Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психогенетические исследования снч
Уже в начале нынешнего столетия были опубликованы исследо- вания, в которых упоминался тот факт, что дети-дислексики часто имели родственников с трудностями в обучении чтению [289, 424]. Несколько позже были приведены дополнительные доказательства кон- центрации Д в семьях. Обнаружилось также, что дети-дислексики обыч- но характеризуются нормальным уровнем интеллекта [249]. В 1980 г. были опубликованы результаты одного из самых больших семейных исследований СНЧ [282]: выборка состояла из 116 пробандов (89 из
них — мужского пола) и их 319 родственников. Было установлено, что 47% отцов и братьев пробандов и только 38% матерей и сестер испытывали трудности с чтением. Автор подсчитал сегрегационные отношения для нескольких менделевских моделей и предположил, что Д наследуется по аутосомно-доминантному типу с половой модифи- кацией степени выраженности. Однако само по себе увеличение частоты встречаемости Д в семь- ях пробандов не доказывает, что передача этого заболевания осуще- ствляется генетическим путем. Дополнительное подтверждение гипо- тезы о генетическом характере трансмиссии исследуемого признака было получено в рамках близнецовых исследований. В одном из них были обследованы 228 пар однополых близнецов, среди которых 97 че- ловек были диагностированы как дислексики. Выяснилось, что в 31 паре МЗ, в которых хотя бы один близнец имел СНЧ, 26 со- близнецов также были диагностированы как дислексики, а у ДЗ кон- кордантными по Д оказались только 9 из 31 пары. Коэффициенты конкордантности МЗ и ДЗ составили соответственно 84 и 29% [188]. Результаты недавних близнецовых исследований также подтверж- дают гипотезу о генетической передаче данного признака. Одни ис- следователи [238] оценили наследуемость СНЧ как равную 30%. Дру- гие [291], используя тестовую батарею, с помощью которой измеря- ется широкий спектр показателей, характеризующих процессы чтения, нашли, что конкордантность МЗ близнецов по суммарному показате- лю этой батареи составила 67% по сравнению с 30% у ДЗ. Самые высокие показатели наследуемости (>70%) получены для правописа- ния и способности различать фонемы. Кроме того, оказалось, что фонологическая неспособность, т.е. неспособность различать фонемы
вне контекста слов-значений, представляет собой генетически наи- более независимый от интеллекта компонент Д. Однако и здесь, несмотря на однозначность полученных результа- тов, свидетельствующих в пользу наследственной природы Д, интер- претироваться они должны осторожно. Дело в том, что среди близне- цов СНЧ встречается значительно чаще, чем среди одиночнорожден- ных детей [284], поэтому можно предположить, что существует специфический средовой компонент, влияющий на развитие Д имен- но у близнецов, и, следовательно, оценки наследуемости, получен- ные методом близнецов, могут быть искажены. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТРАНСМИССИИ СНЧ И РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СЦЕПЛЕНИЯ Попытки тестировать генетические гипотезы о типе наследования СНЧ не дали согласованных результатов. Анализ данных, собранных в исследовании семей 54 детей, страдающих СНЧ, привел к предполо- жению, что СНЧ передается по сцепленному с полом рецессивному
типу наследования [421]. Другое исследование 65 семей детей-дислекси- ков привело к заключению, что наиболее вероятный тип наследова- ния — аутосомно-доминантный с частичными половыми ограни- чениями [457]. Авторы еще одного исследования [332] использовали сегрегационный анализ данных, собранных в семьях 133 детей-дис- лексиков. Они разбили выборку на три подгруппы: семьи пробандов- мальчиков, семьи пробандов-девочек и семьи детей, страдающих тя- желыми формами Д, и провели сегрегационный анализ для каждой из них. Ни одна из приведенных гипотез не подтвердилась. В результате авторы пришли к предположению о том, что СНЧ — расстройство генетически гетерогенное. В семьях с высокой концентрацией дислексиков был применен метод анализа сцепления в надежде определить место в геноме чело- века, где находится ген Д. Исследователи целенаправленно отобрали семьи с высокой частотой СНЧ, чтобы минимизировать гетероген- ность исследуемого фенотипа. Результаты показали сцепление между исследуемыми признаками и гетероморфным участком хромосомы 15 [281]. Однако даже в таких, специально отобранных семьях были по-
лучены свидетельства о гетерогенности СНЧ. Так, в одной родослов- ной тип Д, передающийся по наследству, не был сцеплен с предпо- лагаемым участком хромосомы 15, т.е. этиологически этот тип Д отли- чался от ее типов в других семьях. Недавние исследования, проведенные с использованием большо- го количества семей дислексиков двумя независимыми группами [229, 281], дали результаты, также позволяющие предполагать существова- ние связей между фенотипом СНЧ и генетическими маркёрами на хромосоме 15. Кроме того, были найдены новые, хотя и недостаточно убедительные, свидетельства сцепления СНЧ и маркёров на хромосо- мах 6, 13 и 14. Хотя основной вывод из этих работ заключается в необходимости дополнительных исследований, наличие пусть даже не- достаточно убедительных пока свидетельств сцепления является серьез- ным аргументом в защиту гипотезы наследственного характера СНЧ. Как уже отмечалось, одна из серьезных проблем, возникающих на пути исследователя генетики психических нарушений, заключает- ся именно в гетерогенности исследуемых признаков. Исследуя эту ге- терогенность, ученые выдвинули гипотезу, согласно которой в раз- личных семьях наследуются различные типы Д. Например, в одном из исследований [281] изучалась 21 семья с высокой плотностью СНЧ. Авторы классифицировали членов семьи, принявших учас- тие в исследовании, как: дислексиков преимущественно аудиторных, если история болезни и результаты тестирования свидетельствовали о фонетических ошиб- ках, ошибках правописания и серьезных пунктуационных ошибках; дислексиков преимущественно визуальных, если анализ и результаты тестирования обнаруживали ошибки правописания при отсутствии
пунктуационных ошибок и повышенную сложность в усвоении матери- ала при использовании письменного или визуального способов его представления; дислексиков смешанного типа, если члены семьи подходили под ха- рактеристики обоих предыдущих типов. В результате 11 пробандов были классифицированы как визуально-пре- доминантные и 3 — как смешанные дислексики. Большинство исследован- ных родственников имели те же типы СНЧ, что и пробанды из их семей, под- тверждая, таким образом, гипотезу о том, что фенотипические разновидности СНЧ отражают независимые семейные генетические предрасположенности. Были найдены и другие свидетельства того, что разные типы Д передаются по наследству в разных семьях [286 и др.]. Так, например, семьи, у которых отмечено сцепление с маркёрами на 15-й хромосо- ме, характеризуются языково-процессуальным дефицитом, но обна- руживают хорошие визуально-пространственные навыки. Напротив, семьи, в которых сцепление с этим маркёром не обнаружено, харак- теризовались наличием визуально-пространственных проблем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.01 с.) |