Первые казачьи поселения и хозяйство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые казачьи поселения и хозяйство.



 

Вопреки первым сообщениям о казаках Великой Степи, где говорилось, что жили они набегами и разбоем, вряд ли это соответствовало действительности.

Даже выходцы из русских земель, уходившие “на украины казаковать”, жили в степи годами, значит степь кормила их. Значит, кроме редкой, хотя и ценной военной добычи, основу жизни в степи определяло хозяйство, а не война.

Известно, что до 18 века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормила степняков охота и рыболовство. По обилию дичи и всевозможного зверья тогдашнюю степь можно сравнить с африканской саванной, которая еще кое - где в заповедниках сохранилась. Ученые считают, что если бы степь не была распахана, то охота была бы гораздо выгоднее скотоводства. На изменение хозяйствования повлияло изменение климата, который стал суше, и умножение населения в степи, что и привело к истощению ее природных богатств.

Но в 15 веке, когда из Московского государства “гулящие люди стали бегати за засечные линии” и принесли о ней первые известия, край здесь был удивительно богатым. А местное население, которое никогда не исчезало, прекрасно умело пользоваться всеми природными ресурсами.

Здесь обитали многочисленные стада туров – предков коров, табуны диких лошадей – тарпанов, сайгаки “шли тучами”, причем всегда одной и той же дорогой, так что охота на них была сезонной. Казаки были умелыми охотниками. Когда они наладили поставку дичи в русские города то, как сообщали современники, мяса привозили столько, что стоимость его оценивалась не на вес, а на глаз,…Способов охоты было великое множество,но самыми распрастраненным были два: ловы – промысел зверя капканами сетями и ловушками, и загоный когда дичь окрудалась охотниками или гналась в сторону стрелков,чаще всего в конном строю.Так охотились на крупных животных.

Казаки, привозили в русские города или продавали перекупщикам у себя в городках,в основном,пушнину и ценную рыбу. Выше всего ценился мех донских бобров, выхухоли, лисиц и других пушных зверей. С низовьев Дона и берегов Каспия везли осетров, белугу и боченки с черной икрой. Дон и Урал и до сегодняшнего дня остаются самыми рыбными реками Европы.

Казаки, усвоили все приемы рыбной ловли и охоты, веками накопленные в здешних местах степными народами. Орудия, которыми они пользовались и пользуются для рыбной ловли, находят в древнейших могильниках – это бесчисленные ловчие корзины, сети, всевозможные багры, остроги и иные снасти.

Особенностью охоты и рыбной ловли на берегах Дона,Хопра, Днепра, Терека, Сулака, Урала было то,что казаки,(а до того их предки: бродники, половцы, хазары) охотились и ловили рыбу промысловыми ватагами, коллективно. Промысловая артель была дисциплинирована, в ней строго распределялись обязанности, справедливо, по предварительному уговору, делилась добыча. Именно на рыбных промыслах и на загонной охоте отрабатывались основы казачьего воинского мастерства. Как это принято у охотничьих народов, казаки тщательнейшим образом оберегали места нереста рыбы, строго регулировали число зверя,чтобы не истощить природные запасы. Отголоски этих древних времен можно отыскать в том, как казаки относятся к своим родовым рекам, которым и до сих пор молятся, оборотясь к ним лицом, как к церковному алтарю, а иногда стоя по колено в воде.

Именно здесь, по берегам рек- кормилиц и возникали,может быть на местах древних городищ ушедших народов, первые казачьи поселения и городки. В названиях которых слышатся, не всегда понятных потомкам, древние понятия: “Чиганаки” - тюрск. свайный поселок, поселение на воде, “будун” - тюрк. - глинобитное строение, отсюда в украинском языке слова будынок – дом, и будуваты – строить. Будуны ставились в степи в местах сезонного прохода стад – это древние охотничьи промысловые станы.

Кроме охоты, в казачьих поселениях, в основном, на Кавказе, разводился виноград и готовилось вино. И хоть казаки не занимались хлебопашеством – огороды разводили. Именно оттуда, из половецкой степи, которую иногда еще по старой привычке называют Диким полем, пренесены были на Русь почти все бахчевые культуры – потому они и называются по - половецки: гарбуз – тыква, кабак -дыня, кабачок, кавун - арбуз

 

Николай ЩЕРБАНОВ.

ЗАБЫТЫЕ КАЗАКИ

К 1917 году в Российской Империи существовало 11 казачьих войск, но совсем недавняя история сохранила нам имена и других казачьих объединений: Черноморское, Бугское, Волжское, Исецкое, Усть-Дунайское и т. д. Что это было! Воинские формирования, формы набора, как например: Линейное войско. Реестровое, Сло­бодское. А стоит нам углубиться в историю — лет на двести, как мы тут же обнаружим самарских казаков, уфимских, красно­ярских, тептярских, кизлярских, алейских...

Сейчас, когда казачество повсеместно возрождается, возникают объединения, казалось бы, совсем далекие от мест традиционного проживания. Но эти новые объединения утверждают, однако, что они казаки “по крови”, а не по сословию, что они проживают на своих исторических землях и никогда никуда с них не уходили, только вот иногда считались казачьим войском, а иногда нет...

На наш взгляд, правильной точкой зрения, которая объясняет всю эту историческую пестроту, следует признать ту, в которой казаки считаются этносом. Реликтовым, размытым, но все же самостоятельным. Вот тогда сразу все становится на свои места.

Итак, существовавший с начала первого тысячелетия древний народ, который первоначально населял дельты Терека, Дона и Волги, входил в хазарский каганат, а затем — в половецкий пле­менной союз. Центром своим этот союз имел легендарный Томатор-кань (Тьмутаракань) и расселялся племенными или родовыми объе­динениями (станицами) по всей южной части европейской России. В годы испытаний объединения откочевывали в Турцию, Польшу, Сибирь и на Север (вплоть до Ледовитого океана), составляя этническую основу военных формирований, которые и позволяли создавать казачьи войска.

Разумеется, находясь в меньшинстве среди других этносов, постоянно восполняя военные потери за счет местного населения, казаки во многом ассимилировались. Но при этом сохранили историческую память о себе как о народе, а не как о войске.

Точнее всего об этом сказано у Л. Н. Гумилева. “Потомки древних хазар в долине Дона приняли наименование “бродники”. Потомки бродников, впоследствии, сменили этноним: они стали называться казаками. Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое еще б IX веке, позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субэтносов. (“Древняя Русь и Великая степь” М.: “Мысль”, 1989, стр. 213.)

Это и понятно: в бродниках хазарская кровь сильно пере­мешалась со славянской, равно как и в современных казаках наряду с реликтовыми генами бродников представлен весь спектр славянства и не только славянства. Это и позволяет донским, уральским и якутским казакам, говорящим по-русски, и кубанцам, потомкам запорожцев, говорящим по-украински, считать себя по­томками одного этноса.

Отсюда и объяснение тому, например, что часть молдаван считает себя казаками, а соседи считают их русскими, хотя и для тех и для других родной язык— молдавский. Вероятно, одни — действительно потомки казаков-бродников или казаков-запорожцев (разница во времени в 3—4 века), а другие — потомки валахов. Если проследить их историю глубже, то пра-прапредки первых — кос-саки-хазары, а других — ромеи и даки.

Если исходить из понимания казачества как этноса, то сразу строка из былины об Илье Муромце приобретает точный истори­ческий смысл:

“Как из города было из Мурома,

Из того ли из села Карачарова

Выезжал старой казак Илья Муромец...”

Внимательному читателю сразу должно броситься в глаза явное несоответствие между возрастом богатыря (ему 33 года) и этим обращением “старой”. Примитивное толкование утверждает, что “старой” в данном случае говорит “об уважении народа к своему любимому герою”. Как-будто другие герои пользуются меньшим уважением и любовью, и к тому же ни один из русских бога­тырей, кроме Ильи Муромца, не имеет наименования “казак”, а сама древность былины говорит о том, что это наименование появилось гораздо раньше, чем по советской историографии воз­никло казачество.

В былине мы видим точное указание на национальную, эт­ническую принадлежность Ильи к коренному, еще не перемешав­шемуся со славянами и фино-угорскими племенами, народу “казак”, к старой первооснове.

Характерно и точное географическое название места, откуда выезжает “старой казак” из села Карачарова, в самой основе которого лежит тюркское слово “Кара” черный, есть и другое подтверждение этому: но русским летописям в район Мурома переселились торки или черные клобуки — кара-колпаки (не следует путать с современным народом с таким названием). Неда­леко село Торчиново.

Так, что скорее всего Илья Муромец был, действительно, сыном народа “казак” из племени торков или карачаев. Не исключено также, что славянское название этого же народа было “бродники”. Очень важно отметить, что Илья — христианин, причем хрис­тианин, в сознании которого уже почти нет языческих образов и богов, то есть предки его крещены давно, и самосознание его абсолютно “казачье”: он защищает Русь Православную, Народ Христианский.

.

Яицкие – Уральские казаки

Древнейшее название уральских казаков — яицкие казаки (Урал — Яик). Являясь древнейшей и самобытнейшей частью нашего народа, уральские казаки, равно как терские, донские и запо­рожские, традиционно проживали на принадлежавших им с глубокой древности землях, а не были поселены правительством Не пустующие территории, как кубанцы, оренбуржцы, амурцы, уссу-рийцы, забайкальцы, семиреченцы и т. д.

В русских актах упоминание о яицких казаках появляется е середине XVI века, но имеется множество оснований предполагать в них Ордынских казаков, кочевавших по берегам реки Яик во времена Золотой орды. Яицкие казаки как самостоятельная ка­зачья община проживали уже среди кипчаков-половцев (XI в.), пользуясь как собственным казачьим языком, так и смешанным, на котором могли объясняться с кипчаками, а впоследствии с татарами. Они могли выставить рать до 30 тыс. вооруженных воинов. Когда половцев покорили монголы, казаки вступили с ними в союзнические отношения. По преданиям яицких казаков они вместе с бродниками (донскими казаками) участвовали в походе Батыя на Киевскую Русь. Пользуясь, как и все казаки, автономными правами в Золотой Орде, казаки в силу религиозных убеждений не воевали с православными, однако, несли службу у татар. Так, в частности. Ордынские казаки были переселены на Яик, или скорее всего, проживая на Яике, взялись исполнять службу по “разведению на исходные позиции” враждующие Белую и Синюю орды.

В казачьих преданиях сохранились воспоминания и о походе на Русь, и о древнем казачьем “Синь-городе” в “Луке Замора” под Илеком. Подвергнувшись попыткам, насильственной исламизации, казаки поддержали Дмитрия Донского и участвовали в Куликовской битве.

В эпоху вековой ордынской “замятни”, когда истреблялось казачье православное население, яицкие казаки, как и донские, откочевывали с Яика, куда вернулись через два-три поколения (50—70 лет).

Предания рассказывают, что во времена Тамерлана на Яик вернулся атаман Гугна с казаками, побил кочевавших там ордынских татар и взял себе в жены вдову их убитого князя. На Урале до сих пор поминают бабушку Гугниху — считают ее полулегендар­ной родоначальницей казаков.

Главным городом яицких казаков был Кош-Яик (собственно, ставка казаков -кочевников) в 450 км от моря, который, впоследствии, их потомки- ка­заки перенесли намного ниже на то место, где теперь находится город Гурьев.

Одно из поселений яицких казаков находилось напротив столицы ногайских ханов Сарайчика, от Гурьева в 80 км при урочище Коловратном и на речке Порубежной, на 45 км выше Уральска и, наконец, обосновали свой центр около реки Чаган в яицком городке (ныне Уральск), в XV веке среди бушующего татарского мира уже существовали (и не одно столетие!) организованные казачьи общины, в частности, и с именем “Яицкие казаки”.

Уральцы до сих пор уверены, что существует и затеряна где-то в архивах и хранилищах, присланная на Яик грамота Василия III (1505—1552), которая подтверждает их уже давно в те поры су­ществовавшую государственность, и участие во взятии Казани в 1552 году, что доказывает “отписка с Дона в Москву” от 2 мая 1632 года.

Русская официальная историография связывает время начала службы казаков с 1591 годом, когда ногайский князь Урус жа­ловался царю Федору Иоанновичу: “В те поры пришед на Яик казаков с шестьсот или семьсот и поставили город большой”. Не исключено, впрочем, что это были казаки с Дона.

Яицкие казаки были прекрасно информированы обо всем, что происходит в Московском государстве, и поддерживали московских царей как оплот Православного мира. Занятые постоянной само­обороной от кочевников, казаки Яика находили возможность помо­гать России и в борьбе с общими врагами.

Яицкие казаки не участвовали в московской Смуте (1605— 1613 года) и проявили лояльность к новоизбранному царю Михаилу Феодйровичу.

Они добровольно участвовали во многих походах России, но когда Петр 1 потребовал в 1720 году от них безусловной покор­ности и постоянной службы, яицкие казаки увидели в этом нару­шение договора с Москвой и возмутились. Они пожгли свои го­родки с намерением переселиться к дружественным тогда казахам в заяицкие степи. Однако русским войскам удалось окружить их и усмирить жесточайшими “петровскими” методами. Была проведе­на противоречащая религиозным и традиционным обычаям казаков перепись, определены постоянные воинские и иные обязанности казаков и назначена сумма “жалованья” всему войску Яицкому. Дела были переданы из Посольского приказа в Военную коллегию. Атаман и, учреждаемое им. Войсковое правление теперь должны были назначаться царем. Так, казаки утратили не только свою государственность, но из народа насильственно были обращены в сословие.

Это вызвало серию восстаний, длившихся несколько десятилетий. Казаки усмирялись самыми жестокими мерами, вызывавшими ужас даже в те суровые времена. Яицкие казаки, наружно проявляя лояльность к царю, на самом деле испытывали неприязнь ко всему тому, что предлагалось им Москвою. Их сопротивление подогре­валось' еще и тем, что большая часть казаков Яика была старо­обрядческой. В 1771 году Яицкий городок стал ареной восстания, во время которого был полностью вырезан гарнизон и зарублен генерал Траубенберг за то, что приказал стрелять из пушек по Войсковому Кругу, запрещенному русскими царями. Восстание ка­заков было утоплено в крови, но на следующий год полыхнуло Пугачевское восстание.

Уступив силе, казаки заплатили страшную цену за два года пугачевской вольницы. Население поголовно подверглось репрес­сиям. Яик был переименован в Урал, а историческое имя яицких казаков заменено на Уральское казачье войско.

С 1775 года Уральское казачье войско принимало участие во всех войнах России.

С 1740 года земли яицких казаков находились в составе Орен­бургской губернии, а в 1868 году они стали европейской частью новоучрежденной Уральской области. На левом берегу реки Урал казакам были оставлены только некоторые сенокосные угодья.

Граница трех казачьих полковых отделов тянулась от крепости Рассыпной до Каспийского моря, затем по берегу моря доходила к рубежам Астраханской губернии, вдоль них поднималась к Са­марской губернии и, охватив часть возвышенностей Общего Сырта, возвращалась к исходному пункту. Всего в отделах Лбищенском, Уральском и Гурьевском на 1917 год числилось: безраздельно казачьей земли 68,275 кв. км с населением 236 тыс. человек (из которых казаков 175 тысяч), 30 тыс. татар, 30 тыс. калмыков, ино­городних — 31 тысяча.

Все земли состояли в общей собственности Войска, но каждое казачье хозяйство обладало правом занимать землю в свое поль­зование. Пай составлял 20 десятин (22 гектара). Если казак-хозяин желал обработать больше, то мог занять свободную землю и свыше этой нормы, но в таком случае он должен был платить в Войско­вую казну 3 р. в год. Там, где в пределах станичного юрта свободной земли не было, казак мог откупить на один год право пользоваться свободным паем на стороне. Но никто из казаков не мог передать свое право кому-либо чужому, были ли это земли, лес, луг или участие в рыболовстве.

Земля считалась собственностью, пока она была засеяна, но как только урожай свозился с поля, она снова становилась ничьей, общей. Луга делились и косились одновременно для всех в ста­нице. Рубка леса и охота совершались только в установленные сроки.

Существенными отраслями сельского хозяйства служили коне­водство и скотоводство. На каждое казачье хозяйство до рево­люции в среднем приходилось верблюдов — 6, крупного рогатого скота — 7, мелкого — 22.

Садоводство и огородничество были издавна традиционными промыслами казаков. Ими выведены знаменитые сорта яблок — таких, например, как Апорт Алма-Атинский. Станицы, располо­женные ближе к городам, занимались промысловым огородни­чеством. Баштаны имелись повсеместно даже там, где не было хлебопашества.

Наиболее знаменитым и доходным промыслом уральцев было рыболовство. Традиционно оно сохраняло общинный характер. Рыбу ловили в Урале, его притоках, в озерах и Каспийском море.

Рыбное хозяйство в нижней части реки велось под руководством ученых-рыбоводов с подкормкой молодого “нарыбка” и строгой охраной рыбных промыслов. Известно, например, что во время нереста, дабы не тревожить рыбу, в прибрежных селениях не звонили в колокола.

Рыбных продуктов вывозилось с Урала на • миллионы рублей. Этому способствовало и умелое хозяйствование казаков и наличие крупных разработок соли самого лучшего качества.

Всем хозяйством Уральского войска ведало Войсковое Хозяйст­венное Правление в постоянном контакте со Съездом выборных от станичных обществ. Эти учреждения вели крупные и доходные дела. Они имели свои здания, технические сооружения, склады земледельческих и рыболовных орудий, образцовые фермы, лесни­чества, оружейные, седельные, шорные и пошивочные мастерские.

благодаря хорошей организации, хозяйской рачительности и постоянному общественному контролю. Уральское войско имело постоянный доход, пополнявшийся податями, торговыми пошлинами и платой за пользование землей. В распоряжении Правления всегда были значительные средства, чтобы содержать в порядке мосты, казармы для русских полков, оплачивать ученых, содержать пуб­личную библиотеку, издавать газету, выдавать 57 стипендий для учащихся в русских высших учебных заведениях. В каждом ка­зачьем поселении были начальные и церковно-приходские школы, а в Уральске — реальное училище, женская гимназия, ремеслен­ная и музыкальная школы. Для казачьего населения все про­свещение и медицинское обслуживание было бесплатным.

Несмотря на постоянное несение службы, отвлекавшей иногда до 15% населения, постоянные походы в Туркестан, обслуживание тылов Русской армии и т. д., казаки содержали казармы для маршевых соединений, несли повинности (постойную, подводную, дорожную). Были периоды, когда до 30% разоренных казаков бросали свое хозяйство и уходили на рыбные промыслы или нанимались на сверхсрочную службу.

И все же к началу века, благодаря умелому хозяйствованию, положение было полностью исправлено и казачество накопило значительный капитал.

Октябрьский переворот 1917 года нарушил нормальные отно­шения казаков с русской властью. Казаки не ожидали ничего положительного от новых правителей России. Их безбожные ло­зунги возмущали уральцев, и хотя часть фронтовиков прислуши­валась к их посулам, большинство было готово выступить на обо­рону своего края.

Боевые действия начались весною 1918 года. Без устойчивого тыла, без снабжения, без медикаментов и в полном одиночестве. Не сложив оружия, казаки были вынуждены покинуть Уральск 11 января 1919 года. После разгрома Колчака красные обрушились на них со свежими силами. В конце 1919 года остатки Уральской армии во главе с атаманом Толстовым и беженцы (всего 15 тыс. душ) вышли в поход на юг вдоль восточного берега Каспийского моря. Им предстояло пройти 1200 километров по безводной пус­тыне, во время зимних буранов. Они двигались к форту Александровску, чтобы там укрыться от преследований. Без огня и топлива, питаясь сырым мясом, ночуя в снежных ямах, казаки, совершив “марш смерти” к февралю 1920г. дошли до Алек-сан дровска, потеряв по дороге 12 тыс. человек, и были тут же принуждены вступить в бой с поджидавшими их красными. Только около двух сотен прорвалось за персидскую границу.

По материалам Казачьего словаря-справочника Губарева и Скрылова, т. III, Сан-Ансельмо, Калифорния, США.

 

Упраздненное в 1920 г. уральское казачество разделило судь­бу всего народа, пополнив собою лагеря, пережив кошмары расказачивания и раскулачивания. Положение его отягощалось еще и тем, что Советы, произвольно меняя границы, отдали область Войска Уральского Казахстану. Многие оказались за границей, и геноцид против них продолжается, чему свидетельством были со­бытия, связанные с отменой местными властями разрешения на проведение праздника “400-летия служения России”, которую каза­ки все еще считают своей матерью.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ В ИСТОРИИ УРАЛЬСКОГО ВОЙСКА.

1347 г. Первое известие об ордынских казаках, живущих на Яике между Синей и Белой ордами.

1591 г. Первая известная служба яицких казаков в русских войсках: 500 человек командированы на службу для усмирения Шемхала Тарковского. Этот год считается началом образования Уральского войска.

1602 г. Поход Нечая на Хиву.

1622 г. Основание г. Уральска.

1629 г. Участие яицких казаков в Крымском походе.

1634 г. Участие 380 яицких казаков в обороне Смоленска.

1640 г. Основание в устьях Яика городка, названного впо­следствии Гурьевом.

1681—82 г.г. 300 казаков в Чигиринском походе.

1683 г. Участие в прекращении междуусобицы среди уфимс­ких башкир. С этого времени часть башкир входит в Яицкое войско и принимает участие во всех событиях на Яике-Урале и во всех походах казаков.

1684—85 г.г. Участие в Крымском походе.

1695—96 г.г. 500 яицких казаков под Азовом.

1708 г. Поход 1225 яицких казаков в Башкирию.

1711 г. Участие в Кубанском походе.

1717 г. Участие 1500 яицких казаков в Хивинском походе Берковича-Черкасского.

1723 г. Перепись полков. Начало утверждения войсковых ата­манов Правительством.

1723—24 г.г. 850 яицких казаков на Утве и за Утвою.

1729—31 г.г. 1000 — в низовом корпусе Турецкой кампании.

1729—31 г.г. 1400 — в кавказском походе.

1730 г. Основание Илецкого городка.

1743 г. За отворение Гурьевского казенного учуга на 8 сажен с обеих сторон казаки обязались построить прави­тельству крепости Кулагин и Калмыков и содержать в них по 500 человек команды, а в Гурьеве — команду в 200 человек.

1751 г. Шилихин пожар.

1752 г. Гурьевские учуги и рыбная ловля по Уралу по кон­тракту сданы яицкому войску навсегда за откуп 4692 р.

1772—75 г.г. Пугачевский бунт.

Переименование реки Яик в Урал, а Яицкого войска в Уральское. Отмена Войскового Круга, выборы атама­нов и других должностей.

1798 г. Образована из Уральских казаков лейб-сотня. Пожало­вано 5 знамен.

1799——1800 г.г. Участие 800 казаков в Швейцарском походе.

1803 г. Новое положение об Уральском войске (“Штат”).

1804 г. Беспорядки по введению положения и Штата (“Кочкин пир”),

1807 г. Большой пожар в Уральске.

1807— Участие 6 Уральских полков в войне с Турцией, в

1815 г.г. изгнании французов и заграничном походе против Наполеона.

1825 г. Беспорядки по поводу командировки добавочной сотни казаков в Москву (1500 чел. потерпели наказание).

1825— Участие 1200 казаков в экспедиции Берга к Аральскому

1826 г.г. морю.

1826 г. Уральское войско выиграло спор из-за култука в Кас­пийском море.

1837 г. Посещение Уральска Наследником (“Наследников год”).

1839—40 г.г. Два Уральских полка в экспедиции Перовского.

1846 г. Определение прав Уральских казаков на морские воды.

1853—56 г.г. Два полка в Крымской кампании.

1864 г. Дело под Иканом.

1865 г. Размежевание земли по границе с Зауральскими и Букеевскими киргизами.

1874 г. Новое положение о воинской повинности для Уральс­ких казаков. Устроен съезд выборных и общественное управление со станичными судами по положению 1870 г.

1877—78 г.г. Участие сотни Уральских казаков, а затем полка в Турецкой войне.

1879 г. Третий пожар Уральска.

1879—80 г.г. Суровая зима и голод в Уральском войске (“куян”).

1880 г. Три Уральских сотни в Ахал-текинской экспедиции.

1884 г. Войску пожаловано общевойсковое Георгиевское знамя.

1884 г. Формальное утверждение границы с Самарской губер­нией.

 

Кто мы? Откуда?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.061 с.)