Славянские страницы истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянские страницы истории.



Вот и добрались мы в рассказе о казачьих предках до славян, чья кровь обязательно течет в жилах каждого казака.

-Сколько ее?

-А это и не важно!

0т древних хазар в современном языке осталось од­но только слов - название крепости Саркел, что по-славянски Белая Вежа. Вот столько, наверное, в нынешних казаках и хазарской крови. Одна капля.

Половецкой, тюркской ~ больше, но тоже немного.

Очень легко сравнивать "нашу кровь" с языком:сколько тюркско--половецких слсв - столько, пожалуй, и антропологического наследия: в разрезе глаз, в цвете волос...

Татары...

С ними совсем сложно. Потому что первоначально это было именем подданства, а не национальной принадлежности. Татара­ми называли - и крошечные остатки племени, включенного в империю Чингизхана и пришедшее с войскомиз монгольских степей, и сотни других народов, которые по-родству не имели к ним никакого отношения. Позже татарами называли, в том числе, и казаков.

Есть и более древние народы, которые тоже внесли свой вклад в антропологию современных казаков.

Это болгары - предки и балкарцев, и казанских татар, и казаков. И, конечно, степное племя, потомки которого живут ныне на Волге и именуют себя чувашами и мордвой, а когда-то их предки кочевали по степям и объединялись в племенной союз буртасов /сыновей асов/.

Но я думаю, что если мы сейчас начнем строить наши рассужде­ния, опираясь только на родословную, так сказать "по крови", то уйдем в такие дебри, из которых будет очень сложно выб­раться.

Народы приходят и уходят - люди остаются…Живет человечество!...Хотя сегодня на планете нет ни одного хазарина, ни одного половца, ни одного буртаса... А если современные татары и сохранили древнее название, то оно говорит только об исторических связях, поскольку казанский татарин в большей степени потомок поволжских угро финнов, чем монголов.

Иное дело культура.

Вливаясь в новый ландшафт, народы не только ассимилируют мест­ные племена, но и сами меняются, и более всего меняются под влиянием местных условий - нового для них ландшафта и культуры. Бывшие горцы становятся, через несколько поколений, степняками, жители лесов - поморянами. И наследуют они - всю культу­ру или, по крайней мере, основные черты тех культур, что существовали до них в том географическом районе. Прибавляя к ним свою. Увеличивая, так сказать, культурный слой

Казаки многое унаследовалииз культуры скифов,(о которых, скорее всего, никогда и не слыхали), культурное наследие скифов и тех народов, что кочевали по Великой степи.

Много из накопленного половцами усвоили и пришедшие в степь славяне. Современный казак, говорящий по-русски, /а это славянский язык/, считаюший себя славянином /и в этом он тоже прав/,сам того не замечая, несет в своей повседневной жизни многие черты хазарской, аланской, болгарской, половецкой, татарской, наверняка, и скифской культуры, поскольку живет там, где жили они, и переселившись в новыйрайон, унесет ссобой весь культурный багаж в новые места. На новом месте, что-то забудет, чем-то обогатится, поскольку попадет в новые географические и, если хо­тите, антропологические /соседи-то другие!/ условия. Так вот. Ныне в Донских, Причерноморских, Прикаспийских степях преобладает культура славянская. О славянской культуре мы и будем говорить.

Почему славянская?

Во-первых, потому что эта культура наиболее поздняя. Во-вторых, приход славян в степи ознаменовал переход к новой сис­теме хозяйствования – к земледелию. А сейчас именно земледелие - основное занятие в степи.

По археологическим данным, первые славяне появились в вер­ховьях Дона во второй половинеили в конце УП века.

Это были вятичи. Они пришли с верховьев Оки. В те вре­мя здесь была крайняя точка расселения славян. Крайняя юго-восточная. Но вскоре славяне были выбиты из степи хазарами и печенегами. Произошло это к концу X века,.

Второе заселение, вернее, вторая попытка проникновения славян в Великую степь - походы Киевских князей на Хазарский каганат и образование Тмутараканского княжества князя Изяслава. Теперь славяне поселились на Нижнем Дону. Но и здесь просуществовали недолго - их смыло половецкое нашествие в XII веке.

Но как только степь хотя бы ненадолго затихала, как только положение в ней хоть чуть-чуть стабилизировалось, так славяне брались за свое - за упорное освоение степи. Всё те же вятичи опять появились на Верхнем Дону в первой половине XII века, и опять с Оки. Но теперь уж и совсем ненадолго. Третья волна славян в Великой степи либо погибла,либо отошла в леса в год 1232, когда в степь пришли монголы Батыя.

И только четвертая попытка привела к стойкому заселению славянами донских земель. Произошло это в период распада Золотой Орды. Двигались славяне, как и прежде мимо Червленого яра в верховья Дона.

Что же влекло славян в степи, полные опасности и столь непривычные для жде, старой проверенной дорогой лесовиков?

Земля! Знаменитые донские черноземы.

Переход славян от лесостепной зоны к степной не был ре­зким. не так, как в хорошо памятные нам пятидесятые годы, ког­да у всех у нас на глазах формировались комсомольско-молодеж­ные поезда и парень из псковской лесной деревни вдруг оказывался в казахской целинной степи.

Славяне двигались медленно, заселяя сначала лесостепную зону, а затем, двигаясь, все дальше и дальше на юг, не вследза пес­нями о вольной жизни и призрачней свободой, а за бороздой, в которую они бросали семена жита.

Если в XII - XIII столетиях степняки всеми силами старались вытеснить пахарей из степи - и это было одной из причин вражды, скажем, бродников и черниговских князей, то в ХУ - ХП веках никаких конфликтов уже не было. По следам славян-вятичей, рязанцы пришли в степь, сильно оп­устевшую после "великой замятии", более того, прежние хозяева степей, казаки, (в основном, по крови – тюрки), откочевавшие на север, запад и юг, будут возвращаться либо одновременно со славянами, либо даже позже их. И это будут люди, которые, как и пахари-рязанцы – потомки славян вятичей, будут считать себя русскими. То есть: при всех особенностях мировоззрения и быта, психологии и культуры, все они будут осознавать себя частью одного народа., и главную роль в их самосознании будет играть П р а в о с л а в и е.

Общность религии, общность языка сгладят ту разницу, которая существовала между казаками и крестьянами прежде, соседями по лесостепной зоне.

Дальше на юг русские и украинские крестьяне станут проникать только тогда, когда пойдет глубокое освоение черноземного поя­са / то есть в ХУ111 веке./ Причем, поселяясь в станицах, они останутся мужиками и, бунтами и массовым бегством будут отвечать на малейшую попытку властей поверстать их в казаки - в служилое войсков­ое сословие.

А казаки, вернувшиеся на Дон из Турции, Предкавказья или из других мест, если и будут переезжать на север, во владение Московского государя, то селиться будут там только в городах, выполняя городовую воинскую службу..Либо будут получать за службу "земельный оклад", и становится беломестными казаками – дворянами- однодворцами, пополняя собой население Российского государства, и уже больше никогда не вернутся на земли предков. Через два-три поколения уход с Дона заставлял забыть их о своем степном, тюркском, кочевом и охотничьем прошлом.

А тем временем пахари - потомки славян – неуклонно, хоть и пос­тепенно, все шли и шли на юг, в степи, постепенно ассимилируясь с местным, может быть, отчасти еще и неславянским населением. Все равно, преобладающей культурой в степи становится культура славянс­кая, правда, обогащенная многими чертами культуры степной (во многом тюркской), и тюркское казачье население - в отличии от славянского - размывается.

Разницу между соседями составляют уже не этнические, а социальные особенности, да и то весьма зыбкие!

Так, после восстания Булавина в 1707 году и после старательного уничтожения "сарыни", среди которого вероятно еще сильны были следы древнейшего реликтового населения на Верхнем Дону, треть территории, составлявшую когда-то “Землю Войска Донского”, или “ Казачий присуд” уходит в Российские губернии: в Саратовскую, Воронежскую, и отчасти Тамбовскую.

Нынешние жители этих мест смутнопомнят, что "не то здесь раньше жили казаки, не то мы сами из казаков..."

Иными словами, Куликовская битва 8 августа 1380 года, которая провела в сознании будущего русского народа границу " мы - они", поставила плечом к плечу и славянина-пахаря и казака-кочевника и другие народы, которые за столетие к 1480 году (ко времени Стояния на Угре), слились в единую общность, в русский народ. С этого времени, слово “русский” это уже ответ не на вопрос: ты чей?,а на вопрос: ты кто?

Часть казаков, которая была в войсках Мамая, которого и самого именовали казаком, влилась в другие народы, причем на Украине сохранилась даже фамилия Мамай. А “козак Мамай” стал персонажем украинского фольклора.

Днепровские казаки, к которым он принадлежал, стали частью украинского народа, какая-то их малая часть растворилась в польском и белорусском народ­ах, в крымских татарах и даже в турках и персах, в последних случаях, утратив, конечно, прежнее и национальное самосознание, и национальную культуру, поскольку была утрачена религия.

Вот почему в следующем томе мы будем говорить о казаках, как о субэтносе, то есть как о “народе в народе”. О казаках как о части нынешних русских. О том же, как казаки стали сословием, каким тяже­лым и кровавым был этот путь, следует говорить в рассказе обистории Российского государства, и о том "бунташном" ХУ1 столетии, когда казаки начинают обретать славу необыкновенного непобедимого войска.

 

Кто мы? Откуда?

ДОНСКИЕ КАЗАКИ

Говорить о донских казаках трудно, поскольку пе­рвые десятилетия их существования на Дону, уже под именем "донские казаки" теряются в Х1У-ХУ веках. До этого времени предки донских казаков, вероятно, имели другие племенные названия.

Первое, более или менее достоверное, упоминание о донских каз­аках есть уже в Гребенской летописи, где говорится, что каза­ки с Дона пришли на Куликово поле и принесли икону Божьей Матери, пополнив собою рядымосковской рати.

Подвергшись страшному геноциду, во время “татарской замятни” гражданской войны в Золотой орде, казаки, в большинствесвоем откочевали с Дона и оставались в землях Речи Посполитой, на Руси и даже в Турции... "В отступе" на север доходили казаки до Белого моря. И все-таки основная масса донского казачества оставалась на окраинах Великой степи, стремясь при первой же воз­можности вернуться на родные земли на Дону.

В 1503 году на Северский Донец вернулись от турок казакиАзовские и белгородские. И с этого времени Северские земли стано­вятся промежуточным этапом возвращения казаков на Дон.

Территория эта была недоступна ни для Крымских ханов, ни для Литвы, ни для Москвы. Казаки, возвращаясь на земли отцов, хотят закрепиться здесь. И начинают отвоевывать Нижнее теч­ение Дона.

В 1518 году казаки договариваются об оказании боевой помощи Василию III, что дает ему повод считать казаков подданными московского царя, коими казаки себя не числили.

В 1549 году ногайский хан Юсуф жаловался, вошедшему на царский престол Ивану Грозному:

"Холопи твои, нехто СарыАзман словет, на Дону в трех и четыр­ех местах городы в поделали.... наших послов... и наших гостей (купцов) стерегут да, разбивают..."

На что Иван Грозный отвечал:

"А что ты писал, наши холопи Сары-Азман ваших гостей побили, и те холопи наши в нашей земле много лиха учинили и... убежали в поле."

По неизвестной причине историки И.Карамзиин и В.Сухоруков считали Сары-Азмана только вождем казачьего племени. А. ведь с древности шла традиция - отождествлять имя вождя и имя народа. На Нижнем -Дону, в Аксае, и досих пор сохраняются предания о Сары азмане - хане казаков. И в то же время имя - Сары-Азыан- весьма многозначительно.

Скорее всего "Сары" - светлые, желтые - было одним из самоназваний половецких племен. /Стенда - "Сарынь на кичку" Сары о кычкоу / тюрк/ - Половцы вперед!/. Ког­да, спустя многие десятилетия после Ивана Грозного, Петр! прис­лалсвои войска на Дон против Булавина, то приказал выре­зать там всю "сарынь"' Этослово уже существовало как пренебрежительное по отношению к простонародью, к черни. /Кстати, на верхнем Дону и до сих пор "сарынью" называют мелкую рыбешку, мелочь, бросовый товар/

Именование "Аз", звучит в названиях многий мест и даже городов: Оскол /Аскол/, Акас... Это тоже племенное самоназвание.

Всё это говорит о том, что имея общее название - казаки - сохранялись еще долгое время на Дону различные племенные и родовые имена, которые носили потомки самых разных народов, лишь постепенно, в течение веков, смогли они составить одну общ­ность - донские казаки. 0слабление Золотой Орлы позволило казакам прочно обосноваться на родной реке и постоянно пополнять свои ряды возвращавшимися соплеменниками с Кавказа /казаки-черкасы/, потомками черных клобуков иторков с Днепра и из Литвы. Волна заволной, обломки прежних степных племен, теперь уже под общим именем - казаки, возвращались из земель Руси. Всех объединяла одна общая цель - борьба с остатками Золотой Орды.

В 1552 годуказаки составили мощный отряд, штурмовавший Казань. В 1556 году казаки подготовили бескровное взятие Астрахани.

Болезненно реагируя на постоянные притязания русских царей, (царей же раздражала казацкая вольница, казачья независимость), - казаки не приняли царского вознаграждения за военную службу, но потребовали от царя подтверждения своих прав на свои родовые территории: на Дону, на Тереке и на Сулаке. По преданию, царь Иван Васильевич Грозный будто бы подтвердил это право. И у казаков долгое время сохранялись грамоты о “ жаловании землею и водою”, но документы, если они были, погибли в многочисленных пожарах и войнах.

"Старое поле" - или, как называли его в Москве, "Дикое поле" ни­когда не принадлежали ни Московской, ни Киевской Руси; Никто не мог предъявить на него исторические права: ни русские цари, ни поляки, ни турки. Просто, московских царей устраивали - до поры до времени - союзнические отношения с казаками:казакипрепятствовали крымцам и туркам нападать на русские владения. Вот почему возвращение казаков на Дон, длившееся почти столе­тие, стало массовым переселением. Особенно после 1560 года, когда Иван Грозный отпустил на Дон "казаков многих" и "освобо­дил их во все свои города ездити торговати". Скорее всего, это было лишь признанием "де факто", (как и “жалование”, не принадлежавшей царю территории), процесса, который даже грозный царь не мог остановить. Вот что зафиксировал историк В.Татищев, цитируя Синодальную летопись:

"Одни жили в Месчоре по городам и главныйих город был на Дону называемый Донской, где ныне монастырь Ольгин не ко и, 6 верст ниже Тулучеевой, а когда Иван 111 ногайских татар в Месчору переселил, тогда оные казакииз Месчоры на Дон переведены."

С увеличением на Дону казачьего населения казаки перестали ог­раничивать себя разъездами между Россией и Крымом • сами ста ли вторгаться в Предкавказье и Крым. В 1575 году взяли Азов, аково^с%елость ивили^султану, заставили его писать о сем хану Крымскому, - приводит строки старинного сообщения историк Р.Сухоруков.

“Стали казаки проводить свою независимую политику”, и когда ту­рки, по старой памяти, пожаловались на казаков Москве, то царь Иван Грозный вынужден был ответить:

"Наших казаков на Дону нет и не посылаем никого, а живут на Дону всякие беглые люди, нашего государства и Литовской земли"

Зато когда в 156^ году крупные турецко-татарские силы появились на Дону под Астраханью и перенесся слух, что идут турки для “конечного истребления казаков", / казаки покинули свои городки и ушли в степь. Турки попытались прорыть перевелоку из Дона в Волгу - донские казаки, соединившись с казаками-черкасами с Днепра, взорвали турецкую базу в Азове и помогли стрельцам отстоять Астра­хань.Турецкий поход захлебнулся.

Как раз к этому времени и относятся большие переселения на Дон казаков-черкасов. К концу шестнадцатого века множества город­ков построено ими по Айдару и на Донце. В мирное время казаки-черкасы занимались охотой, рыбной ловлей, бахчевали, огородничали, восстанавливали фруктовые сады и виноградники, заброшенные, во время "отступа". Пытались сеять хлеб. Успешно начали коневодство и скотоводство в оседлых фермах.

В трех верстах от Раздорского городка, на Гостином острове, проходили торги, где торговали московские, персидские, турец­кие и польские купцы. Казаки и сами торговали, отвозя огромные обозы сушеной и соленой рыбы в Рязань. Гоняли в Москву та­буны и стада.

Но все-таки главным занятием казаков была война. Главным горо­дом на Дону - Раздоры. Здесь проходили Круги и формировалось войско, артиллерия и флотилия.

На 1580 год падает приход новой волны казаков-черкасов из Предкавказья, а также, возможно, и из Причерноморья. Сии долгое время считались на Дону - "новыми". Даже в царской грамоте так и указано было в обращении к донским казакам, "старым и новым, которые иные на Дону и которые зимуют около Азова,".С ”того времени и начинаются активные казачьи морские походы.

Численность "главной войски" в это время колебалось между двумя и восемью тысячами, что составляло От 10до 50 процентов всех мужчин казаки способныхносить оружие. А общая численность казаков ухе не 15-20 тысяч, как ранее, а З0-35.

Союзнические отношения с Москвой казаки сохраняли.Но, бывало что и "позамирялись" с московскими царями и союзничали с польс­ким королем, помогали Речи Посполитой отразить нападения кочевников.Но никогдане выступали донскиеказаки совместно с турками.

Себя казаки причисляли, но свидетельству Ригельмана, оставившего свои записки в ХУП столетии, "к народам Роксоланским, а Донцы от черкас.Происходят отдревних неких вольных людей, кои якобы не принадлежали ни к какому владению и потому мнят о себе всё, будто б они навсегда право имеют к вольности и не подчьим точным владением,как только под защитоготех областей, к которым они прикосновенны состоят. Идля того не почитают себя, чтоб они были из русских людей или чьи бывшие подданные."

Попытка ограничить права и свободы казаков со стороны Бориса Годунова, его запрет на беспошлинную торговлю, его попытка обо­йтись в степи без казаков, а главное, построенный в степипо его приказу город-крепость Царев-Борисов, привели к осложнению в русско-казачьих отношениях. А в конечном итоге к тому, что каза ки взяли сторону Лжедмитрия.

Казаки выслали навстречу "царевичу Димитрию" войско и поддерживали его вплоть до воцарения в Москве. После чего вернулись на Дон, уверенные, что восстановили справедливость. "Царь Димитрий" был убит. Второго самозванца казаки тоже под­держивали, но уже без энтузиазма, сомневаясь в его правах на престол. Кроме того - они видели последствия Смуты.

В 1613 году казаки были уже полностью на стороне Москвы, разобрались во всех политических мерах и в действиях всех действ­ующих лиц. Казаки поддержали Михаила Романова, а царь Михаил в 1615 году уничтожил все ограничения и запреты в отношении казаков. Но донские казаки и так традиционно считали себя независимыми, от кого бы то ни было.

Помогая установить порядок в союзном Московском государстве, они не считали себя его подданными. Они продолжали воевать с Турцией за Азов. Идти с турками против поляков - отказались. Не подействовала даже угроза из Москвы отлучить всё казачье войско от церкви. Посол, привезший на Дон эту грозную ноту, поплатился головой. А в ответ на угрозу "сбить казаков с Дона", если они не прекра­тят войны с турками, казаки взяли в 1637 году Азов и четыре года его удерживали. В 1641 году шеститысячный гарнизон казаков выдержал осаду 150 тысяч /по другим данным 240 тысяч/ воинов турецкого войска. Выдержали казаки двадцать четыре атаки-приступа /штурма/ и отбились. Турки, потеряв около ста тысяч убитыми и умершими от начавшейся холеры, отступили. Тогда казаки срыли ставшие совсем ненужными, да и непригодными, укрепления и ушли из Азова вверх по Дону в урочище Монастырское. А в 1644 году, 6 мая, перевели управление казачьим войском в город Черкасский на остров.

Между тем положение казачьего населения на окраинах России все ухудшалось и казаки переселялись на Дон. Казаков на Дону становилось всё больше. А попытка царей "разбавить" казачество - переселить на Дон служилых людей ни к чему не приводила. Переселенцы не выдерживали жизни в степи, бежали назад, в Россию.

В России в 1655-б6 годах - церковная реформа, известная как "Раскол". И хлынуло на Дон недовольное русское население. Было среди них немало, как бы мы сейчас сказали, "деклассирован­ных элементов". Кроме того, царское правительство, перенеся свои государственные границы, фактически, присоединило Дон к России. Что имело очень серьезные последствия: началась война под предводительством Степана Разина, которая, закончилась поражением казаков.

В 1671 году казаки вынуждены были принять присягу на верность царю Московскому. И с этого времени / вплоть до 1707 года/ дон­ские казаки находились с русским царем в состоянии так называ­емой "персональной унии.” При "персональной унии", монархине могли посылать в, принятый подих державное правление, соседний народ своих, управителей,не могли устанавливать там своизаконы, руководить экономической жизнью, вторгаться в местное управление и быт, вмешиваться в судебные дела..

Всё, собственно, сводилось пока только к совместной обороне и внешнему представительству. казаки принятие ими Присяги принимали только как результат проигранной войны, чтобы, мол, "казаки на. царское жалование бы и надежны и ни в какую смуту и крамолу не входили, В отношении Москвы казаки опять-таки считали себя скорее наемниками, аналогично иноземным дружинам, принимаемым на военную службе в Германии и Польше. Подданными России донские казаки себя не считали.

Такое положение, безусловно, раздражало русских царей. Не мог перенести его и молодой император Петр I.

И как не пытались казаки откупиться от него помощью при взятие Азова в 1б96 году: только своими подданными считал Петр I донских казаков, и никем иначе. Тем более, что в России жило очень большое число казаков, которые находились в городах и состояли на государевой службе, г осударь не хотел делать различия между казакамигосударевыми и казаками донскими и украинскими.

Петр 1 поселил в Азове "служилых" казаков. Современник этих событий В.Татищев отметил особо это событие в своих записках:

"От Симбирска, через Шацкую и Тамбовскую провинции к Дону находилось 15.000 казаков,которые в 1702 году были переведены в Азов, земли же их розданы знатным господам для заселения.”..

При Петре I усилились гонения на старообрядцев, что заставля­ло их семьями переселяться в казачьи земли, где всегда царила традиционная веротерпимость.

Царь Петр потребовал возвращения старообрядцев. А казаки, соблюдая многовековой степной закон, ответили: "С Дона выдачи нет”. Вся эта обстановка привела в 1707 году к восстанию вод предводительством Булавина, которое было подавлено жесточайшим обра­зом.

Было уничтожено 46 городков и станиц вместе с большинством населения. Несколько тысяч казаков во главе с Атаманом Игнатом Некрасовым ушли в Турции и на Кавказ.

Около трети "Казачьего Лрисуда", так издревле донцы называли территорию своей родины, было отрезано и присоединено к Рос­сии: отдана Воронежской и другим русским губерниям. На место уничтоженного казачьего населения были насильно переселе­ны крепостное крестьяне и учреждены поместья. Этот разгром казачества можно сравнить только с геноцидом вре­мен Мамая., после поражения на Куликовом поле.

С 1709 года Войско Донских казаков получает, практически, ста­тут военной колонии, где сохраняются остатки автономногосамоуправления на самом низшем уровне - хуторском и станичном.

До 1917 года этот статут не менялся. Быт и жизнь казаков всецело -зависели от военных реформ в России.

В 1717 году некоторой части казаков разрешено было вернуться из россии на незаселенные земли по Дону.

В 1721 году донским казакам запрещено было собирать Войсковые Круги и все сношения с Доном, проводимые прежде через Посоль­ский Приказ, были переданы в Военную коллегию.

В том же году был введен институт Наказных Атаманов. С этого времени они не выбирались, а назначались. Первым Наказным Атаманом Донского войска был Андрей Иванович Гонатин.

С этого времени история Донских казаков относится уже к военной истории России. донские казаки становятся с этих пор войсковым сословием. Земля Донских казаков именуется теперь Областью Войска Донского.

Гимн Донского казачества

Всколыхнулся, взволновался

Православный Тихий Дон,

И послушно отозвался

На призыв свободы он.

 

Зеленеет степь родная,

Золотятся волны нив,

И, с просторов долетая,

Вольный слышится призыв.

 

Дон детей своих сзывает

В Круг Державный Войсковой,

Атамана выбирает

Всенародною душой.

 

В боевое грозно время,

В память дедов и отцов,

Вновь свободно стало племя

Возродившихся донцов.

 

Славься, Дон, и в наши годы,

В память вольной старины.

В час невзгоды — честь свободы

Отстоят твои сыны.

 

 

Краткий перечень службы и походов Донского казачьего войска

1576 год. Донские казаки захватили Азов у турок, но были выбиты оттуда.

До сего времени русскому царю несли службу, только сопровождая послов к туркам.

1579 год Казаки участвовали в качестве союзников в Ливонском походе воевали Шведа, причем "ушли на Дон без отпуска".

1609 - 1611 Донские казаки примкнули к самозванцам и полякам к вместе с

ними "воровали Русскую землю".

1612 - 1613 годы Донские казаки перешли на службу Русского царя и участвова­ли в захвате Заруцкого и Марины Мнишек.

1632 год Донские казаки снарядили большой отряд в Смоленск для участия

в Литовской войне.

1637 - 1641 годы Донские казаки захватили Азов и основались в нем, выдержав в

числе пяти тысяч человек 24 приступа гад^Овв^^^^ати султана Ибрагима. Потом казаки били челом цари принять Азов "вод своя высокую руку", но просьба их по решению Земского Собора не была уважена во избежания войны с Турцией.

1646 год Донские казаки под Черкасским городком и на реке Начальнике нанесли серьезное поражение царевичу Днат-Гирею Нураддину.

1656 - 1667 годы Донские казаки в значительной количестве участвовали в Польс­кой войне.

1670 год Оставшиеся верными русскому царю казаки во главе с Атаманом Корнелием Яковлевым участвовали в захвате Степана Разина.

1671 год Для похода в Азов было собрано десять тысяч казаков.

1676 - 1677 гг. Две тысячи казаков участвовали в Чигиринском походе”

1695 - 1697 годы Две тысячи казаков участвовали в Азовских исходах и во взятии

Азова у турок.

1705 год, Донские казаки участвовали в усмирении бунта Астраханских стрельцов

1709 - 1721 годы - Свыше десяти тысяч Донских казаков принимали участие в "баталиях шведских"

1722 - 1731- годы Донские казаки участвовали в военных действиях против Персии.

1733 - 1735 годы. Небольшое'число Донских казаков принимало участие в Польской, войне.

1736 - 1739 годы четыре тысячи Донских казаков участвовало в Турецкой войне.

1756 - 1762 годы В войне с Пруссией приняли участие шестнадцать тысяч донских

казаков,

1764 - 1774 годы в Турецкой и Польской войнах приняли участие двадцать две ты­сячи донских казаков.

1775 год Донские казаки разбили Пугачева.

1784 - 1785 годы В Грузинской экспедиции принимали участие два Донских полка.

1787 - 1791 годы В Турецкой войне приняли участие девятнадцать Донских полков.

1789- 1790 годы В Шведской войне участвовали Донские полки, из которых извест-

ны два.

1792 - 1796 годы В Польской войне участвовали Донские казачьи полки, из кото­рых известны восемнадцать.

1796 год - Персидской экспедиции графа Зубова участвовал Донской казачий Машлыкона полк.

1799 год В итальянском и Швейцарском походе Суворова участвовали шесть

Донских казачьих полков.

1799 ГОД В Голландской экспедиции была задействована часть лейб-Казачь­его полка.

1801 год В Оренбургском походе /на Индию/ участвовала двадцать две ты­сячи Донских казаков с артиллерией /сорок один полк и две роты/. Кроме того девять полков в это время находилось на Кавказе тридцать три полка при армии и три - на кордонной службе.

1804 - 1864 годы Во время Кавказских войн от Донского войска за всё время учас-

ствовало до 226 тысяч казаков в составе полков,и з которых полки, воевавшие до 1835 года, назывались только но фамилиям командиров.

1804 - 1805 годы Во время войны с Францией участвовало одиннадцать Донских ка­зачьих полков,..

1806 - 1807 годы Во второй войне с Францией участвовала шестнадцать Донских ка­зачьих полков.

1806 - 1812 годы В войне с Турцией участвовало четырнадцать Донских казачьих

полков

1808 - 1809 годы В Шведском походе участвовало четыре Донских казачьих полка.

1812 - 1814 годы Отечественная война потребовала от войска полного напряжения всех сил для отражения вторгнувшихся в пределы России фран­цузов. Верное заветам предков и зову русского паря, казачество выставило на службу 30 полков при армии, 14 полков при лет­учем корпусе Атамана Платова, 20 полков ополчения, также прис­оединившихся к действующими армиям, две конно-артиллерийские роты и, кроме того, 26 запасных полков и одну конно-артилле­рийскую полу роту. Всего было выставлено около 50 тысяч казаков

1826 – 1827 годы В Персидской войне участвовало двенадцать Донских полков.

1828 - 1829 годы В Турецкой войне участвовал 36 Донских полков./

1831 год В подавлении Польского восстания участвовала десять полков.

1849 год В походе на усмирение Венгрии и Трансильвании участвовал одиннадцать Донских казачьих полков.

1855 - 1856 годы В Восточной войне против французов, англичан и турок участвовало 84 Донских казачьих полка и 14 конно -артиллерийских бата­рей, в том числе в действующих армиях на Дунае, на Кавказе и в Крыму.

1877 - 1878 годы полка.

1904 – 1905 годы Во время войны с Японией в военных действиях принимали участие четыре Донских полка и две батареи.

1905 - 1907 годы По случаю возникшей внутри Империи волнений для поддержания

порядка было отмобилизовано почти всё войско.

 

 

 

 

 

Борис Алмазов.

Мы – казачьего рода!

Казачье средневековье.

1253 – 1709 гг.

 

КТО МЫ? ОТКУДА?

СЛУЖИЛЫЕ, ВОЛЬНЫЕ, ГУЛЯЩИЕ, ВОРОВСКИЕ...

Путаница, сопровождающая всю историю казачества, в понимании их как социальной группы, этноса или осо­бой формы военной службы, возникла не случайно, и ра­зобраться в ней, не учитывая исторической обстановки на протяжении четырех столетий, невозможно.

Итак, XIII век — «бродники» (и, может быть, «бологовцы» на Галичине?)становятся союзниками монголов, пришедших на Русь. Возможно, это одно из племен, растворившихся в казачестве, как и неведомые чиги, сабиры, берендеи (Если они вообще были).

Золотая Орда поглощает половцев, живших на Дону и на Днепре, а также остатки печенегов, торков, черных клобуков — это тоже предки современных русских, в том числе и казаков.

Очень интересно замечание итальянского путешественника Рубрука, кто в 1253 году совершил путешествие в Золотую Орду и дошел до Каракорума в северной Монголии (южнее озера Байкал). Он застал хана Батыя и проехал длинный путь из Крыма через донские степи к Астрахани. Сопровождал их на пути к столице Золотой Орды Сараю на Итиле (на Волге) сын Батыя – Сартак, что имел ставку на Нижнем Дону. «А на пути между ним и отцом, - сообщает Рубрук, – мы ощущали сильный страх: именно Русские, Венгры и Аланы, рабы их (Татар), число которых у них весьма велико, собираются зараз по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого, кого только застанут ночью. Днем они скрываются, а когда их лошади утомляются, они подбираются ночью к табунам лошадей на пастбищах, обменивают лошадей, а одну или двух уводят с собою, чтобы в случае нужды съесть. Наш проводник сильно боялся такой встречи». гл. 20.

Ну, чем не казачья ватага? Повторяю, это 1253 год! То-есть, почти на 200 лет раньше первого упоминания о казаках в русских летописях.

Век Х1У-тый, предки казаков — на службе в Золотой Орде или на службе в Польско-Литовском государстве. Характерно, что и на Руси, и в Польше их считают татарами. Как, впрочем, татарами называют и другие народы, покоренные монголами.

Принятие ислама Золотой Ордой (1312 г.), «татарская замятия» — чудовищная гражданская война в Орде — от Причерноморья до Китая. Последовательное разорение казачьих земель, оказавшихся в центре столкновений в Золотой орде и во всем мире чингизидов.

1382 – Мамаево разорение – кровавый поход по казачьим городкам на Дону, Днепре и Хопре. Нашествие Темир-Аксака (Тамерлана), сражения с золотоордынскими войсками в районе Воронежа. Нашествие на Донские и Днепровские земли хана Тохтамыша.

Образование новых этносов, бегство предков казаков в Крым, Турцию, Польшу, Московское государство, на Север.

ХУ век - возвращение, сильно изменившегося, ка­зачьего населения на Днепр, Волгу, Дон, к старым, едва сохранившимся, коренным казачьим общинам, таким как на Тереке, на Яике.

Именно это время в традиционной русской истории считается временем возникновения казачества. Здесь узел проблем и вопросов, повлекший за собою всю последующую путаницу и неразбериху.

Как соотносилось коренное население Старого поля и новой волна своих поселенцев? Кто они были? И те, кто остался, и те, кто возвращался? Имеют ли современные казаки, ведущие свою родословную от тех времен, отно­шение ко всему этническому многообразию, существовав­шему в Старом поле? Ведь казачество, как этнос, существовало к XV веку уже минимум три столетия. Все эти вопросы пока без ответа.

Скажем осторожно, современный отсчет жизни казаче­ства начинается с упоминания казаков в русских летописях. Кстати, совершенно непонятно, какими были они — те люди, что именуются казаками? Как выглядели? К каким народам относились?

Скорее всего, как и прежде, этнический состав Великой Степи или Старого поля был очень пестрым.

Русские летописи, русские документы, особенно позд­нейшего времени, говорят в основном о выходцах из Московии. Причем, основу составляют «розыски», то есть документы о поиске и поимке беглых. Но ведь ими не исчерпывается все население Степи! И вот еще один вопрос, далеко не праздный; было ли в Степи постоянное население?

Вероятно, правильный ответ на него таков: русского постоянного населения в это время, в Степи не было, хотя некоторые выходцы из Руси жили в Старом поле иногда по несколько десятков лет. Именно о них писали летописи, потому что именно они, «московские люди», интересовали составителей доку­ментов.

Но ведь были и другие! Существовали «донские татары», упоминаются «черкасы» (а не черкесы), мордва, еще мелькают «аланы», «козаровцы»? Кто это? Какое отношение имеют они к современным народам? Ведь, скажем, многие народы мира не имеют никакого отношения к тем, чье имя они носят сегодня.

Вероятно, наиболее продуктивной точкой зрения, тем направлением, где возможны новые поиски и открытия, будет та, по которой принять за основу нужно одно обсто­ятельство, что великорусская нация с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.129 с.)