Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных фун- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных фун-



кций. Неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности

интерпретации получаемых результатов. Последовательный анализ данных, по-

лученных различными генетическими методами; мета-анализ результатов,

приводящий к выводу о существенной роли генетических факторов в общей

дисперсии оценок IQ.

Следующие шаги: аналогичный анализ раздельных оценок вербального и

невербального интеллекта и полученные здесь парадоксальные результаты;

анализ отдельных когнитивных функций. Намечающаяся относительно боль-

шая генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза

об их связи с половой хромосомой. Психогенетические исследования когни-

тивных стилей.

2.7. Исследования темперамента (и динамических характеристик поведения

вообще). Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике.

Традиционный вопрос психологии — соотношение темперамента и характе-

ра — и попытки его решения в русле психогенетических исследований.

Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего

возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Синд-

ром трудного темперамента, его стабильность в детстве и проекция в период

ранней взрослости. Компоненты синдрома, задаваемые наследственностью,

общей и индивидуальной средой.

Исследования экстра-интроверсии и нейротицизма и близких к ним ха-

рактеристик у взрослых, в т.ч. — методом разлученных МЗ.

Структура темперамента по В.Д. Небылицыну: две основные составляю-

щие — активность и эмоциональность. Обнаруженная в близнецовом исследо-

вании зависимость внутрипарного сходства от распределения ролей в паре.

2.8. Психогенетические исследования движений. Отсутствие систематических

исследований; имеющиеся работы условно можно разделить на исследова-

ния естественных движений (ходьба, мимика и пантомимика, спорт и т.п.),

стандартизованных двигательных проб (координации, теппинг и т.д.), физи-

ологического обеспечения движений. Большее сходство МЗ по сравнению с

ДЗ по срокам начала ходьбы и других видов двигательной активности в ран-

нем детстве; более отчетливое обнаружение генетических влияний в

автоматизированных движениях и в предельном темпе выполнения двига-

тельной задачи. Максимальное потребление кислорода как возможный гене-

тически заданный маркер спортивной одаренности. Связи характеристик дви-

гательных реакций (простой и выбора, внутрииндивидуальной вариативнос-

ти, латентных периодов и времени самого движения) с когнитивными

функциями.

2.9. Генетическая психофизиология. Особое место этих исследований в си-

стеме психогенетических знаний: генотип влияет на поведение только через

морфофункциональный уровень. Три типа психофизиологических признаков:

а) характеризующие состояние покоя («фоновые»); б) ответы па внешние

воздействия; в) теоретически выделенная система понятий — дескрипторов

психофизиологической индивидуальности (свойства нервной системы). Ос-

новное внимание уделяется мозговой электрической активности,

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) покоя. Различия генотип-средовых соот-

ношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном воз-

 

расте. Исследования Ф. Фогеля: оценка наследуемости целостных (но редко

встречающихся) типов ЭЭГ. Эволюционно-генетический подход (С.Н. Дави-

денков) к интерпретации полученных данных.

Вызванные потенциалы — сенсорные (СВП) и связанные с движением

(СДВП). Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных па-

раметров ВП, изменения их соотношений в зависимости от типа перерабаты-

ваемой информации (в СВП), места движения в функциональной системе

действия (СДВП), зоны регистрации, возраста.

Генетические и средовые межуровневые корреляции и их интерпретация.

Связи латентных периодов компонентов ВП и оценок IQ. Влияние обогащен-

ной и депривирующей среды на формирование психофизиологических осо-

бенностей животных и человека.

Свойства нервной системы (СНС). Представления И. П. Павлова о врож-

денности (наследуемости) СНС; исследования животных. Работы Л.В. Кру-

шинского: уровень возбудимости как фон для проявления генетических осо-

бенностей поведения животных. Концепция Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына о

СНС человека, ее отличия от представлений И.П. Павлова. Близнецовые ис-

следования синдромов СНС и неопределенность полученных результатов. Вклю-

чение наследуемости как вторичного критерия в выделении СНС и их синдро-

мов; возможный новый взгляд на структуру СНС.

Краткое заключение. Психофизиологическая индивидуальность формиру-

ется под отчетливым генетическим контролем. Однако даже на этом — обыч-

но считающимся первичным и достаточно ригидным, — уровне включение

одного и того же признака в разные функциональные системы может менять

соотношение генетической и средовой компонент общей дисперсии. Иначе

говоря, психофизиологический признак — тоже «признак-событие».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.013 с.)