Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Славянские страницы истории.
Вот и добрались мы в рассказе о казачьих предках до славян, чья кровь обязательно течет в жилах каждого казака. -Сколько ее? -А это и не важно! 0т древних хазар в современном языке осталось одно только слов - название крепости Саркел, что по-славянски Белая Вежа. Вот столько, наверное, в нынешних казаках и хазарской крови. Одна капля. Половецкой, тюркской ~ больше, но тоже немного. Очень легко сравнивать "нашу кровь" с языком:сколько тюркско--половецких слсв - столько, пожалуй, и антропологического наследия: в разрезе глаз, в цвете волос... Татары... С ними совсем сложно. Потому что первоначально это было именем подданства, а не национальной принадлежности. Татарами называли - и крошечные остатки племени, включенного в империю Чингизхана и пришедшее с войскомиз монгольских степей, и сотни других народов, которые по-родству не имели к ним никакого отношения. Позже татарами называли, в том числе, и казаков. Есть и более древние народы, которые тоже внесли свой вклад в антропологию современных казаков. Это болгары - предки и балкарцев, и казанских татар, и казаков. И, конечно, степное племя, потомки которого живут ныне на Волге и именуют себя чувашами и мордвой, а когда-то их предки кочевали по степям и объединялись в племенной союз буртасов /сыновей асов/. Но я думаю, что если мы сейчас начнем строить наши рассуждения, опираясь только на родословную, так сказать "по крови", то уйдем в такие дебри, из которых будет очень сложно выбраться. Народы приходят и уходят - люди остаются…Живет человечество!...Хотя сегодня на планете нет ни одного хазарина, ни одного половца, ни одного буртаса... А если современные татары и сохранили древнее название, то оно говорит только об исторических связях, поскольку казанский татарин в большей степени потомок поволжских угро финнов, чем монголов. Иное дело культура. Вливаясь в новый ландшафт, народы не только ассимилируют местные племена, но и сами меняются, и более всего меняются под влиянием местных условий - нового для них ландшафта и культуры. Бывшие горцы становятся, через несколько поколений, степняками, жители лесов - поморянами. И наследуют они - всю культуру или, по крайней мере, основные черты тех культур, что существовали до них в том географическом районе. Прибавляя к ним свою. Увеличивая, так сказать, культурный слой
Казаки многое унаследовалииз культуры скифов,(о которых, скорее всего, никогда и не слыхали), культурное наследие скифов и тех народов, что кочевали по Великой степи. Много из накопленного половцами усвоили и пришедшие в степь славяне. Современный казак, говорящий по-русски, /а это славянский язык/, считаюший себя славянином /и в этом он тоже прав/,сам того не замечая, несет в своей повседневной жизни многие черты хазарской, аланской, болгарской, половецкой, татарской, наверняка, и скифской культуры, поскольку живет там, где жили они, и переселившись в новыйрайон, унесет ссобой весь культурный багаж в новые места. На новом месте, что-то забудет, чем-то обогатится, поскольку попадет в новые географические и, если хотите, антропологические /соседи-то другие!/ условия. Так вот. Ныне в Донских, Причерноморских, Прикаспийских степях преобладает культура славянская. О славянской культуре мы и будем говорить. Почему славянская? Во-первых, потому что эта культура наиболее поздняя. Во-вторых, приход славян в степи ознаменовал переход к новой системе хозяйствования – к земледелию. А сейчас именно земледелие - основное занятие в степи. По археологическим данным, первые славяне появились в верховьях Дона во второй половинеили в конце УП века. Это были вятичи. Они пришли с верховьев Оки. В те время здесь была крайняя точка расселения славян. Крайняя юго-восточная. Но вскоре славяне были выбиты из степи хазарами и печенегами. Произошло это к концу X века,. Второе заселение, вернее, вторая попытка проникновения славян в Великую степь - походы Киевских князей на Хазарский каганат и образование Тмутараканского княжества князя Изяслава. Теперь славяне поселились на Нижнем Дону. Но и здесь просуществовали недолго - их смыло половецкое нашествие в XII веке. Но как только степь хотя бы ненадолго затихала, как только положение в ней хоть чуть-чуть стабилизировалось, так славяне брались за свое - за упорное освоение степи. Всё те же вятичи опять появились на Верхнем Дону в первой половине XII века, и опять с Оки. Но теперь уж и совсем ненадолго. Третья волна славян в Великой степи либо погибла,либо отошла в леса в год 1232, когда в степь пришли монголы Батыя.
И только четвертая попытка привела к стойкому заселению славянами донских земель. Произошло это в период распада Золотой Орды. Двигались славяне, как и прежде мимо Червленого яра в верховья Дона. Что же влекло славян в степи, полные опасности и столь непривычные для жде, старой проверенной дорогой лесовиков? Земля! Знаменитые донские черноземы. Переход славян от лесостепной зоны к степной не был резким. не так, как в хорошо памятные нам пятидесятые годы, когда у всех у нас на глазах формировались комсомольско-молодежные поезда и парень из псковской лесной деревни вдруг оказывался в казахской целинной степи. Славяне двигались медленно, заселяя сначала лесостепную зону, а затем, двигаясь, все дальше и дальше на юг, не вследза песнями о вольной жизни и призрачней свободой, а за бороздой, в которую они бросали семена жита. Если в XII - XIII столетиях степняки всеми силами старались вытеснить пахарей из степи - и это было одной из причин вражды, скажем, бродников и черниговских князей, то в ХУ - ХП веках никаких конфликтов уже не было. По следам славян-вятичей, рязанцы пришли в степь, сильно опустевшую после "великой замятии", более того, прежние хозяева степей, казаки, (в основном, по крови – тюрки), откочевавшие на север, запад и юг, будут возвращаться либо одновременно со славянами, либо даже позже их. И это будут люди, которые, как и пахари-рязанцы – потомки славян вятичей, будут считать себя русскими. То есть: при всех особенностях мировоззрения и быта, психологии и культуры, все они будут осознавать себя частью одного народа., и главную роль в их самосознании будет играть П р а в о с л а в и е. Общность религии, общность языка сгладят ту разницу, которая существовала между казаками и крестьянами прежде, соседями по лесостепной зоне. Дальше на юг русские и украинские крестьяне станут проникать только тогда, когда пойдет глубокое освоение черноземного пояса / то есть в ХУ111 веке./ Причем, поселяясь в станицах, они останутся мужиками и, бунтами и массовым бегством будут отвечать на малейшую попытку властей поверстать их в казаки - в служилое войсковое сословие. А казаки, вернувшиеся на Дон из Турции, Предкавказья или из других мест, если и будут переезжать на север, во владение Московского государя, то селиться будут там только в городах, выполняя городовую воинскую службу..Либо будут получать за службу "земельный оклад", и становится беломестными казаками – дворянами- однодворцами, пополняя собой население Российского государства, и уже больше никогда не вернутся на земли предков. Через два-три поколения уход с Дона заставлял забыть их о своем степном, тюркском, кочевом и охотничьем прошлом. А тем временем пахари - потомки славян – неуклонно, хоть и постепенно, все шли и шли на юг, в степи, постепенно ассимилируясь с местным, может быть, отчасти еще и неславянским населением. Все равно, преобладающей культурой в степи становится культура славянская, правда, обогащенная многими чертами культуры степной (во многом тюркской), и тюркское казачье население - в отличии от славянского - размывается.
Разницу между соседями составляют уже не этнические, а социальные особенности, да и то весьма зыбкие! Так, после восстания Булавина в 1707 году и после старательного уничтожения "сарыни", среди которого вероятно еще сильны были следы древнейшего реликтового населения на Верхнем Дону, треть территории, составлявшую когда-то “Землю Войска Донского”, или “ Казачий присуд” уходит в Российские губернии: в Саратовскую, Воронежскую, и отчасти Тамбовскую. Нынешние жители этих мест смутнопомнят, что "не то здесь раньше жили казаки, не то мы сами из казаков..." Иными словами, Куликовская битва 8 августа 1380 года, которая провела в сознании будущего русского народа границу " мы - они", поставила плечом к плечу и славянина-пахаря и казака-кочевника и другие народы, которые за столетие к 1480 году (ко времени Стояния на Угре), слились в единую общность, в русский народ. С этого времени, слово “русский” это уже ответ не на вопрос: ты чей?,а на вопрос: ты кто? Часть казаков, которая была в войсках Мамая, которого и самого именовали казаком, влилась в другие народы, причем на Украине сохранилась даже фамилия Мамай. А “козак Мамай” стал персонажем украинского фольклора. Днепровские казаки, к которым он принадлежал, стали частью украинского народа, какая-то их малая часть растворилась в польском и белорусском народах, в крымских татарах и даже в турках и персах, в последних случаях, утратив, конечно, прежнее и национальное самосознание, и национальную культуру, поскольку была утрачена религия. Вот почему в следующем томе мы будем говорить о казаках, как о субэтносе, то есть как о “народе в народе”. О казаках как о части нынешних русских. О том же, как казаки стали сословием, каким тяжелым и кровавым был этот путь, следует говорить в рассказе обистории Российского государства, и о том "бунташном" ХУ1 столетии, когда казаки начинают обретать славу необыкновенного непобедимого войска.
Кто мы? Откуда? ДОНСКИЕ КАЗАКИ Говорить о донских казаках трудно, поскольку первые десятилетия их существования на Дону, уже под именем "донские казаки" теряются в Х1У-ХУ веках. До этого времени предки донских казаков, вероятно, имели другие племенные названия. Первое, более или менее достоверное, упоминание о донских казаках есть уже в Гребенской летописи, где говорится, что казаки с Дона пришли на Куликово поле и принесли икону Божьей Матери, пополнив собою рядымосковской рати.
Подвергшись страшному геноциду, во время “татарской замятни” гражданской войны в Золотой орде, казаки, в большинствесвоем откочевали с Дона и оставались в землях Речи Посполитой, на Руси и даже в Турции... "В отступе" на север доходили казаки до Белого моря. И все-таки основная масса донского казачества оставалась на окраинах Великой степи, стремясь при первой же возможности вернуться на родные земли на Дону. В 1503 году на Северский Донец вернулись от турок казакиАзовские и белгородские. И с этого времени Северские земли становятся промежуточным этапом возвращения казаков на Дон. Территория эта была недоступна ни для Крымских ханов, ни для Литвы, ни для Москвы. Казаки, возвращаясь на земли отцов, хотят закрепиться здесь. И начинают отвоевывать Нижнее течение Дона. В 1518 году казаки договариваются об оказании боевой помощи Василию III, что дает ему повод считать казаков подданными московского царя, коими казаки себя не числили. В 1549 году ногайский хан Юсуф жаловался, вошедшему на царский престол Ивану Грозному: "Холопи твои, нехто СарыАзман словет, на Дону в трех и четырех местах городы в поделали.... наших послов... и наших гостей (купцов) стерегут да, разбивают..." На что Иван Грозный отвечал: "А что ты писал, наши холопи Сары-Азман ваших гостей побили, и те холопи наши в нашей земле много лиха учинили и... убежали в поле." По неизвестной причине историки И.Карамзиин и В.Сухоруков считали Сары-Азмана только вождем казачьего племени. А. ведь с древности шла традиция - отождествлять имя вождя и имя народа. На Нижнем -Дону, в Аксае, и досих пор сохраняются предания о Сары азмане - хане казаков. И в то же время имя - Сары-Азыан- весьма многозначительно. Скорее всего "Сары" - светлые, желтые - было одним из самоназваний половецких племен. /Стенда - "Сарынь на кичку" Сары о кычкоу / тюрк/ - Половцы вперед!/. Когда, спустя многие десятилетия после Ивана Грозного, Петр! прислалсвои войска на Дон против Булавина, то приказал вырезать там всю "сарынь"' Этослово уже существовало как пренебрежительное по отношению к простонародью, к черни. /Кстати, на верхнем Дону и до сих пор "сарынью" называют мелкую рыбешку, мелочь, бросовый товар/ Именование "Аз", звучит в названиях многий мест и даже городов: Оскол /Аскол/, Акас... Это тоже племенное самоназвание. Всё это говорит о том, что имея общее название - казаки - сохранялись еще долгое время на Дону различные племенные и родовые имена, которые носили потомки самых разных народов, лишь постепенно, в течение веков, смогли они составить одну общность - донские казаки. 0слабление Золотой Орлы позволило казакам прочно обосноваться на родной реке и постоянно пополнять свои ряды возвращавшимися соплеменниками с Кавказа /казаки-черкасы/, потомками черных клобуков иторков с Днепра и из Литвы. Волна заволной, обломки прежних степных племен, теперь уже под общим именем - казаки, возвращались из земель Руси. Всех объединяла одна общая цель - борьба с остатками Золотой Орды.
В 1552 годуказаки составили мощный отряд, штурмовавший Казань. В 1556 году казаки подготовили бескровное взятие Астрахани. Болезненно реагируя на постоянные притязания русских царей, (царей же раздражала казацкая вольница, казачья независимость), - казаки не приняли царского вознаграждения за военную службу, но потребовали от царя подтверждения своих прав на свои родовые территории: на Дону, на Тереке и на Сулаке. По преданию, царь Иван Васильевич Грозный будто бы подтвердил это право. И у казаков долгое время сохранялись грамоты о “ жаловании землею и водою”, но документы, если они были, погибли в многочисленных пожарах и войнах. "Старое поле" - или, как называли его в Москве, "Дикое поле" никогда не принадлежали ни Московской, ни Киевской Руси; Никто не мог предъявить на него исторические права: ни русские цари, ни поляки, ни турки. Просто, московских царей устраивали - до поры до времени - союзнические отношения с казаками:казакипрепятствовали крымцам и туркам нападать на русские владения. Вот почему возвращение казаков на Дон, длившееся почти столетие, стало массовым переселением. Особенно после 1560 года, когда Иван Грозный отпустил на Дон "казаков многих" и "освободил их во все свои города ездити торговати". Скорее всего, это было лишь признанием "де факто", (как и “жалование”, не принадлежавшей царю территории), процесса, который даже грозный царь не мог остановить. Вот что зафиксировал историк В.Татищев, цитируя Синодальную летопись: "Одни жили в Месчоре по городам и главныйих город был на Дону называемый Донской, где ныне монастырь Ольгин не ко и, 6 верст ниже Тулучеевой, а когда Иван 111 ногайских татар в Месчору переселил, тогда оные казакииз Месчоры на Дон переведены." С увеличением на Дону казачьего населения казаки перестали ограничивать себя разъездами между Россией и Крымом • сами ста ли вторгаться в Предкавказье и Крым. В 1575 году взяли Азов, аково^с%елость ивили^султану, заставили его писать о сем хану Крымскому, - приводит строки старинного сообщения историк Р.Сухоруков. “Стали казаки проводить свою независимую политику”, и когда турки, по старой памяти, пожаловались на казаков Москве, то царь Иван Грозный вынужден был ответить: "Наших казаков на Дону нет и не посылаем никого, а живут на Дону всякие беглые люди, нашего государства и Литовской земли" Зато когда в 156^ году крупные турецко-татарские силы появились на Дону под Астраханью и перенесся слух, что идут турки для “конечного истребления казаков", / казаки покинули свои городки и ушли в степь. Турки попытались прорыть перевелоку из Дона в Волгу - донские казаки, соединившись с казаками-черкасами с Днепра, взорвали турецкую базу в Азове и помогли стрельцам отстоять Астрахань.Турецкий поход захлебнулся. Как раз к этому времени и относятся большие переселения на Дон казаков-черкасов. К концу шестнадцатого века множества городков построено ими по Айдару и на Донце. В мирное время казаки-черкасы занимались охотой, рыбной ловлей, бахчевали, огородничали, восстанавливали фруктовые сады и виноградники, заброшенные, во время "отступа". Пытались сеять хлеб. Успешно начали коневодство и скотоводство в оседлых фермах. В трех верстах от Раздорского городка, на Гостином острове, проходили торги, где торговали московские, персидские, турецкие и польские купцы. Казаки и сами торговали, отвозя огромные обозы сушеной и соленой рыбы в Рязань. Гоняли в Москву табуны и стада. Но все-таки главным занятием казаков была война. Главным городом на Дону - Раздоры. Здесь проходили Круги и формировалось войско, артиллерия и флотилия. На 1580 год падает приход новой волны казаков-черкасов из Предкавказья, а также, возможно, и из Причерноморья. Сии долгое время считались на Дону - "новыми". Даже в царской грамоте так и указано было в обращении к донским казакам, "старым и новым, которые иные на Дону и которые зимуют около Азова,".С ”того времени и начинаются активные казачьи морские походы. Численность "главной войски" в это время колебалось между двумя и восемью тысячами, что составляло От 10до 50 процентов всех мужчин казаки способныхносить оружие. А общая численность казаков ухе не 15-20 тысяч, как ранее, а З0-35. Союзнические отношения с Москвой казаки сохраняли.Но, бывало что и "позамирялись" с московскими царями и союзничали с польским королем, помогали Речи Посполитой отразить нападения кочевников.Но никогдане выступали донскиеказаки совместно с турками. Себя казаки причисляли, но свидетельству Ригельмана, оставившего свои записки в ХУП столетии, "к народам Роксоланским, а Донцы от черкас.Происходят отдревних неких вольных людей, кои якобы не принадлежали ни к какому владению и потому мнят о себе всё, будто б они навсегда право имеют к вольности и не подчьим точным владением,как только под защитоготех областей, к которым они прикосновенны состоят. Идля того не почитают себя, чтоб они были из русских людей или чьи бывшие подданные." Попытка ограничить права и свободы казаков со стороны Бориса Годунова, его запрет на беспошлинную торговлю, его попытка обойтись в степи без казаков, а главное, построенный в степипо его приказу город-крепость Царев-Борисов, привели к осложнению в русско-казачьих отношениях. А в конечном итоге к тому, что каза ки взяли сторону Лжедмитрия. Казаки выслали навстречу "царевичу Димитрию" войско и поддерживали его вплоть до воцарения в Москве. После чего вернулись на Дон, уверенные, что восстановили справедливость. "Царь Димитрий" был убит. Второго самозванца казаки тоже поддерживали, но уже без энтузиазма, сомневаясь в его правах на престол. Кроме того - они видели последствия Смуты. В 1613 году казаки были уже полностью на стороне Москвы, разобрались во всех политических мерах и в действиях всех действующих лиц. Казаки поддержали Михаила Романова, а царь Михаил в 1615 году уничтожил все ограничения и запреты в отношении казаков. Но донские казаки и так традиционно считали себя независимыми, от кого бы то ни было. Помогая установить порядок в союзном Московском государстве, они не считали себя его подданными. Они продолжали воевать с Турцией за Азов. Идти с турками против поляков - отказались. Не подействовала даже угроза из Москвы отлучить всё казачье войско от церкви. Посол, привезший на Дон эту грозную ноту, поплатился головой. А в ответ на угрозу "сбить казаков с Дона", если они не прекратят войны с турками, казаки взяли в 1637 году Азов и четыре года его удерживали. В 1641 году шеститысячный гарнизон казаков выдержал осаду 150 тысяч /по другим данным 240 тысяч/ воинов турецкого войска. Выдержали казаки двадцать четыре атаки-приступа /штурма/ и отбились. Турки, потеряв около ста тысяч убитыми и умершими от начавшейся холеры, отступили. Тогда казаки срыли ставшие совсем ненужными, да и непригодными, укрепления и ушли из Азова вверх по Дону в урочище Монастырское. А в 1644 году, 6 мая, перевели управление казачьим войском в город Черкасский на остров. Между тем положение казачьего населения на окраинах России все ухудшалось и казаки переселялись на Дон. Казаков на Дону становилось всё больше. А попытка царей "разбавить" казачество - переселить на Дон служилых людей ни к чему не приводила. Переселенцы не выдерживали жизни в степи, бежали назад, в Россию. В России в 1655-б6 годах - церковная реформа, известная как "Раскол". И хлынуло на Дон недовольное русское население. Было среди них немало, как бы мы сейчас сказали, "деклассированных элементов". Кроме того, царское правительство, перенеся свои государственные границы, фактически, присоединило Дон к России. Что имело очень серьезные последствия: началась война под предводительством Степана Разина, которая, закончилась поражением казаков. В 1671 году казаки вынуждены были принять присягу на верность царю Московскому. И с этого времени / вплоть до 1707 года/ донские казаки находились с русским царем в состоянии так называемой "персональной унии.” При "персональной унии", монархине могли посылать в, принятый подих державное правление, соседний народ своих, управителей,не могли устанавливать там своизаконы, руководить экономической жизнью, вторгаться в местное управление и быт, вмешиваться в судебные дела.. Всё, собственно, сводилось пока только к совместной обороне и внешнему представительству. казаки принятие ими Присяги принимали только как результат проигранной войны, чтобы, мол, "казаки на. царское жалование бы и надежны и ни в какую смуту и крамолу не входили, В отношении Москвы казаки опять-таки считали себя скорее наемниками, аналогично иноземным дружинам, принимаемым на военную службе в Германии и Польше. Подданными России донские казаки себя не считали. Такое положение, безусловно, раздражало русских царей. Не мог перенести его и молодой император Петр I. И как не пытались казаки откупиться от него помощью при взятие Азова в 1б96 году: только своими подданными считал Петр I донских казаков, и никем иначе. Тем более, что в России жило очень большое число казаков, которые находились в городах и состояли на государевой службе, г осударь не хотел делать различия между казакамигосударевыми и казаками донскими и украинскими. Петр 1 поселил в Азове "служилых" казаков. Современник этих событий В.Татищев отметил особо это событие в своих записках: "От Симбирска, через Шацкую и Тамбовскую провинции к Дону находилось 15.000 казаков,которые в 1702 году были переведены в Азов, земли же их розданы знатным господам для заселения.”.. При Петре I усилились гонения на старообрядцев, что заставляло их семьями переселяться в казачьи земли, где всегда царила традиционная веротерпимость. Царь Петр потребовал возвращения старообрядцев. А казаки, соблюдая многовековой степной закон, ответили: "С Дона выдачи нет”. Вся эта обстановка привела в 1707 году к восстанию вод предводительством Булавина, которое было подавлено жесточайшим образом. Было уничтожено 46 городков и станиц вместе с большинством населения. Несколько тысяч казаков во главе с Атаманом Игнатом Некрасовым ушли в Турции и на Кавказ. Около трети "Казачьего Лрисуда", так издревле донцы называли территорию своей родины, было отрезано и присоединено к России: отдана Воронежской и другим русским губерниям. На место уничтоженного казачьего населения были насильно переселены крепостное крестьяне и учреждены поместья. Этот разгром казачества можно сравнить только с геноцидом времен Мамая., после поражения на Куликовом поле. С 1709 года Войско Донских казаков получает, практически, статут военной колонии, где сохраняются остатки автономногосамоуправления на самом низшем уровне - хуторском и станичном. До 1917 года этот статут не менялся. Быт и жизнь казаков всецело -зависели от военных реформ в России. В 1717 году некоторой части казаков разрешено было вернуться из россии на незаселенные земли по Дону. В 1721 году донским казакам запрещено было собирать Войсковые Круги и все сношения с Доном, проводимые прежде через Посольский Приказ, были переданы в Военную коллегию. В том же году был введен институт Наказных Атаманов. С этого времени они не выбирались, а назначались. Первым Наказным Атаманом Донского войска был Андрей Иванович Гонатин. С этого времени история Донских казаков относится уже к военной истории России. донские казаки становятся с этих пор войсковым сословием. Земля Донских казаков именуется теперь Областью Войска Донского. Гимн Донского казачества Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон, И послушно отозвался На призыв свободы он.
Зеленеет степь родная, Золотятся волны нив, И, с просторов долетая, Вольный слышится призыв.
Дон детей своих сзывает В Круг Державный Войсковой, Атамана выбирает Всенародною душой.
В боевое грозно время, В память дедов и отцов, Вновь свободно стало племя Возродившихся донцов.
Славься, Дон, и в наши годы, В память вольной старины. В час невзгоды — честь свободы Отстоят твои сыны.
Краткий перечень службы и походов Донского казачьего войска 1576 год. Донские казаки захватили Азов у турок, но были выбиты оттуда. До сего времени русскому царю несли службу, только сопровождая послов к туркам. 1579 год Казаки участвовали в качестве союзников в Ливонском походе воевали Шведа, причем "ушли на Дон без отпуска". 1609 - 1611 Донские казаки примкнули к самозванцам и полякам к вместе с ними "воровали Русскую землю". 1612 - 1613 годы Донские казаки перешли на службу Русского царя и участвовали в захвате Заруцкого и Марины Мнишек. 1632 год Донские казаки снарядили большой отряд в Смоленск для участия в Литовской войне. 1637 - 1641 годы Донские казаки захватили Азов и основались в нем, выдержав в числе пяти тысяч человек 24 приступа гад^Овв^^^^ати султана Ибрагима. Потом казаки били челом цари принять Азов "вод своя высокую руку", но просьба их по решению Земского Собора не была уважена во избежания войны с Турцией. 1646 год Донские казаки под Черкасским городком и на реке Начальнике нанесли серьезное поражение царевичу Днат-Гирею Нураддину. 1656 - 1667 годы Донские казаки в значительной количестве участвовали в Польской войне. 1670 год Оставшиеся верными русскому царю казаки во главе с Атаманом Корнелием Яковлевым участвовали в захвате Степана Разина. 1671 год Для похода в Азов было собрано десять тысяч казаков. 1676 - 1677 гг. Две тысячи казаков участвовали в Чигиринском походе” 1695 - 1697 годы Две тысячи казаков участвовали в Азовских исходах и во взятии Азова у турок. 1705 год, Донские казаки участвовали в усмирении бунта Астраханских стрельцов 1709 - 1721 годы - Свыше десяти тысяч Донских казаков принимали участие в "баталиях шведских" 1722 - 1731- годы Донские казаки участвовали в военных действиях против Персии. 1733 - 1735 годы. Небольшое'число Донских казаков принимало участие в Польской, войне. 1736 - 1739 годы четыре тысячи Донских казаков участвовало в Турецкой войне. 1756 - 1762 годы В войне с Пруссией приняли участие шестнадцать тысяч донских казаков, 1764 - 1774 годы в Турецкой и Польской войнах приняли участие двадцать две тысячи донских казаков. 1775 год Донские казаки разбили Пугачева. 1784 - 1785 годы В Грузинской экспедиции принимали участие два Донских полка. 1787 - 1791 годы В Турецкой войне приняли участие девятнадцать Донских полков. 1789- 1790 годы В Шведской войне участвовали Донские полки, из которых извест- ны два. 1792 - 1796 годы В Польской войне участвовали Донские казачьи полки, из которых известны восемнадцать. 1796 год - Персидской экспедиции графа Зубова участвовал Донской казачий Машлыкона полк. 1799 год В итальянском и Швейцарском походе Суворова участвовали шесть Донских казачьих полков. 1799 ГОД В Голландской экспедиции была задействована часть лейб-Казачьего полка. 1801 год В Оренбургском походе /на Индию/ участвовала двадцать две тысячи Донских казаков с артиллерией /сорок один полк и две роты/. Кроме того девять полков в это время находилось на Кавказе тридцать три полка при армии и три - на кордонной службе. 1804 - 1864 годы Во время Кавказских войн от Донского войска за всё время учас- ствовало до 226 тысяч казаков в составе полков,и з которых полки, воевавшие до 1835 года, назывались только но фамилиям командиров. 1804 - 1805 годы Во время войны с Францией участвовало одиннадцать Донских казачьих полков,.. 1806 - 1807 годы Во второй войне с Францией участвовала шестнадцать Донских казачьих полков. 1806 - 1812 годы В войне с Турцией участвовало четырнадцать Донских казачьих полков 1808 - 1809 годы В Шведском походе участвовало четыре Донских казачьих полка. 1812 - 1814 годы Отечественная война потребовала от войска полного напряжения всех сил для отражения вторгнувшихся в пределы России французов. Верное заветам предков и зову русского паря, казачество выставило на службу 30 полков при армии, 14 полков при летучем корпусе Атамана Платова, 20 полков ополчения, также присоединившихся к действующими армиям, две конно-артиллерийские роты и, кроме того, 26 запасных полков и одну конно-артиллерийскую полу роту. Всего было выставлено около 50 тысяч казаков 1826 – 1827 годы В Персидской войне участвовало двенадцать Донских полков. 1828 - 1829 годы В Турецкой войне участвовал 36 Донских полков./ 1831 год В подавлении Польского восстания участвовала десять полков. 1849 год В походе на усмирение Венгрии и Трансильвании участвовал одиннадцать Донских казачьих полков. 1855 - 1856 годы В Восточной войне против французов, англичан и турок участвовало 84 Донских казачьих полка и 14 конно -артиллерийских батарей, в том числе в действующих армиях на Дунае, на Кавказе и в Крыму. 1877 - 1878 годы полка. 1904 – 1905 годы Во время войны с Японией в военных действиях принимали участие четыре Донских полка и две батареи. 1905 - 1907 годы По случаю возникшей внутри Империи волнений для поддержания порядка было отмобилизовано почти всё войско.
Борис Алмазов. Мы – казачьего рода! Казачье средневековье. 1253 – 1709 гг.
КТО МЫ? ОТКУДА? СЛУЖИЛЫЕ, ВОЛЬНЫЕ, ГУЛЯЩИЕ, ВОРОВСКИЕ... Путаница, сопровождающая всю историю казачества, в понимании их как социальной группы, этноса или особой формы военной службы, возникла не случайно, и разобраться в ней, не учитывая исторической обстановки на протяжении четырех столетий, невозможно. Итак, XIII век — «бродники» (и, может быть, «бологовцы» на Галичине?)становятся союзниками монголов, пришедших на Русь. Возможно, это одно из племен, растворившихся в казачестве, как и неведомые чиги, сабиры, берендеи (Если они вообще были). Золотая Орда поглощает половцев, живших на Дону и на Днепре, а также остатки печенегов, торков, черных клобуков — это тоже предки современных русских, в том числе и казаков. Очень интересно замечание итальянского путешественника Рубрука, кто в 1253 году совершил путешествие в Золотую Орду и дошел до Каракорума в северной Монголии (южнее озера Байкал). Он застал хана Батыя и проехал длинный путь из Крыма через донские степи к Астрахани. Сопровождал их на пути к столице Золотой Орды Сараю на Итиле (на Волге) сын Батыя – Сартак, что имел ставку на Нижнем Дону. «А на пути между ним и отцом, - сообщает Рубрук, – мы ощущали сильный страх: именно Русские, Венгры и Аланы, рабы их (Татар), число которых у них весьма велико, собираются зараз по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого, кого только застанут ночью. Днем они скрываются, а когда их лошади утомляются, они подбираются ночью к табунам лошадей на пастбищах, обменивают лошадей, а одну или двух уводят с собою, чтобы в случае нужды съесть. Наш проводник сильно боялся такой встречи». гл. 20. Ну, чем не казачья ватага? Повторяю, это 1253 год! То-есть, почти на 200 лет раньше первого упоминания о казаках в русских летописях. Век Х1У-тый, предки казаков — на службе в Золотой Орде или на службе в Польско-Литовском государстве. Характерно, что и на Руси, и в Польше их считают татарами. Как, впрочем, татарами называют и другие народы, покоренные монголами. Принятие ислама Золотой Ордой (1312 г.), «татарская замятия» — чудовищная гражданская война в Орде — от Причерноморья до Китая. Последовательное разорение казачьих земель, оказавшихся в центре столкновений в Золотой орде и во всем мире чингизидов. 1382 – Мамаево разорение – кровавый поход по казачьим городкам на Дону, Днепре и Хопре. Нашествие Темир-Аксака (Тамерлана), сражения с золотоордынскими войсками в районе Воронежа. Нашествие на Донские и Днепровские земли хана Тохтамыша. Образование новых этносов, бегство предков казаков в Крым, Турцию, Польшу, Московское государство, на Север. ХУ век - возвращение, сильно изменившегося, казачьего населения на Днепр, Волгу, Дон, к старым, едва сохранившимся, коренным казачьим общинам, таким как на Тереке, на Яике. Именно это время в традиционной русской истории считается временем возникновения казачества. Здесь узел проблем и вопросов, повлекший за собою всю последующую путаницу и неразбериху. Как соотносилось коренное население Старого поля и новой волна своих поселенцев? Кто они были? И те, кто остался, и те, кто возвращался? Имеют ли современные казаки, ведущие свою родословную от тех времен, отношение ко всему этническому многообразию, существовавшему в Старом поле? Ведь казачество, как этнос, существовало к XV веку уже минимум три столетия. Все эти вопросы пока без ответа. Скажем осторожно, современный отсчет жизни казачества начинается с упоминания казаков в русских летописях. Кстати, совершенно непонятно, какими были они — те люди, что именуются казаками? Как выглядели? К каким народам относились? Скорее всего, как и прежде, этнический состав Великой Степи или Старого поля был очень пестрым. Русские летописи, русские документы, особенно позднейшего времени, говорят в основном о выходцах из Московии. Причем, основу составляют «розыски», то есть документы о поиске и поимке беглых. Но ведь ими не исчерпывается все население Степи! И вот еще один вопрос, далеко не праздный; было ли в Степи постоянное население? Вероятно, правильный ответ на него таков: русского постоянного населения в это время, в Степи не было, хотя некоторые выходцы из Руси жили в Старом поле иногда по несколько десятков лет. Именно о них писали летописи, потому что именно они, «московские люди», интересовали составителей документов. Но ведь были и другие! Существовали «донские татары», упоминаются «черкасы» (а не черкесы), мордва, еще мелькают «аланы», «козаровцы»? Кто это? Какое отношение имеют они к современным народам? Ведь, скажем, многие народы мира не имеют никакого отношения к тем, чье имя они носят сегодня. Вероятно, наиболее продуктивной точкой зрения, тем направлением, где возможны новые поиски и открытия, будет та, по которой принять за основу нужно одно обстоятельство, что великорусская нация с
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.129 с.) |