимся к содержанию занятия. Прежде всего, здесь имеются в виду особые сенсорные пристрастия аутичных детей, природа которых - в нарушении избирательности восприятия.

У каждого ребенка индивидуальная система поощрения (в основном, «жетоны»: машинки, мишки и т.д, социальные поощрения: эмоционально окрашенная похвала, тактильный контакт и т.п.) Поощрения - это то, что помогает ребенку удерживаться в ситуации занятия, преодолевать собственные желания, которые иногда идут вразрез с тем, что от него требуют. Конечно, надо учесть и стереотипность аутичных детей, и их интерес к новому, найти предметы, которые им нравятся. Этого может быть недостаточно. В таких случаях необходимо прибегать к подкреплениям. Говоря кратко, в зависимости от того, научается ли ребенок требуемому навыку, мы поощряем его видимым образом: он получает то, что выбрал заранее (любимую игрушку, лакомство, может на некоторое время заняться тем, что он любит и т.п.).

Разделы коррекционного блока и их содержание

Каждое направление развития имеет свою последовательность развертывания, свои этапы. Именно на них, а не на возраст детей ориентированы подходы к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра. При этом на сегодня нет разработанных стандартов оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС дошкольного возраста, а также соответствующей квалификации специалистов. И даже те дети с РАС, которые приобщены к коррекционной работе (например, индивидуальным занятиям с логопедом или психологом, или групповым занятиям, на которых детей сопровождают их родители), не всегда развиваютсяэффективно.Вообще невозможно предсказать, какие достижения аутичные дети продемонстрируют в том или ином возрастном срезе. Именно отсутствие закономерностей развития в соответствии с возрастом у детей с РАС побудило при составлении программы ориентироваться на актуальный уровень развития той или иной сферы ребенка. Насколько у ребенка сформирована та или инаясфера (социально-эмоциональная, коммуникативно-речевая и познавательная), мы ориентируемся по определенному уровню его становления. Это соответствует актуальной зоне развития, зная которую можно наращивать алгоритм следующих развивающих задач с целью расширения функциональных возможностей ребенка. Объединенные данные по каждой линии развития представлены ниже в таблице «Разделы комплексной программы развития».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.39.127 (0.004 с.)