Психогенетические исследования снч 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогенетические исследования снч



Уже в начале нынешнего столетия были опубликованы исследо-

вания, в которых упоминался тот факт, что дети-дислексики часто

имели родственников с трудностями в обучении чтению [289, 424].

Несколько позже были приведены дополнительные доказательства кон-

центрации Д в семьях. Обнаружилось также, что дети-дислексики обыч-

но характеризуются нормальным уровнем интеллекта [249]. В 1980 г.

были опубликованы результаты одного из самых больших семейных

исследований СНЧ [282]: выборка состояла из 116 пробандов (89 из

 

них — мужского пола) и их 319 родственников. Было установлено,

что 47% отцов и братьев пробандов и только 38% матерей и сестер

испытывали трудности с чтением. Автор подсчитал сегрегационные

отношения для нескольких менделевских моделей и предположил, что

Д наследуется по аутосомно-доминантному типу с половой модифи-

кацией степени выраженности.

Однако само по себе увеличение частоты встречаемости Д в семь-

ях пробандов не доказывает, что передача этого заболевания осуще-

ствляется генетическим путем. Дополнительное подтверждение гипо-

тезы о генетическом характере трансмиссии исследуемого признака

было получено в рамках близнецовых исследований. В одном из них

были обследованы 228 пар однополых близнецов, среди которых 97 че-

ловек были диагностированы как дислексики. Выяснилось, что в

31 паре МЗ, в которых хотя бы один близнец имел СНЧ, 26 со-

близнецов также были диагностированы как дислексики, а у ДЗ кон-

кордантными по Д оказались только 9 из 31 пары. Коэффициенты

конкордантности МЗ и ДЗ составили соответственно 84 и 29% [188].

Результаты недавних близнецовых исследований также подтверж-

дают гипотезу о генетической передаче данного признака. Одни ис-

следователи [238] оценили наследуемость СНЧ как равную 30%. Дру-

гие [291], используя тестовую батарею, с помощью которой измеря-

ется широкий спектр показателей, характеризующих процессы чтения,

нашли, что конкордантность МЗ близнецов по суммарному показате-

лю этой батареи составила 67% по сравнению с 30% у ДЗ. Самые

высокие показатели наследуемости (>70%) получены для правописа-

ния и способности различать фонемы. Кроме того, оказалось, что

фонологическая неспособность, т.е. неспособность различать фонемы

вне контекста слов-значений, представляет собой генетически наи-

более независимый от интеллекта компонент Д.

Однако и здесь, несмотря на однозначность полученных результа-

тов, свидетельствующих в пользу наследственной природы Д, интер-

претироваться они должны осторожно. Дело в том, что среди близне-

цов СНЧ встречается значительно чаще, чем среди одиночнорожден-

ных детей [284], поэтому можно предположить, что существует

специфический средовой компонент, влияющий на развитие Д имен-

но у близнецов, и, следовательно, оценки наследуемости, получен-

ные методом близнецов, могут быть искажены.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТРАНСМИССИИ СНЧ И РЕЗУЛЬТАТЫ

АНАЛИЗА СЦЕПЛЕНИЯ

Попытки тестировать генетические гипотезы о типе наследования

СНЧ не дали согласованных результатов. Анализ данных, собранных в

исследовании семей 54 детей, страдающих СНЧ, привел к предполо-

жению, что СНЧ передается по сцепленному с полом рецессивному

 

типу наследования [421]. Другое исследование 65 семей детей-дислекси-

ков привело к заключению, что наиболее вероятный тип наследова-

ния — аутосомно-доминантный с частичными половыми ограни-

чениями [457]. Авторы еще одного исследования [332] использовали

сегрегационный анализ данных, собранных в семьях 133 детей-дис-

лексиков. Они разбили выборку на три подгруппы: семьи пробандов-

мальчиков, семьи пробандов-девочек и семьи детей, страдающих тя-

желыми формами Д, и провели сегрегационный анализ для каждой из

них. Ни одна из приведенных гипотез не подтвердилась. В результате

авторы пришли к предположению о том, что СНЧ — расстройство

генетически гетерогенное.

В семьях с высокой концентрацией дислексиков был применен

метод анализа сцепления в надежде определить место в геноме чело-

века, где находится ген Д. Исследователи целенаправленно отобрали

семьи с высокой частотой СНЧ, чтобы минимизировать гетероген-

ность исследуемого фенотипа. Результаты показали сцепление между

исследуемыми признаками и гетероморфным участком хромосомы 15

[281]. Однако даже в таких, специально отобранных семьях были по-

лучены свидетельства о гетерогенности СНЧ. Так, в одной родослов-

ной тип Д, передающийся по наследству, не был сцеплен с предпо-

лагаемым участком хромосомы 15, т.е. этиологически этот тип Д отли-

чался от ее типов в других семьях.

Недавние исследования, проведенные с использованием большо-

го количества семей дислексиков двумя независимыми группами [229,

281], дали результаты, также позволяющие предполагать существова-

ние связей между фенотипом СНЧ и генетическими маркёрами на

хромосоме 15. Кроме того, были найдены новые, хотя и недостаточно

убедительные, свидетельства сцепления СНЧ и маркёров на хромосо-

мах 6, 13 и 14. Хотя основной вывод из этих работ заключается в

необходимости дополнительных исследований, наличие пусть даже не-

достаточно убедительных пока свидетельств сцепления является серьез-

ным аргументом в защиту гипотезы наследственного характера СНЧ.

Как уже отмечалось, одна из серьезных проблем, возникающих

на пути исследователя генетики психических нарушений, заключает-

ся именно в гетерогенности исследуемых признаков. Исследуя эту ге-

терогенность, ученые выдвинули гипотезу, согласно которой в раз-

личных семьях наследуются различные типы Д.

Например, в одном из исследований [281] изучалась 21 семья с высокой

плотностью СНЧ. Авторы классифицировали членов семьи, принявших учас-

тие в исследовании, как:

‰ дислексиков преимущественно аудиторных, если история болезни и

результаты тестирования свидетельствовали о фонетических ошиб-

ках, ошибках правописания и серьезных пунктуационных ошибках;

‰ дислексиков преимущественно визуальных, если анализ и результаты

тестирования обнаруживали ошибки правописания при отсутствии

 

пунктуационных ошибок и повышенную сложность в усвоении матери-

ала при использовании письменного или визуального способов его

представления;

‰ дислексиков смешанного типа, если члены семьи подходили под ха-

рактеристики обоих предыдущих типов.

В результате 11 пробандов были классифицированы как визуально-пре-

доминантные и 3 — как смешанные дислексики. Большинство исследован-

ных родственников имели те же типы СНЧ, что и пробанды из их семей, под-

тверждая, таким образом, гипотезу о том, что фенотипические разновидности

СНЧ отражают независимые семейные генетические предрасположенности.

Были найдены и другие свидетельства того, что разные типы Д

передаются по наследству в разных семьях [286 и др.]. Так, например,

семьи, у которых отмечено сцепление с маркёрами на 15-й хромосо-

ме, характеризуются языково-процессуальным дефицитом, но обна-

руживают хорошие визуально-пространственные навыки. Напротив,

семьи, в которых сцепление с этим маркёром не обнаружено, харак-

теризовались наличием визуально-пространственных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.01 с.)