Возрастная динамика генетических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная динамика генетических



И СРЕДОВЫХ ДЕТЕРМИНАНТ В ИЗМЕНЧИВОСТИ

КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Представления о том, что в онтогенезе меняется соотношение

генетических и средовых влияний, определяющих индивидуально-пси-

хологические особенности, родились в контексте самой психогенети-

ки, тем не менее они хорошо согласуются с представлениями возра-

стной психологии, касающимися изменения механизмов реализации

психических функций в онтогенезе.

Выдающийся отечественный психолог А,Р. Лурия писал: «Мы имеем

все основания думать, что природа каждой психической функции

(иначе говоря, ее отношение к генотипу) так же меняется в процессе

психического развития человека, как и ее структура, и что поэтому

ошибочными являются попытки раз и навсегда решить вопрос «о сте-

пени наследственной обусловленности» той или иной психической

«функции», не принимая в расчет тех изменений, которые она пре-

терпевает в своем развитии» [99].

На основе теоретических представлений, существующих в отече-

ственной возрастной психологии, делались попытки определить на-

правление этих изменений. Так, А. Р. Лурия, исходя из фактов каче-

ственной перестройки всей психической деятельности человека и за-

мены

элементарных

форм

деятельности

сложноорганизованными

функциональными системами, которые происходят в процессе пси-

хического развития, предположил, что по мере изменения структуры

высших психических функций, возрастания степени их опосредова-

ния зависимость той или иной деятельности от генотипа будет зако-

номерно уменьшаться. Действительно, исследования некоторых осо-

бенностей памяти и внимания выявили именно такой характер изме-

нений. Было установлено, что от дошкольного к подростковому

возрасту сохраняется преимущественно генотипическая обусловлен-

 

ность образной зрительной памяти и устойчивости внимания. В то же

время наблюдается фактическая смена детерминации, т.е. переход от

генотипической к средовой обусловленности у опосредованных форм

памяти и у более сложных форм внимания, таких, как его распреде-

ление [2, 97]. Наряду с этим исследования генотип-средовых отноше-

ний в показателях интеллекта в ходе развития дают другую картину.

Возрастная стабильность и изменчивость генетических и средовых

влияний, лежащих в основе межиндивидуальных различий по интел-

лекту, в последнее время являются предметом многих исследований

[25, 56, 106, 355].

В большинстве исследований делается вывод о том, что в младен-

честве наследственная обусловленность показателей интеллекта отно-

сительно низка, а влияние систематической семейной среды сравни-

тельно велико. Начиная с шести лет и далее, а также у подростков и

взрослых оценка наследуемости показателей интеллекта возрастает до

50-70%, влияние же общей семейной среды существенно снижается

(подробнее об этом см. гл. VI).

Эти выводы представляют обобщение результатов целого ряда

исследований, выполненных на близнецах и приемных детях. Рассмот-

рим сначала результаты некоторых близнецовых исследований.

Наиболее известным из них является Луисвиллское близнецовое

исследование, посвященное изучению природы межиндивидуальной

изменчивости показателей интеллекта. Оно было начато в 1957 г.

Ф. Фолкнером и к середине 80-х годов охватывало около 500 пар близ-

нецов, чье развитие было прослежено от рождения до 15-летнего воз-

раста. Близнецы, участвовавшие в этом исследовании, тестировались

по интеллекту, начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три

месяца на протяжении первого года жизни, дважды в год — до 3 лет,

ежегодно до 9 лет и последний раз — в 15 лет). При этом использова-

лась шкала психического развития Бейли в младенческом периоде,

шкалы Векслера — WPPSI в возрасте 4,5 и 6 лет и WISC в более

старшем возрасте.

Анализ полученных оценок IQ в парах МЗ и ДЗ близнецов отчет-

ливо демонстрирует увеличение показателя наследуемости с возрас-

том. Показатели наследуемости у детей в возрасте 1, 2, 3 лет составля-

ют 10, 17, 18% соответственно. С 3 лет внутрипарное сходство МЗ

близнецов сохраняется на очень высоком уровне, коэффициенты кор-

реляции не ниже 0,83. У ДЗ близнецов внутрипарное сходство по по-

казателю интеллекта уменьшается с 0,79 в 3 года до 0,54 в 15 лет.

Показатели наследуемости у детей в 4 года составляют 26% и далее

увеличиваются до 55%.

Интересно, что значимые различия в сходстве МЗ и ДЗ близнецов

начали обнаруживаться до того, как была установлена их зиготность.

Тип близнецовых пар, т.е. отнесение их к МЗ или ДЗ близнецам,

был определен только в 3 года. По мнению исследователей, получен-

 

ные данные показывают, что процессы развития инициируются и в

значительной степени управляются генотипом. Это предположение

было подтверждено при изучении внутрипарного сходства индивиду-

альных траекторий, или профилей, развития МЗ и ДЗ близнецов,

Профиль индивидуального развития характеризует не только на-

правление развития психологических характеристик, но и индивиду-

альные особенности движения в этом направлении, которые могут

включать периоды ускорения и замедления, спада и подъема. В Луис-

виллском близнецовом исследовании по результатам многолетнего

прослеживания изменений в уровне интеллекта МЗ и ДЗ близнецов

оказалось возможным провести внутрипарное сравнение профилей

индивидуального развития по показателям интеллекта [452, 453].

Внутрипарное сравнение профилей показало, что в парах МЗ близ-

нецов наблюдается значительно большее совпадение значений интел-

лекта по каждому году, т.е. наблюдается больше сходства по ходу раз-

вития в целом. В парах ДЗ близнецов совпадения были выражены зна-

чительно

меньше

(рис.

17,3).

Мерой

количественной

оценки

внутрипарного сходства профилей показателей IQ служат коэффици-

енты корреляции, которые составляют 0,87 для МЗ близнецов и 0,65

для ДЗ в возрастном диапазоне от 3 до б лет и 0,81 и 0,66 соответ-

ственно в диапазоне от 6 до 8 лет. Коэффициенты наследуемости рав-

ны соответственно 0,44 для первого возрастного отрезка и 0,30 — для

второго. Таким образом, индивидуальные особенности профилей раз-

вития по показателям интеллекта испытывают на себе существенное

влияние генотипа, однако вполне возможно, что степень этого влия-

ния на разных отрезках онтогенеза также будет варьировать.

Как уже отмечалось, основным достоинством лонгитюдного ис-

следования близнецов является то, что только оно может ответить на

вопрос: обусловлено ли увеличение наследуемости проявлением но-

вых дополнительных генетических факторов, начинающих функцио-

нировать по мере взросления ребенка, или происходит усиление уже

действующих генетических факторов?

Л. Ивс с коллегами [245] подошел к анализу генотип-средовых

соотношений в развитии интеллекта именно с этих позиций, исполь-

зуя для анализа материалы лонгитюдного Луисвиллского близнецово-

го исследования. Анализ полученных у близнецов в разные годы оце-

нок IQ выявил изначально небольшое, но устойчивое и возрастаю-

щее влияние одних и тех же генетических факторов. Было установлено

и существенное влияние систематической семейной среды, причем

эффекты систематической среды также сохраняли преемственность,

хотя по мере взросления к стабильным присоединялись и новые. Не-

систематические средовые влияния были менее устойчивы по сравне-

нию с генетическими и систематическими средовыми эффектами. В це-

лом эти данные свидетельствуют в пользу амплификационной модели

наследуемости показателей IQ.

 

 

Рис. 17.3. Профили развития МЗ и ДЗ близнецов [453].

а — МЗ близнецы; б — ДЗ близнецы.

 

 

Рис. 17.4. Диаграмма путей двумерной генетической модели для одного

признака (IQ) в 5 и 7 лет [25].

□ — измеряемые переменные; О—латентные, не наблюдаемые впрямую факторы.

G1, и G2 — генетические влияния на IQ u 5 и 7 лет, С1 и С2 — систематическая

(общая) среда, E1 и Е2 — индивидуальные средовые факторы. Коэффициенты

путей h1, с1, e 1 и h2, с2, е 2 представляют влияние латентных факторов на IQ во

временные периоды 1 и 2 соответственно; коэффициенты путей h12, с12 и е12 пред-

ставляют относительное влияние G1, С1 и E1, на IQ в 7 лет. У МЗ близнецов внутри-

парная корреляция генотипов равна 1,0, у ДЗ близнецов — и среднем 0,5. Как у

МЗ, так и у ДЗ внутрипарная корреляция систематической среды составляет 1,0;

случайная (несистематическая) среда не скоррелирована.

Сходные проблемы решались и в ряде других подобных исследова-

ний. Так, голландские исследователи Д. Бумсма и К. Ван Баал [25]

приводят результаты лонгитюдного генетического исследования IQ у

близнецов 5-7 лет. Они ставили задачу проанализировать изменения

соотношения средовых и генетических факторов, влияющих на IQ, и

выделить компоненты фенотипической стабильности в указанном воз-

растном диапазоне. Для оценки интеллекта близнецов использовался

один и тот же тест RAKIT (обновленный амстердамский тест детского

интеллекта). Выборка испытуемых включала: в 5 лет 209 пар близне-

цов, в 7 лет повторно 192 пары. Генетико-статистический анализ про-

водился с привлечением генетической модели, которая в качестве

источников вариативности рассматривала генетические эффекты, си-

стематическую среду, несистематическую среду (рис. 17.4).

Сопоставление оценок наследуемости и их доверительных интер-

валов в 5 и 7 лет показало, что относительное влияние генетических

факторов действительно различается в двух возрастах. Несмотря на то

что в 5 лет верхняя граница наследственной обусловленности — 42 %,

а в 7 лет ее нижняя граница — 50%, непересекающийся доверитель-

ный интервал свидетельствует о значительно более высокой наследу-

емости в 7 лет. Соответственно относительное влияние систематичес-

кой среды ниже в 7 лет, чем в 5 лет. Корреляция между оценками

интеллекта в 5 и 7 лет составила 0,65. В генетической модели ковариа-

ция показателей IQ между 5 и 7 годами разлагалась на генетическую и

средовую составляющие, при этом большая часть ее — 64% объясня-

ется стабильностью генетических факторов, а меньшая — 36% — ста-

бильностью систематической среды.

 

Таким образом, исследование Д. Бумсмы и К. Ван Баал показало,

что, во-первых, наследуемость показателей IQ в возрастном интерва-

ле с 5 до 7 лет возрастает и, во-вторых, в основе межиндивидуальной

изменчивости показателей IQ в обоих возрастах лежат преимущественно

одни и те же генетические факторы. Следует указать, что данное близ-

нецовое исследование в некотором роде уникально, так как наряду с

оценкой когнитивных функций в нем проводился анализ межиндиви-

дуальной изменчивости большого числа психофизиологических пока-

зателей, характеризующих особенности созревания ЦНС (описание

этих данных см, в гл. XVIII). Перспективы подобного параллельного

изучения представляются очень интересными, поскольку можно бу-

дет, фактически впервые, проанализировать природу межуровневых

и межвозрастных связей в структуре развивающейся индивидуальности.

Изменения генотип-средовых соотношений в показателях интел-

лекта приблизительно в том же возрастном диапазоне изучались в

близнецовом лонгитюдном исследовании, проводившемся М.С. Его-

ровой и ее коллегами [56]. Ставилась задача проследить динамику ге-

нотип-средовых соотношений в показателях интеллекта при переходе

от дошкольного возраста к школьному. В исследовании приняли учас-

тие около 100 пар близнецов, Диагностика интеллекта проводилась по

тесту Векслера (WISC), адаптированному А. Панасюком. Показатели

наследуемости для общего интеллекта (ОИ) составили 28, 34 и 52% в

6, 7 и 10 лет соответственно; для вербального интеллекта (ВИ) — 22,

16 и 26%, для невербального (НИ) — 16, 84 и 70%. Эти данные инте-

ресны тем, что, с одной стороны, подтверждают тенденцию к возра-

станию наследуемости общего интеллекта с возрастом, а с другой —

свидетельствуют о возможности иных вариантов возрастных измене-

ний наследуемости отдельных сторон интеллекта.

В этом же исследовании анализировались межвозрастные генети-

ческие корреляции, позволявшие оценить генетический вклад в фе-

нотипическую стабильность показателей интеллекта (табл. 17.2).

Генетические корреляции между показателями вербального, не-

вербального и общего интеллекта в 6 и 7 лет, а также генетические

корреляции между этими показателями в 6 и 10 лет за небольшим

исключением достаточно высоки. В то же время генетические корре-

ляции между всеми показателями интеллекта в 7 и 10 лет намного

ниже. Таким образом, генетические факторы в изменчивости интел-

лекта в 6 лет достаточно тесно связаны с генетическими факторами,

обусловливающими индивидуальные различия в 7 и 10 лет. Авторы

обращают внимание на то, что «выпадение» из общей картины кор-

реляций между показателями в 7 и 10 лет может быть обусловлено

резкими изменениями средовых условий, связанных с началом обу-

чения в школе.

В целом описанные близнецовые исследования убедительно сви-

детельствуют о весьма существенных возрастных изменениях в карти-

 

Таблица 17.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.048 с.)