Психология управления как отрасль знаний: объект и предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология управления как отрасль знаний: объект и предмет



 

В психологии управления, в отличие от психологии труда, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентация в отношении особенностей данной организации.

В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.

Объект изучения психологии управления составляют люди, находящиеся в финансовом и юридическом отношениях и входящие в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

· социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

· психология деятельности руководителя;

· психология личности руководителя;

· психологические проблемы подбора руководящих кадров;

· психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управления включают:

· функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

· социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;

· психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления – это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:

· психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;

· психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;

· психологические проблемы лидерства;

· проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в трудовой деятельности), общая психология (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и другие прикладные направления психологии.

Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К их числу относят следующие:

· повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое;

· повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

· поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

· оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;

· оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Психология управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

· понимание природы управленческих процессов;

· знание основ организационной структуры;

· четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности;

· знание способов повышения эффективности управления;

· знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

· умение устно и письменно выражать свои мысли;

· компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;

· способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

· умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;

· развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения.

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями [25].

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации – это управленческие отношения людей.

Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.243.44 (0.063 с.)