Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личные качества современного менеджераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как руководитель и организатор менеджер должен иметь определенные качества, дающие ему возможность направлять деятельность коллектива в нужное русло с максимальной эффективностью. Рассмотрим некоторые из них. Умение реализовать индивидуальный подход к персоналу. Каждый человек – это личность с присущими лишь ей особенностями. Одной из задач менеджера является распознавание способностей своих сотрудников для их полнейшего использования в повседневной деятельности. Кого-то интересует быстрый заработок, а кого-то – большой, кое-кому постоянный заработок нужнее, чем большой, некоторых интересует стабильность положения фирмы, других – карьера или просто потребность в общении. Использование в интересах фирмы способностей и стремлений каждого ее работника – главная цель индивидуального подхода менеджера. Коммуникабельность. Умение общаться – ключ к успеху. Как подчиненные, так и руководство или деловые партнеры благосклоннее относятся к людям, которые умеют общаться. Способность убеждать, искать компромиссы, сглаживать разногласия – основные характеристики руководителя. Интеллект. Необходимое условие управленческого успеха – высокие умственные способности менеджера. Умение всесторонне анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и принимать на основании этого правильные решения является залогом предпринимательского успеха. Способность учить и учиться. Менеджер должен быть талантливым наставником для своих подчиненных. Ведь формирование знаний и умений у персонала – это, в конце концов, повышение их профессионального уровня, эффективности труда всего коллектива. Сам руководитель должен постоянно ориентироваться в новых ситуациях, чтобы ознакомить с ними ближайших подчиненных и нести эти знания другим сотрудникам своей фирмы (предприятия или учреждения). Требовательность. Каждая поставленная цель должна быть достигнута, иначе авторитет руководителя может быть утрачен. Способность к взвешенному риску, особенно в управленческих решениях, гарантирует избежание многих проблем, связанных с предпринимательской деятельностью. Качества менеджера – это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенности характера, структура личности, ее направленность, опыт, способности, условия деятельности. Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера. Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях: · уровень задач деятельности менеджера; · поведенческий уровень; · уровень свойств личности. На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества. Организаторские качества характеризуются умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества – это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Наиболее важными среди них являются: · психологическая избирательность – способность адекватно, без искажения отражать психологию организации; · критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках; · психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей; · требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации; · склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении; · способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их. Среди других организаторских качеств следует отметить: · целеустремленность – умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к ее достижению; · гибкость – способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций; · работоспособность – способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью; · настойчивость – волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели; · самостоятельность – способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи; · дисциплинированность – подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе. · инициативность – умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения. Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца являются интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера – интеллектуальные или коммуникативные – включены в его деятельность. Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества: · способность к кооперации и групповой работе; · поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; · социальная компетентность при реализации своих целей. Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения: · субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных; · служебно-товарищеское – это общение между руководителями-коллегами; · дружеское – это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений. В зависимости от конкретной ситуации и целей важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты. Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей. Далее обратим внимание на следующие мотивационно-волевые качества: · стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе); · осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих); · самоопределение (свобода, самоопределение, открытость); · социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя). В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых, в которых изучаются менеджер и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, разумно рисковать. Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества. В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует выделить: · способность его доминировать в коллективе; · уверенность в себе; · эмоциональную уравновешенность; · ответственность; · общительность и независимость. Руководитель образовательного учреждения – это не только хороший специалист, но и организатор труда деятельности педагогов. Организовать работу других - это распределить между ними конкретные задания.
Контрольные задания 1. Перечислить качества личности руководителя образовательного учреждения, влияющие на эффективность управленческой деятельности. 2. Назвать требования, предъявляемые менеджеру в современных условиях. 3. Определить самооценку управленческих качеств личности по одной из методик (методики даны в заданиях к семинарским занятиям).
4.4. Развитие организационно-педагогических умений
Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них следующими особенностями: 1. Объект педагогической деятельности (обучающийся, группа, коллектив) активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию. 2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение. Правомерно утверждать, что процесс развития обучающегося полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали. 3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество. 4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие обучающегося оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы, например окружающая социальная и природная среда, наследственные данные обучающегося, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на обучающегося нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели. 5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения. 6. Педагогическая деятельность – это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее, при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее. 7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств. Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса [8, c.58]. Так как педагогическая деятельность – это деятельность целенаправленная, то процесс преимущественно управляемый. Между тем этот процесс протекает не только в искусственных условиях, то есть контролируемых, но и в условиях стихийных, неконтролируемых. Таким образом, есть процесс планируемый, направленный на достижение осознанной цели, а также и стихийный, приводящий к случайному результату, т.е. результату желательному или нежелательному, даже нейтральному. И в этой взаимосвязи не всегда берет верх управляемый процесс, бывает так, что побеждает процесс неуправляемый. Педагогический процесс – это процесс целостный, одновременно охватывающий и физическое, и психическое, и социальное, и духовное развитие обучающегося. К тому же он, живя среди людей, взаимодействует и с ними, и с группой, и с коллективом. И формируется он не по частям, а целостно. Педагогам в их деятельности будет сопутствовать успех при гуманистическом подходе к воспитанникам. Гуманизация педагогического процесса, отношений с обучающимися означает уважительное отношение к ним, способность ценить в обучающемся его неповторимую самобытность, формирование самоуважения и достоинства. Педагогическая деятельность включает не только учебно-воспитательный, но и коммуникативный процесс, поэтому культура общения в этой деятельности играет особую роль. В педагогической деятельности есть также процесс и руководство управления. Обычно процесс строится по вертикали: сверху вниз, от руководителя к подчиненному, от воспитателя к воспитаннику. В этом процессе заключены значительные возможности для придания этой деятельности атмосферы доброты, благожелательности, подлинного взаимоуважения во взаимоотношениях руководителей и подчиненных [29, c. 75]. Чтобы педагог мог эффективно управлять всеми видами своей деятельности, ему необходимо иметь определенные качества личности (табл. 4.1), а также знания (табл. 4.2) и умения (табл. 4.3). Таблица 4.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.013 с.) |