Кобыз, кобза и Маруся Чурай. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кобыз, кобза и Маруся Чурай.



Когда я, впервые, приехал в Киев и ахнул от открывшейся мне малознакомой, малоизвестной украинкой культуры, я нашел, вернее, увидел и даже в руках подержал, и даже сыграл на недостающем звене в цепи доказательств, оказывается его искать и не нужно! Она живет и здравствует! Матушка русской семиструнной гитары - кобза!

Разумеется, мы про нее слышали, но, скорее всего, здесь в России, да еще в Петербурге, никогда не видели. В школе, пересказывая страницы учебника о Тарасе Шевченко, поминали его сборник стихотворений "Кобзарь" и даже рассказывали, что так назывались странствующие певцы, поющие на сельских ярмарках. Но и в фильмах «Тарас Шевченко», и в «Слепой музыкант», где слепой мальчик отправляется с нищими петь по ярмаркам, в качестве кобзарей изображены бандуристы! А это и другой жанр, и другой инструмент!

Бандура – старейший и богатейший инструмент - один из огромной семьи лютней, на которой играла Европа и самые разные ее модификации можно увидеть на картинах великих мастеров Ренессанса. В самой бандуре, в ее многострунности, в музыкальном строе видны черты европейского Возрождения. В том как ее держат, как извлекается звук, как поют, под ее рокочущий аккомпонемент - Европа, Италия - ее культура, ее музыка, пришедшая на Украину и ставшая тут подлинно национальной, через Польшу. Мы как-то забываем, чем была Польша в средневековье. А ведь Италия с ее живописными школами, ее университетами, ее Венецией, Флоренцией, Болоньей, Падуей -была. территорией гуманитарных наук Страной наук технических, точных, не уступавшей в развитии Италии была Польша. Был знаменитый Краковский университет, не уступавший ни Сорбонне, ни Оксфорду, ни итальянским университетам.

Польша была звеном в ожерелье Возрождения, в той золотой цепи поэзии и музыки, живописи и науки, что протянулась через всю Европу. А кроме того, Польша была мостом, по которому широким потоком европейские знания катились сюда в славянский мир, не уступающий ни романскому, ни германскому мощью культуры.

Польские студиозы, ваганты, школяры, запросто, странствовали по всему тогдашнему цивилизованному миру, никто не укорял их за то что они славяне, потому что языком культуры и науки была латынь, а безымянные поляки были католики. Они были частью европейского мира, который ни на секунду ни прежде, ни теперь не может представить, что он не центр вселенной! Может учение Коперника, о том, что не солнце крутиться вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца и возникло в Польше, где был несколько иной взгляд на мир, чем, скажем, в Париже или в Риме...

Здесь рядом была лесная и темная Литва, за ней беспредельная Украина, а за ней, страшно подумать Великая степь населенная народами неизвестными кочевыми, а, стало быть; дикими...

Но в Риме и может быть, в сутанах католических монахов и пасторов, и даже кардиналов, поляки не забывали что они - поляки! Такова, как писали еще античные греки, злая природа славян, они всему учатся, но все извращают по-своему и, в конце концов, презирают учителей. Поляки говорили между собою по-польски, пели по-польски, а польский, с ударением на предпоследнем слоге во всех словах, так хорошо и легко рифмуется....Вот вам и вирши, которые только при переводе на русский становятся неуклюжими - потому язык другой и музыка языка другая. Поляки распевали свои стихи под лютни, в традициях европейского, ромасеро, альб, канцон, серенад и десятков других жанров песенной культуры, которыми звенела Европа.

В среде поляков появились, малопонятные русским и полякам, униаты, которые утверждали, что они «самобутны» и «незалежны» и т.д. Эти все переиначивали по-своему, а у них учились "схизматы", с точки зрения католиков, «неправильно славящие Господа» то-есть православные украинцы, жившие на самом краю Великсй степи, которая была им родиной и не пугала, как остальных европейцев, а манила и тянула, как может тянуть степь степняка...

А для жителей этих мест; приходившие из дальних—мест, с востока или из Крыма, говорившие по-тюркски степняки, были так же привычны, как для англичанина шотландцы или ирландцы... Вот они - то представители совсем иной культуры, культуры кочевий, культуры компактного быта и малого числа предметов, которые можно быстро увязать, легко приторочить к седлу, уложить на повозку и принесли свой инструмент кобыз. Он, во множестве разновидностей распространен по всей Великой Степи, от Дуная до Алтая. Я уверен: здесь на Украине, когда из потомков печенегов, черных клобуков, половцев, торков, ясов, буртасов и славян складывался новый степной народ, органично возник и новый инструмент – кобза. В нем слились европейская лютня и азиатский кобыз. Кобза небольшая, удобная в переноске, легкая и необычайно богатая музыкально, стала главным инструментом странствующих певцов-кобзарей, главным инструментом эпохи. На ней играли все, ничуть не меньше, чем сегодня на гитарах... Степняки принесли кобзу в дальнюю Московию, потому что поток из Киевской Руси на Север и в свободные земли, подальше от постоянной бушующей в степи войны, не прекращался столетиями.

Традиция эта существовала и позже: Семеон Полоцкий, Левицкий, Боровиковский, свинопас Розум - муж Елизаветы Петровны всесильный Роэумовский - это ведь все украинцы. И непросто украинцы, многие подвизавшиеся в Московии вельможи и художники, были малороссийскими студиозами, обучались в "академиях," образованных на манер польских и итальянских, в Киеве и Чернигове.

Кобза на Украине соперничала с бандурой, на Руси с гуслями, на Дону с гудком (скрипкой) и рылеем – колесной лирой. Она существовала наравне с ними от Черного до Белого морей, и победила... потому как, те законсервировались, а она переродилась в семиструнную гитару, в удивительном и загадочном восемнадцатом веке.

Что же пели под этот инструмент, который и сегодня легко спутать с гитарой, особенно ежели у гитары, так называемый, гербовидный корпус. Тогда разница внешняя только в том, что у кобзы семь струн несколько расходятся к крепящей подставке - вот и все. И строй, и звук, точно такой, как у семиструнной гитары. Играют на ней как на гитаре и поют как под гитару.

Их было четверо: трое кобзарей и Петя Пристуков - поэт и фанатик кобзы. Вот они сели в круг, прямо на теплую землю на окраине Киеве, где мы разложили снедь, и сели "поснидать" в придорожной рощице. Состроились и грянули звучно:

"Засвит встала козаченки,

В похид с полуночи.

Заплакала Марусенька,

Свои ясни очи!"

Так это поется вот уже четвертое столетие. Не "засвистали" как умалишенные, или соловьи-разбойники, защитники православного христианского мира, храбрые степные "лыцари", но встали до света, пока еще темно, «засвит», поседлали коней и споро пошли в "похид".

А Марусенька - Мария Гордеевна Чурай - автор этой песни, видать много поплакала, прежде чем полились со слезами из ее девичьего сердца такие простые и ясные, как молитва, слова. Она была дочерью сотника Полтавского куреня, погибшего в борьбе с поляками. За столетие до того, как русский поэт и ученый Василий Тредьяковский откроет и обоснует «силлабо-тоническую систему стихосложения», не подозревая, что в совершенстве этой системой владеет, «слагала сладкие песни». Ей авторству приписываются, популярнейшие вот уже 350 лет, песни: «Грицю,Грицю до роботы…» «Засвит встали, козаченьки», «Виють витры, виють буйни.», «Ой не ходи, Грицю, тай на вечороницю». «Сидыть голуб на березе». Легенда говорит, что была она поэтессой в войске Богдана Хмельницкого, ходила "у похид з вийском" не единожды. И все ушла в песни, умерев от туберкулеза в возрасте 20 лет в 1648 году.

 

 

Слово Историка

1. С конца XVI в. в источниках появляется упоминание о Войске Донском как о единой военно-политической организации донского казачества. К тому времени она охватывала низовых казаков. Каза­чьи городки Верхнего Дона и запольных рек выше Раздоров были обособлены от Войска.

2. Во втором десятилетии XVII в. произошло объединение в войско Донское всего донского казачества. Такое объединение выра­жало интересы как донских казаков, так и русского правительства, которое всячески поддерживало объединительный процесс на Дону и по мере возможности пыталось его ускорить.

3. К началу 20-х годов власть Войска на Дону признавали все казаки, а также Москва, Запорожская Сечь и соседние государства, прежде всего Польша. Войско при этом решительно пресекало вся­кую попытку обособленного от себя существования тойили иной группы казаков.

4.Существовавшее у донских казаков в XVI-XVII вв. демо­кратическое устройство внутренней жизни соответствовало традициям средневекового общества

5. Высший орган власти на Дону - Войсковой круг - представ­лял собой народное собрание по типу русского средневекового вече­вого собрания, где право голоса имели все его участники-казаки. На Войсковых кругах имели право присутствовать все казаки войска Донского, но реально обычно присутствовали лишь жители главного войскового центра и близлежащих городков. Имели право находиться на круге и казаки не донцы, а также посторонние лица.

6. Свои круги казаки собирали в отдельных городках и во время походов. Эти круги являлись высшими органами власти на местах и в походном войске.

7. Все должностные лица войска Донского - войсковые атаман, есаул, дьяк, а также зимовые и легкие станицы для отправки в Мо­скву избирались на Войсковых кругах. На кругах в городках избира­лись местные атаманы и есаулы.

8. Высшее должностное лицо Войска - войсковой атаман - был прежде всего исполнителем воли Войскового круга. Вместе с тем, как правило, войсковые атаманы проявляли себя как твердые, решитель­ные политики и имели большой авторитет среди казаков. Сама долж­ность войскового атамана превращалась в символ донского суверенитета. Другие должностные лица Войска какой-либо самостоятельной политической роли не играли.

9. На Дону существовало собственное войсковое право, призна­вавшееся правительством, в соответствии с которым Войско творило суд и расправу как над казаками, так и над всеми людьми, находив­шимися на Дону и нарушавшими войсковое право. Суд проводился на Войсковом круге, помимо которого никто не имел права вынесения смертных приговоров. Наличие собственного войскового права пред­ставляло собой важный принцип суверенитета Дона.

10. Расцвет демократии на Дону пришелся на первую половину XVII в. С середины XVII в., по мере роста населения и обострения социальных противоречий, демократические принципы внутреннего устройства войска Донского стали нарушаться, как, например, при С.Разине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.20.141 (0.009 с.)