Генетические корреляции между суммарными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генетические корреляции между суммарными



показателями интеллекта [56]

Возраст Показатели

6 лет

7 лет

10 лет

интеллекта

ВИ НИ ОИ ВИ НИ ОИ ВИ НИ ОИ

6 лет

ВИ

 

61 95 56 43 54 46 12 37

НИ

 

 

84 40 77 61 24 68 42

ОИ

 

56 62 63 42 37 43

7 лет

ВИ

 

 

76 95 25 12 22

НИ

 

92 -12 46 08

ОИ

 

 

11 30 19

10 лет

ВИ

 

 

НИ

 

 

ОИ

 

 

Примечание. Здесь и в табл. 17.3, 18.1 нули и запятые опущены.

не генотип-средовых соотношений в изменчивости показателей IQ.

Более того, очевидны и дальнейшие перспективы близнецовых лон-

гитюдных исследований, связанные с более дробным дифференциро-

ванным анализом генетических и средовых влияний в показателях

когнитивных характеристик разного уровня и содержания, оценкой

их стабильности и преемственности в онтогенезе.

Наряду с близнецовыми проводятся лонгитюдные исследования

приемных детей. Среди них наиболее известным является Колорадс-

кое исследование приемных детей, которое было начато по инициа-

тиве Р. Пломина и Дж. Дефриза в 1975 г. [361]. В исследовании принима-

ли участие 246 семей с детьми первого года жизни. По мере ежегодно-

го тестирования число семей уменьшалось, и к девятилетнему возрасту

детей оно составило 173. Предполагается продолжать исследование до

того времени, когда детям исполнится 16 лет.

У детей, начиная с первого года жизни, ежегодно диагносциро-

вали показатели физического и умственного развития по шкалам

Н. Бейли. На основании наблюдений и оценок родителей делались

выводы об особенностях темперамента ребенка, (О возрастной дина-

мике генотип-средовых соотношений в индивидуальных различиях тем-

перамента см. в гл. X.) В дальнейших обследованиях ежегодно тестиро-

вались особенности умственного развития ребенка, некоторые пока-

затели темперамента и личности, условия развития ребенка,

Масштабы этого исследования весьма внушительны, результаты

еще полностью не опубликованы. Мы остановимся на некоторых

 

наиболее важных в данном контексте фрагментах. Речь в первую оче-

редь идет об изучении генетически опосредуемой стабильности ког-

нитивного развития. С целью определения роли генотипа в межвозра-

стной преемственности когнитивных характеристик анализировались

межвозрастные кросс-корреляции сиблингов, т.е. подсчитывались кор-

реляции между показателями одного сиблинга — младшего возраста

и второго — более старшего возраста. Сравнение корреляций у био-

логических сиблингов, т.е. имеющих и общие гены и общую среду, а

также приемных сиблингов, т.е. имеющих только общие средовые ус-

ловия, позволили авторам определить вклад генотипа в межвозраст-

ную стабильность и изменчивость когнитивных показателей (табл. 17.3).

Анализ позволил выявить увеличение год от года роли генетических

влияний в межвозрастной стабильности таких признаков, как общий

интеллект и вербальные способности. Что же касается другого при-

знака — пространственных способностей, то генетические влияния

определяют его межвозрастную преемственность в более младших

возрастах, но в 3-4 года решающую роль начинают играть средовые

условия.

Таблица 17.3

Межвозрастные корреляции показателей интеллекта [по: 355]

Показатели

Коэффициенты корреляции

Родные сиблинги

Приемные сиблинги

возраст (годы)

возраст (годы)

1-2

2-3

3-4

1-2

2-3

3-4

Общий интеллект

Способности:

 

 

вербальные

-03

пространственные 21

-11

-03

Сравнение IQ родителей и детей проводилось по трем вариантам:

дети и их биологические родители, с которыми они были разлучены

очень рано; дети и родители-усыновители; дети и биологические ро-

дители, с которыми они живут вместе, Результаты сравнения подтвер-

дили значительную роль генетических факторов в опосредовании воз-

растной стабильности IQ.

В итоге можно констатировать, что вклад генотипа в индивиду-

альные различия интеллекта с возрастом увеличивается, причем

генетические влияния в детском и взрослом возрасте преемственно

связаны.

 

* * *

Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова-

нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития)

является предметом многочисленных экспериментальных исследова-

ний в русле возрастной психогенетики (или психогенетики развития) —

науки, изучающей природу межиндивидуальной изменчивости пси-

хологических особенностей человека в процессе онтогенеза. Генети-

ческие изменения в онтогенезе имеют два аспекта: изменения в срав-

нительной величине генетических и средовых компонентов межинди-

видуальной изменчивости признака, т.е. изменения наследуемости;

изменение генетической ковариации в ходе онтогенеза. В первом слу-

чае используется вариант метода возрастных срезов; во втором — лон-

гитюдное исследование, в котором определяется корреляция между

генетическими компонентами дисперсии изучаемой характеристики,

полученными в разных возрастах на одной и той же группе испытуе-

мых. Этот способ дает возможность оценить вклад генетических фак-

торов в изменчивость возрастных преобразований,

Лонгитюдные исследования близнецов и приемных детей свидетель-

ствуют о том, что вклад генотипа в индивидуальные различия IQ с

возрастом увеличивается, причем генетические составляющие диспер-

сии интеллекта в младенчестве и в старших возрастах высоко коррели-

руют между собой. Это значит, что, несмотря на сравнительно низкий

уровень наследуемости интеллекта в младенчестве, генетические эф-

фекты, проявившиеся в столь раннем возрасте, продолжают оказывать

влияние на интеллект человека и на более поздних этапах развития.

Методы психогенетики развития позволяют оценить возрастную

динамику средовых эффектов. В детском возрасте средовая вариатив-

ность IQ определяется в основном действием факторов систематичес-

кой семейной среды, т.е. общих для всех членов семьи, По мере взрос-

ления влияние систематической среды на IQ существенно снижается,

но весьма ощутимо возрастает влияние уникальной, индивидуальной

среды.

Г л а в а X V I I I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.76 (0.01 с.)