Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качества личности преподавателя↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таблица 4.2 Знания преподавателя
Таблица 4.3 Умения преподавателя
Организаторские способности и умения преподавателя наиболее подробно изучены Л.И. Уманским и составляют основу для применения на практике. К ним относятся: · организаторское чутье, под которым понимают психологическую избирательность, способность быстро и глубоко вникать в психологию обучающихся; психологический ум, включающий умение найти для каждого свое место в соответствии с его особенностями, заинтересовать его; психологический такт, выражающийся в способности находить подход к обучающимся, выбирать верный способ отношений с ними; · эмоционально-волевая сфера личности преподавателя, представляющая способность воздействовать на обучающихся своим отношением к делу, требовательностью к себе и другим, проявлением критичности и самокритичности. Данная подструктура совсем не включает волевые качества руководителя, без которых невозможна управленческая деятельность. · склонность к организаторской деятельности преподавателя, которая представлена наличием у него знаний, умений и навыков организаторской деятельности. Педагогические качества преподавателя необходимы для организации обучения и воспитания студентов и представляют собой: · быстрое овладение педагогическими навыками и умениями; · умение: - анализировать собственную деятельность; - сравнивать результаты собственной деятельности с результатами, достигнутыми другими; - выделять достоинства и недостатки собственной деятельности, перестраиваться в зависимости от поставленных целей. Морально-этические качества преподавателя сегодня претерпевают существенные изменения. Этика обучения в настоящее время требует пересмотра некоторых устоявшихся принципов. По мнению опрошенных преподавателей, к таким качествам относятся справедливость по отношению к другим людям, уважение других людей, умение держать слово, общительность, доброжелательность в общении и обращении, сдержанность, уравновешенность. Описанная гипотетическая модель личности педагога как руководителя проверялась четверть века назад на руководителях среднего и низкого уровня. Тогда были выделены несколько типов личности: Специалист – наиболее выражена подструктура профессиональной компетентности руководителя; Организатор – преобладает подструктура организаторских качеств; Наставник – выражена подструктура педагогических качеств; Специалист-организатор – выражены профессиональная компетентность и организаторские качества; Организатор-наставник – наряду с организаторскими качествами выражены педагогические качества; Специалист-наставник – наиболее выражены профессиональная компетентность и педагогические качества руководителя; Гармоничный тип – все пять подструктур выражены почти одинаково по величине; Неэффективный – все пять подструктур почти не выражены [21, с. 83]. Как показали исследования (А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин), выделенные типы личности преподавателей имеют различную эффективность деятельности. Высокой эффективности соответствуют организаторские качества личности, профессиональной – профессиональная компетентность, социально-психологическую же эффективность обеспечивают педагогические качества. Наиболее эффективными являются типы личности преподавателей, у которых наиболее развиты организаторские качества в сочетании с профессиональной педагогической компетентностью или все подструктуры личности [9, с. 47]. Педагогические способности имеют два взаимосвязанных уровня – рефлексивный и проективный. Рефлексивный уровень включает три вида чувствительности: чувство объекта – умение увидеть, какой отклик находят у обучающегося объекты реальной действительности, проникнуть в психологию обучающегося; чувство меры или такта – умение понять изменения, происходящие в личности обучающегося (в его деятельности) под влиянием различных средств педагогического воздействия, а также причины изменений; чувство причастности – способность оценить свои достоинства и недостатки, а также и свою деятельность. Проективный уровень включает пять видов чувствительности: гностическую – к требованиям педагогической системы (т.е. требования к учащимся, родителям и самому преподавателю), к результатам действий педагогической системы, ранее полученным на выходе, к причинам продуктивного или непродуктивного функционирования этой системы, к систематизации знаний, к познанию индивидуальных особенностей обучающихся; проектировочную – к изменениям, которые должны произойти в личности обучающегося к моменту выхода из данной педагогической системы, к педагогическим средствам, последовательности их применения, способствующим этим изменениям, к проектированию личности обучающегося,к способам отбора и композиционного построения учебно-воспитательной информации, вызывающей у обучающихся эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик; коммуникативную – к способам установления педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися и их перестройке в соответствии с развитием целей и средств воздействия, а также к способам мотивирования, эмпатии (сопереживание), суггестии (влияние на людей); организаторскую – к способам включения обучающихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую личность обучающегося, формирования способности к самоорганизации, самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию. Рассмотрим более конкретно некоторые виды педагогических способностей. Конструктивные способности – это способности проектировать личность обучающегося и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Их развитие включает: · хорошее знание дисциплины; · хорошее знание психологических особенностей студентов разного возраста; · владение грамотной устной речью (доступной, правильной, воздейственной); · творчество в методическом плане. Конструктивные способности связаны со сбором и переосмыслением постоянно изменяющейся информации, значимой для успешного выполнения педагогической деятельности, с умением делать сложное доступным для возраста обучающегося, понять и принять логику его действий и его позицию. Организаторские способности – способности активизировать обучающихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания. Становление данной способности включает: · требовательность – способность осуществлять нужное в соответствии с педагогической ситуацией и оптимальной силой воздействия; · уважение к другим людям, тактичность; · жизнерадостность. Организаторская способность связана с созданием организационных форм и методов обучения и предполагает наличие: во-первых, знаний социальной психологии; во-вторых, умение работать с коллективом и в коллективе; в третьих, конструктивной и коммуникативной способности, а также использования собственной личности в качестве инструмента воздействия на коллектив; в-четвертых, практической направленности ума - владение практической психологией, готовность применять данные о психологических феноменах к практике решения педагогических задач. Организаторские способности связаны с умением вести обучающихся за собой, включать их в разнообразные виды деятельности. Организаторские способности характеризуются тем, что, по мере проникновения в сущность личности обучающегося, у преподавателя происходят следующие изменения в способах воздействий: · уменьшение количества воздействий и повышение их эффективности; · увеличение их «репертуара»; · замена прямых воздействий косвенными; · увеличение частоты проявлений их избирательности; · увеличение частоты выдачи отчетной информации по собственному побуждению без запроса педагогов. Выделяются следующие компоненты в структуре организаторских способностей: 1. Организаторское чутье. Оно включает: а) психологическую избирательность – преобладающе-избирательное отражение психологии людей; б) психологический ум – способность применить данные этого отражения к практическим требованиям деятельности; в) психологический такт – способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними. 2. Эмоционально-волевая бездейственность – проявляется в способности заряжаться и заряжать других энергией, в требовательности и критичности. 3. Склонность к организаторской деятельности – высокий, действенный, устойчивый интерес и потребность, готовность к ней, стеничность чувств в процессе осуществления педагогической деятельности. Власть преподавателя над обучающимися прямо пропорциональна его авторитету, который формируется и проявляется во взаимодействии с ними. Успешность взаимодействия определяется многими факторами. Особую роль играет способность преподавателя управлять собственным внутренним миром – процессами своего мышления, своего поведения так, чтобы получать только те результаты, к которым стремится. Своеобразной формой власти над обучающимися является знание их психологических особенностей. Коммуникативные способности – это способности устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися и перестраивать их в соответствии с их развитием и требованиями к преподавателю. Эти способности связаны с созданием официальных норм и правил поведения и проявляются в сложной системе педагогической деятельности преподавателя: · взаимоотношения его с обучающимися разного возраста по разным поводам; · с преподавателями разных дисциплин; · с руководством образовательного учреждения; · с родителями (разных возрастов, разного социального положения); · с людьми, организующими внеучебную деятельность. Коммуникативные способности проявляются в установлении и поддержании контактов с обучающимися, в правильном построении взаимоотношений с ними. Основу коммуникативных способностей преподавателя составляет умение ладить с разными людьми в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях. Сглаживание остроты ситуации обеспечивается надситуативным подходом к осмыслению, пониманию и реагированию на происходящее. Если структура способностей является своеобразным отражением структуры деятельности, то главными компонентами педагогических способностей тоже являются конструктивный, организаторский и коммуникативный компонент деятельности. Общей для них является способность к анализу и обобщению в конструктивной, организаторской и коммуникативной областях деятельности и перестройка собственной деятельности и поведения на этой основе (гностический компонент). Коммуникативная деятельность преподавателя имеет две основные стороны: 1) умения педагога целенаправленно изменять свои отношения с обучающимися, учитывать субъективные и объективные условия, выбирать необходимую стратегию и тактику поведения в ситуации общения, т.е. самоуправление своим общением; 2) способность личности учитывать, предвидеть, планировать влияние тех коммуникативных средств и методов, из которых складывается акт общения, на процесс обучения в целом и на взаимоотношения обучающихся в коллективе. Преподаватель является субъектом управления и самоуправления [33]. Таким образом, многие исследователи выделяют необходимость наличия целого ряда важных качеств для педагога как руководителя, называя их, например, организационно-педагогическими, но при этом не раскрывают сущность выделенных качеств.
Контрольные задания 1. Какие компетенции развиваются в процессе профессионального образования? 2. Раскрыть понятие об универсальных, базовых ключевых и профессиональных компетенциях. 3. Проанализировать компетенции ФГОС нового поколения по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение». Глоссарий
Авторитаризм – (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой. Адаптация, адаптант (от лат. adaptatio – приспособление) – приспособление к окружающим условиям; молодой специалист в период привыкания к работе, приспособления к нормам коллектива, в который он попадает. Адепт (от лат. adeptus, букв. – достигший) – посвященный в тайны какого-либо учения; выраженный приверженец некоторой профессиональной общности. Акмеология (от древн. греч. акме – «вершина, цветущая сила», период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) – комплексная отрасль науки, предметом которой является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. Аналитическая профессиограмма – построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда. Артель – различные виды объединения граждан для общей хозяйственной деятельности. Аффект (от лат.affectus – душевное волнение, страсть) – бурная кратковременная эмоция (напр. гнев, ужас). Биржа труда – форма регулярно действующего оптового рынка рабочей силы. Бихевиоризм – (от англ. behaviour, beheviour – поведение) – ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Предметом психологии считается не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействие (стимулы) внешней среды. Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Герменевтика, герменевтический (метод) (от греч. hermeneutikos – разъясняяющий, истолковывающий) – искуство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации. Гуманитаризация труда – целенаправленное выделение и разрешение проблем, препятствующих самореализации и развитию личности в труде (например, смягчение последствий проблем «узкой специализации», «монотонности в труде», «отчуждения человека от труда» и др.). Демократия (от греч. demos – народ, kratos – сила, власть) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Деструкция (лат. destructio) – нарушение, разрушение нормальной структуры чего- либо. Дилектическое противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, выражает сущность закона единства и борьбы противоположностей. Дистресс – стресс, оказывающий отрицательное воздействие на деятельность. Должность – любая фиксированная работа и профессия. Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; создает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов. Достоинство – ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Идеология – система определенных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Имидж (англ. image, от лат. imago – образ, вид) – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации, рекламы и т.п. Индивидуальный стиль трудовой деятельности – «свой почерк» в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков. Инженерная психология – отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Интернал – специалист, работник, самостоятельно и устойчиво выполняющий основные профессиональные функции на данном трудовом посту. Кадровый менеджмент – одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации. Карьера (от итал. camera – бег, жизненный путь, поприще) – продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии. Каузальность (от лат. causalis – причинный) – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. Квалификация (от лат. qualis – какой по качеству) – определение качества, оценка чего-либо; уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда; профессия, специальность. Кибернетика (от греч. kybernetike – искусство управления) – наука об управлении, связи и переработке информации. Когнитивная психология (лат. cognitio – знание, познание) – направление в психологии, возникшее в США в противовес бихевиоризму. Каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы – «персональных конструктов». Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Компьютерная метафора (от греч. metaphora – перенесение) – аналогия между процессами переработки информации человеком и в универсальном вычислительном устройстве. Корпорация (от позднелат. corporatio – объединение) – объединение, союз, общество; (юрид.) совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели; является юридическим лицом. Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острое затруднение с чем-либо; тяжелое положение. Либерал (от лат. liberalis – свободный) – в первоначальном значении свободомыслящий, вольнодумец, иногда человек, склонный к излишней снисходительности. Лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. Манипуляция (франц. manipulation, от лат. manus – рука) – 1) действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе; 2) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Маркетинг (англ. marketing, от market – рынок) – система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе рынка. Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Менеджер (англ. maneger – управляющий) – в условиях современного производства специалист по управлению. Менеджер по персоналу – специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации. Менеджмент (от англ. to manage – управлять) – управление, руководство, дирекция, администрация. Мониторинг – осмотр или наблюдение за состоянием какого-либо объекта с целью его контроля, прогноза развития и охраны. Непрерывное образование – образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее формальные (школа, институт и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации и т.д.) виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразовании и т.п. Образ жизни – философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Объект труда – конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, правила исполнения работы и условия организации трудового процесса. Онтогенез (онтогенезис) – индивидуальное развитие отдельного организма (в т.ч. человека) от зарождения до смерти. Онтогенез рассматривают в единстве и взаимообусловленности с филогенезом – историческим развитием. Оптант, оптация (от лат. optatio – желание, избрание) – выбирающий, делающий самостоятельный и сознательный выбор; осознанная подготовка к «жизни», к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути. Организационная культура – интегральная характеристика организации (ее ценностей, образцов поведения, способов оценки результатов деятельности). Организация (франц. organization от ср.-век. лат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого объединения людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Органопроекция – модель конкретного органа и устройство для реализации определенной функции. Предмет психологии труда – субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Предпринимательство – инициативная самостоятельная, деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица – предприятия. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента гос. регистрации в качестве инд. предпринимателя. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Профессиональные деструкции – постепенно накопившиеся изменения сложившейся системы деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. Профессиональная рефлексия – форма теоретической и практической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Профессиональное образование – овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности; процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Профессиональный выбор – нахождение человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии. Профессиональное самосознание – одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии; выраженное П.С., окрашенное положительным эмоциональным отношением к делу, чувство гордости за свою сферу труда. Профессия (лат. professio от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе проф. пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профессиональная ориентация – компонент общечеловеческой культуры, проявляющийся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями. Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Профессиограмма (психограмма) – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. П. получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности. Психодиагностика (от греч psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Психотехника – направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда. Релаксация (от лат. relaxatio – ослабление) – процесс установления термодинамического равновесия (полного или частичного) в физической системе, состоящей из большого числа частиц; (физиол.) расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры вплоть до полного обездвижения. Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание; (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Руководитель – одна из ролей менеджера в рамках системного подхода, связанная с ответственностью за расстановку кадров, правильное понимание и выполнение подчиненными поставленных задач. Сакральность – священный, заветный; о словах, речи: имеющий как бы магический смысл, звучащий как заклинание. Сензитивные периоды – периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Смысл труда – внутреннее содержание, значение труда и отношение к нему, постигаемое разумом. Социальный (роль, стереотип) – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социометрия – отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественно внимание их количественному измерению; в современной социальной психологии определенный набор методов исследования межличностных отношений, используемых при изучении малых групп в целях улучшения руководства. Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии. Стиль (жизни и т.п.) – характерный вид, разновидность чего-либо, выражающаяся, например, в совокупности использования приемов поведения, работы, деятельности. Стресс (от англ. stress – напряжение) – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Субъективная значимость труда – важность, значительность, роль труда в жизни субъекта. Суггестия, суггестивное состояние – то же, что внушение: (психол.) воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности; (мед.) метод психотерапии – целенаправленное словесное воздействие на психику больного с лечебной целью. Технократия (от греч. techne – искуство, ремесло, мастерство и kratos – власть, сила) – направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности; ориентация на управление социальными процессами на основе технических и др. узкоспециальных критериев, преуменьшение ценностно-этического измерения политики; слой специалистов – высших функционеров монополизированного производства и государственного аппарата. Тренажер (от англ. train – тренировать, обучать) – учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной, механизмом. Трудовой пост – одна из форм существования профессии; это ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная область приложения сил человека. Фрустрация (о frustratio – обман, неудача) – психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) – 1) исключительная одаренность; 2) приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней. Харизматический (лидер, личность, власть) – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости». Хронометраж – метод изучения затрат времени на непосредственное выполнение заданной операции путем наблюдения и измерения циклически повторяющихся ее элементов. Циклогра
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.249 (0.011 с.) |