Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запорожский курень, зимовник, паланка.
Семьей и домом запорожца был его курень. Когда он поступал в Сечь, ему показывали место в курене длиною в три аршина (2м 10см) и шириною в два аршина (1м 40см) и говорили: "Вот тебе домовина (т.е. гроб), а когда помрешь зробим ще короче". Курень сичевой обычно 30 м в длину и 4 м в ширину. Строился он из рубленого дерева с 4 окнами и 1 дверью. Внутри его лишь одна перегородка, отделявшая жилое помещение от сеней. Печка ("груба") топилась из сеней, а тепло отдавала в комнату. От порога до покута, (то есть "красного" угла, где висели иконы) стоял большой, наподобие монастырского стол -"сырно".Вокруг сырна ставились узкие скамьи. Вдоль стен настилался стоявшим на столбах помост. Он служил казакам постелью. Спали они всегда на жестком, кладя под затылок валик из войлока. Из украшений, кроме развешанного по стенам оружия и прикрепленного к потолку паникадила, в курене - ничего. В курене свободно могли разместиться до 60 человек. Но курень это не только помещение, а еще и объединение казаков. Число куреней в Сечи всегда было постоянным и равнялось 38.Вероятно, это число родов или племен у предков запорожцев составлявших какой-то военный союз. Названия их происходили от имен атаманов-основателей или городов, из которых вышли первые казаки того или другого куреня. Например, Уманский, Батуринский, Полтавский, Переяславский курени названы, как легко догадаться, по имени украинских городов, тогда как Незамайковский, Ивановский, Рашковский и многие другие запорожские курени своим названием обязаны легендарным атаманам городов. В курене казак, как бы, рождался для новой героической жизни, крестился огнем и кровью и умирал, как православный подвижник и мученик. Тут открыто на виду у всех проходила вся его жизнь, полная тревоги, опасности, разгула и веселья. Запорожец, как и монах, не имел собственности; он пользовался тем, что имел курень: лавки, шинки, земли, рыбные ловли, табуны лошадей и отары овец. Куренной атаман считался отцом этой семьи и главным распорядителем, но не владельцем ее имущества. Если казак никогда не избирался куренным атаманом, он не мог подняться по старшинской иерархической «лествице» выше, ни в кошевые, ни на какую другую войсковую должность. И наоборот: бывшие куренные атаманы, по увольнении со своей должности, оставались в силе, сохраняя почет до смерти под именем «стариков», их голос часто бывал решающим на сходках.
Впрочем, когда говорилось: казак Незамайковского куреня, совсем не обязательно, чтобы им был непременно сичевик (запорожец войскового товаритства), проживающий в Незамайковском курене. Казаком названного куреня мог быть и житель зимовника или одной из паланок, приписанных к незамайковцам. Кроме Сечи, где обитала «гвардия» казачества, казаки проживали еще в паланках и зимовниках, занимаясь там хозяйством. Пахотной и покосной земли имелось множество, хозяйство велось на широкую ногу. Скажем, казачьи табуны в среднем состояли из 5-6 сотен коней и таких табунов у запорожцев было немало. Хозяева зимовников получали из коша особые билеты, по ним они и пользовались землей в награду за долгую и верную службу. Население зимовника достигало иногда 30-40 казаков. По обычаю зимовники укреплялись наподобие небольших крепостей. Посередине стояло 3-4 хаты, амбар, погреб, конюшни, клуня, а кругом "шанцы," или редуты с глубокими рвами и высокими валами. Из зимовников впоследствии часто вырастали города. Запорожец Ус имел зимовник там, где сейчас стоит г. Александрия, казак Петрик считается основателем Петриковки. Название «зимовники» калька слова «вежи» – это половецкие склады сена и скотных дворов, конюшен и кошар, где зимой содержался скот и зимовали половецкие роды. Кроме зимовчан в Запорожье жили еще и посполитые люди, т.е. поселяне, сбежавшие от панского ига, ведущие хозяйство на запорожских землях и за это платившие войску небольшую дань крупой и салом. Посполитые люди жили семьями, хуторами или даже целыми большими селениями. Кстати сказать, нынешний Днепропетровск во времена запорожцев прозывался селом Половицею, Никополь - Никитиным перевозом, а Новомосковск - Самарчиком. Кроме посполитых, зависимым населением были холопы – крепостные казаков. Села и зимовники, в свою очередь, входили в состав паланок ("паланка" в переводе с турецкого, буквально, означает крепость), или запорожские уезды. Во главе паланки, обычно, ставился полковник и под его началом находились семейные казаки. Всех паланок в Запорожье было восемь. Это Бугогардовская (район Новой Одессы), Перевязская или Ингльская (район нынешнего Херсона), Самарская (современный Новомосковский район), с ними соседствовали Кодаковская, Орельская и Протовчанская паланки, Кальмиусская паланка располагалась в районе нынешнего Мариуполя, Прогнойская (от слова "прогнои" - соленые озера, где запорожцы добывали соль) находилась на Кинбурнской косе и имела особое стратегическое значение, так как служила казакам ключом к "синю морю".
В Сечи можно встретить всякие народности и выходцев из разных сословий: украинцев, русских, поляков, литовцев, болгар, молдаван, татар, турок, евреев, немцев, французов, итальянцев, испанцев, англичан. Вот несколько характерных биографий, какие приводит в своей "Истории Новой Сечи" Скальковский: «Родился я в Литве, в воеводстве Новгородском, от дому шляхетского. Когда же, будучи уже взрослым парнем по Киеву шатался, подловили меня казаки сичевые, с которыми, севши в дуб, поехал до Сечи. Приехавши, пристал в курень Каневский, где и назвали меня Иваном Ляхом». «Родился он, казак Василий Перехрист, от еврейка Айзика в местечке Чигрине... Оттоль с Чигрина, с добровольного его желания в Сечь запорожскую привезен, где в Сечи, будучи в то время начальником Киево-Межигорского монастыря, в церкви сичевой окрещен и к присяге на верность в той церкви приведен». Но все эти, хотя и очень яркие, все же эпизоды в этнической картине Сичи, потому они и упомянуты письменно, что скорее это исключение, чем правило. Примерно так же учитывались проходившие через пограничные пункты «ухожаи» на Дон, что сильно искажает подлирнную этническую картину. Так и в сичи основную массу составляли «природные козаки», из «старых козацких родов», с детства воспитанные в казачьих традициях и «приохоченные к воинскому ремеслу». Приходили в Запорожье, разумеется, и люди с темным прошлым - разные убийцы, преступники, проходимцы. Но на характер «товариства» они никакого влияния оказать не могли: как не прошедшие казачью воинскую науку они либо погибали в бесконечных боях, либо им приходилось в корне изменяться, либо принимать лютую казнь от запорожцев. Всему ж миру было известно, что законы в Запорожье чрезвычайно строги и расправа быстра. Обычное право у запорожцев. Войско запорожцев управлялось "по своему умоположению" и "собственными порядками". В основе власти на Запорожье лежала «громада», «мир», «товариство казаков». Когда требовалось решать какие-то важные вопросы, литавры созывали всех казаков на Сичевую площадь, где и происходила Рада (от слова "радиться" - т.е. совещаться, по-русски «рядиться» - спорить) или войсковой совет. На Раде каждый казак, вне зависимости от звания и состояния, мог открыто высказать свое мнение, особые соображения и имел право только одного голоса. После того как решение большинством голосов было принято, каждый запорожец и все войско в целом обязаны были ему следовать и исполнять. Атаман в Сечи был первым лицом среди равных, и не мог ничего важного решать без товарищества и Рады, а на Дону, Тереке и Яике без Круга.
Не следует думать, что в Запорожье была безбрежная вольница, близкая к анархии. У казаков, на самом деле, всегда существовала четкая иерархическая лестница, на вершину которой мог взойти каждый кого громада признавала достойным. Ни знатность рода, ни сословное происхождение, ни старшинство лет не имели в Сечи никакого значения. Одни личные достоинства, т.е. храбрость, опыт, ум, находчивость брались в расчет. На первой ступени ее стояли молодики, проходившие казацкую выучку (каждый опытный казак имел при себе по 2-3 таких молодца), затем шла сичевая масса - сиромашня, выше которой стояли старшины - заслуженные воины, прославившие себя подвигами. На вершине казацкой пирамиды стоял кошевой атаман и его окружение. Вся эта невидимая в мирное время иерархия в случае войны становилась жесткой структурой. Глава ее - кошевой атаман, которому во время боевых действий обязаны были подчиняться все и каждый в отдельности, наделялся безграничными полномочиями и волен был распоряжаться жизнью любого самого заслуженного казака. Сечь была открытой в полном смысле этого слова. Насильно здесь никто никого не держал. За всяким добровольно вступившим в ее ряды железный занавес не закрывался и каждый казак мог по своему желанию оставить "свою мати" и на время или даже навсегда. Перед выходом он получал на руки аттестат за свою службу, где подробно перечислялись его деловые и воинские качества. Исключение составляло военное время, когда ввиду "немаловажных заграничных обстоятельств" выезд казакам из Сечи без специального письменного разрешения войсковой канцелярии строго-настрого воспрещался. Обычно уходили казаки с Сечи, когда задумывали жениться и обзаводиться собственным хозяйством. Были и такие, кому надоедала запорожская вольница. Про них товарищи обычно говорили "зажирив от казацького хлиба". Узнав на стороне «яка в хамов життя, почем ковш лиха и хватив шилом патоки», как правило, возвращались через некоторое время обратно и их, посмеявшись, вновь принимали. Общевойсковые рады происходили всегда в строго определенные дни, а именно: 1 января (по старому стилю, т.е. через 7 дней после Рождества Христова); 1 октября (по старому стилю, т.е. в день Покрова Богородицы, который являлся основным храмовым праздником Сечи и казаков всех войск) и на третий день после Великодня, т.е. после Пасхи; кроме того, Рады могли собираться во всякий день по желанию товарищества.
На январской раде обычно решались наиважнейшие для казаков вопросы: О разделе земель и угодий и о выборе войсковой старшины. На радах решали быть ли миру или розмиру с тем или иным государством и надо ли собираться в поход. За несколько дней до Рады все казаки, где бы они не находились, спешили собраться в столицу своей общины - Сечь. В самый день ее запорожцы вставали чуть свет, выряжались в свои лучшие платья и направлялись в сечевую церковь, где торжественно служили утреню и затем сразу обедню. Вернувшись из храма в курень, они молились на иконы, поздравляли друг друга с праздником, снимали с себя дорогие платья и садились за стол обедать. Отобедав, они благодарили Бога, затем атамана, куренного кухаря, кланялись друг другу и, снова облачившись в праздничные одежды, готовились к выходу на площадь, которая специально по этому случаю усыпалась песком. После пушечного выстрела, довбыш выносил из церкви литавры и ударял в них один раз, извещая о начале рады, затем поочередно появлялись: войсковой есаул с большим войсковым знаменем в руках, простые казаки, вслед за которыми на площадь выступала старшина - кошевой атаман с булавой в руках, войсковой судья с большой серебряной печатью, войсковой писарь с серебряной чернильницей, каламарью и гусиным пером за ухом и 38 куренных атаманов с тростями (насеками) в руках. Вся старшина без шапок (с открытыми головами), ибо она шла на площадь как на судное место. Старшина выходила на средину огромного казацкого круга (коло) и кланялась на все четыре стороны славному сечевому товариществу. Казаки снимали шапки и на поклоны старшины отвечали поклоном. После чего, как бы открывая Раду, настоятель Сечевой церкви служил молебен. По окончании молебна кошевой атаман обращался к собравшимся: ''Паны-молодцы, теперь у нас Новый год и надлежит по древнему нашему обычаю произвести раздел между товарищами всех рек, озер, урочищ, звериных доходов и рыбных ловель." - "Да, следует, следует," - кричали в ответ казаки и начиналась жеребьевка. Войсковой писарь выносил шапку, в которой лежали ярлыки с расписанными на них угодьями. После того как ярлык был вынут, писарь зачитывал вслух, что и кому досталось. Сперва к шапке подходили представители сичевиков - куренные атаманы, затем войсковая старшина, потом духовенство и только после них женатое население запорожских вольностей. Товариство в Сечи и в бою, и при дележе пользовалось преимущественным правом быть первым. После того как угодья были разделены, начинались выборы кошевого атамана и всего войскового управления. - "Паны-молодцы, - обращался к казакам атаман, - не желаете ли по старинному обычаю переменить свою старшину и вместо нее выбрать новую? Если товариство было довольно своею старшиною, то казаки обычно отвечали: "Вы - добрые паны, пануйте еще над нами!" В этом случае атаман, судья, писарь и есаул кланялись казакам, благодарили за честь, им оказанную, и все расходились по куреням.
Но так было далеко не всегда, нередко недовольные своим атаманом казаки кричали: "Покинь, скурвый сыну, свое кошевье, бо ты вже казацького хлиба наився!" "Иди себе прочь, негодный сыну, ты для нас не способен! Положи свою булаву, положи!" Кошевой немедленно повиновался этому грозному требованию: бросал на землю шапку и поверх ее клал булаву, затем он кланялся всему товариству и уходил с площади в свой курень. После ухода кошевого тоже самое должны были сделать судья, писарь и есаул.(Чтобы не видели и не слышали, что о них говорят казаки и не мстили бы в случае возвращения в должность.) Если, конечно, казаки не обращались к ним с просьбой, чтоб они не скидывали своего чина. Бывало, что на Раде старшина изобличалась в преступлении против войска. Тогда она казнилась за то всенародной смертию. После удаления старой старшины приступали к избранию новой и этим делом руководили простые казаки - "сирома". Если кандидатов оказывалось двое или больше, начинался спор. Перед этим кандидаты обязаны были разойтись по куреням, дабы не участвовать в нем. Если спор не разрешался мирно, то разные партии шли друг на друга стенкой на стенку, - пока не победит сильнейший. Таким образом, когда вопрос с победителем решался, 10 выборных казаков шли в тот курень, где сидел избранник, толкали его в бока и вели на площадь со словами: "Иды, скурвый сыну, бо тебе нам треба, ты теперь нам батька, ты будешь у нас паном". Рада вручала ему булаву и объявляла желание всего войска видеть его кошевым атаманом; по древнему обычаю избранный должен был два раза отказаться и только после третьего предложения взять в руки булаву. По этому случаю довбуш бил в литавры, а старые заслуженные сичевики по очереди подходили к атаману и сыпали на его бритую голову песок или мазали его макушку грязью в знак того, чтоб он не забывал откуда пришел. Кошевой кланялся на все четыре стороны и благодарил за честь, на что товариство отвечало ему дружным криком: "Дай тебе Боже лебединый(!) вик и журавлиный крык!"*) В том же порядке происходило избрание судьи, есаула и куренных атаманов. Второго января избирали довбуша, пушкаря, писаря, кантаржея и других. *) Весьма многозначительное пожелание постоянно помнить о своем происхождении от лебедей (каз-ак) и о Родине, символом привязанности., к которой был журавль. Международные договоры. Запорожцы осознавали себя прежде всего воинами и главной своею жизненной целью видели постоянную войну. Отсутствие энергичных военных действий могла привести к внеочередной раде и смене старшины. Казаки кричали, что кошевой "обабывся" и сделался ганчиркою (т.е. тряпкою), поэтому нужно нового кошевого, который бы почаще водил казаков в бой. Когда ставился вопрос о походе против неприятеля, казаки проводили раду иначе. Сначала они давали аудиенцию послу государя, приглашавшего запорожцев на войну. В ходе беседы казаки требовали условий похода в письменном виде, после чего просили объявить казачье коло. На нем они изучали предлагаем) громко высказывали свое мнение. В итоге товариство предложение принимало или отрицало. Определить это можно сколько шапок бросалось вверх в знак согласия. После товариства избирали 20 депутатов. Они приглашали посла в коло(круг) и начинали обсуждать сним каждый пункт, в конце концов запорожцы высказывали свое согласие.:били барабаны, трубили трубы, стреляли пушки. Но на следующий день послу сообщалось, что казаки думали и решили все-таки от похода отказаться. Посол начинал упрашивать казаков пуще прежнего и обещал большую награду за понесенные труды. Старшина в свою очередь также уговаривала товариство не отказываться от лестных условий. Однако казаки стояли на своем. Тогда кошевой, разгневавшись, складывал полномочия атамана. После чего коло расходилось, а собиралась третья рада. На ней кошевого просили принять должность снова и когда он, наконец, соглашался, предъявлялись письменные условия похода послу. Посол, прочитав являлся в коло и объявлял, что он на все согласен и вручал казакам подарок в несколько тысяч золотых. Запорожцы расстилали на земле кобенки (т.е. плащи): пересчитывали. Затем товариство дарило посла шубою и посылало собственных послов с грамотою «к почтившиму их приглашением на службу», государю. Кроме общевойсковых рад были у запорожцев «рады куреней», или как их еще называли, - "сходки". Куренные сходки происходили только в тех случаях, когда требовались решения невозможные на общей раде. Тогда к куреню кошевой только куренные атаманы и старшина, таким образом проходило строго между избранными. Суд и наказания Все суды были гласными и прилюдными, а решения только по общему приговору Рады. С годами судебная практика совершенствовалась и в Сечи появилась должность Войскового судьи. Смертью каралось: предательство, – за это полагалась лютая смерть без покаяния (без права на исповедь и отпущение грехов), на железном крюке на ребро или на колу, убийство товарища: (братоубийц закапывали в землю живого в одном гробу с убитым.), воровство и укрывательство краденой вещи, (вора обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) или побивали камнями, за великое воровство или как бы мы сегодня сказали - "хищение в особо крупных размерах" виновных ждала шибеница (виселица). Позорная смертная казнь. «Кривые, хромоногие и почти безногие калеки, просившие в Сечи милостыню ни к кому в глаза не лезли, а "сидели в градских воротах с молчанием, в ожидании от доброхотных дателей милостины, якую им и давано было щедрою рукою набожных, хотя и веселых казаков". Единственно, что требовало от калек запорожское правительство, так это снимать с шибеницы повешенных и погребать их на выгоне. С последними нищие часто менялись одеянием, без угрызения совести раздевая мертвых разбойников, "хотя тем дать выразумить живым, яко всегда лучше просити, нежели, однажды, умерети на виселице". От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь девушка изъявляла желание выйти замуж за осужденного. Однажды, когда коня с преступником уже подводили к виселице, навстречу ему вышла девушка под белым покрывалом, в знак того, что она готова выйти за приговоренного замуж. Процессия остановилась и тогда осужденный на смерть казак попросил девицу снять покрывало с лица. Когда же он увидел, что она сильно обезображена оспой, он всенародно отказался от нее, заявив: "Як иматы таку дзюбу, лепше на шибеници дать дубу" и последовал дальше навстречу своей смерти», За связь с женщиной или содомский грех. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь это даже мать или сестра казака. Одинаково с этим каралась, впрочем, и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали запорожцы: "подобное деяние к обесславлению всего войска запорожска простирается». насилие в христианских селениях, самовольная отлучка, пьянство и дерзость против начальства во время похода и за не возвращение долга товарищу приковывали цепью к пушке. Войсковой есаул обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были сами осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. После уголовного суда все казаки держали двухнедельный покаянный пост, за нарушение заповеди: «Не судите, да не судимы будете»
Евстафий Дашкевич Принявший христианство татарский князь из рода хана Тохтамыша; (скорее всего имя Дашкевич происходит от тюркского «дешт» - степь.Ср. Дешти кыпчак - Половецкое поле.) в Литве считался старостой Тройским и печатался гербом «Лелива». Будучи подданным Великого князя Литовского, он вместе с Крымскими Татарами, неоднократно, предпринимал набеги на московские пограничные области, а услугами запорожских днепровских казаков пользовался и при столкновениях с Крымом и при нападениях на Московию. Князя Дашкевича ошибочно считают первым гетманом Днепровских Казаков; в действительности же, он только организовал и снабжал казачьи отряды в интересах Литвы и Польши, а при этом принимал на себя роль протектора некоторых казачьих общин перед Польско-литовским королем. Образцы подобных отношений известны со времен Черных Клобуков и Золотой Орды, когда казачьи общины привлекались на службу Рюриковичами, отдельными ханами и царевичами Чингизидами, которые нанимали казаков на службу в своих войнах, считая их, однако, отдельной, полу вассальной Золотой Орде, общиной. Одновременно с Дашкевичем пользовался услугами казаков и другой польский вельможа, зять князя Острожского рыцарь Предслав Ланцкоронский. Попытка Дашкевича организовать из казаков постоянный заслон для обороны литовских и польских границ окончилась неудачей. Дашкевич умер в 1536 году, но попытки привлечь казаков на службу Великому княжеству Литовскому, а затем Речи Посполитой, продолжились. Однако, результаты оказались прямо противоположны первоначальным целям. Когда казачье войско сформировалось, оно стало во главе движения за независимость православного населения и от Польши, и от Крыма, а впоследствии, и от России.
Вишневецкий Дмитрий (Байда) Разумеется рассказ об украинских или, как их называют еще Днепровских или Малороссийских казаках, не совсем правильно начинать с рассказа о двух литовско-польских вельможах, потому что история казачества, как народа, много старше, чем история этих родовитых магнатов, но уж больно они типичны для времен Ивана Грозного, Годунова и Самозванца. Это люди ренессансных характеров и шекспировских страстей. Они - современники Ермака, но сильно разнятся судьбы героя русский истории и польско-литовских «крулевят». Один Вишневецкий Дмитрий (Байда) принял мученическую смерть и до сих пор воспевается в казачьих думах, а другой Иеремия Вишневецкий упоминается потомками запорожцев не иначе, как с плевком под ноги, на символичном языке средневековья, это означает, что он осквернял даже землю, по какой ходил, и эта земля до сих пор нечиста. Кроме того, вся обстановка, все проблемы того времени в Приднепровских степях, при всем кажущимся внешнем несходстве, такие же как и в степях Донских и даже Яицких. Это время, когда два окрепших государства Польско- Литовское королевство и Царство Московское начали поглощать, никогда им ранее не принадлежавшую, Великую степь, оставленную разгромленной Золотой Ордой. Орда пала, но степняки, населявшие ее просторы, остались. Вернулись в Поднепровье, к своим оставленным братьям и родовым землям из Литвы и Крыма, с Кавказа и Карпат потомки бежавших туда православных торков, гузов, черкасов и черных клобуков, составив новое единое племя с общим названием «казаки». Вернулись и возвращались с Русского Севера из Азова и Крыма, из Мещерких лесов казаки донские. Московские князья и князья польско-литовские в конце 14 века обнаружили, что между ними и мусульманским югом стоит мощный православный степной заслон – казаки. Кочующие или живущие на реках оседло, от Днестра до Днепра, от Днепра до Дона, и от Дона до Волги и Яика. При всей этнической и родоплеменной пестроте, они представляют собою некое единство, объединенное не столько тем, что они, в большинстве, потомки порабощенных монголами степных тюрок, с общей ордынской судьбой, но Православной верой. Она то и отделила их от тюрок мусульман Крыма и Поволжья и тенгрианцев Заволжских степей и заставила видеть родство с Православной Московской Русью. Особые отношения складывались с Польшей. Собственно, в 14 - 15 веках, Польша поглощала Днепровскую степь, вытесняя оттуда наследников Золотой Орды - Крымских ханов, как сделает это Россия в 17 веке воюя с Ногайской ордой.. Вернее, отношения между Речью Посполитой и Днепровскими казаками в 15-16 века были точно такими же, как между Царством Московским и донскими казаками, времен первых Романовых в веке ХУ!! –том. Точно так же, как польские воинские люди шли казаковать на Украину, как, воспетый Сенкевичем пан Владыевский и другие шляхтичи, так «убегали казаковать» в донские степи и русские дворяне. Правда, среди них не оказалось личностей равных Вишневецким. Характеры сходны, но масштаб помельче. Да и заселенность Днепровских степей на порядок выше, чем Донских. Оба Вишневецких, как бы предтечи Мазепы и других «козацких гетьманив»… Но начинать рассказ о них следует с 1505 года, когда польское правительство в лице Дашкевича и Ланцкоронского заключило договор с днепровскими казаками о службе по защите своих южных границ. Они как и у России, проходили с мусульманским миром неизвестно где. Где-то в степях. Собственно, и понятия граница, в современном смысле этого слова, не существовало. Дмитрий Иванович Вишневецкий - князь из литовского рода Геднминовичей. Его отец был правителем степных окраин Великого княжества Литовского со званием старосты Черкасского и Каневского. Его можно сравнить с детьми английских офицеров времен Киплинга, выросших в Индии. Безусловно, он ощущал себя знатным польским шляхтичем, но ему очень близки казаки, среди кого он вырос и жил. Собственно, Днепровские степи были польской колонией. Их власти старались изо всех сил полонизировать (ополячить), поэтому всячески поощрялись польские и литовские военачальники, что командовали козаками – «туземными иррегулярными войсками из районов военной колонизации», как назовут казаков позднейшие военные историки Князь Дмитрий, выросши среди казаков, во многих из них нашел своих верных сподвижников. С 1550 он ходил с казаками в степи на ратные подвиги. Киевские летописи литовской эпохи считают его вторым по счету историческим гетманом Среднеднепровских Запорожцев, но это едва ли соответствует его истинной роли в казачьей жизни. До 1576 г. в Великом княжестве Литовском (так тогда именовалась Польша) титул казачьего гетмана еще не был введен, но среди польско - литовской знати уже известны несколько организаторов казачьих боевых предприятий, как Язловецкий, Ланцкоронский и другие знатные рыцари, которые не были этническими казаками. За исключением татарина (казака) Дашкевича, хотя и он постоянно жил Польше. Время от времени, они приходили на Низ, как воеводы, со своими планами, получали поддержку казаков. Казаки получали за это «поминки» или жалование и часть добычи. К таким польским «военспецам» следует отнести и Дмитрия Вышневецкого и его предков, которые за службу Польше получали огромные наделы в украинских землях. К середине 16 века вся территория Украины, фактически находилась в распоряжении Польши. И никто из прежних польских магнатов не имел столько собственности на Украине как род Вишневецких, в частности князь Дмитрий Иванович. Еще до смерти своего отца он получал доходы с Вишневца, (родовое имение, по нему он и носил то, что мы нынче считаем фамилией, Вишневецкий. Он, первоначально звался Князь Дмитрий Владетель Вишевецкий) владетель Окнина, Кумнина, Лопушна, Таражи, Камарина, Крутова, Вонячина и многих других местечек (городков) и сел. В 1551г., по «королевскому привилею», он унаследовал после отца староства Черкасское и Каневское По размерам и богатству его владения превосходили иные удельные княжества. Сложно догадываться,что думал и кем себя ощущал Дмитрий Вишневецкий. Вероятно, срабатывал психологический мотив, который много лет спустя будет проявляться и у американских и у австралийских колонистов. Вишневецкий, все более становился Байдой. («Байда» у казаков плоскодонная лодка. По тюркски «Байда» – утка. Вишневецкий мог получить такое прозвище за важную, кавалерийскую, в раскачку, походку). То есть он все меньше чувствовал себя обязанным Польше и все больше самостоятельным правителем. Этому способствовало в полной мере козацкое окружение. Казаки то уж никак не считали себя поляками, с теми их разнили язык, вера, этническое происхождение и менталитет степняков. Временами они, в большей степени, чувствовали свое родство с крымцами, турками и считались братьями с донскими татарами-казаками, чем со славянской, европейской, спесивой и заносчивой Польшей. Поляк и шляхтич Вишневецкий, если не разделял эти чувства, то вполне понимал их. Не поляков, а казаков, оказавшихся в границах его владений, он считал, ну если не своим народом, и не своей семьей, то своими поддаными, кого любил. Казаки платили ему тем же. Его уважали за храбрость и прочие рыцарские достоинства. Это у Запорожцев он получил прозвище Байды и что, именно, о нем, как о Байде, пели еще при его жизни Казаки Человек середины шестнадцатого столетия, он не мог не быть авантюристом. Вишневецкий Байда – по характеру - родной брат неистовым Медичи и прочим европейским, в первую очередь с итальянским, героям. Он чувствует себя вполне независимым владетелем. И кто знает! Может быть, он своим неистовым поиском союзников в борьбе за собственную независимость от королевской власти, в своем неистовом стремлении к неограниченной свободе и власти, породил в казаках мысль о том,что Польша к ним относится несправедливо, и что они Польше ничем не обязаны! Разумеется, казачье стремление к независимости никогда не умирало, и сопротивление поляком росло прямо пропорционально давлению со стороны польских католиков и сторонников полонизации, кто объяснял «козакам днепровским», что казаки – беглые, «плохие, неправильные поляки», точно так же как позднейшие думные дьяки и бояре будут объяснять донским, яицким и терским казакам, что они «плохие русские» – беглые разбойники, и только примерной службой могут заслужить прощение всех вин и возможность стать великороссами. То же самое предлагалось индийским сипаям, правда, чернокожим бенгальцам трудно поверить, что они станут белокожими англичанами, но зато им обещали привилегированное положение в Индии и полные права подданных Владычицы морей. Для обретения независимости, разумеется для себя, а не для своих хлопов (к чести сказать, Байда их себя от казаков не отделял) он начинает судорожно искать союзников. В 1553 г. он посетил Стамбул и виделся там с султаном. Поездка, совершенная без видимого согласия короля, не была поставлена ему в вину. Король уже не очень много значил в стареющей аристократично-демократичной Польше. Шляхта вертела государством, как хотела. И одним из этой шляхты был Вишневецкий. Он собирался уплыть с тонущего корабля Польско-Литовского королевства на плоту козацкой Украины. Когда дружба со Стамбулом не получилась, Байда попробовал завязать дружбу с Москвой. В апреле 1556 r. его люди служили проводниками для царских войск в крымских степях. Война с историческим врагом –другом «вильного запорижкого козацства» – Крымом особенно расположила к Байде козаков. Вскоре после этого, с казачьим отрядом Вишневецкий спустился по Днепру за порог, то есть вышел из Гетманщины, из земель, формально, принадлежавших Польше, в земли запорожцев, и построил замок на Малой Хортице. Запорожцы - низовцы в том ему не препятствовали. Польша с Литвою разумеется этот шаг приветствовали, расценив его как еще один шаг к колонизации диких схизматов. Примерно это же делали русские правители, двигая города все дальше и дальше в казачьи земли. В то время у Литвы с казаками еще не случалось столкновений. Король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд Август надеялся, что этот замок будет служить форпостом Литвы в обороне от татар. Однако, Вишневецкий считал этот замок только своим, и в сентябре того же года сообщил Ивану Грозному, что он «из Литвы отъехал и построил свой город на Хортице»-, не дрогнув, приравнивая укрепление к поселению.(Собственно ведь и крепость можно назвать городом, называли же казаки свои форпосты городками). Вероятно, почувствовав себя королем, Байда 1 го октября с Казаками захватил Ислам Кермень, татарскую крепость на Нижнем Днепре, вывез оттуда несколько пушек и вооружил ими свой замок. В ответ на это, крымцы, вместе с турками, осадили Малую Хортицу, и в конце концов, принудили Вишневецкого уйти назад в Черкасы. Неистовый поляк, во имя своих амбиций, лишний раз столкнул казаков с крымцами. Заполыхали хаты, и, в ответ на это, крымские аулы. Полилась родственная казачья и татарская кровь. А ведь крымцы выделяли казаков из других жителей степи. Между ними складывались сложнейшие отношения вражды-побратимства. Так, крымцы охотно принимали казаков, бежавших от царя или короля, четверо казачьих атаманов стали крымскими ханами, в случае возникновения раздоров в Крыму крымские ханы обращались к казакам и всегда получали помощь. Естественно, и казаки принимали крымцев и других татар в свои общины невозбранно, сохраняя за ними даже право вероисповедания. Удивительно, но по крымской традиции, ханы, придя к власти, первого мальчика, какой рождался, после того, как хан воцарился в Крыму, крестили! Вообще отношения казаков и крымцев резко отличаются от отношений Крыма и России и Крыма и Польши. Это еще совсем не исследованная область истории. Она еще ждет своих первооткрывателей. Осенью 1557 г. Вишневецкий, вдруг, отъехал в Москву. Иван Грозный был рад привлечь на свою сторону знатного воина, имевшего к тому ж; большие связи с Запорожцами. Не следует забывать, что мать Ивана Грозного - литовская княжна Елена Глинская, внучка «козака Мамая», кто, в свою очередь, был сыном хана Мамая – запорожца. Таким образом, русский царь, одновременно, правнук хана Мамая и князя Дмитрия Донского. Грозный наградил Вишневецкого крупной суммой денег (10000 руб.) и дал в "кормление" г. Белев со многими подмосковными селами. По царским поручениям Вишневецкий ходил с русскими войсками и казачьим отрядом на крымских татар и ездил от царя для переговоров с Кабардой. Но вместе с тем, он узнал о Московии и ее царе все то, что издали видеть не мог. Перед взором степного рыцаря московская жизнь выступила во всей своей неприглядной наготе, с кровавым и юродствующим тираном, с холопствующей знатью, с бесправием и нуждой в народе. А самое главное Вишневецкий понял, что абсолютный тиран, доведший идею самовластия до кровавого абсурда, не годится ему в союзники, да и вассалах-то его недолго потерпит. Идея воссоединения славянских Украины с Россией, когда-то разрозненных татарами, едва родившись, умерла. Наглядевшись на сильного царя, Вишневецкий, рванул назад на Низ к казакам и, на всякий случай, задержался у них на Монастырском острове. Слабый, либеральный король и тут не упрекнул его в измене, а похвалил за решение оставить Москву в преддверии ее войны с Литвой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.085 с.) |