Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генетические аспекты леворукости
Происхождение леворукости традиционно связывается с действи- ем трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генети- ческих и патологических. В соответствии с первыми условия среды, общественные традиции и система воспитания задают преимуществен- ный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах на- блюдаются определенные различия в частоте леворукости. По некоторым данным, частота встречаемости «латерального фенотипа», оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных
различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, ко- ряки и др.) значительно чаще встречается «правополушарный фенотип», для которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимо- действии полушарий [8]. Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптималь- ной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля ле- воруких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятель- ством, что давление культурных традиций, направленное на преимуществен- ное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее, чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что «пра- вополушарный фенотип» вообще более характерен для популяций, близких природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу [67], Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответ- ственно используют для письма левую руку [293]. В то же время 6,5% детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования правой руки ослаблено), пред- почитают левую руку [283]. Среди японских школьников 7,2% не яв- ляются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра уве- личивается до 11% [403]. До недавних пор во многих странах существо- вала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно уве- личивается, вплоть до 10-12% [312]. Существенная роль средового опыта в определении рукости, каза-
лось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявле- ние признака не означает его средовую обусловленность. При изучении рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также показано, что приемные родители (в отличие от биологических) ока- зывают мало влияния на установление ведущей руки у детей [196]. Одним из подходов к решению этой проблемы является разработ- ка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность пе- редачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные дан- ные для построения генетических моделей получают в основном в семейных исследованиях рукости, в том числе при изучении прием- ных детей, а также в близнецовых исследованиях. Первые семейные исследования рукости дали основания предполо- жить, что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя. В результате была предложена простая генетическая модель, в соответ- ствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием одного гена, имеющего две различные формы (два аллеля): один аллель R — доминантный, кодирует праворукость, второй l — рецессивный, кодирует леворукость. Ребенок, унаследовавший аллели R от обоих ро- дителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl (R— от одного из родителей, l — от другого). Леворукими будут дети с геноти- пом ll, которые унаследовали аллель l от обоих родителей.
Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по раз- ным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей являются праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, который леворукие родители могут передать своим детям, это аллель l. Пред- принимались попытки усовершенствовать данную модель введением понятия пенетрантности, В частности, предлагалось считать, что ма- нифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а воз- можно, и от действия других генов. Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки [315], Они предположили, что рукость является функцией двух генов.
Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализа- цию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а аллель l — локализацию центров речи в правом полушарии и является рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять речевое полушарие — на своей стороне (ипсилатеральной) или про- тивоположной (контрлатеральной). Контрлатеральный контроль ко- дируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный — рецессив- ным аллелем с. Индивид с генотипом LlCC, например, будет правшой с центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Llcc центры речи также будут расположены в левом полушарии, но он будет левшой. Эта модель предполагает, что рукость конкретного че- ловека связана с характером его межполушарной асимметрии и ти- пом двигательного контроля. Ключевым допущением данной модели было предположение, что позиция руки при письме (прямая или вы- вернутая/инвертированная) может служить фенотипическим прояв- лением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвер- тированное положение руки при письме, с точки зрения авторов, не имеют перекреста пирамидного тракта, т.е. для них характерен ипси- латеральный тип организации моторного контроля. Напротив, инди- виды с обычной (прямой) позицией руки при письме в строении пирамидного тракта имеют перекрест, который приводит к ипсилате- ральному контролю. В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоре- чие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полу- ченные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует связь между положением руки при письме и локализацией центра речи, определяемой по пробе Вада. Известно также, что многие левши мо- гут использовать для письма как прямую, так и инвертированную позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статисти- ческого подтверждения в семейных исследованиях [196]. Для точного установления специализации полушарий по отношению к речи используют метод Вада — избирательный «наркоз полушарий». В одну
из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного (амитал-натрий). Каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полу- шарие, поэтому с током крови снотворное попадает в соответствующее по- лушарие и оказывает на него свое действие. Наибольшие изменения в рече- вой активности наблюдаются тогда, когда под воздействием оказывается по- лушарие, в котором локализован центр речи. Помимо этого были предложены и другие модели наследуемости леворукости (табл. 16.1). Известный английский психолог М. Аннет [184, 185] на протяже- нии двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, который называется фактором «правостороннего сдвига» (rs+). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и наличии пары его рецессивных аллелей (rs—) человек может стать как
правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например, от условий внутриутробного развития). В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распрос- транением доминантного гена «правостороннего сдвига» и его рецес- сивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов распространяется не только на рукость (правшество или левшество), но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор пред- почитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерали- зации непосредственно, то наиболее простым оказывается использо- вание косвенных способов, среди которых ведущее место занимает оценка рукости. М. Аннет разработала своеобразный тест, позволяющий оценить степень использования руки, — тест перекладывания колышек. В этом тесте испытуемый должен перекладывать колышки из одной ячейки в другую, причем ячейки расположены на двух параллельных панелях, Поскольку он выполняет это задание на время и поочередно левой и правой рукой, постольку, сравнивая результаты, можно оценить раз- личия в эффективности действия одной и другой рукой. Таким обра- зом, показателем мануальной асимметрии здесь служит время выпол- нения теста: доминирующая рука работает быстрее. Используя глав- ным образом этот тест, она провела многочисленные исследования мануальной асимметрии у детей и подростков с нарушениями рече- вого развития (в частности, с дизлексией) и у здоровых в связи с успешностью выполнения разных тестов на умственное развитие. Эти исследования позволили М. Аннет сделать некоторые весьма суще- ственные дополнения к ее теории.
Таблица 16.1 Модели наследуемости леворукости (по данным разных авторов) Автор, год Тип модели Основные Варианты публикации фенотипов М. Аннет генетическая аллель R — правору- праворукие (гено- (М. Annett) однолокусная кость типы RR, Rl) (диаллель- аллель l — леворукость леворукие (гено- ная) R и l тип ll) Дж. Леви, генетическая аллель L — центр речи восемь феноти- Т. Нагилаки двулокусная в левом полушарии пов, различаю- (J. Levy, четырехал- аллель l — в правом щихся по локали- Т. Nagylaki) лельная аллель С — контрлате- зации центра
ральный контроль ру- речи, ведущей кости руке и позиции аллель с — ипсилате- руки ральный М. Аннет генетическая аллель rs+ — сдвиг ла- при rs+ rs+ (гено- (М. Annett) однолокусная терализации вправо типах: rs+ rs—) 1978, 1985, диаллельная аллель rs— — ситуатив- праворукие инди- rs+ и rs— ная детерминация ру- виды кости под влиянием при генотипе эпигенетических фак- rs—rs— как право- торов рукие, так и лево- рукие (пропорции могут варьировать) И. Макманус генетическая аллель D — правору- 100% DD (I. McManus) однолокусная кость 75% DC диаллельная аллель С — ситуативное 50% СС D и С определение рукости индивиды с веду- под влиянием эпигене- щей правой рукой тических факторов аллель D не доминан- тен по отношению к аллелю С К. Леланд и генотип- генетическая передача рукость индивида др. (К. Laland культурная происходит по модели определяется: et al.) модель И. Макмануса 1) его генотипом; культурные влияния 2) фенотипом ру- смещают генетическую кости его родите- диспозицию в том или лей ином направлении
23-1432 353 Предполагается, что ген правого сдвига приводит к развитию асиммет- рии, тормозя в раннем онтогенезе развитие, во-первых, височной области (planum temporale) в правом полушарии, во-вторых, левой заднетеменной об- ласти коры в левом полушарии. Благодаря этому левая височная область получает возможность преимущественного участия в процессах фонологи- ческой обработки, а правая заднетеменная — в процессах зрительно-про- странственного анализа. В соответствии с такими представлениями гомо- и гетерозиготные состояния гена правого сдвига могут привести к существенным изме- нениям в особенностях функционирования каждого полушария, при- чем наибольшими преимуществами в когнитивной сфере будут обла- дать гетерозиготы по этому гену (табл. 16.2). Гомозиготы по доминант- ному гену (rs+) будут испытывать особенно сильный эффект сдвига, Таблица 16.2
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.057 с.) |