Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) на- зывается нозологическая категория, описывающая хроническое рас- стройство поведения в детском возрасте. Среди клинических проявле- ний СДВГ называются двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкая отвлекаемость, импульсивность пове- дения и мысли, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошиб- ках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, лег-
кая переключаемость с одного задания на другое без доведения нача- того до конца, болтливость, рассеянность, недостаток чувства опас- ности и т.д. СДВГ — относительно новый термин, используемый при описании названных поведенческих особенностей. В более ранних клас- сификациях для обозначения тех же клинических проявлений исполь- зовались термины «гиперактивный синдром», «гиперкинетический синд- ром», «минимальная мозговая дисфункция». Клинические проявления СДВГ подразделяются на три большие группы: симптомы дефицита внимания; симптомы импульсивности; симптомы гиперактивности. Центральным для диагноза СДВГ считается расстройство внимания. Среди сопутствующих проявлений СДВГ часто называется неспособ- ность к обучению, тревожность, делинквентное поведение. В большин- стве случаев установление диагноза СДВГ возможно к 7-8 годам, од- нако в некоторых случаях симптомы СДВГ формируются значительно раньше (в младенчестве) или значительно позже (в подростковом возрасте СДВГ часто сопровождается симптомами асоциальности). Синдром ДВГ — самый частый среди нейроповеденческих рас- стройств детского возраста, Оценки частоты встречаемости СДВГ ва- рьируют в пределах 2—15% [388], причем отмечается, что мальчики страдают этим нарушением примерно в 4 раза чаще, чем девочки [400, 401]. Согласно данным различных исследований, примерно 50% детей, страдающих СДВГ, имеют симптомы этого заболевания и во взрос- лом возрасте. Взрослая симптоматика обычно не включает гиперак- тивность, но трудности концентрации и импульсивность по-прежне- му остаются составляющими расстройства. Среди этиологических причин СДВГ в качестве основной называ- ется расстройство деятельности ЦНС, которое, в свою очередь, мо-
жет быть результатом воздействия генетических или средовых факто- ров (мозговых инфекций, травм, перинатальной патологии, непра- вильной диеты при формировании и развитии мозга, отравления тяжелыми металлами). Способы лечения СДВГ определяются возрас- том ребенка и степенью расстройства. Детям со слабо выраженным СДВГ оказывается психологическая и педагогическая помощь; при сильно выраженном расстройстве необходимо медикаментозное ле- чение в сочетании со специализированными педагогическими и пси- хотерапевтическими приемами. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАССТРОЙСТВ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ Свидетельства того, что СДВГ представляет собой расстройство, передающееся по наследству, были найдены в нескольких исследова- ниях. Результаты близнецовых работ показали, что нормальный уро- вень активности ребенка контролируется генетически (393, 433]. Изу-
чались и генетические влияния на СДВГ. В одном из них исследова- лись 10 пар близнецов (4 МЗ пары и 6 ДЗ), в каждой из которых один близнец имел клинический диагноз гиперактивности. Конкордантность МЗ близнецов составила 100%, ДЗ — 17%. Однако, поскольку это ис- следование имело несколько существенных дефектов (например, 4 ДЗ пары были разнополыми), эти результаты должны интерпретировать- ся с осторожностью. В другой работе, в которой принимали участие 91 пара однояйцевых и 105 пар двуяйцевых близнецов, была получена оценка наследуемости СДВГ, равная 0,76 [417]. Семейные исследования также подтверждают гипотезу о том, что СДВГ передается по наследству. В исследовании родных и двоюродных родственников (59 семей гиперактивных детей сравнивались с семья- ми 41 здорового ребенка) 20% родителей детей, страдающих СДВГ, и только 5% родителей детей из контрольной группы были ретроспек- тивно диагностированы как имевшие это нарушение в детстве. В це- лом частота встречаемости гиперактивности значительно выше среди как прямых, так и двоюродных родственников больных СДВГ. Этот результат воспроизведен в двух других исследованиях [227, 350]. Во втором из них регрессионный анализ показал, что СДВГ является
семейным заболеванием и передается по наследству. Исследования разлученных семей также поддерживают гипотезу о генетических влияниях в формировании СДВГ. Было проведено анке- тирование приемных родителей 35 гиперактивных детей и для сравне- ния — биологических родителей, которые воспитывают своих соб- ственных детей, страдающих гиперактивностью [340]. К сожалению, в этом исследовании информация о биологических родителях прием- ных детей была недоступна. Согласно оценкам родителей, встречае- мость гиперактивности среди приемных родителей и их родственни- ков была значительно ниже, чем среди родственников биологических родителей. Данные, полученные в другой работе [226], подтвердили эти результаты. Конечно же, эти заключения были бы значительно более надежны, если бы авторы смогли привести данные о биологи- ческих родителях приемных детей. Но и сейчас можно сделать вывод о том, что усыновленные дети сходны скорее с родственниками их био- логических, нежели приемных родителей, и, следовательно, подтвер- дить гипотезу о генетических влияниях на формирование СДВГ. Другая группа фактов, поддерживающая идею вовлеченности ге- нов в развитие СДВГ, была собрана в контексте исследований пол- ных сиблингов и полусиблингов, т.е. братьев и сестер, имеющих толь- ко одного общего родителя. При сравнении сходства таких пар по «минимальной дисфункции мозга» оказалось, что конкордантность среди первых намного выше, чем среди вторых [391]. Дж. Бидерман с коллегами [194] опубликовали результаты семей- ных исследований пациентов, страдающих СДВГ. На начальных эта- пах работы исследователи проинтервьюировали всех членов семей 22
мальчиков, страдающих СДВГ, и 20 здоровых детей, составивших кон- трольную группу. Относительный риск развития СДВГ составил 31,5% для родственников СДВГ-пациентов и 5,7% для родственников здо- ровых детей. Размер выборки пациентов, страдающих СДВГ, в 1992 г. возрос до 140, и, в дополнение к контрольной группе здоровых де- тей, была проинтервьюирована группа детей, страдающих другими психическими расстройствами. Результаты воспроизвели ранее обна- руженный паттерн распределения частот встречаемости данного на- рушения среди родственников пациентов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.009 с.) |