Гетман Иван мазепа- герой или предатель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гетман Иван мазепа- герой или предатель.



Для того, чтобы разобраться нужно откинуть все навязанное нам художественной литературой, поскольку «образ Мазепы» созданный А.С. Пушкиным и подлинный гетман Иван Степанович Мазепа настолько различаются, что порою кажется - речь идет о совершенно разных людях. Замечательная мелодрама, придуманная великим поэтом, история любви молоденькой девушки к старому воину, отравившего на плаху его отца, потрясала и потрясает. А тут еще опера «Мазепа», прекрасная музыка: О «О, Мария»… и в зале рыдают! Я, кстати, тоже! Это одна из самых любимых моих опер. Великолепное произведение, но к подлинной истории Мазепы и Кочубея относится весьма отдаленно.

Действительно, у запорожского казака, Генерального судьи Гетманщины Василия Леонидовича Кочубея была дочь… Все! Остальное – легенда.

Дочь Кочубея звали Матрена. Она была замужем за следующим, после гибели Кочубея, Генеральным судьей, Чуйкевичем – горячим сторонником и единомышленником Мазепы, яростным противником России. Вместе с мужем была сослана в Сибирь, по возвращению умерла в монастыре. Никаких роковых страстей к Мазепе не питала, поскольку, как положено казачке средневековья, и видела то его, может, всего несколько раз, а, может, и вообще не видела, неизвестно. В казачьей среде, в те годы женщины особой роли не играли. Приблизительно, как пушкинская Мария относится к подлинной Матрене Кочубей – Чуйкевич, так и предлагаемая нам версия поэтическая истории Мазепы соотвествует тому, что происходило на самом деле.

Начинать нужно с того, что Гетманщина – часть нынешней Украины не была этнически однородна, как это всегда бывает на больших территориях…

И я понимаю, какое негодование вызовет мое утверждение в среде украинских националистов, - отношения между казаками молороссийскими и запорожцами с одной стороны, и украинскими и белорусскими крестьянами, с другой, складывались точно также как на Дону между казаками и иногородними, последних домовитые казаки держали на положении крепостных, и, в конце концов, сделали крепостными,.

Малороссийские казаки и запорожцы не считали себя родственниками мужикам. И отчасти были правы! Казаки – черкасы исконное населением этих мест. Наследники «черных клобуков», печенегов – торков, сильно отатареных и ославяненных, точно также как донские казаки – потомки бродников и половцев. Казаки - носители степной кочевой культуры. Крестьяне, приведенные в Дикое поле в качестве крепостных, потомки киевских, галицких, карпатских и других славян, равно как и белорусы, составлявшие в те поры чуть не треть населения Украины – Гетманщины. Они представляли славянскую земледельческую культуру, за ними стояла другая, чем у казаков история. И хотя процесс слияния в единый украинский народ шел стремительно, – разница была еще очень заметна.

Конфликт между Мазепой и Кочубеем совершенно непонятен тем историкам, которые отрицают историю казачества, как самобытного этноса. А ведь в самих фамилиях «призвищах» двух знаменитых казаков есть ответ.

И Мазепа, и Кочубей (как и Хмельницкий) принадлежали к ордынской казачьей знати. То, что после падения Орды пути предков Мазепы и Кочубея разошлись, свидетельствует крымская фамилия Василия Леонтьевича Коч, Кош, Кошчи… с приставкой титулом «бей». Как и предки Хмельницкого, предки Кочубея искали убежища и союзников в Крыму, тогда как предки Мазепы в Литве и Польше.

Они вернулись из разных краев на родину и, вероятно, стали носителями разных стереотипов поведения. Столкновения Кочубея и Мазепы это столкновение европейского и азиатского мышления. Безусловно, Кочубей был носителем азиатской, не рассуждающей, преданности (хотя в переводе с тюркского имя Кошчи – означает «изменник»). Кочубей служил царю Московскому! Служил верой и правдой, исполняя долг Генерального судьи. Ему вменялось в обязанность следить за точным исполнением предписаний и законов, указов и распоряжений царя. Но ведь эта должность не мешала его преемнику и зятю Чуйкевичу вести себя прямо противоположно, и служить не царю, а гетману…. Так что, в дело вмешиваются в политику личные отношения.

Кочубей – сторонник и последователь Богдана Хмельницкого - видел путь Украины в единении с Россией, в том, чтобы под эгидой России, под десницей русского императора, иметь возможность сохранения каких-то остатков независимости и гарантий безопасности.

Мазепа - «западник», он видел будущее в союзе с Польшей и Литвой. Происходил он тоже из очень знатного казачьего рода, поскольку в польских документах иначе, чем с титулом «князь» и не упоминается. Кроме того, там же к его фамилии добавляется другая «Колядинский», а это означает, что Иван Степанович Мазепа принадлежал, может быть по-обряду побратимства, может быть и по крови, к знатнейшему литовскому роду Колядинских и имел, полученные его предками права шляхетства, то есть дворянства Речи Посполитой.

Выросший в очень богатой семье, Мазепа получил образование не хуже, чем у самого знатного польского магната: он говорил по латыни и по-немецки так же свободно как по-польски, что был для него вторым родным языком. В это время казаки уже переставали говорить на своем старом языке, роднившим, их между собой. На той старой полулегендарной «отвернице», о какой упоминал Исаак Масса.

Однако, можно утверждать, что это был не русский и не украинский язык, а что-то еще…. И этот язык пока еще был общим для казаков донских и днепровских, и себя они считали одним народом. Хотя, фактически, это не так: историческая судьба уже разнесла их…

Мазепа писал стихи. Молва приписывает ему несколько популярнейших казачьих песен. Мазепа своим народом считал казаков, но в силу происхождения не стал им близок. Все в нем тянулось к польской культуре, а Польша в ту пору была страною соперничающей с Италией – страною Ренессанса. Причем, если Италия - «страна живописи», то Польша - «страна литературы и поэзии», в науке же Краков не уступал Болонье и Генуе. Галилей и Коперник, – ученые одного уровня, одного порядка. Во времена Мазепы звезда Ренессанса уже догорала. Но свет ее все еще оставался ярким. Иван Мазепа во многом впитал эту западную европейскую культуру. По мировоззрению. По образу жизни, он был европейский, польский дворянин эпохи Возрождения со всем накалом страстей, широтою ума и всем что такому сочетанию сопутствует: он был жесток, коварен и не очень разборчив в средствах для достижения своей цели. А цель эта оставалась неизменной – власть.

Любил ли он свой народ – казаков? Не более чем помещики любили своих крепостных. Поэтому с простыми казаками у него постоянно возникали конфликты. Легенда сообщает, что однажды в молодости по приговору круга он был привязан к хвосту тарпана, дикой лошади, и отпущен в степь. Это была смертная казнь, которой карали атаманов, бросивших своих казаков. Мы не знаем за что был наказан Мазепа, но что он мог ради своих целей совершить любое преступление не вызывает сомнения.

В конце ХYII века казачество мучительно ищет способы сохранить свою независимость, отмахаться от трех империй, что грозят поглотить не сложившиеся еще казачьи государства (или государство?).

Постоянно вступая в союз то с Польшей, то с Россией, то с Турцией казачество Дона и Днепра остается островом независимости. Но дорого дается эта независимость. На Дону – война Степана Разина, кроваво подавленная, но на три десятилетия оттянувшая превращение в военную колонию.

На Днепре каждый из гетманов меняет политическую ориентацию, Хмельницкий против Польши и Крыма ищет покровительства России, Петр Дорошенко в союзе с Турцией против России и Польши.

Кроме этой путаницы и пестроты ежедневных политических событий еще добавьте шекспировские страсти и амбиции каждого атамана, перед которыми Макбет и Ричард III – младенцы.

Иван Мазепа был сыном своего времени и в дворцовых интригах плавал как рыба в воде. Это была его стихия, потому что он был прирожденный и изощренный карьерист.

Образованный, богатый, умный, красивый Мазепа делает блестящую карьеру при дворе короля Яна Казимира. Но очень скоро понимает: здесь что называется «выше головы не прыгнешь» возможности «роста» ограничены, а он как та старуха из сказки о «Рыбаке и рыбке» уже не желает быть столбовой дворянкой. А желает быть.… Да! Мазепа хотел быть царем! Тем более, что имел для царствования подходящую страну – «Черкасию!». Страну днепровских казаков – Украину. Поэтому в 25 лет он делает резкий поворот в карьере и становится из блистательного польского вельможи – удалым казаком!

Десять лет Мазепа исполняет обязанности Генерального Писаря при гетмане Правобережной Украины Петре Дорошенко. Эта должность соединяла в себе, по тем временам, две: начальника штаба и министра иностранных дел. Петр Дорошенко был, как я уже говорил, сторонником турецкой ориентации казачества. Он был убежден, что в союзе с народом чужим, народом другой веры есть возможность уцелеть, сохранить независимость. Неизвестно, что по этому поводу думал Мазепа, но когда Дорошенко был в славе Мазепа был рядом.

Пришедший к власти в 1665 году чигиринский полковник Петр Дрофеевич Дорошенко в 1666 году принял покровительство Турции.

Туркам казаки нужны были только для того, чтобы угрожать Польше и России. Поначалу этот политический маневр дал обильные плоды, – Польша уступила в пользу казаков (по Богучарскому миру 1672 года) территорию от южной Киевщины и Побужье с Брацлавом. Но дальше возникла неизбежная война с Россией, которая считала часть Украины своей территорией. В 1676 году проиграв войну, Дорошенко попадает в плен и вскоре умирает в Москве, в заточении.

Мазепа успел, предвидя все это, перейти к гетману Левобережной Украины – Самойловичу, при котором становиться Генеральным Есаулом – то есть заместителем и первым помощником Гетмана («ясаул» по - тюрски – помощник).

Левобережная Украина это уже владычество России. И если Гетман Правобережья (граница по Днепру) вассал Польши или, как Дорошенко Турции. То Гетман Левобережья – Москвы.

Мазепа становится верноподданным до приторности, до омерзения. Вот образец его стиля – письмо к Петру I, писаное в 1696г.

«Вы великие государи, помазанники и наместники Божие, имея от Господа Бога в сердцах своих влиянную превысокую мудрость и меж всеми земными преизящнейший ум…» – чувствуется здесь и образованность и эрудиция, и опыт писаря… и многое другое, чего не увидел ни Петр, ни его предшественница Правительница Софья, ни Самойлович, которого Мазепа окружил таким хитросплетением интриг, что в конце концов совершенно запутал, «повалил», заняв его место.

Возвышению Мазепы в глазах Москвы послужил еще и неудачный поход фаворита Софьи- Голицына на Крым. Поход был плохо организован, умнейший и образованнейший царедворец Голицын был военачальником никудышным и войну провалил…. Мазепа, у которого спросили объективную оценку похода, как у виднейшего специалиста, так извернулся, что сразу убил нескольких зайцев: в провале похода он обвинил казаков. Которые на самом деле были единственно боеспособными войсками, если бы не казаки из похода вообще никто бы не вернулся. Таким образом «обелил и выгородил» любимца Софьи Голицына, оклеветал и низверг Самойловича, в результате стал Гетманом Левобережной Украины и доверенным лицом Москвы.

Казаки цену Мазепе знали и его клеветою были возмущены потому Гетманскую резиденцию Мазепы, г. Батурин, пришлось брать боем с помощью русских войск.

Дипломатические способности, а точнее интриганские, были у Мазепы так велики, что он ухитрился и при воцарившемся Петре I оставаться в любимцах, хотя Петр, естественно, всех кого возносила его предшественница, как и положено диктатору, «прижимал к ногтю». А Мазепа стал фактически «вице - королем» - та именовалось нечто подобное по статусу в Европе.

Нынешние сторонники Мазепы усматривают в его действиях любовь к демократии. Он, дескать, тяготел к Польше, потому что там была шляхетская демократия, а в России деспотизм.

Мазепа тяготел к Польше в силу своих личных привязанностей только на их уровне, в политике ему Польша была также дорога как Россия и Турция! Он не хотел быть ничьим вассалом! Он желал быть независимым.

«То есть желал независимости Украине!» – обрадовано скажут те, кто ставит Мазепе памятники и пишет о нем хвалебные статьи. Да плевать он хотел на Украину! Независимости он хотел для себя! Лично!

А то, что он желал возродить шляхетские привилегии для казачества – обычная «покупка» на демократические лозунги. Мазепа был деспот, диктатор и в своей личной диктатуре желал быть независимым. Казачество же он использовал как инструмент в политической борьбе за личную власть.

И здесь я опять-таки хочу подчеркнуть, что речь шла только о казачестве, которое в ту пору не отождествлялось с белорусским и украинским населением, так что при всех натяжках и подтасовках, Иван Мазепа не может быть героем украинского народа. Может быть он желал создать государство, но скорее всего он желал стать царем, а для этого более всего подходила Украина: есть территория, есть населения, которое легко разделить на крепостное - мужицкое и служилое – дворянское казачество.

Но не свободную шляхту старался возродить Мазепа, а некое подобие, весьма зависимого, русского дворянства. Причем мелкопоместного, слабого, не способного противостоять диктатуре монарха.

Могло у него что-нибудь получиться? Сложно судить! Вряд ли. И самая главная тому причина – Мазепа не был лидером в своем народе. Как ни старался он окружить, себя преданными людьми – это были все полковники, а рядовые казаки Мазепе цену знали и не ждали от него ничего хорошего.

Поэтому то Мазепа ищет опору на стороне. Но с опорой плохо. Польша доигралась в демократию до абсурда: достаточно на Сейме одному шляхтичу быть против общего решения, как оно не принимается. Разумеется, такой «один» всегда находится, поэтому ни одно решение и не принимается. Страна идет «в разнос».Слаба и Турция, но Украину она проглотит, – дай только слабину в обороне. Единственно сильное государство Россия, но вот от нее то и хочет избавиться Гетман.

В это время по Европе начинает свой триумфальный рейд военный гений и авантюрист «мальчишка» Карл ХII…. Для разменявшего седьмой десяток Мазепы и Петр I был мальчишкой, в столкновении их между собой он видел свою победу. Опять-таки личную.

Почему об этом можно говорить с полной уверенностью? Да потому, что с 1665 года находясь у власти, после падения Самойловича, обладая, фактически, диктаторскими полномочиями, Мазепа не сделал для народа Украины и казаков ничего. Шел активный процесс закрепощения, старательно уничтожались казачьи вольности, а само казачество из народа становилось сословием. Когда же в 1707 году восстали Донские казаки под водительством Булавина за сохранение минимальных форм самобытности, против царских и церковных гонений, Мазепа, как преданнейший вассал Петра 1, принял участие в его подавлении. Он бросил против казаков Булавина запорожцев, и это они вместе с войсками царя жгли казачьи городки.

А ведь в эти годы казаки донские и днепровские ощущали и были одним народом! Мазепа повел братьев на братьев! Больше того карательной экспедицией он руководил с видимым удовольствием: не случайно молва приписывает ему песню, созданную в воспоминание о разгроме Булавинского восстания запорожцами, знаменитую «Галю»:

Йихалы козаки из Дону до дому

Пидманули Галю зибрали с собою

Ой, ты Галю, Галю молодая

Пидманули Галю зибрали с собою…

Я помню, как приехавшие в нашу станицу помогать убирать урожай украинские колхозники затянули эту песню, и какие желваки на скулах заходили у моих однодумов.

До революции, если казаки слышали с чумацких возов эту песню, они молча отвязывали во всех дворах собак и открывали калитки.

А ведь «хохлы» это братья наши! Ближе их у нас никого нет! Кто развел нас? Кто стравил нас между собой? Кто посеял вражду?

Много было старателей и мастеров! От папы римского до нынешних умельцев. В этом ряду достойное место занимает, и гетман Мазепа и нет ему за это прощения во веки!

Поплатился он за погром 1707 года быстро. Когда на Украину под Полтаву явился Карл ХII и Мазепа открыто перешел на его сторону, казаки днепровские толпами стали разбегаться от мятежного гетмана. Его поддержали только некоторые сичивеки, да полки бывшие на службе, да и то сильно поредевшие. Гетманщина же сидела по хатам и когда паны полковники малой кучкой уносились с гетманом и раненым королем в сторону Турции, провожали их глазами казаки, глядя из-за плетней. И не в одной чубатой голове думалось по - гоголевски:

-Ну что? Помогли тебе,твои чертовы, поляки?

Падение Мазепы было стремительным. 27 июня 1709 года разбитые под Полтавой войска Карла ХII практически полностью сдались русским войскам, участие же на стороне шведов Мазепы дало Петру 1 желанный шанс расправиться с днепровскими казаками, чем он не замедлил и воспользоваться.

Сам Мазепа «втик у Туретчину» и вскоре и умер, пережив своего однолетку и врага Войскового судью Кочубея всего на год.

А вот дальше оценку их жизни дала народная молва, которая не затихает и до сегодняшнего дня, когда искусственно поддерживаемая, когда неистребимая в народе.

И стоят в Киева Печерском монастыре потомки казаков над могилой Кочубея и Искры «невинно убиенных» и невольно примеряют их судьбу на себя…. И когда однажды, сказал я пожилому седоусому человеку, что долго и молча смотрел на надгробную плиту:

-Давно это было! Кто его знает, какой был Кочубей!

Он посмотрел на меня, как на несмышленыша, и сказал:

-Вин служив. Йому требо було на ворогив доносыти, вин и донис!

Вин служив, а не телепался як той пес Мазепа до хозяйскои ноги…

То туды, то сюды …. За него Сичь порубылы…

И бросил горсть монет на надгробную плиту – на поминальные свечи.

Не из-за Мазепы погибла Сичь, но не без его вины. 26 мая 1709 года русская императорская армия приступом взяла Запорожскую сичь и, уничтожив всех ее защитников, срыла укрепления до основания. Сечь была восстановлена в 1733 году и вновь, уже окончательно, изрублена 3 августа 1775 года и уничтожена уже навсегда. Ну, да это другой сказ.

 

Как аукнулось, так и откликнулось!

Император Петр 1, в своей политике и законах, кои А.С. Пушкин назвал, писанными кнутом, не учитывал казачьего менталита. Не знаю слышал ли он казачью пословицу «Кинь назад – впереди найдешь!» и знал ли, что казаки – потомки тюрок – народ злопамятный и мстительный. Знали ли он,что смешать казаков донских и запорожских так же неосмотрительнго как сбить в один табун два косяка. Где неизбежны смертельные схватки за лидерство и столкновения не на жизнь, а на смерть, и только одно объединяет, обезумевших коней – ненависть к табунщику. Знал ли он, что казаки никогда не простят ему булавинского погрома и гибели Запорожской Сичи? Что теперь закрывать его собственной грудью от смерти не только никому из казаков и в голову не придет, но казаки не забудут крови своих братьев и не простят ее ни царю, ни всей русской армии «иноземного строя». Что теперь среди казаков его иначе как «крокодил и антихрист» не зовут… А это опасно, ох как опасно!

В русской истории много рассказывается об измене Мазепы, но все имперские историки стараются обходить рассказ о Прутском походе и о том как русского царя казаки, буквально, «сдали» туркам. А это было уже после Полтавской битвы.

Весной 1711 года молдавский господарь Дмитрий Кантемир принял русское подданство. Принять то принял, и правильно сделал, но Молдавия в эту пору находилась под турецким игом. Кантемир - господарь в изгнании. И замаршировала русская армеюшка в Прутский поход – возврашать престол модавскому господарю, а на самом деле приращивать к России новые земли и освобождать из под басурманского ига братьев христиан. Дело, разумеется благое, если не учитывать, что казаки, шедшие в его войске считают молдован братьями -единоверцами, но басурмане крымцы им не чужие. Поэтому в сражении у Ясс произошло непредвиденное.

Казаки, на ком лежали обязанности разведки, впервые и единственный раз в истории, не обнаружили многочисленного противника там, где он находился. И Государь – победитель турок при Азове, шествовавший в поход, как на прогулку, об руку с Екатериной, 7 июля 1711 года зашел в самый центр турецой армии, вместе со всем русским войском. Так на Хопре и Днепре - аукнулось, а на Пруте - откликнулось…

Казаки Днепровские, не забывшие уничтоженной и сожженой дотла, после предательства Мазепы, Запорожской сечи, не забыли и гибели тысяч, ни в чем неповинных, женщин, детей и стариков.

К великому изумлению царя и всей русской армии, казаки смешались с татарами, служившими у турок, и, беспрепятсвенно, пройдя через их ряды исчезли в степи. Они ушли привычной дорогой в Крым, где образовали Новую Сичь, и за Кубань, откуда стали постоянными набегами тревожить окраины молодой Империи.

Ушедшие в Крым донцы растворились среди крымских татар, что приняли их как своих близких родственников.Их никто не заставлял принимать ислам. Они так и прожили свою жизнь неотличимые от крымчаков. Оставив своим потомкам только светлые глаза, да приставку к имени – урус. В составе татарских отрядов они обороняли Крым от русских войск во времена Анны Иоанновны. И солдаты Миниха удивлялись, когда грабя убитых, обнаруживали на них православные старообрядческие кресты.

Часть казаков из Крыма, через Тамань ушла к закубанским старообрядцам и оттуда вместе с татарами, нагайцами и некрасовцами не раз ходила в набеги, в том числе и на Дон, откуда, с полонами, вывозила своих родных. И совсем малая часть ушла на Кавказ в староверческие общины и общины терских казаков. Где их, конечно, сыскать стало невозможно. Так Российская Империя потеряла своих защитников и приобрела лютых врагов. (Как это все страшно повториться в Гражданскую и Великую Отечественную войны!)

Сдавая царя туркам, казаки, вероятно, мечтали, что на этом самодержавие в России кончится или хотя бы взамен «Срамного Кота и Крокодила» придет Государь истинный, а не подменный. А подменного царя турки изведут, на них и греха нет.

Но турки рассуждали иначе. Сыграла свою роль здесь и лично Екатьерина!,.Она отправилась в шатер турецкого паши, где оставалась с ним долго, и как говорили, голову Петра выкупила за все свои драгоценности. После такого выкупа женщиной, казак считал себя навек опозоренным и уходил в монастырь или в гайдамаки…Он даже не садился на трапезе с другими казаками, поскольку считал себя этого недостойным. Петр! жил по другим моральным принципам.Он был уже совершенно европейский, протестантский прагматик. Не случайно казаки считали его подменным.

Но туркам, совершенно, не нужно было царя убивать. С кем же тогда мир подписывать? Унизив русского царя, они не сделали бы из него мученика и героя, а выпустили вместе с армией, и заключили с ним мир, по которому уничтожался, страшными усилиями построенный Азовский флот, Турции возвращался Азов, а еще Таганрог, Каменный затон и многое другое, что успел завоевать и построить великий реформатор. Перемирие в Яссах на условиях свободного ухода русской армии из Молдавии все завоевания России на Азовском море превратило в ноль. Как в старой казачьей песне: «Так не доставайся же ты никому!»

Так и закончилось это время, время казачьего средневековья, со всеми его кровавыми бурями, предательствами, изменами, героями и злодеями. Наступило новая эпоха., где люди так же как и прежде, любили, страдали и привыкали к новым законам бытия. Все люди на всей планете, в том числе и казаки, ставшие по воле Императора и по законам Российской Империи военным сословием, но не переставшие считать себя самобытным народом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.226 с.)