Качества личности преподавателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качества личности преподавателя



Личностно-этические Индивидуально-психологические Профессионально-педагогические
·чувство долга и гражданской ответственности; ·гуманизм; ·сострадание; ·чуткость; ·доброжелательность; ·трудолюбие и дисциплинированность; ·требовательность, принципиальность; ·скромность; ·общительность; ·объективность; ·самокритичность; ·самобытность; ·эстетическая выразительность; ·артистичность; ·общая эрудиция; ·терпение и настойчивость · широта и глубина познавательных интересов; · ясность и критичность ума; · изобретательность; · эмоциональная отзывчивость и устойчивость; · долговременная память; · развитость наблюдательности, воли, воображения; · большой объем и переключаемость внимания; · культура темперамента; · объективная самооценка · интерес к педагогической деятельности; · любовь к своему делу и детям; · педагогический такт, педагогическое мышление; · профессионально-педагогическая работоспособность; · стремление к научно-педагогическому творчеству; · культура и выразительность речи; · чувство юмора

 

Таблица 4.2

Знания преподавателя

Профессиональные и общенаучные Физиологические и психологические Педагогические и методические
·теория соответствующей дисциплины; ·основы теории смежных дисциплин; ·философские, экономические, социально-политические, правовые знания; ·мировая и отечественная культура; ·иностранный язык. · возрастные особенности развития обучающихся; · закономерности психического развития обучающихся; · психология воспитания и обучения; · психология педагога; · психология руководства студенческими коллективами. · сущность педагогического процесса; · теория и методика воспитания и обучения; · история педагогики; · методика преподавания дисциплины; · научная организация труда преподавателя.

Таблица 4.3

Умения преподавателя

Группы умений Их содержание
Познавательные 1) воспринимать и понимать психическое состояние обучающегося в данный момент; 2) осуществлять контроль за своим психическим состоянием; 3) ориентироваться в содержании обучения и воспитания; 4) расширять свои знания и умения, анализировать педагогический опыт
Конструктивные 1) проектировать цели и задачи педагогического процесса; 2) отбирать оптимальное содержание, определять наиболее эффективные средства, формы и методы учебно-воспитательной работы, планировать эту работу
Коммуникативные 1) устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, родителями, коллегами-педагогами; 2) стимулировать деятельность обучающихся
Информационно-дидактические 1) владеть словом, речью, мимикой и жестами; 2) доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности студентов, их жизненного опыта и возраста передавать знания, мысли, чувства, развивать мышление обучающихся; 3) широко применять новые информационные технологии в процессе обучения, а именно ТСО, средства наглядности, ЭВТ; 4) используя различные методы обучения и их сочетания, логически правильно выстраивать процесс преподавания и усвоения учебной информации студентами
Развивающие 1) определение зоны ближайшего развития отдельных обучающихся, группы в целом; 2) создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли и чувств студентов; 3) стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений; 4) постановка вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний; 5) индивидуальный подход к обучающимся
Организаторские 1) увлекать конкретным делом; 2) распределять и планировать работу, осуществлять контроль, стимулировать отношение к делу; 3) объективно оценивать результаты работы, намечать перспективы

Организаторские способности и умения преподавателя наиболее под­робно изучены Л.И. Уманским и составляют основу для приме­нения на практике. К ним относятся:

· организаторское чутье, под которым понимают психоло­гическую избирательность, способность быстро и глубоко вни­кать в психологию обучающихся; психологический ум, включа­ющий умение найти для каждого свое место в соответствии с его особенностями, заинтересовать его; психо­логический такт, выражающийся в способности находить подход к обучающимся, выбирать верный способ отношений с ними;

· эмоционально-волевая сфера личности преподавателя, представляющая способность воздействовать на обучающихся своим отношением к делу, требовательностью к себе и другим, проявлением критичности и самокритичности. Данная подструктура совсем не включает волевые качества ру­ководителя, без которых невозможна управленческая деятель­ность.

· склонность к организаторской деятельности преподавателя, которая представлена наличием у него знаний, умений и навыков организаторской деятельности.

Педагогические качества преподавателя необходимы для организации обучения и воспитания студентов и представля­ют собой:

· быстрое овладение педагогическими навыками и умения­ми;

· умение:

- анализировать собственную деятельность;

- сравнивать результаты собственной деятельности с результатами, достигнутыми другими;

- выделять достоинства и недостатки собственной деятельности, перестраиваться в зависимости от поставленных целей.

Морально-этические качества преподавателя сегодня пре­терпевают существенные изменения. Этика обучения в настоя­щее время требует пересмотра некоторых устоявшихся прин­ципов. По мнению опрошенных преподавателей, к таким каче­ствам относятся справедливость по отношению к другим людям, уважение других людей, умение держать слово, общи­тельность, доброжелательность в общении и обращении, сдержанность, уравновешенность.

Описанная гипотетическая модель личности педагога как руководителя проверялась четверть века назад на руководителях среднего и низкого уровня. Тогда были выделены несколько типов лич­ности:

Специалист – наиболее выражена подструктура профес­сиональной компетентности руководителя;

Организатор – преобладает подструктура организаторс­ких качеств;

Наставник – выражена подструктура педагогических ка­честв;

Специалист-организатор – выражены профессиональная компетентность и организаторские качества;

Организатор-наставник – наряду с организаторскими ка­чествами выражены педагогические качества;

Специалист-наставник – наиболее выражены професси­ональная компетентность и педагогические качества руководи­теля;

Гармоничный тип – все пять подструктур выражены по­чти одинаково по величине;

Неэффективный – все пять подструктур почти не выра­жены [21, с. 83].

Как показали исследования (А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин), выделенные типы личности преподавателей имеют различную эффективность деятельности. Высокой эффективно­сти соответствуют организаторские качества личности, профес­сиональной – профессиональная компетентность, социально-психологическую же эффективность обеспечивают педагогичес­кие качества.

Наиболее эффективными являются типы личности преподавателей, у которых наиболее развиты организаторские каче­ства в сочетании с профессиональной педагогической компетентностью или все подструктуры личности [9, с. 47].

Педагогические способности имеют два взаимосвязанных уровня – рефлексивный и проективный.

Рефлексивный уровень включает три вида чувствительности: чувство объекта – умение увидеть, какой отклик находят у обучающегося объекты реальной действительности, проникнуть в психологию обучающегося; чувство меры или такта – умение понять изменения, происходящие в личности обучающегося (в его деятельности) под влиянием различных средств педагогического воздействия, а также причины изменений; чувство причастности – способность оценить свои достоинства и недостатки, а также и свою деятельность.

Проективный уровень включает пять видов чувствительности: гностическую – к требованиям педагогической системы (т.е. требования к учащимся, родителям и самому преподавателю), к результатам действий педагогической системы, ранее полученным на выходе, к причинам продуктивного или непродуктивного функционирования этой системы, к систематизации знаний, к познанию индивидуальных особенностей обучающихся; проектировочную – к изменениям, которые должны произойти в личности обучающегося к моменту выхода из данной педагогической системы, к педагогическим средствам, последовательности их применения, способствующим этим изменениям, к проектированию личности обучающегося,к способам отбора и композиционного построения учебно-воспитательной информации, вызывающей у обучающихся эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик; коммуникативную – к способам установления педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися и их перестройке в соответствии с развитием целей и средств воздействия, а также к способам мотивирования, эмпатии (сопереживание), суггестии (влияние на людей); организаторскую – к способам включения обучающихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую личность обучающегося, формирования способности к самоорганизации, самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию. Рассмотрим более конкретно некоторые виды педагогических способностей.

Конструктивные способности – это способности проектировать личность обучающегося и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Их развитие включает:

· хорошее знание дисциплины;

· хорошее знание психологических особенностей студентов разного возраста;

· владение грамотной устной речью (доступной, правильной, воздейственной);

· творчество в методическом плане.

Конструктивные способности связаны со сбором и переосмыслением постоянно изменяющейся информации, значимой для успешного выполнения педагогической деятельности, с умением делать сложное доступным для возраста обучающегося, понять и принять логику его действий и его позицию.

Организаторские способности – способности активизировать обучающихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания.

Становление данной способности включает:

· требовательность – способность осуществлять нужное в соответствии с педагогической ситуацией и оптимальной силой воздействия;

· уважение к другим людям, тактичность;

· жизнерадостность.

Организаторская способность связана с созданием организационных форм и методов обучения и предполагает наличие: во-первых, знаний социальной психологии; во-вторых, умение работать с коллективом и в коллективе; в третьих, конструктивной и коммуникативной способности, а также использования собственной личности в качестве инструмента воздействия на коллектив; в-четвертых, практической направленности ума - владение практической психологией, готовность применять данные о психологических феноменах к практике решения педагогических задач. Организаторские способности связаны с умением вести обучающихся за собой, включать их в разнообразные виды деятельности.

Организаторские способности характеризуются тем, что, по мере проникновения в сущность личности обучающегося, у преподавателя происходят следующие изменения в способах воздействий:

· уменьшение количества воздействий и повышение их эффективности;

· увеличение их «репертуара»;

· замена прямых воздействий косвенными;

· увеличение частоты проявлений их избирательности;

· увеличение частоты выдачи отчетной информации по собственному побуждению без запроса педагогов.

Выделяются следующие компоненты в структуре организаторских способностей:

1. Организаторское чутье. Оно включает:

а) психологическую избирательность – преобладающе-избирательное отражение психологии людей;

б) психологический ум – способность применить данные этого отражения к практическим требованиям деятельности;

в) психологический такт – способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними.

2. Эмоционально-волевая бездейственность – проявляется в способности заряжаться и заряжать других энергией, в требовательности и критичности.

3. Склонность к организаторской деятельности – высокий, действенный, устойчивый интерес и потребность, готовность к ней, стеничность чувств в процессе осуществления педагогической деятельности.

Власть преподавателя над обучающимися прямо пропорциональна его авторитету, который формируется и проявляется во взаимодействии с ними. Успешность взаимодействия определяется многими факторами. Особую роль играет способность преподавателя управлять собственным внутренним миром – процессами своего мышления, своего поведения так, чтобы получать только те результаты, к которым стремится. Своеобразной формой власти над обучающимися является знание их психологических особенностей.

Коммуникативные способности это способности устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися и перестраивать их в соответствии с их развитием и требованиями к преподавателю. Эти способности связаны с созданием официальных норм и правил поведения и проявляются в сложной системе педагогической деятельности преподавателя:

· взаимоотношения его с обучающимися разного возраста по разным поводам;

· с преподавателями разных дисциплин;

· с руководством образовательного учреждения;

· с родителями (разных возрастов, разного социального положения);

· с людьми, организующими внеучебную деятельность.

Коммуникативные способности проявляются в установлении и поддержании контактов с обучающимися, в правильном построении взаимоотношений с ними.

Основу коммуникативных способностей преподавателя составляет умение ладить с разными людьми в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях. Сглаживание остроты ситуации обеспечивается надситуативным подходом к осмыслению, пониманию и реагированию на происходящее.

Если структура способностей является своеобразным отражением структуры деятельности, то главными компонентами педагогических способностей тоже являются конструктивный, организаторский и коммуникативный компонент деятельности. Общей для них является способность к анализу и обобщению в конструктивной, организаторской и коммуникативной областях деятельности и перестройка собственной деятельности и поведения на этой основе (гностический компонент).

Коммуникативная деятельность преподавателя имеет две основные стороны:

1) умения педагога целенаправленно изменять свои отношения с обучающимися, учитывать субъективные и объективные условия, выбирать необходимую стратегию и тактику поведения в ситуации общения, т.е. самоуправление своим общением;

2) способность личности учитывать, предвидеть, планировать влияние тех коммуникативных средств и методов, из которых складывается акт общения, на процесс обучения в целом и на взаимоотношения обучающихся в коллективе. Преподаватель является субъектом управления и самоуправления [33].

Таким образом, многие исследователи выделяют необходи­мость наличия целого ряда важных качеств для педагога как руководителя, называя их, например, организационно-педагогическими, но при этом не раскрывают сущность выделенных качеств.

 

Контрольные задания

1. Какие компетенции развиваются в процессе профессионального образования?

2. Раскрыть понятие об универсальных, базовых ключевых и профессиональных компетенциях.

3. Проанализировать компетенции ФГОС нового поколения по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение».


Глоссарий

 

Авторитаризм – (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой.

Адаптация, адаптант (от лат. adaptatio – приспособление) – приспособление к окружающим условиям; молодой специалист в период привыкания к работе, приспособления к нормам коллектива, в который он попадает.

Адепт (от лат. adeptus, букв. – достигший) – посвященный в тайны какого-либо учения; выраженный приверженец некоторой профессиональной общности.

Акмеология (от древн. греч. акме – «вершина, цветущая сила», период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) – комплексная отрасль науки, предметом которой является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности.

Аналитическая профессиограмма – построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда.

Артель – различные виды объединения граждан для общей хозяйственной деятельности.

Аффект (от лат.affectus – душевное волнение, страсть) – бурная кратковременная эмоция (напр. гнев, ужас).

Биржа труда – форма регулярно действующего оптового рынка рабочей силы.

Бихевиоризм – (от англ. behaviour, beheviour – поведение) – ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Предметом психологии считается не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействие (стимулы) внешней среды.

Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Герменевтика, герменевтический (метод) (от греч. hermeneutikos – разъясняяющий, истолковывающий) – искуство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации.

Гуманитаризация труда – целенаправленное выделение и разрешение проблем, препятствующих самореализации и развитию личности в труде (например, смягчение последствий проблем «узкой специализации», «монотонности в труде», «отчуждения человека от труда» и др.).

Демократия (от греч. demos – народ, kratos – сила, власть) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Деструкция (лат. destructio) – нарушение, разрушение нормальной структуры чего- либо.

Дилектическое противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, выражает сущность закона единства и борьбы противоположностей.

Дистресс – стресс, оказывающий отрицательное воздействие на деятельность.

Должность – любая фиксированная работа и профессия.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; создает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов.

Достоинство – ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе.

Идеология – система определенных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

Имидж (англ. image, от лат. imago – образ, вид) – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы и т.п.

Индивидуальный стиль трудовой деятельности – «свой почерк» в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.

Инженерная психология – отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности.

Интернал – специалист, работник, самостоятельно и устойчиво выполняющий основные профессиональные функции на данном трудовом посту.

Кадровый менеджмент – одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации.

Карьера (от итал. camera – бег, жизненный путь, поприще) – продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии.

Каузальность (от лат. causalis – причинный) – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.

Квалификация (от лат. qualis – какой по качеству) – определение качества, оценка чего-либо; уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда; профессия, специальность.

Кибернетика (от греч. kybernetike – искусство управления) – наука об управлении, связи и переработке информации.

Когнитивная психология (лат. cognitio – знание, познание) – направление в психологии, возникшее в США в противовес бихевиоризму. Каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы – «персональных конструктов».

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.

Компьютерная метафора (от греч. metaphora – перенесение) – аналогия между процессами переработки информации человеком и в универсальном вычислительном устройстве.

Корпорация (от позднелат. corporatio – объединение) – объединение, союз, общество; (юрид.) совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели; является юридическим лицом.

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острое затруднение с чем-либо; тяжелое положение.

Либерал (от лат. liberalis – свободный) – в первоначальном значении свободомыслящий, вольнодумец, иногда человек, склонный к излишней снисходительности.

Лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.

Манипуляция (франц. manipulation, от лат. manus – рука) – 1) действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе; 2) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Маркетинг (англ. marketing, от market – рынок) – система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе рынка.

Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Менеджер (англ. maneger – управляющий) – в условиях современного производства специалист по управлению.

Менеджер по персоналу – специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации.

Менеджмент (от англ. to manage – управлять) – управление, руководство, дирекция, администрация.

Мониторинг – осмотр или наблюдение за состоянием какого-либо объекта с целью его контроля, прогноза развития и охраны.

Непрерывное образование – образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее формальные (школа, институт и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразовании и т.п.

Образ жизни – философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

Объект труда – конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, правила исполнения работы и условия организации трудового процесса.

Онтогенез (онтогенезис) – индивидуальное развитие отдельного организма (в т.ч. человека) от зарождения до смерти. Онтогенез рассматривают в единстве и взаимообусловленности с филогенезом – историческим развитием.

Оптант, оптация (от лат. optatio – желание, избрание) – выбирающий, делающий самостоятельный и сознательный выбор; осознанная подготовка к «жизни», к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.

Организационная культура – интегральная характеристика организации (ее ценностей, образцов поведения, способов оценки результатов деятельности).

Организация (франц. organization от ср.-век. лат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого объединения людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Органопроекция – модель конкретного органа и устройство для реализации определенной функции.

Предмет психологии труда – субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная, деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица – предприятия. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента гос. регистрации в качестве инд. предпринимателя.

Производительность труда – эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Профессиональные деструкции – постепенно накопившиеся изменения сложившейся системы деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.

Профессиональная рефлексия – форма теоретической и практической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Профессиональное образование – овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности; процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры.

Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Профессиональный выбор – нахождение человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии.

Профессиональное самосознание – одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии; выраженное П.С., окрашенное положительным эмоциональным отношением к делу, чувство гордости за свою сферу труда.

Профессия (лат. professio от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе проф. пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональная ориентация – компонент общечеловеческой культуры, проявляющийся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиограмма (психограмма) – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. П. получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Психодиагностика (от греч psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

Психотехника – направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда.

Релаксация (от лат. relaxatio – ослабление) – процесс установления термодинамического равновесия (полного или частичного) в физической системе, состоящей из большого числа частиц; (физиол.) расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного обездвижения.

Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание; (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Руководитель – одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач.

Сакральность – священный, заветный; о словах, речи: имеющий как бы магический смысл, звучащий как заклинание.

Сензитивные периоды – периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики.

Смысл труда – внутреннее содержание, значение труда и отношение к нему, постигаемое разумом.

Социальный (роль, стереотип) – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Социометрия – отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественно внимание их количественному измерению; в современной социальной психологии определенный набор методов исследования межличностных отношений, используемых при изучении малых групп в целях улучшения руководства.

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Стиль (жизни и т.п.) – характерный вид, разновидность чего-либо, выражающаяся, например, в совокупности использования приемов поведения, работы, деятельности.

Стресс (от англ. stress – напряжение) – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Субъективная значимость труда – важность, значительность, роль труда в жизни субъекта.

Суггестия, суггестивное состояние – то же, что внушение: (психол.) воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности; (мед.) метод психотерапии – целенаправленное словесное воздействие на психику больного с лечебной целью.

Технократия (от греч. techne – искуство, ремесло, мастерство и kratos – власть, сила) – направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности; ориентация на управление социальными процессами на основе технических и др. узкоспециальных критериев, преуменьшение ценностно-этического измерения политики; слой специалистов – высших функционеров монополизированного производства и государственного аппарата.

Тренажер (от англ. train – тренировать, обучать) – учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной, механизмом.

Трудовой пост – одна из форм существования профессии; это ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная область приложения сил человека.

Фрустрация (о frustratio – обман, неудача) – психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) – 1) исключительная одаренность; 2) приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней.

Харизматический (лидер, личность, власть) – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».

Хронометраж – метод изучения затрат времени на непосредственное выполнение заданной операции путем наблюдения и измерения циклически повторяющихся ее элементов.

Циклогра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.251 (0.116 с.)