Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных фун-⇐ ПредыдущаяСтр 92 из 92
кций. Неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности интерпретации получаемых результатов. Последовательный анализ данных, по- лученных различными генетическими методами; мета-анализ результатов, приводящий к выводу о существенной роли генетических факторов в общей дисперсии оценок IQ. Следующие шаги: аналогичный анализ раздельных оценок вербального и невербального интеллекта и полученные здесь парадоксальные результаты; анализ отдельных когнитивных функций. Намечающаяся относительно боль- шая генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза об их связи с половой хромосомой. Психогенетические исследования когни- тивных стилей. 2.7. Исследования темперамента (и динамических характеристик поведения вообще). Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике. Традиционный вопрос психологии — соотношение темперамента и характе- ра — и попытки его решения в русле психогенетических исследований. Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Синд- ром трудного темперамента, его стабильность в детстве и проекция в период ранней взрослости. Компоненты синдрома, задаваемые наследственностью, общей и индивидуальной средой. Исследования экстра-интроверсии и нейротицизма и близких к ним ха- рактеристик у взрослых, в т.ч. — методом разлученных МЗ. Структура темперамента по В.Д. Небылицыну: две основные составляю- щие — активность и эмоциональность. Обнаруженная в близнецовом исследо- вании зависимость внутрипарного сходства от распределения ролей в паре. 2.8. Психогенетические исследования движений. Отсутствие систематических исследований; имеющиеся работы условно можно разделить на исследова- ния естественных движений (ходьба, мимика и пантомимика, спорт и т.п.), стандартизованных двигательных проб (координации, теппинг и т.д.), физи- ологического обеспечения движений. Большее сходство МЗ по сравнению с ДЗ по срокам начала ходьбы и других видов двигательной активности в ран- нем детстве; более отчетливое обнаружение генетических влияний в автоматизированных движениях и в предельном темпе выполнения двига-
тельной задачи. Максимальное потребление кислорода как возможный гене- тически заданный маркер спортивной одаренности. Связи характеристик дви- гательных реакций (простой и выбора, внутрииндивидуальной вариативнос- ти, латентных периодов и времени самого движения) с когнитивными функциями. 2.9. Генетическая психофизиология. Особое место этих исследований в си- стеме психогенетических знаний: генотип влияет на поведение только через морфофункциональный уровень. Три типа психофизиологических признаков: а) характеризующие состояние покоя («фоновые»); б) ответы па внешние воздействия; в) теоретически выделенная система понятий — дескрипторов психофизиологической индивидуальности (свойства нервной системы). Ос- новное внимание уделяется мозговой электрической активности, Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) покоя. Различия генотип-средовых соот- ношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном воз-
расте. Исследования Ф. Фогеля: оценка наследуемости целостных (но редко встречающихся) типов ЭЭГ. Эволюционно-генетический подход (С.Н. Дави- денков) к интерпретации полученных данных. Вызванные потенциалы — сенсорные (СВП) и связанные с движением (СДВП). Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных па- раметров ВП, изменения их соотношений в зависимости от типа перерабаты- ваемой информации (в СВП), места движения в функциональной системе действия (СДВП), зоны регистрации, возраста. Генетические и средовые межуровневые корреляции и их интерпретация. Связи латентных периодов компонентов ВП и оценок IQ. Влияние обогащен- ной и депривирующей среды на формирование психофизиологических осо- бенностей животных и человека. Свойства нервной системы (СНС). Представления И. П. Павлова о врож- денности (наследуемости) СНС; исследования животных. Работы Л.В. Кру- шинского: уровень возбудимости как фон для проявления генетических осо- бенностей поведения животных. Концепция Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына о СНС человека, ее отличия от представлений И.П. Павлова. Близнецовые ис- следования синдромов СНС и неопределенность полученных результатов. Вклю-
чение наследуемости как вторичного критерия в выделении СНС и их синдро- мов; возможный новый взгляд на структуру СНС. Краткое заключение. Психофизиологическая индивидуальность формиру- ется под отчетливым генетическим контролем. Однако даже на этом — обыч- но считающимся первичным и достаточно ригидным, — уровне включение одного и того же признака в разные функциональные системы может менять соотношение генетической и средовой компонент общей дисперсии. Иначе говоря, психофизиологический признак — тоже «признак-событие».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.013 с.) |