Закономерности педагогического процесса как системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности педагогического процесса как системы



 

Можно определить следующие закономерности педагогического процесса:

· наличие потребностей и возможностей общества;

· наличие определенных условий, в которых протекает педагогический процесс (материальные, гигиенические, морально-психологических и эстетических);

· взаимосвязь процессов обучения, образования, воспитания и развития;

· необходимое единство действий всех субъектов воспитания;

· наличие отличительных особенностей задач воспитания, которые зависят от возрастных и других особенностей воспитываемых;

· наличие поставленных задач.

· определение методов и средств в соответствии с задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;

· определение форм организации педагогического процесса в соответствии с задачами, содержанием, методами и средствами воспитания;

· необходимый учет внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса;

· наличие внутренних связей, при нарушении которых процесс обучения не достигает цели;

· наличие закономерности между преподаванием и учением;

· зависимость содержания обучения от его задач;

· определение методов и средств обучения в соответствии с задачами и содержанием;

· определение форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов;

· наличие необходимой взаимосвязи всех компонентов обучения, что приводит к достижению результатов, соответствующих поставленным целям.

Последний пункт как бы объединяет и соединяет в систему все предшествующие. В том случае, если педагог верно определит цели и задачи, содержание обучения, точно и четко выберет методы организации учебно-познавательной деятельности и контроля, проанализирует условия процесса и примет меры к его улучшению, тогда наверняка будут выявлены осознанные и эффективные результаты.

Развитие техносферы не зависит от воли и желания человека и осуществляется в направлении повышения качества и количества удовлетворяемых человеческих потребностей. Остановка в технологическом развитии равносильна прекращению существования человеческой цивилизации. Постиндустриальная эпоха развития требует от образования качественно нового продукта (результата). Это и обусловило переход системы образования на новую парадигму.

Информационная эпоха развития требует от личности сформированности таких качеств, как интеллект и коммуникабельность, фундаментальность и системность знаний. Ход социально-экономического развития общества поставил перед образованием новую цель – развитие творческой, высоко нравственной личности, способной к саморазвитию на протяжении долгого периода жизни. Реализация данной цели позволит сделать прорыв в развитии технологии и формировании созидательной личности, так как в настоящее время возрастают масштабы целенаправленной преобразовательной деятельности человека, которая носит проектно-модельный характер.

Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а ее высшая форма – знания – приоритетом личности, способной не только к получению, передаче, обработке информации, но и на ее основе к созданию новых знаний. Образование все больше будет становиться самообразованием.

В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют три основные модели образования:

1. Традиционалистическая парадигма, которая целью образования считает передачу молодому поколению культурного наследия, прежде всего, системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида.

2. Рационалистическая парадигма во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний.

3. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности.

Образование в современном обществе осуществляется в гуманистической парадигме [20].

 

Контрольные задания

1. Дать определение понятию «система». Раскрыть природу и сущность систем, их виды и законы развития.

2. Доказать, что педагогическая система есть разновидность социальной системы. Раскрыть её функциональные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, аналитико-результативный.

3. Дать характеристику целостного педагогического процесса (его динамичность и движущие силы).

 

3.2. Управление системой образования в России

 

Система образования в России (проект нового закона)

 

Современная система российского образования имеет преемственность с предыдущей системой нашего государства и сохраняет все ступени образования, типы и виды образовательных учреждений, но совершенствуется и модернизируется в соответствии с Болонским процессом.

 

Структура системы образования (статья 17)

1. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

· федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различных уровня и направленности, а также программ профессиональной подготовки;

· организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

· органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

· организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

· объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

2. Система образования Российской Федерации создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.

В рамках системы образования осуществляются дошкольное образование, общее образование, профессиональная подготовка (обучение), среднее профессиональное образование, высшее образование, подготовка научных кадров, а также дополнительное образование детей и взрослых, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

3. В системе образования Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

1) дошкольное образование:

· дошкольное образование;

2) общее образование:

· начальное общее образование;

· основное общее образование;

· cреднее общее образование;

3) среднее профессиональное образование:

· подготовка квалифицированных рабочих;

· подготовка специалистов среднего звена;

4) высшее образование:

· бакалавриат;

· магистратура, подготовка специалиста;

· подготовка научно-педагогических кадров.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты

и федеральные государственные требования (статья 18)

1. В Российской Федерации по уровням образования устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, соблюдение которых обязательно при реализации основных образовательных программ в имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в дошкольных образовательных организациях.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты и требования, а также стандарты, устанавливаемые университетами, обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования;

3) вариативность содержания образования (основных образовательных программ) соответствующего уровня;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;

5) признание документов иностранных государств об образовании.

4. Требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования должны обеспечивать возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, их профессиональной ориентации и вида образовательной организации.

5. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования могут устанавливаться требования к структуре основной образовательной программы и результатам ее освоения на базовом и повышенном (профильном) уровнях.

6. С целью обеспечения реализации права на образование отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты могут включаться специальные требования.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и высшего образования разрабатываются по профессиям, направлениям подготовки и специальностям, определяемым с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, его обороны и безопасности, направлений развития науки, культуры, образования, техники и технологий, экономики и социальной сферы.

Перечни таких профессий, направлений подготовки и специальностей, включая номенклатуру специальностей для подготовки научно-педагогических кадров, а также соответствующий Общероссийский классификатор специальностей по образованию формируются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. При включении в перечни новых профессий, направлений подготовки и специальностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям, направлениям подготовки и специальностям, указанным в предыдущих перечнях профессий, направлений подготовки и специальностей или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе реализовывать основные профессиональные образовательные программы по профессиям, направлениям подготовки и специальностям, по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

9. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и высшего образования, а также федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам, учитываются положения профессиональных (квалификационных) стандартов.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

11. Проекты федеральных государственных образовательных стандартов разрабатываются на конкурсной основе по заказу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и (или) в инициативном порядке образовательными, научными и иными организациями, действующими в системе образования.

Разработка федеральных образовательных стандартов осуществляется с привлечением объединений работодателей и органов исполнительной власти, заинтересованных в подготовке кадров по соответствующим профессиям, направлениям подготовки и специальностям, а также государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных организаций, представителей научно-педагогических сообществ.

В случае необходимости включения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования сведений, составляющих государственную тайну, они разрабатываются и утверждаются с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений.

Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.

12. Университетам, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, может быть предоставлено право реализации образовательных программ высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов

13. В случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, могут устанавливаться федеральные государственные требования к образовательной программе профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным образовательным программам.

14. Федеральные государственные требования устанавливаются к структуре и (или) к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, а также к уровню профессиональной переподготовки и являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими государственную аккредитацию организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

15. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, являются основой объективной оценки образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы получения образования и обучения.

 

Общие требования к содержанию образования (статья 19)

1. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

· высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;

· формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;

· духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;

· формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества;

· удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;

· развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных специалистах.

3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка (обучение) должны обеспечивать получение обучающимся профессии (специальности) и (или) соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

 

Образовательные программы (статья 20)

1. Образовательные программы определяют содержание образования соответствующих уровня и (или) направленности в Российской Федерации.

Реализация образовательных программ осуществляется с целью обеспечения возможности непрерывного образования, общего и профессионального развития человека в течение всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями.

2. К основным образовательным программам относятся образовательные программы уровня образования, по которым устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В системе образования Российской Федерации реализуются основные общеобразовательные и основные профессиональные образовательные программы.

3. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения основных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки.

4. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы:

1) дошкольного образования;

2) общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования).

Основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

5. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства.

6. К основным профессиональным относятся образовательные программы:

1) среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);

2) высшего образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров).

7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ по очной форме обучения в имеющих соответствующую государственную аккредитацию образовательных и научных организациях, порядок установления таких сроков по иным формам обучения и (или) порядок установления объема основных профессиональных образовательных программ в зачетных единицах (кредитах) определяются настоящим Федеральным законом.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, иные уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, субъекты Российской Федерации (в части основных общеобразовательных программ) обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ соответствующих уровня и направленности.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются по заказу уполномоченных государственных органов исполнительной власти и (или) в инициативном порядке образовательными и научными организациями, объединениями образовательных организаций, общественными и государственно-общественными объединениями, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

9. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и иные методические материалы.

10. Примерные основные образовательные программы и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) соответствующей примерной основной образовательной программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных образовательных программ, являющийся общедоступным государственным информационным ресурсом. Порядок проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций, которым предоставляется право ведения такого реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Наряду с основными образовательными программами в сфере образования реализуются также иные виды образовательных программ различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся, а также программы профессиональной подготовки и подготовки научных кадров. К таким образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы.

12. Дополнительные общеобразовательные программы направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Общеразвивающие образовательные программы могут иметь научно-техническую, спортивно-техническую, физкультурно-спортивную, художественную (по видам искусств), историко-культурную, туристско-краеведческую, эколого-биологическую, военно-патриотическую, социально-педагогическую, социально-экономическую, естественнонаучную и иную направленность. Предпрофессиональные образовательные программы реализуются, как правило, в сфере искусства и спорта.

13. Дополнительные профессиональные программы реализуются с целью профессионального развития (повышения квалификации) специалистов, совершенствования их профессионально значимых качеств, приобретения новых профессиональных и организаторских навыков, необходимых для подготовки к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Они включают образовательные программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации (профессионального развития), а также специализированные последипломные профессиональные программы (программы ординатуры, интернатуры, ассистентуры-стажировки) и иные, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

14. Программы профессиональной подготовки предназначены для освоения лицами различного возраста, имеющими образование не ниже уровня основного общего, профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлены на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза. Перечень профессий (квалификаций), по которым осуществляется профессиональная подготовка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

15. Программы подготовки научных кадров направлены на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертации на соискание ученой степени в соответствии с номенклатурой научных специальностей.

 

Формы получения образования и обучения (статья 21)

1. В Российской Федерации образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций, в том числе путем самообразования.

2. Обучение по основным образовательным программам с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (воспитанниками) осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.

Перечень основных образовательных программ и (или) направлений подготовки (специальностей), по которым освоение основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в очно-заочной, заочной формах обучения не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится в указанных в части 2 настоящей статьи формах, а также в форме стажировки и по индивидуальным формам обучения с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, без отрыва от работы. Продолжительность и формы обучения определяются организаций, ведущей образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, в соответствии с потребностями заказчика, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения.

5. Для всех форм обучения в пределах конкретной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами.

 

Научно-методическое, ресурсное, производственное

и информационное обеспечение системы образования (статья 23)

1. Научно-методическое, ресурсное, производственное и информационное обеспечение системы образования осуществляется в целях повышения доступности и качества образования, эффективности образовательной деятельности совершенствования условий образовательного процесса, обеспечения устойчивого функционирования и развития системы образования.

2. К деятельности по научно-методическому, ресурсному, производственному и информационному обеспечению образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, относятся организация фундаментальных и прикладных научных исследований по вопросам образования, разработка, апробация и (или) организация внедрения образовательных программ, учебных планов, образовательных технологий, средств обучения, контрольных измерительных материалов, учебных изданий, иной учебно-методической документации, необходимой для ведения образовательного процесса с использованием соответствующих образовательных технологий и методов обучения; организация баз учебной и производственной практик, ресурсных центров, а также подготовка аналитических и информационно-справочных материалов, содержащих научно-обоснованные подходы, прогнозы, сравнительную информацию, сведения, в том числе статистические, о функционировании и перспективах развития системы образования.

3. В деятельности по научно-методическому, ресурсному, производственному и информационному обеспечению образования принимают участие в рамках своих полномочий органы, осуществляющие управление в сфере образования, объединения работодателей, общественные и государственно-общественные объединения и организации различных организационно-правовых форм, действующие в сфере образования, в том числе научные и образовательные организации.

Для реализации вышеуказанной деятельности в системе образования могут создаваться и действовать научно-исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, клинические базы образовательных организаций медицинского образования, опытные станции, а также специализированные организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в целях обеспечения эффективного использования научно-исследовательского и производственного потенциала Российской Федерации в сфере образования координирует деятельность по научно-методическому, ресурсному и информационному обеспечению системы образования и взаимодействует по данным вопросам с субъектами Российской Федерации.

Данные координация и взаимодействие осуществляется путем взаимного информирования о приоритетных проблемах в сфере развития отечественной системы образования, задачах по ее научно-методическому, ресурсному, производственному и информационно-технологическому обеспечению, планируемых и осуществляемых в этих целях мероприятиях, совместной деятельности по решению вышеназванных задач.

5. С целью информационного обеспечения системы образования органы, объединения и организации, указанные в части 3 настоящей статьи, способствуют созданию и поддержке в сети Интернет образовательных порталов, изданию научной, учебной и учебно-методической литературы и средств массовой информации соответствующей направленности, размещению электронных версий указанных информационных ресурсов в сети Интернет.

6. На официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, публикуются перечни сертифицированного учебного и научного оборудования, учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

7. Финансирование деятельности по научно-методическому, ресурсному, производственному и информационному обеспечению системы образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов, других источников, незапрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе за счет грантов.

8. Федеральными органами исполнительной власти могут создаваться внебюджетные отраслевые фонды финансирования научно-исследовательских работ в сфере образования. Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации.

9. Российская Федерация поддерживает деятельность организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования, путем информационного и организационного содействия их деятельности, в том числе научно-производственной кооперации в области производства и поставки наукоемкой продукции и (или) оказания наукоемких услуг системе образования, установления при необходимости налоговых и тарифных льгот.

 

Экспериментальная и инновационная деятельность
в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования, и, как правило, осуществляется с участием образовательных организаций, расположенных на территории различных субъектов Российской Федерации. Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации. Экспериментальная деятельность в системе образования, связанная с изменением содержания установленных федеральными законами прав и обязанностей лиц, получающих образование, регламентируется специальным федеральным законом.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Российской Федерации.

Она осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности, а также их объединениями в рамках предписаний действующего законодательства об образовании.

При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований.

4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной и региональной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.062 с.)