Блок III. Особенности познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок III. Особенности познавательной деятельности



1. Ориентировочная деятельность

Оценки

0 – Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта

1 - Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий

2 - Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна

3 - Активные целенаправленные манипуляции с предметами

2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь

Оценки

0 - Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы

1 - Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы

2 - Развернутая речь, но практически недоступен диалог

3 - Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии

3. Целенаправленные действия

Оценки

0 - Отсутствуют

1 - Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие

2 - Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий

3 - Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

Таблица «Параметры наблюдений за ребенком с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью) в процессе диагностики (коррекции) и их оценка»

Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки       Контакт полностью отсутствует
  Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)
  Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)
  Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка
2.Активность
Оценки       Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
  Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с нимиманипулирует)
  Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания
  Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки       Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
  Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
  Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
  Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4. Поведение
Оценки       Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
  Частое проявление аффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
  На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
  Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки       Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
  Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
  Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий
  Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки       Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий
  Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании
  Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях
  Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки       Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта
  Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий
  Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна
  Активные целенаправленные манипуляции с предметами
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки       Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
  Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
  Развернутая речь, но практически недоступен диалог
  Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
3. Целенаправленные действия
Оценки       Отсутствуют
  Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие
  Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий
  Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

Представленная схема наблюдений позволяет дифференцированно подходить к оценке степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка.

Итак, ориентировочный (поисковый) этап связан с разработкой стратегии и тактики работы с воспитанником, выбором коррекционно-образовательных технологии. Здесь же специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами (и прежде всего с родителями / законными представителями / ребенка) возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности использования той или иной методики. Распределяют обязанности по реализации избранных планов, определяют последовательности действий, уточняют сроки исполнения тех или иных организационных действий.

На этом этапе специалисты анализирует степень нарушения аффективного развития ребенка. Необходимо уяснить для себя форму и тип аутизма, специфику стереотипии, формы аутостимуляциии, особенности взаимодействия ребенка с окружающими. Кроме того, нужно обратить внимание на особенности интеллектуального развития ребенка. И определить тип нарушения системы эмоциональной регуляции в соответствии со средовым подходом (см. технологию опосредованного воспитания).

Для реализации задач ориентировочного этапа целесообразно использовать недирективные игровые методы. Психолог предварительно раскладывает 3-4 игровых пособия, в зависимости от возраста ребенка. Например, вкладки из набора Монтессори, строительные наборы, дидактические игры, мячи, кегли, доску и цветные мелки. Наблюдая за ребенком в процессе недирективной игры, педагог определяет, к какой из трех групп относится ребенок: с инактивным поведением, со стереотипиями или с полевым поведением. Дополнительную информацию о ребенке психолог получает в беседе с родителями, а также в процессе консультаций с другими специалистами.

После ориентировочного этапа, завершающего психолого-педагогическое обследование, длительность которого варьирует от двух до пяти занятий, ребенок включается коррекционно-развивающий процесс.

2 этап - углубленной диагностики и определения зоны ближайшего развития ребенка

Основные задачи:

1) Изучение уровня развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи).

2) Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы и мотивационной готовности.

3) Изучение особенностей личностного развития.

4) Изучение объема и характера знаний, умений и навыков соотносительно с возрастом и особенностями ребенка.

5) Изучение характера семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания.

Основные методы:

1) Констатирующий педагогический эксперимент.

2) Экспериментально-психологический метод, реализуемый посредством использования стандартизированных психологических методик, опросников и анкет для родителей и т.п.

Параллельно с исследованием психических функций отмечаются такие особенности как понимание инструкции, удержание инструкции, умение доводить задание до конца, а также характер деятельности ребенка: стойкость интереса, целенаправленность деятельности, сосредоточенность, истощаемость, работоспособность, умение пользоваться помощью, реакция на результат.

 

Результат:

1) Анализ и обобщение полученных результатов позволяет оформить психологическое, педагогическое, логопедическое заключения, представляемые на психолого-медико-педагогический консилиум с целью всестороннего анализа, выработки единой стратегии работы с ребенком и ее согласования с родителями.

2) Разработка на каждого конкретного ребенка индивидуального программного оснащения коррекционно-развивающего процесса.

Итак, ребенок, принятый в коррекционную группу, приходит в ГБОУ ОЦДиК в начале учебного года. На протяжении диагностического периода, длящегося примерно месяц-полтора, происходит более глубокое знакомство с ребенком. По результатам психолого-педагогического обследования и почти двухмесячного наблюдения за ребенком с участием разных специалистов составляется психолого-педагогическая характеристика, в которой содержится оценка состояния развития ребенка, сформированности у него различных навыков и умений. Такая характеристика представляет собой оценку его актуального состояния развития и зоны ближайшего развития, служит основой для составления индивидуального программного оснащения коррекционно-развивающего процесса каждого конкретного ребенка.

Индивидуальное программное оснащение коррекционно-развивающего процесса составляется каждым специалистом, работающим с ребенком в совместном обсуждении сроком на один учебный год. Оно позволяет учесть особые образовательные потребности каждого ребенка с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью), а также позволяет всем детям, вне зависимости от тяжести состояния, вписаться в образовательное пространство, где «принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка» (Концепция ФГОС для детей с ОВЗ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.012 с.)