Нормативное и индивидуальное в развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное и индивидуальное в развитии



ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ

Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-

первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Гене-

тические факторы ответственны за формирование единых для всей

человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо-

хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни-

кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в

результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в

онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря

консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при-

знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду-

альной изменчивости.

Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что не-

возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно-

яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени

может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер-

вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное,

присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около

 

 

Рис. 17.1. Генетические и средовые факторы, определяющие формирова-

ние признака [по: 397].

60-70% генофонда каждого человека индивидуализировано. По об-

разному замечанию Р. Пломина, каждый человек — это уникальный

генетический эксперимент, который никогда не будет повторен [355].

Таким образом, при анализе генетической детерминации психичес-

кого развития человека также следует различать два относительно не-

зависимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных,

общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивиду-

альной вариативности в реализации этих закономерностей, т.е. фор-

мирование индивидуальных различий (рис. 17,1).

Для своей реализации генотип требует определенных условий сре-

ды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследствен-

ности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в ко-

торых возможно полноценное развитие человека как представителя

Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответ-

ствующие видовым требованиям природные, экологические условия,

позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище,

безопасности и т.д.), а с другой — социальные, которые предусмат-

ривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, об-

щение со сверстниками, возможность присвоения социального опыта

и др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает

довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пре-

делах которых оно остается возможным.

 

Таблица 17.1

Характеристики двух типов генетических моделей [по: 278)

Характеристика

Модели количествен-

Модели генетики

ной генетики

развития

Объект исследования

популяции

индивидуумы

Изучаемый феномен

свойства и их

биологические сис-

структура

темы и компоненты

Изучаемые аспекты развития

индивидуальные

нормативное разви-

различия

тие

Объяснительные структуры

генетические и

регуляторные меха-

и механизмы

средовые компо-

низмы, контроли-

ненты вариативно-

рующие экспрессию

сти

генов (транскрип-

цию, трансляцию)

Исследовательская методо-

статистический

лабораторные экс-

логия

анализ индивиду-

перименты, вклю-

альных различий

чающие генетичес-

кие манипуляции

Учитывают ли модели дей-

нет

да

ствующие биологические

процессы?

Возможно ли математичес-

да

не обязательно

кое описание модели?

Принимается ли аддитив-

да, в типичных

нет

ность развития?

случаях

Легко ли приложима модель

да

нет, хотя результа-

к эмпирическим исследова-

ты могут быть ин-

ниям развития человека?

терпретированы

с этих позиций

Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма

влечет за собой искажение нормативного развития и в крайних случа-

ях — его гибель, как, например, развитие эндемического кретинизма

при сильном недостатке йода в окружающей среде. То же самое каса-

ется требований к социальной среде: ребенок в условиях социальной

изоляции лишается возможности реализовать имеющиеся у него ви-

доспецифические способности к развитию высших психических фун-

кций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем

возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации, об-

наруживают существенные отклонения в психическом развитии, в

 

большинстве случаев необратимые. Следовательно, консервативный

фонд наследственности и экологически валидные природные и соци-

альные условия среды неразрывно взаимосвязаны.

Формирование

индивидуально-психологических

различий

тоже

может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и

средой (рис. 17.1). Но в этом случае речь идет о взаимодействии уни-

кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. (Ва-

риативность последней, однако, не должна выходить за пределы, до-

пускаемые нормативным развитием.) Таким образом, своеобразный

в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин-

дивидуального (в том числе психологического) признака может быть

результатом как уникальной генетической конституции, так и уни-

кального жизненного опыта.

Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова-

нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития)

является предметом многочисленных экспериментальных исследова-

ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра-

стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча-

ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических

особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ-

ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа-

дения объекта исследования до различий в возможности обработки

результатов эксперимента и интерпретации данных (в обобщенном виде

эти отличия представлены в табл. 17.1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.243.45 (0.026 с.)