Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генетические корреляции между суммарными
показателями интеллекта [56] Возраст Показатели 6 лет 7 лет 10 лет интеллекта ВИ НИ ОИ ВИ НИ ОИ ВИ НИ ОИ 6 лет ВИ
61 95 56 43 54 46 12 37 НИ
84 40 77 61 24 68 42 ОИ
56 62 63 42 37 43 7 лет ВИ
76 95 25 12 22 НИ
92 -12 46 08 ОИ
11 30 19 10 лет ВИ
НИ
— ОИ
Примечание. Здесь и в табл. 17.3, 18.1 нули и запятые опущены. не генотип-средовых соотношений в изменчивости показателей IQ. Более того, очевидны и дальнейшие перспективы близнецовых лон- гитюдных исследований, связанные с более дробным дифференциро- ванным анализом генетических и средовых влияний в показателях когнитивных характеристик разного уровня и содержания, оценкой их стабильности и преемственности в онтогенезе. Наряду с близнецовыми проводятся лонгитюдные исследования приемных детей. Среди них наиболее известным является Колорадс- кое исследование приемных детей, которое было начато по инициа- тиве Р. Пломина и Дж. Дефриза в 1975 г. [361]. В исследовании принима- ли участие 246 семей с детьми первого года жизни. По мере ежегодно- го тестирования число семей уменьшалось, и к девятилетнему возрасту детей оно составило 173. Предполагается продолжать исследование до того времени, когда детям исполнится 16 лет. У детей, начиная с первого года жизни, ежегодно диагносциро- вали показатели физического и умственного развития по шкалам Н. Бейли. На основании наблюдений и оценок родителей делались выводы об особенностях темперамента ребенка, (О возрастной дина- мике генотип-средовых соотношений в индивидуальных различиях тем- перамента см. в гл. X.) В дальнейших обследованиях ежегодно тестиро- вались особенности умственного развития ребенка, некоторые пока- затели темперамента и личности, условия развития ребенка, Масштабы этого исследования весьма внушительны, результаты еще полностью не опубликованы. Мы остановимся на некоторых
наиболее важных в данном контексте фрагментах. Речь в первую оче- редь идет об изучении генетически опосредуемой стабильности ког- нитивного развития. С целью определения роли генотипа в межвозра- стной преемственности когнитивных характеристик анализировались межвозрастные кросс-корреляции сиблингов, т.е. подсчитывались кор-
реляции между показателями одного сиблинга — младшего возраста и второго — более старшего возраста. Сравнение корреляций у био- логических сиблингов, т.е. имеющих и общие гены и общую среду, а также приемных сиблингов, т.е. имеющих только общие средовые ус- ловия, позволили авторам определить вклад генотипа в межвозраст- ную стабильность и изменчивость когнитивных показателей (табл. 17.3). Анализ позволил выявить увеличение год от года роли генетических влияний в межвозрастной стабильности таких признаков, как общий интеллект и вербальные способности. Что же касается другого при- знака — пространственных способностей, то генетические влияния определяют его межвозрастную преемственность в более младших возрастах, но в 3-4 года решающую роль начинают играть средовые условия. Таблица 17.3 Межвозрастные корреляции показателей интеллекта [по: 355] Показатели Коэффициенты корреляции Родные сиблинги Приемные сиблинги возраст (годы) возраст (годы) 1-2 2-3 3-4 1-2 2-3 3-4 Общий интеллект Способности:
вербальные -03 пространственные 21 -11 -03 Сравнение IQ родителей и детей проводилось по трем вариантам: дети и их биологические родители, с которыми они были разлучены очень рано; дети и родители-усыновители; дети и биологические ро- дители, с которыми они живут вместе, Результаты сравнения подтвер- дили значительную роль генетических факторов в опосредовании воз- растной стабильности IQ. В итоге можно констатировать, что вклад генотипа в индивиду- альные различия интеллекта с возрастом увеличивается, причем генетические влияния в детском и взрослом возрасте преемственно связаны.
* * * Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова- нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития) является предметом многочисленных экспериментальных исследова- ний в русле возрастной психогенетики (или психогенетики развития) — науки, изучающей природу межиндивидуальной изменчивости пси- хологических особенностей человека в процессе онтогенеза. Генети-
ческие изменения в онтогенезе имеют два аспекта: изменения в срав- нительной величине генетических и средовых компонентов межинди- видуальной изменчивости признака, т.е. изменения наследуемости; изменение генетической ковариации в ходе онтогенеза. В первом слу- чае используется вариант метода возрастных срезов; во втором — лон- гитюдное исследование, в котором определяется корреляция между генетическими компонентами дисперсии изучаемой характеристики, полученными в разных возрастах на одной и той же группе испытуе- мых. Этот способ дает возможность оценить вклад генетических фак- торов в изменчивость возрастных преобразований, Лонгитюдные исследования близнецов и приемных детей свидетель- ствуют о том, что вклад генотипа в индивидуальные различия IQ с возрастом увеличивается, причем генетические составляющие диспер- сии интеллекта в младенчестве и в старших возрастах высоко коррели- руют между собой. Это значит, что, несмотря на сравнительно низкий уровень наследуемости интеллекта в младенчестве, генетические эф- фекты, проявившиеся в столь раннем возрасте, продолжают оказывать влияние на интеллект человека и на более поздних этапах развития. Методы психогенетики развития позволяют оценить возрастную динамику средовых эффектов. В детском возрасте средовая вариатив- ность IQ определяется в основном действием факторов систематичес- кой семейной среды, т.е. общих для всех членов семьи, По мере взрос- ления влияние систематической среды на IQ существенно снижается, но весьма ощутимо возрастает влияние уникальной, индивидуальной среды. Г л а в а X V I I I
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.76 (0.01 с.) |