Личные качества современного менеджера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личные качества современного менеджера



 

Как руководитель и организатор менеджер должен иметь определенные качества, дающие ему возможность направлять деятельность коллектива в нужное русло с максимальной эффективностью. Рассмотрим некоторые из них.

Умение реализовать индивидуальный подход к персоналу. Каждый человек – это личность с присущими лишь ей особенностями. Одной из задач менеджера является распознавание способностей своих сотрудников для их полнейшего использования в повседневной деятельности.

Кого-то интересует быстрый заработок, а кого-то – большой, кое-кому постоянный заработок нужнее, чем большой, некоторых интересует стабильность положения фирмы, других – карьера или просто потребность в общении. Использование в интересах фирмы способностей и стремлений каждого ее работника – главная цель индивидуального подхода менеджера.

Коммуникабельность. Умение общаться – ключ к успеху. Как подчиненные, так и руководство или деловые партнеры благосклоннее относятся к людям, которые умеют общаться. Способность убеждать, искать компромиссы, сглаживать разногласия – основные характеристики руководителя.

Интеллект. Необходимое условие управленческого успеха – высокие умственные способности менеджера. Умение всесторонне анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и принимать на основании этого правильные решения является залогом предпринимательского успеха.

Способность учить и учиться. Менеджер должен быть талантливым наставником для своих подчиненных. Ведь формирование знаний и умений у персонала – это, в конце концов, повышение их профессионального уровня, эффективности труда всего коллектива.

Сам руководитель должен постоянно ориентироваться в новых ситуациях, чтобы ознакомить с ними ближайших подчиненных и нести эти знания другим сотрудникам своей фирмы (предприятия или учреждения).

Требовательность. Каждая поставленная цель должна быть достигнута, иначе авторитет руководителя может быть утрачен.

Способность к взвешенному риску, особенно в управленческих решениях, гарантирует избежание многих проблем, связанных с предпринимательской деятельностью.

Качества менеджера – это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенности характера, структура личности, ее направленность, опыт, способности, условия деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

· уровень задач деятельности менеджера;

· поведенческий уровень;

· уровень свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества характеризуются умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества – это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

Наиболее важными среди них являются:

· психологическая избирательность – способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;

· критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;

· психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;

· требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

· склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении;

· способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских качеств следует отметить:

· целеустремленность – умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к ее достижению;

· гибкость – способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;

· работоспособность – способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

· настойчивость – волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;

· самостоятельность – способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;

· дисциплинированность – подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе.

· инициативность – умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца являются интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера – интеллектуальные или коммуникативные – включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

· способность к кооперации и групповой работе;

· поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

· социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

· субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных;

· служебно-товарищеское – это общение между руководителями-коллегами;

· дружеское – это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Далее обратим внимание на следующие мотивационно-волевые качества:

· стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

· осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

· самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

· социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых, в которых изучаются менеджер и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, разумно рисковать.

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

В числе других важных личностных черт и характеристик руководителя следует выделить:

· способность его доминировать в коллективе;

· уверенность в себе;

· эмоциональную уравновешенность;

· ответственность;

· общительность и независимость.

Руководитель образовательного учреждения – это не только хороший специалист, но и организатор труда деятельности педагогов. Организовать работу других - это распределить между ними конкретные задания.

 

Контрольные задания

1. Перечислить качества личности руководителя образовательного учреждения, влияющие на эффективность управленческой деятельности.

2. Назвать требования, предъявляемые менеджеру в современных условиях.

3. Определить самооценку управленческих качеств личности по одной из методик (методики даны в заданиях к семинарским занятиям).

 

4.4. Развитие организационно-педагогических умений
и способностей в процессе профессиональной подготовки

 

Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них следующими особенностями:

1. Объект педагогической деятельности (обучающийся, группа, коллектив) активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.

2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.

Правомерно утверждать, что процесс развития обучающегося полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.

3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.

4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие обучающегося оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы, например окружающая социальная и природная среда, наследственные данные обучающегося, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на обучающегося нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.

5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.

6. Педагогическая деятельность – это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее, при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.

7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.

Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса [8, c.58].

Так как педагогическая деятельность – это деятельность целенаправленная, то процесс преимущественно управляемый. Между тем этот процесс протекает не только в искусственных условиях, то есть контролируемых, но и в условиях стихийных, неконтролируемых. Таким образом, есть процесс планируемый, направленный на достижение осознанной цели, а также и стихийный, приводящий к случайному результату, т.е. результату желательному или нежелательному, даже нейтральному. И в этой взаимосвязи не всегда берет верх управляемый процесс, бывает так, что побеждает процесс неуправляемый.

Педагогический процесс – это процесс целостный, одновременно охватывающий и физическое, и психическое, и социальное, и духовное развитие обучающегося. К тому же он, живя среди людей, взаимодействует и с ними, и с группой, и с коллективом. И формируется он не по частям, а целостно.

Педагогам в их деятельности будет сопутствовать успех при гуманистическом подходе к воспитанникам. Гуманизация педагогического процесса, отношений с обучающимися означает уважительное отношение к ним, способность ценить в обучающемся его неповторимую самобытность, формирование самоуважения и достоинства.

Педагогическая деятельность включает не только учебно-воспитательный, но и коммуникативный процесс, поэтому культура общения в этой деятельности играет особую роль. В педагогической деятельности есть также процесс и руководство управления. Обычно процесс строится по вертикали: сверху вниз, от руководителя к подчиненному, от воспитателя к воспитаннику. В этом процессе заключены значительные возможности для придания этой деятельности атмосферы доброты, благожелательности, подлинного взаимоуважения во взаимоотношениях руководителей и подчиненных [29, c. 75].

Чтобы педагог мог эффективно управлять всеми видами своей деятельности, ему необходимо иметь определенные качества личности (табл. 4.1), а также знания (табл. 4.2) и умения (табл. 4.3).


Таблица 4.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.015 с.)