Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стабильность психологических признаковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ОНТОГЕНЕЗЕ Проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало разработанных в возрастной психологии, которая традиционно была направлена в основном на изучение общих закономерностей развития и возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Другими словами, предметом ее изуче- ния были в основном нормативные, или «общечеловеческие», зако- номерности психического развития. Формирование индивидуальных различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуально- го в психическом развитии. Между тем имеются определенные осно- вания полагать, что нормативное развитие и формирование индиви- дуальных различий имеют различную возрастную динамику, а воз- можно, и разные механизмы. Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей раз- вития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. Бо- лее того, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация
24-1432 369 реализуется в онтогенезе значительно раньше, чем генетическая детермина- ция индивидуальных различий. Не исключено также, что первая в основном обусловлена действием структурных генов, вторая — регуляторных [331, 397]. Феноменологически исследование формирования индивидуальных различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного определения их устойчивости, или стабильности. Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабиль- ности) индивидуально-психических особенностей ребенка служит представление о непрерывности (континуальности) развития. Непре- рывность развития в общем виде интерпретируется как преемствен- ность процессов психического развития человека и формирования его индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структур- но-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онто- генезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной сте- пени предопределяют более поздние эффекты развития [247]. О непрерывности и преемственности развития судят в первую оче- редь, оценивая устойчивость, или стабильность, показателей психи-
ческого развития. Однако понятие «стабильность» чрезвычайно емко и имеет ряд интерпретаций. Например, Дж. Кэган [301] выделяет: 1) ста- бильность как временную устойчивость некоторой характеристики, т.е. отсутствие или минимальное изменение этой характеристики при повторных измерениях; 2) устойчивость соотношения между свой- ствами одного и того же индивида при изменении их абсолютных значений в ходе развития (ипсативная или внутрииндивидуальная ста- бильность); 3) сохранение рангового места в группе (онтогенетичес- кая стабильность). При оценке непрерывности когнитивного развития предлагается выделять три типа стабильности: первый характеризует континуальность идентичного поведения; второй — разных типов по- ведения, отражающих одни и те же базовые процессы, которые обла- дают континуальной природой; третий — постоянство самих возраст- ных изменений, их этапов и последовательности, хотя сроки их про- явления у разных людей разные [205]. В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигурирует онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не отсутствие изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а отно- сительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т.е. ста- бильность индивидуальных особенностей человека на всем протяже- нии его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетичес- кой стабильности служит постоянство рангового места в группе, которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предпола- гается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя типология индивидуального развития, одним из проявлений которой служит более или менее постоянное положение индивида (его ранго- вого места) в группе представителей своей возрастной когорты.
Лонгитюдные исследования, охватывающие иногда большие про- межутки времени — до 30-40 лет, дают, несмотря на некоторую пе- строту результатов, доказательства большей или меньшей, но все же стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д. Оценки стабильности имеют возрастную динамику: стабильность оце- нок интеллекта растет, она тем выше, чем старше сопоставляемые
возраста и чем меньше интервал между ними [см.: Введение; 213]. Стабильными оказываются и такие черты, как экстра-интровер- сия и нейротицизм, хотя в этой области существуют методические трудности, снижающие информативность лонгитюдных исследований, поскольку результаты могут говорить о стабильности самооценки, а не исследованной черты [250]. Однако другие диагностические техни- ки (Q-техника, экспертные оценки и т.д.) подтверждают стабиль- ность личностных черт. Особенно информативны и здесь, очевидно, обобщенные оценки, полученные так называемым «гетерометодом», т.е. объединением разных техник [213]. Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной, и в личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчи- востью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтоге- неза.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.11.230 (0.007 с.) |