Стабильность психологических признаков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стабильность психологических признаков



В ОНТОГЕНЕЗЕ

Проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало

разработанных в возрастной психологии, которая традиционно была

направлена в основном на изучение общих закономерностей развития

и возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза

(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,

Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Другими словами, предметом ее изуче-

ния были в основном нормативные, или «общечеловеческие», зако-

номерности психического развития. Формирование индивидуальных

различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза

психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуально-

го в психическом развитии. Между тем имеются определенные осно-

вания полагать, что нормативное развитие и формирование индиви-

дуальных различий имеют различную возрастную динамику, а воз-

можно, и разные механизмы.

Имея разную природу, детерминанты нормативных закономерностей раз-

вития могут не совпадать с детерминантами индивидуальных различий. Бо-

лее того, по некоторым данным, нормативная генетическая детерминация

 

24-1432 369

реализуется в онтогенезе значительно раньше, чем генетическая детермина-

ция индивидуальных различий. Не исключено также, что первая в основном

обусловлена действием структурных генов, вторая — регуляторных [331, 397].

Феноменологически исследование формирования индивидуальных

различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного

определения их устойчивости, или стабильности.

Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабиль-

ности)

индивидуально-психических

особенностей

ребенка

служит

представление о непрерывности (континуальности) развития. Непре-

рывность развития в общем виде интерпретируется как преемствен-

ность процессов психического развития человека и формирования его

индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структур-

но-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онто-

генезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной сте-

пени предопределяют более поздние эффекты развития [247].

О непрерывности и преемственности развития судят в первую оче-

редь, оценивая устойчивость, или стабильность, показателей психи-

ческого развития. Однако понятие «стабильность» чрезвычайно емко

и имеет ряд интерпретаций. Например, Дж. Кэган [301] выделяет: 1) ста-

бильность как временную устойчивость некоторой характеристики,

т.е. отсутствие или минимальное изменение этой характеристики при

повторных измерениях; 2) устойчивость соотношения между свой-

ствами одного и того же индивида при изменении их абсолютных

значений в ходе развития (ипсативная или внутрииндивидуальная ста-

бильность); 3) сохранение рангового места в группе (онтогенетичес-

кая стабильность). При оценке непрерывности когнитивного развития

предлагается выделять три типа стабильности: первый характеризует

континуальность идентичного поведения; второй — разных типов по-

ведения, отражающих одни и те же базовые процессы, которые обла-

дают континуальной природой; третий — постоянство самих возраст-

ных изменений, их этапов и последовательности, хотя сроки их про-

явления у разных людей разные [205].

В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигурирует

онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не отсутствие

изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а отно-

сительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т.е. ста-

бильность индивидуальных особенностей человека на всем протяже-

нии его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетичес-

кой стабильности служит постоянство рангового места в группе,

которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предпола-

гается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя

типология индивидуального развития, одним из проявлений которой

служит более или менее постоянное положение индивида (его ранго-

вого места) в группе представителей своей возрастной когорты.

 

Лонгитюдные исследования, охватывающие иногда большие про-

межутки времени — до 30-40 лет, дают, несмотря на некоторую пе-

строту результатов, доказательства большей или меньшей, но все же

стабильности интеллектуальных особенностей, личностных черт и т.д.

Оценки стабильности имеют возрастную динамику: стабильность оце-

нок интеллекта растет, она тем выше, чем старше сопоставляемые

возраста и чем меньше интервал между ними [см.: Введение; 213].

Стабильными оказываются и такие черты, как экстра-интровер-

сия и нейротицизм, хотя в этой области существуют методические

трудности, снижающие информативность лонгитюдных исследований,

поскольку результаты могут говорить о стабильности самооценки, а

не исследованной черты [250]. Однако другие диагностические техни-

ки (Q-техника, экспертные оценки и т.д.) подтверждают стабиль-

ность личностных черт. Особенно информативны и здесь, очевидно,

обобщенные оценки, полученные так называемым «гетерометодом»,

т.е. объединением разных техник [213].

Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной, и

в личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе

развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчи-

востью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и

среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтоге-

неза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.006 с.)