Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности казачьего самосознания.
Как свидетельствуют многие документы, самосознание донских и запорожских казаков весьма разнилось между собою и резко отличалось от самосознания окрестных народов. Причин тому несколько. Запорожцы – наиболее боевая, пассионарная часть днепровского и всего малороссийского казачества, хотя и сильно ославянились к 17 столетию, за счет пришлого из Белой Руси и Карпат крестьянства, однако, продолжали ощущать себя, как это было свойственно, кочевавшим здесь тюркам, коренным населением степи, полноправными хозяевами всего Поднепровья. Запорожцы и днепровские казаки не отождествляли себя с остальным населением Украины, проводя четкую границу между собою и холопами. Кроме того, они считали себя несправедливо и незаконно порабощенными католической Польшей и стремились к освобождению. Однако, существование между тремя государствами давало и значительные преимущества. Выторговывая себе льготы и свободы, запорожцы и малороссийские казаки постоянно переходили от одного владетеля к другому, попадая под патронат то Польши, то России, то Турции и постоянно союничая или воюя с Крымом. Наиболее развитое государство из соседей Украины – Польша, проводила по отношению к населению Поднепровья продуманную, хотя и жестокую колониальную политику, основной задачей считая, расслоение воинственного степного сообщества. Иезуиты, чьим апологетом на Украине стал магнат Иеремия Вишневецкий, к изначальному делению Днепровские казаки и воинственный воинский орден «запорожцы», добавили еще одно – реестр. В реестровые казаки брали, независимо от происхождения, годных к службе и войне, прежде всего с Крымом и Московией, подданных Речи Посполитой. Реестр давал возможность получения жалования, социальный статут и возможность получения личного дворянства – шляхетство. Реестровые льготы были так привлекательны, население столь избыточно, что постоянно возникали требования увеличения реестра. Поляки, умело руководимые иезуитами, постоянно создавали проблемы вокруг реестра: то увеличивая его, то сокращая и выбрасывая часть реестровых казаков со службы. Между реестровыми казаками и остальным казачьим населением шли постоянные конфликты, которые усиленно подогревались поляками, наделявшими реестровиков правами шляхетства и испомещая их землею в слободах. Возникает целый огромный район степного Причерноморья – Слободская Украина или Слобожанщина. Ее населяют реестровыми казаками. А те в свою очередь, по праву шляхетства, заводят крепостных, соревнуясь в их числе с потомками запорожцев, давно превратившихся мелких феодалов - владельцев степных хуторов.
Николай Васильевич Гоголь – носил запорожское прозвище, родовая фамилия его была Яновский, по названию имения «Янов» полученного его предками вместе с правами дворянства, за службу. У запорожских казаков того времени фамилии – русские. И сами они себя считали русскими. Но отличали себя от москалей- подданных русского царя и кацапов – русских, живущих в казачьих землях. Так что Тарас Бульба – дворянин и помещик, по пятой графе – русский. Кстати какая у него фамилия – неизвестно, Бульба это запорожское прозвище, какое он получил по вхождении в войсковое сичевое товарищество, как и «призвище» Гоголь…По самосознанию, он казак нового времени, потому стремиться дать своим сыновьям самое современное воспитание и образование – они закончили бурсу, то есть люди – ученые. Известно, что первые учебные заведения для казачества возникли на Украине. Это греко-славяно- латинская Могилянская академия и др. Количественно днепровские казаки, вместе со слободскими реестровиками и запорожцами, составляли огромную силу. Известно, что только в реестре бывало до 60 тысяч войска. (Для сравнения в Донском на тот же период – от 5 до 20 тысяч). Реестр сыграл страшную роль в жизни днепровского казачества, так и не позволив им создать свое государство. Кроме того, он искусственно исторг значительную часть коренного казачества из рядов воинства, фактически, лишив их гражданства и средств к существованию. Часть из них, не имевшая права селиться в слободах, и не имевшее земли, переселилась на Дон, а часть вынуждена была жить откровенным разбоем. Черкасы Днепровские, как именовали себя казаки того времени, не запорожцы, считали себя вправе нападать, на все, что не входило в состав Речи Посполитой, и за что они, возвращаясь на Украину не несли наказания. Такими территориями оставался Крым, Причерноморье Турция России и Дон. Днепровские черкасы становится бичом всех поселений на Дону и на юге России, они подступают к Ельцу, доходят набегами до Рязани и других русских городов, проводя своими набегами кровавую черту между казаками донскими и днепровскими, а в будущем между казаками и украинцами.
В отличии от запорожцев и днепровских казаков, составлявших основу населения украинских причерноморских степей, боровшихся за свою независимость, казаки донские находились совершенно в ином положении. К запорожцам они относились с некоторой долей иронического презрения, считая их, хотя и казаками, но неверными слову, способными к измене. «Не верь хохлам – продадут за рупь, за сорок!» Это и в «ваньках», и в «москалях» предосудительно, а уж для казака совершенно недопустимо. Несмотря на то, что они, как и запорожцы, постоянно заключали всевозможные военные союзы, их мир постоянно оставался строго полярен и ориентации не менял. Россия – это свои, исламским мир - Крым, Турция, католический Литва, Польша – враги. Характерно, однако, что именно в этот период найти разницу между донскими казаками и донскими татарами невозможно. Фактически, это одно и тоже. Чем, кстати, и объясняли свою вражду к ним днепровские казаки, утверждая, что воюют не со своими единоверцами, а с татарами. Несмотря на то, что донские и днепровские казаки всегда оставались чрезвычайно консервативны в вопросах веры, и гораздо более религиозны, чем жители России, (Скажем, в казачьем фольклоре нет ни одной сатирической сказки, высмеивающей церковь или священнослужителей.) постоянно воюя с басурманами, они были при этом совершенно терпимы к ним в своей казачьей среде. Мусульмане сохранялись среди казаков и сохраняли свою веру вплоть до Х!Х века. (Речь идет не о поверстанных в казаки в имперскую эпоху, а о потомках коренного тюркского населения Дона.) Сторонники беглого происхождения казачества, утверждают, что казаки держали татарок и турчанок в качестве рабынь и это рабыни приведенные из набегов. Безусловно, такие браки встречались, и наличие рабынь не исключается, но, на мой взгляд, это не подтверждается положением женщины в казачьем обществе. Скорее, воинские люди, пришедшие с Руси, поселялись среди тюркского населения, женились на местных женщинах, вливаясь в состав общин, какие, первоначально, во всяком случае, на нижнем Дону, в особенности, были тюркские. Отсюда принятый у казаков обычай «водворчества». Когда муж селился в семье жены. Отсюда господствующее положение женщины казачки в доме и полное подчинение ей казака в семейных делах. Или вернее брезгливо- снисходительное отношение «исправного казака» ко всякой «домашности». Смею утверждать, что многочисленные пришельцы с Севера вливались в уже существовавшие общины, сохранли многое их того, что было в кочевом быту степных тюрок. Смешанные браки породили целое поколение болдырей и тумы, для кого родиной стала степь. Поэтому не следовало бы преувеличивать отношение казаков к России, как к покинутой, но любимой Родине. Значительное число донцов и почти все запорожцы, на Руси никогда не бывали, и воспринимали ее не как реальную Россию, как некую идеальную Святую Русь - страну Православия, воюющую с миром сатаны – басурманством. И воинами, стоящими «лице в лице», с этой опасностью, казаки считали себя. Поэтому совершенно прав историк Минненков, говоря
«Типичные черты характера донских казаков - патриотизм, монархизм, православная религиозность при склонности, к дохристианским по происхождению, суевериям, ненависть к врагу при полной терпимости в своей среде к людям нерусской этнической и нехристианской религиозной принадлежности, глубокая преданность войсковому братству, любовь к свободе и демократичность. Свои сообщества донцы, как и другие казаки в России и на Украине, рассматривали как рыцарские. В основе мировоззрения донских казаков лежал средневековый провиденциализм, сочетавшийся с заметно выраженными чертами рационализма нового времени. Это соответствовало уровню своей эпохи. Свою историческую роль донское казачество видело в том, чтобы быть защитником православной христианской веры Российского государства и его государя и народа от "басурман" - турок и крымцев…. …Вся культура донского казачества проникнута воинским духом, нашедшим свое яркое проявление в его фольклоре, в письменной литературной традиции и в развитии разнообразных знаний. В целом, по своему уровню культура донских казаков была культурой эпохи позднего средневековья.»
Вера, филосифия, обычаи Казачий Присуд. Так донские и иные «русские» казаки именовали места своего расселения. В этом скрыт глубокий философски- правовой смысл. Присуд,в понимании наших предков: земля назначенная Богом (присужденная) в вечное владение казакам. Примерно, тоже самое, что означает в Библии «Земля Обетованная» для Богоизбранного народа. Не «Земля обитания», а Земля, данная по обещаю Бога, в вечное владение. Для казаков это не только степной бассейн Дона, Старое Поле, но все места населенные и защищаемые казаками. Отсюда другой, земной смысл, имеющий политическую и юридическую силу. Казачий Присуд - это область, подпадающая под действие или, как говорят, юрисдикцию казачьего войскового права и казачьего войскового суда. Территория, на которую распространялась власть только казачьих Кругов и казачьих избранных судей. Таким образом, Казачий Присуд не столько территория, в географическом смысле, сколько территория правовая. Надо сказать, что это признавали соседствующие с казаками государства, и хотя случалось нарушали право неподсудности казаков законам других государств, но все же, в основном, право казаков жить по собственным законам и судиться собственным казачьим судом - учитывали.
В этом были для казаков и хорошие, и дурные стороны. Так, казаки, городовые, жившие на территории Московского государства, подпадали под действие царских установлений, а казаки, находившиеся в Степи на территории Казачьего Присуда, фактически, выполнявшие царскую службу и получавшие за это жалование, нет. Поэтому, например, Москва не выкупала их из плена и постоянно заверяла турок, что «казаки – баловни, де люди не московские, и на Москве сами от них много нужи терпят» В Москве, в основном, признавали Войсковое Обычное право и суд и постоянно обращались к ним за поддержкой с призывом, чтобы казаки над теми или иными преступниками, «чинили наказание по своему суду, как у вас на Дону повелось». Ни в одном судебнике московском - законов о казаках нет. И современник подтверждал, что если кто из казаков «будучи на Москве или в полкех кто что сворует (имеется в виду любое преступление Б.А.) царского наказания и казней не бывает, а чинят меж собою сами же». Так было далеко не всегда. В Москве казнили Разина, казнили атамана Бритоуса, но объясняли это тем, что совершили они свои преступления на Волге, а не на территории Казачьего Присуда. Ссылали атаманов в Сибирь вместо того, чтобы выдавать их в Войско. Казаки не оставались в долгу и, под горячую руку, казнили царских послов, хотя это сразу же вносило раскол в казачье общество. Так, когда Разин убил посла Евдокимова, обвинив его в шпионаже, это вызвало резкий протест со стороны казаков и атамана К. Яковлева, который на Кругу высказал своему крестнику, за то, что тот, не спросясь мнения Круга, «так учинил непригоже». «Беззаконная расправа» оттолкнула от Разина не только войсковую старшину, но и коренных казаков. Принцип подсудности своему войсковому суду, спасал казаков от многого. Например, от опасности быть оклеветанным и оговоренным напрасно. На Кругу все вызнавали подробно и судили объективно. Хотя наказания были по средневековому жестоки. Но если казаки за своим товарищем вину видели, и карали его, они, все равно, его никому не выдавали. Кроме того, не судили за преступления, совершенные не на территории Казачьего Присуда. Это не означало, что тать и разбойник мог уйти на Дон и пребывать там безнаказанно. Как говориться: «Добрая слава лежит, а худая бежит», преступника против нравственности в Войско, просто, не пустили бы, да он бы и сам поостерегся идти к казакам, у кого суд «правый, крепкий и скорый»!
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.009 с.) |