Инновационный педагогический менеджмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный педагогический менеджмент



 

Задачи инновационного педагогического менеджмента:

· разработка учебных планов и рабочих программ (основные образовательные программы) инновационной деятельности образовательного учреждения;

· обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

· обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами;

· проведение единой инновационной политики: координация деятельности в этой области в структурных подразделениях;

· создание творческих целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до результата.

Как и для любой другой сферы управления для инновационного менеджмента характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализа результатов, внесение корректив.

Инновационный педагогический менеджмент на каждой стадии развития решает определенную задачу. При планировании – составляют план стратегии и ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного процесса. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений [18].

Инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях – это образование в вузах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс обучение, исследование и практику. Это определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука – работодатель».

Таким образом, инновационный педагогический менеджмент – это совокуп­ность принципов, методов и форм управления инновационными про­цессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельно­стью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента для него характерно следую­щее:

· постановка цели и выбор стратегии;

· основные функции управленческой деятельности;

· новый образовательный результат (продукт).

Схематично инновационный менеджмент представлен на ри­с. 1.2.

Рис. 1.2. Схема инновационного менеджмента

 

При выполнении каждой функции решаются определенные задачи:

1. Планирование – составление плана реализации стратегии.

2. Организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация и реализация работы.

3. Мотивация – осуществление стимулирования своих сотруд­ников, побуждение их к активной деятельности;

4. Контроль – сопоставление реальных результатов с планируе­мыми, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффек­тивности инновационных проектов, инновационных управленчес­ких решений, применение новшеств.

Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управлен­ческую деятельность.

На современном этапе развития цивилизации ОУ стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень престижности и конкурентоспособности. Качество профессионального образования определяется эффективностью инно­вационной деятельности, дающей конечный положительный резуль­тат.

Признание долгое время теоретически решающей роли на­уки в социально-экономическом развитии страны и ее регионов, а практически недооценка научно-технического прогресса (нововведений), отсутствие механизма и стимулов широкого использования дости­жений науки во всех сферах общественной жизни явилось одним из факторов, обусловивших наступление кризисной ситуации в стра­не.

В этих условиях инновационный кризис проявляется в резком снижении уровня управляемости процессом создания и реализации новшеств, в отсутствии источников его финансирования, в сверты­вании деятельности исследовательских, творческих коллективов. Серьезный удар по инновационной активности наносит «утечка мозгов» в другие страны.

Повышение престижности страны невозможно без выработки и реа­лизации сценария развития, предусматривающего решающую роль науки и образования в жизни общества.

Учитывая тот факт, что активная инновационная деятельность является залогом выживания в современных условиях не только предприятий и организаций, но и государства в целом, от того, на­сколько совершенна будет государственная инновационная поли­тика, будет зависеть научный, технический прогресс общества, эко­номическая безопасность страны.

Успех государственной инновационной политики во многом обусловливается решением таких проблем, как правильный выбор приоритетов, механизм распространения технологий («Технологи­ческий трансферт»), подготовка специалистов, предрасположенных к внедрению нововведений и способных их осуществить. Наконец, успех государственной инновационной политики будет обеспечи­ваться тем, насколько оперативно будут производители проводить технологическое обновление.

Научно-производственные центры созданы сегодня при университетах, которые занимаются научными разработками преподавателей и студентов и являются составляющей частью регионального бизнес-инкубатора. На базе БГТУ функционируют 22 инновационных подразделения, в которых студенты имеют возможность апробировать нововведения.

 

Контрольные задания

1. Дать понятие новаций и инноваций.

2. Назвать инновационные подходы в управлении, перспективные отрасли развития народного хозяйства в современной России.

3. Определить показатели готовности профессионала к инновационной деятельности.

4. Назвать основные направления управления инновациями и творческой активностью личности.

 


Психология управления

Основные понятия психологии управления

 

История менеджмента уходит своими корнями в прошлое. Еще за тысячу лет до новой эры в Египте уже формировались отличительные признаки будущей науки управления. В частности, признавалась необходимость планирования организации и контроля, централизации процесса управления. В XIX в. отмечается значительный рост работ, особенно в Англии, в которых закладываются основы менеджмента. Однако временем становления менеджмента как научной теории и практики управления принято считать начало XX в.

Обличительной чертой исторического развития менеджмента является его последовательная психологизация. В 1930-е годы все чаще стали появляться критические замечания в адрес представителей школы научного управления. Критиковались ме­ханистические и биологизаторские воззрения на человека, включенного в производство, преимущественная ориентация на экономические вопросы организации. Мнение психологов и социологов о том, что обеспечить мотивацию человека к более производительному труду можно не только материальными вознаграждениями, стало находить все большее понимание. Складывается новый этап в эволюции менеджмента (1930-1960-е годы), получивший название «школы человеческих отношений». Он появляется как альтернатива менеджменту, ориентированному главным образом на конечный результат. Не отрицая все то полезное, что сделали Тейлор и его последователи для рационализации производства, сторонники данного направления пытались наполнить их методы гуманным содержанием. Одним из наиболее известных представителей этой школы является американский социолог и психолог Э. Мэйо. Главный вывод, к которому пришел Мэйо в результате проведенных им исследований, заключается в том, что на эффективность трудового поведения работника, рост производительности его труда в большей мере оказывают влияние психологические и социальные факторы, чем материальные стимулы. Представители этого направления сумели показать «важную роль неформальных отношений в деятельности организации. Пришло понимание, что ими следует управлять, и прежде всего в форме сотрудничества работников и администрации. Некоторые функции администрации (целеполагание, планирование, принятие решений, корректировка норм выработки и др.) стали передавать рабочим группам. Организации стали рассматриваться как «социальные системы», а человек в них – как одно из центральных звеньев.

В последние десятилетия уходящего века наиболее яркие страницы истории менеджмента связаны с японским опытом. Основательно изучив американский менеджмент и заимствовав у него все самое рациональное, японские специалисты построили собственную модель управления, разрушив распространенное на Западе мнение о себе скорее как о подражателях, чем о творцах. Если попытаться кратко определить принципиальное различие между западной и японской концепциями менеджмента, то оно сводится к следующему: в первом случае доминирует ориентация на конечный результат, а во втором – на человеческим фактор. В основу японского подхода положены идеи самоуправления и самоконтроля. Упор делается на поощрение способностей работников и стимулирование их развития, партнерство и сотрудничество, взаимопомощь, формирование у работников приверженности философии «корпоративного духа», т.е. на воспитание у них чувства патриотизма к компании, в которой они трудятся, преданности ее целям. В центре внимания – забота о моральном состоянии работников. При приеме на работу администрация интересуется не только профессиональной квалификацией, но и морально-этическими качествами будущего сотрудника, его умением вписаться в групповую деятельность, желанием и готовностью упорно трудиться [11].

Итак, сегодня есть все основания говорить о формировании психологии менеджмента как достаточно самостоятельного научного направления. Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации. Их деятельность подчинена общественно полезным целям, а критериями эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов. Соответственно предметом изучения психологии выступают психологические явления организации, которые включают психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерства, мотивирования, норм и ценностей и др. В предмет изучения психологии менеджмента органично входят как традиционные социально-психологические явления (например, социально-психологический климат, общение), так и вопросы психологии труда (анализ трудовой деятельности, функциональные психические состояния, организация рабочего места, психологические основы качества, надежности и бездефектности труда), общей психологии (теории деятельности, личности, развития) и других прикладных направлений психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.007 с.)