Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопоставление оценок наследуемости параметров ПМСД
у детей 8-13 лет и у взрослых [124] Отведение Группа h2 (возраст) ПГ МП P2 N3 F3 8- 13 лет 0
взрослые 0 F4 8-13 лет
взрослые 26 C3 8-13 лет - взрослые 46 C4 8-13 лет -
- взрослые 28 Примечание, Прочерки означают, что коэффициенты внутриклассовой корреля- ции МЗ и ДЗ близнецов не анализировались, поскольку средние значения призна- ков различались в выборках МЗ и ДЗ близнецов. ПГ у детей измерялся как средняя амплитуда потенциала на интервале 260-0 мс до движения, у взрослых — как амплитуда потенциала за 100 мс до движения.
выражено в области представительства правой руки — в центральной зоне противоположного полушария (С3) [104]. Это свидетельствует о том, что с возрастом увеличивается роль генотипа в изменчивости амп- литуды потенциала готовности проекционной двигательной области. Приведенные данные позволяют предположить, что по мере созре- вания механизмов произвольной регуляции движения доля генетичес- кой составляющей в изменчивости нейрофизиологических процессов, обеспечивающих планирование и подготовку движения, возрастает,
* * *
Онтогенетические изменения в эффектах действия генетических факторов, механизм которых пока еще неясен, приводят к тому, что межиндивидуальная изменчивость фенотипически одного и того же биоэлектрического признака в разные возрастные периоды может иметь разные детерминанты. Эти явления изучены еще очень мало, но есть данные, свидетельствующие о том, что параметры ЭЭГ (суммарные энергии, частоты и спектральные мощности ритмических составляю- щих, когерентность) на разных стадиях онтогенеза в различной сте- пени обусловлены генотипом. То же самое справедливо и для зритель- ных ВП, эндогенных компонентов ССП, а также потенциалов мозга, связанных с движением. Наряду с возрастными различиями в насле- дуемости упомянутых биоэлектрических признаков получены немно- гочисленные, но достаточно убедительные факты, говорящие о нали- чии генетически обусловленной межвозрастной преемственности в их формировании, пока на относительно небольших участках индивиду- ального развития. Г л а в а X I X ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА
На всем протяжении существования психогенетики как науки ис- следователи проявляли особый интерес к природе так называемых неадаптивных форм развития (дизонтогенеза*). Спектр исследуемых
* «Дизонтогенез» здесь употребляется как собирательное понятие, обоз- начающее все типы девиантных (отклоняющихся) форм детского развития. Если онтогенезом называется индивидуальное развитие особи, проходящее в преде- лах ее половых, возрастных и культурно-социальных норм, то дизонтогенезом называется индивидуальное развитие, выходящее за пределы «норм разви- тия» [см. 110].
фенотипов простирался от тяжелых, редко встречающихся расстройств (например, аутизм и детская шизофрения) до часто встречающихся типов поведения, незначительно отклоняющихся от нормы (напри- мер, специфическая неспособность к математике). Современная статистика, собранная Всемирной Организацией Здоровья (ВОЗ), свидетельствует о том, что каждый десятый ребе- нок, проживающий в развитых странах, подвержен риску девиантно- го модуса развития по крайней мере в какой-то одной из его форм (криминогенное поведение, эпизоды депрессии или тревожности, неадекватность умственного, интеллектуального или эмоционального развития). Эта цифра выглядит достаточно серьезно: около 10% детей, проживающих в развитых странах, страдают или будут страдать ка- кой-то патологией психического развития. Очевидно, что понимание этиологии этих отклонений от нормальной линии развития является одной из важнейших научных задач, имеющих огромное значение для практики [см., напр.: 48, 49]. За последние 10—15 лет было проведено достаточно большое ко- личество исследований, в ходе которых изучалась генетика разных форм отклонений от нормального развития в детском возрасте. Повы- шенный интерес к вопросам дизонтогенеза возник не случайно. Он объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, к этому вре- мени было накоплено большое количество информации о том, что генетические факторы влияют — по крайней мере в некоторой степе- ни — на развитие психических заболеваний как во взрослом, так и в
детском возрасте. Это позволило предположить, что генотип играет существенную роль и в формировании более мягких отклонении от нормальной траектории развития. Во-вторых, в течение этих лет про- изошел настоящий прорыв в разработке методов описания и оценки детских фенотипов, развивающихся в результате различных форм диз- онтогенеза [см., напр.: 110]. Наличие надежных и валидных методик диагностики таких фенотипов впервые сделало возможным проведе- ние генетических исследований, основным требованием которых яв- ляется точная оценка фенотипа. В-третьих, последние годы развития молекулярной генетики полностью изменили схемы, прежде рутинно использовавшиеся в психогенетических исследованиях. Возможность использования генетических маркёров, их доступность и простота в обращении дали исследователям реальный шанс детально изучать меха- низмы генетических влияний. И наконец, рост интереса к исследова- нию генетических аспектов разных форм дизонтогенеза есть закономер- ный результат общего повышения внимания к проблемам детства. Данная глава состоит из трех частей. Каждая из них посвящена анализу определенного фенотипа, являющегося одной из форм детс- кого девиантного развития, которые в американском психиатричес- ком диагностическом руководстве DSM-IV (Diagnostic and Statistic Manual of Mental Disorders) объединены в раздел, озаглавленный
«Психические расстройства, первая манифестация которых наблю- дается в младенчестве, детском или подростковом возрасте». Это ру- ководство мы используем здесь в связи с тем, что в подавляющем большинстве работ, посвященных этиологии детских психических рас- стройств, диагноз поставлен в соответствии именно с ним. Кроме того, это позволяет сохранить единые основания и для классификации ана- лизируемых расстройств. Следует заметить, однако, что DSM-IV — не единственное руководство для установления диагнозов и, более того, в отечественной литературе оно используется редко. Мы проанализируем чрезвычайно разные варианты отклонений, которые, тем не менее, имеют нечто общее; все три фенотипа пред- ставляют собой отклонения от нормальной траектории развития, и, согласно результатам многих психогенетических исследований, в эти- ологии каждого из них существенная роль принадлежит генотипу. В остальном (в сложности клинической картины, частоте встречае- мости и т.п.) эти фенотипы различны. Основным критерием в выборе для анализа именно их было то, что в совокупности они покрывают спектр от крайне серьезной и редкой формы дизонтогенеза — аутизма до часто встречающегося отклонения, которое можно найти в каждой школе — специфической неспособности к обучению. Между ними помещается состояние, пограничное между клиникой и нормой, — синдром дефицита внимания и гиперактивности. АУТИЗМ Аутизм (его называют по-разному: синдром инфантильного аутиз- ма, детское заболевание аутизма, синдром Каннэра, ранний инфан- тильный аутизм, ранний детский аутизм [см.: 122]). Как клиническое состояние был впервые описан Л. Каннэром в 1943 г. на примере 11 де- тей, отличавшихся, по его характеристике, врожденным недостатком интереса к людям и повышенным интересом к необычным неодушев-
ленным предметам. Тот факт, что при описании этих детей Каннэр использовал термин аутизм (прежде употреблявшийся при описании крайней эгоцентричности и отчужденности мышления шизофрени- ков), привел к формированию ошибочных представлений о связан- ности шизофрении и аутизма (А): считалось, что последствиями дет- ского А являются тяжелые формы психиатрических заболеваний во взрослом возрасте, чаще всего — шизофрения. Однако за последние два десятилетия накоплено большое количество экспериментального материала, свидетельствующего об этиологической самостоятельнос- ти детского А, в развитии которого особо значимая роль принадлежит нейробиологическим факторам. Согласно современным международ-
* МКБ — Международная классификация болезней.
ным нозологическим классификациям (МКБ*-10 и DSM-IV), А отно- сится к устойчивым синдромам нарушения психического развития. Первые проявления А наблюдаются вскоре после рождения или в течение первых 5 лет жизни. Его основными признаками являются: нарушение социального развития (отсутствие интереса к соци- альным контактам с родителями или другими взрослыми, от- сутствие или недоразвитие комплекса оживления, первых улы- бок, эмоциональной привязанности); отсутствие или недоразвитие речи (неспособность ребенка упот- реблять язык как средство общения, развитие эхолалий, не- эмоциональность речи и недоразвитие интенциональности речи); необычные реакции на среду (выраженное стремление к оди- ночеству, бесцельность поведения, повторяющийся характер движений, неспособность к ролевым играм, фиксация на од- ном аспекте предмета); стереотипность в поведении (стремление сохранить постоянные, привычные условия жизни и сопротивление малейшим измене- ниям в окружающей обстановке или жизненном порядке), Очень небольшое количество больных А способно к проявлению отдельных исключительных способностей (например, к рисованию и математическим вычислениям). Однако спектр таких способностей достаточно узок, и они не компенсируют общий низкий уровень раз- вития интеллекта и адаптации к среде, Частота встречаемости А составляет примерно 0,02%, причем сре- ди мужчин А встречается в 4—5 раз чаще, чем среди женщин. А встре- чается в разных культурах, среди представителей разных социальных классов и разного уровня IQ. Около 80% больных А обнаруживают
также умственную отсталость разной степени. Примерно 2% взрос- лых, больных А, способны к независимому существованию, 33% — к элементарным формам самообслуживания, 65% нуждаются в посто- янной помощи и поддержке. Коррекция синдрома А возможна, но для благоприятного прогноза решающими являются ранняя диагностика и систематическое, целенаправленное вмешательство. Этиология А неизвестна. Ранние теории патогенеза А ссылались на возможные влияния средовых факторов (например, неблагоприятные родительско-детские отношения, дисфункциональные семьи), но современные лонгитюдные исследования не подтверждают эти гипо- тезы, а указывают на часто встречающиеся нарушения функциониро- вания ЦНС (устойчивость примитивных рефлексов, задержку в уста- новлении полушарной доминантности, отклонения в ЭЭГ и компью- терных оценках мозговой активности). Однако специфические дефекты, ассоциирующиеся с А, еще не выделены. Как группа больные А отлича- ются высоким уровнем серотонина (нейротрансмиттера) в перифери-
26-1432 401 ческих отделах мозга. Генетические исследования А свидетельствуют о высокой конкордантности сиблингов, особенно — близнецов. Конкордантность. При работе с дихотомическими признаками оцен- кой сходства является конкордантность — статистический показатель, гово- рящий о том, какой процент членов семьи пробанда страдает исследуемым расстройством. Существует два типа конкордантности — парная и пробанд- ная. Парная конкордантность должна подсчитываться в том случае, если только один член изучаемой пары родственников может рассматриваться как пробанд. Если же оба члена родственной пары (например, оба близне- ца) могут считаться пробандами, то должна подсчитываться пробандная кон- кордантность, Приведем пример. Представим, что мы работаем с выборкой из 100 пар МЗ близнецов, причем в каждой из них по крайней мере один близнец стра- дает анализируемым заболеванием. Для того чтобы подсчитать парную кон- кордантность, нужно оценить сходство близнецов по исследуемому признаку в каждой паре, считая пробандом только одного близнеца пары, т.е. мы име- ем дело со 100 пробандами. Если, например, выяснилось, что в 20 парах оба близнеца страдают исследуемым заболеванием, а в 80 парах — только один пробанд, то парная конкордантность равняется 20/100, т.е. 20%. Если же про- бандом может считаться как первый, так и второй близнец в каждой паре, то значит мы работаем с выборкой пробандов, которая включает всех близне- цов (как первых, так и вторых), страдающих исследуемым заболеванием. Тог- да мы имеем дело со 120 пробандами (40 из конкордантных пар и 80 из дискор- дантных). Пробандная конкордантность в таком случае будет равна 40/120, т.е. 33%. Иначе говоря, вероятность того, что близнецы людей, страдающих дан- ным заболеванием, тоже заболеют, составляет 33%. Изучение генетических механизмов, влияющих на формирование аутизма, представляло и представляет собой одну из сложных задач
психогенетики детского девиантного развития. Трудность ее опреде- ляется, во-первых, тем фактом, что А — редко встречающееся забо- левание и, во-вторых, среди родителей аутичных детей наблюдается тенденция сознательного ограничения деторождения после появле- ния в семье аутичного ребенка. Несмотря на эти сложности, к 1967 г. были опубликованы резуль- таты нескольких близнецовых исследований, проанализировав кото- рые М. Раттер [385] пришел к выводу, что на их основании никаких надежных заключений о генетической природе А сделать нельзя. В те- чение последующих 10 лет было проведено еще несколько исследо- ваний, однако полной ясности в картину этиологии А эти работы не внесли. Новая волна психогенетических исследований А началась в 1985 г. с публикации близнецового исследования Е. Ритво с коллегами [377] или, точнее, с критического обсуждения этой работы. В их исследова- нии выборка состояла из 40 пар близнецов, отобранных через карто- теку, созданную для выявления близнецовых пар и семей с высокой плотностью А. Она собиралась при помощи публикаций в средствах массовой информации объявления-обращения Американского наци-
онального общества аутичных детей (АНОАД). Поскольку, как всегда в таких случаях, в картотеку вошли только добровольно обратившие- ся в АНОАД пары, эта группа не представляет собой рандомизиро- ванную выборку близнецов, построенную на популяционной основе. Выборка включала 23 пары МЗ и 17 пар ДЗ близнецов. Конкордант- ность составила 95,7% для МЗ и только 23,5% для ДЗ. Эти оценки конкордантности статистически надежно различаются и, казалось бы, поддерживают гипотезу о наличии генетических влияний в форми- ровании и развитии А. Однако, как уже отмечалось, выборка была построена на основе добровольного участия близнецовых пар, что теоретически могло привести к искажениям в ее формировании и, следовательно, к искажениям результатов. Незадолго до опубликования работы Ритво с соавторами анализ результатов предыдущих генетических исследований А [260] позво- лил обнаружить, что большинство работ, выполненных до 1977 г., изначально представляли собой описания отдельных случаев, а род- ственники пробандов вовлекались в исследования лишь постфактум. Кроме того, обобщенная выборка, составленная на основе всех опуб- ликованных исследований и содержавшая всего 32 близнецовых пары, включала примерно в два раза больше МЗ близнецов, чем ДЗ (22 и 10 соответственно). В генеральной же популяции количество ДЗ при- мерно вдвое больше, чем МЗ, поэтому выборка, в которой соотно- шение МЗ и ДЗ обратное (первых вдвое больше, чем вторых), не является репрезентативной. К тому же во многих исследованиях близ- нецы ДЗ пар были разнополыми. Поскольку же в формировании А пол играет весьма существенную роль, это — серьезная проблема для интерпретации результатов, так как включение разнополых близ- нецов в анализ ведет к снижению конкордантности ДЗ. Изучая последствия неадекватных процедур формирования вы- борки для психогенетических исследований, Раттер и его коллеги поставили перед собой задачу создания репрезентативной и неиска- женной выборки, состоящей из пар однополых близнецов, каждая из которых содержала бы по крайней мере одного аутичного ребенка. В результате тщательных поисков была составлена выборка из 71 пары однополых близнецов, отобранных через школы, больницы и близ- нецовые картотеки. 11 из них были МЗ близнецами. Диагностика А основывалась на критериях Каннэра [305] и Раттера [386]. В исследо- ванной выборке 4 из 11 МЗ со-близнецам был поставлен диагноз А, в то время как ни один из ДЗ со-близнецов не соответствовал диагно- стическим критериям заболевания. Найденная разница была статис- тически значима (р < 0,05). Недавно были опубликованы результаты еще одного близнецово- го исследования, в котором использовалась подобная схема форми- рования выборки [412]. Группа исследователей проанализировала все случаи А, зарегистрированные в Дании, Финляндии, Исландии, Hop-
26* 403 вегии и Швейцарии, с целью отобрать всех больных А к парах од- нополых близнецов не старше 25 лет. Была найдена 21 пара (11 МЗ и 10 ДЗ) близнецов и одна тройня. Парная конкордантность составила 91% для МЗ близнецов и 0% для ДЗ. Близнецовые исследования, таким образом, подтверждают гипо- тезу о генетических влияниях на проявление и развитие А. Однако, как мы видели, ни в одном из исследований конкордантность МЗ близнецов не составила 100%. Для объяснения этого феномена были предложены две гипотезы. Первая касалась этиологической важности средовых влияний (она подробно обсуждается в разделе о гетероген- ности А). Согласно второй гипотезе, близнецовая дискордантность по А может быть результатом того, что этот фенотип представляет собой крайнюю форму выражения какого-то другого психического заболе- вания. Возможно, несколько взаимодействующих факторов ведут к фор- мированию наиболее отклоняющегося фенотипа, коим и является аутизм, а генетическая предрасположенность существует и для менее выраженных, менее тяжелых форм аутизмо-подобного дизонтогенеза.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.11 с.) |