Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативное и индивидуальное в развитии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во- первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Гене- тические факторы ответственны за формирование единых для всей человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо- хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни- кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при- знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду- альной изменчивости. Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что не- возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно- яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер- вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное, присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около
Рис. 17.1. Генетические и средовые факторы, определяющие формирова- ние признака [по: 397]. 60-70% генофонда каждого человека индивидуализировано. По об- разному замечанию Р. Пломина, каждый человек — это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен [355]. Таким образом, при анализе генетической детерминации психичес- кого развития человека также следует различать два относительно не- зависимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных, общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивиду- альной вариативности в реализации этих закономерностей, т.е. фор- мирование индивидуальных различий (рис. 17,1). Для своей реализации генотип требует определенных условий сре- ды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследствен- ности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в ко- торых возможно полноценное развитие человека как представителя Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответ- ствующие видовым требованиям природные, экологические условия, позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище,
безопасности и т.д.), а с другой — социальные, которые предусмат- ривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, об- щение со сверстниками, возможность присвоения социального опыта и др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пре- делах которых оно остается возможным.
Таблица 17.1 Характеристики двух типов генетических моделей [по: 278) Характеристика Модели количествен- Модели генетики ной генетики развития Объект исследования популяции индивидуумы Изучаемый феномен свойства и их биологические сис- структура темы и компоненты Изучаемые аспекты развития индивидуальные нормативное разви- различия тие Объяснительные структуры генетические и регуляторные меха- и механизмы средовые компо- низмы, контроли- ненты вариативно- рующие экспрессию сти генов (транскрип- цию, трансляцию) Исследовательская методо- статистический лабораторные экс- логия анализ индивиду- перименты, вклю- альных различий чающие генетичес- кие манипуляции Учитывают ли модели дей- нет да ствующие биологические процессы? Возможно ли математичес- да не обязательно кое описание модели? Принимается ли аддитив- да, в типичных нет ность развития? случаях Легко ли приложима модель да нет, хотя результа- к эмпирическим исследова- ты могут быть ин- ниям развития человека? терпретированы с этих позиций Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма влечет за собой искажение нормативного развития и в крайних случа- ях — его гибель, как, например, развитие эндемического кретинизма при сильном недостатке йода в окружающей среде. То же самое каса- ется требований к социальной среде: ребенок в условиях социальной изоляции лишается возможности реализовать имеющиеся у него ви- доспецифические способности к развитию высших психических фун- кций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации, об- наруживают существенные отклонения в психическом развитии, в
большинстве случаев необратимые. Следовательно, консервативный фонд наследственности и экологически валидные природные и соци- альные условия среды неразрывно взаимосвязаны. Формирование индивидуально-психологических различий тоже может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и средой (рис. 17.1). Но в этом случае речь идет о взаимодействии уни- кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. (Ва- риативность последней, однако, не должна выходить за пределы, до- пускаемые нормативным развитием.) Таким образом, своеобразный в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин- дивидуального (в том числе психологического) признака может быть результатом как уникальной генетической конституции, так и уни- кального жизненного опыта. Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова- нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития) является предметом многочисленных экспериментальных исследова- ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра- стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча- ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ- ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа- дения объекта исследования до различий в возможности обработки результатов эксперимента и интерпретации данных (в обобщенном виде эти отличия представлены в табл. 17.1).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.243.45 (0.026 с.) |