ТОП 10:

Ногайцы - недостающее звено?.



Нагай - князь тюрко-мангутского племени из состава Золотой Орды. Он был связан с ханами Чингисидами кровным родством и от 1280 г. считался в их царстве пра­вителем западных o6ластей. В действительности же, Нагай, на протяжении двух десят­ков лет, оставался безраз­дельным владетелем всех та­тарских земель, расположен­ных на запад от Дона. Дань от соседних народов он брал в свою казну. Его современник, греческий историк Паксимер, пишет о нем: «Нагай был храбрым воином, наи­более мудрым и ловким пра­вителем из всех, какого ког­да либо имели Татары, на­зываемые Монголами. Все нетатарские племена, попав­шие в границы его владений, вскоре оказались полностью отатаренными: «Аланы, Цики (чиги ?), Готы, Русы и множество других народов, живших раньше на этой земле около моря и дальше от моря, бы­ли теперь собраны вместе. Они вскоре приняли татар­ские обычаи, фасон одежды, язык».

Вошли в его дружины и остатки местных Т о р к о в – Берендеев, наши предки, в качестве Ордынских казаков. По мнению казачьего историка Е. П. Савельева, именно они способствовали росту военной сла­вы этого крымского князя.

Нагай был женат на доче­ри Византийского императо­ра Ефросиньи. Он помогал Византии в ее борьбе с Болгарами. Но, одновременно, он, не переставая, вмешивался в дела ханов Золотой Орды, отчего возникали дворцовые перевороты, междоусобия и войны. В результатеих по­гиб и сам. Он был убит в бою с войсками хана Тохты (1300 г.).

Тракай, сын Нагая, отошел с остатками отцовской дружины к пределам Болгарин, а орду Мангутов хан Тохта выселил в Среднюю Азию. Ордынские казаки, собравшиеся около Нагая, известны в истории позднее, как Перекопские и Белгород­ские, а также, как казаки охраны генуэзских колоний.

По имени великого хана Нагая и происходит самоназвание одного из загадочных народов Великой степи. Когда-то, по утверждению историков, они кочевали от Урала до Днепра, в Нижнем Поволжьи, на Северном Кавказе и в Крыму. Ногайские орды сложились в результате слияния тюрко и монголо-язычных народов с тюркоязычными кыпчаками (половцами). Основными занятиями ногайцев были отгонное скотоводство: верблюдоводство, коневодство, овцеводство, в незначительных и архаичных формах, земледелие и огородничество.

Жили ногайцы аулами. Основным жилищем были большая разборная кибитка –терме (терем?) и малая переносная – отав. Оседлые ногайцы,(а были и такие!) жили в полуземлянках - ерме къазы – точно таких же ( а может быть, одних и тех же?), в каких жили люди, именовавшие себя казаками в 14- 15 вв. Мужчины носили рубаху, штаны, бешмет, верхней одеждой служили «черкеска» (кафтан без воротника), бурка, шуба., головной убор составляли папаха и башлык. Женский костюм включал: рубаху, шальвары, бешмет (верхняя распашная одежда) длинное распашное платье (казакин или чепан Б.А) меховые шапки, повязанные платком, ( точно так же как до сих пор повязывают казачки), зимой надевались крытые сукном шубы. обувью являлись сапоги, башмаки – тюрск. ( мягкие полусапожки из телячьей кожи) чарыки. ( Чирики! Господи, ты, Боже мой! Б.А.)

И в еде не существовало никакой разницы между казачьей кухней и кухней ногайцев – то же самое молоко и мясо, конина, баранина, молоко, сюзьма, ирьян и т.п.

Социальное устройство ногайской орды обычно для кочевого народа на ступени патриархально-феодального развития. Родовая и соседская взаимопомощь, кровная месть, гостеприимство, побратимство, аталычество… Правили Бии (баи, буйи, мурзы, султаны , кайбаши, мелкая знать) далее, основное свободное население и крепостные, а также домашние рабы, аж в 19 веке!

Среди ногайцев, при всей их нынешней малочисленности преобладает несколько типов лиц: совершенно монголоидные, но они свидетельствуют не только о предках, сколько о связях с пришедшими в степи калмыками, кавказский тип, какой можно встретить и у нижне-донских казаков и у кубанцев и, совершенно, европейский…

Я знаю, сколько камней будет брошено в мой огород, но я убежден, что именно ногайцы - то самое недостающее звено в цепи аланы, болгары, хазары, печенеги, половцы, …ногайцы!….славяне ( русские)…- казаки. Именно ногайцы – автохонный народ.

Предки именно этого народа стали той тюркской степной основой, на какой сформировалось казачество. Во всяком случае, донское. Так что же не слились они в единый народ? Во-первых, слились! Это - казаки. Просто славянская земледельческая культура у казаков возобладала. А во-вторых, ни один ногаец не может утверждать, что его кровь не идентична крови казака, и наоборот, ни один коренной, чистокровный казак не может быть уверен, что ногайцы не его ближайшие родственники, равно как кумыки и другие древние народы степи и Предкавказья. История постоянно доносит нам сведения, что атаман такой-то ушел к ногаям, то на Яик, то в Крым… Иное дело, что один считает себя ногайцем , а другой казаком… Разнесла то их судьба в два разные народа не по этническому признаку, а про религиозному. Донские казаки – православные, ногайцы – мусульмане сунниты.

Одни, так сказать, кяфиры, гяуры, а другие басурмане! И двести лет в жесточайших войнах они истребляли друг друга. Но следует добавить, что религии тут не причина. Это скорее объяснение. Воевали потому, что - средневековье, воевали за господство в степи… А вона за веру только объяснение. Тогда в степи все воевали.

 

Нагаи

нагайцы (ногайцы) — так называлось татарское население южно-русских степей, получившее, будто бы, это название от известного темника Ногая (см.). Их разделяли у нас на Больших, живших на Восток от р. Волги, и Малых — на Запад от нее. Большие Н. — это потомки татар Золотой орды, вместе с покоренными ими тюркскими народами. Малые Н. из приазовского края были вытеснены нашими казаками далее на З, где разделились на несколько орд, подчинявшихся крымским ханам, а через них — турецким султанам:буджакская орда (от Днепровского лимана по берегу Черного моря к устьям Дуная, т. е. от Аккермана до Измаила), едисанская (в Очаковской области), джамбуйлукская и едичкульская (в северных уездах нынешней Таврической губ. и отчасти в Екатеринославской), азовская (в бывшем Таганрогском градоначальстве) и кубанская (в бывшем Черноморском округ). Большие Н. вступили в русское подданство еще при Иоанне Грозном, причем сравнительно надолго сохранили своих ханов, как подручников Белого царя. Русское влияние на Малых Н. началось лишь во второй половине XVIII ст. По мысли гр. Панина, командовавшего нашей армией в Новороссийской губ. и Очаковской области, начались в 1769 г. попытки привлечь Н. на сторону России; в 1770 г. изъявили готовность принять русское подданство орды едисанская и буджацкая, часть которых (11794 д.) вслед за тем были водворены, для временного кочевания, в степях от р. Каменки до г. Азова, т. е. на прежних их землях. Так как война с Турцией тогда же возобновилась, то из предосторожности Н. были переведены в степимежду Доном и Кубанью. Там они оставались до 1783 г., когда их решили, вопреки обещанию, еще раз перевести в новые места, далее на С, в приуральские степи, в кочевья киргизов и калмыков. Узнав об этом, Н. разом собрали свои кибитки и бежали на Кавказ. Потемкин поспешил успокоить их и вернуть их в Россию. При помощи влиятельного мурзы Баязет-бея удалось, в 1784 г., возвратить в ейские степи до 1000 семейств беглецов, а потом, до 1790 г., вернулось еще до 2000 семейств. В 1790 г. Потемкин, опасаясь присоединения Н. к туркам, с которыми тогда произошли у нас столкновения на Кавказе, перевел едисанскую орду частью к туркменам, а Н., кочевавших в низовьях р. Кумы по Каспийскому морю — частью на левый берег Молочных вод, где им достался обширный треугольник, образуемый устьем р. Берды, оз. Молочным и верховьем р. Токмак. Здесь число Н. постепенно увеличивалось — между прочим, выселенцами из Анапы и из Кизлярской степи. В начале XIX ст. числилось в едисанской орде 4655 мжч. (26 аулов), в джамбуйлукской 1922 мжч. (11 аулов), в едичкульской 1188 мжч. (6 аулов). В 1806 г., во время войны с Турцией, бывшая еще под ее властью буджацкая орда, среди которой находились и едисанцы и джамбуйлуки, изъявила покорность России и переселилась к своим единоплеменникам. В 1807 г. состоялся переход их из-за Днестра на Новороссийскую сторону; всего перешло тогда в Таврическую губ. 6404 души обоего пола. В 1801 г. имп. Павел I разрешил Н. нести конную военную службу, причем они вызывались содержать за свой счет 1000 чел. Это продолжалось только до 1804 г.; регулярная служба оказалась несвойственной натуре Н. В конце XVIII ст. стали приниматься меры к обращению Н. к земледелию; администрация раздавала им хлебные семена и старалась, согласно предписанию Екатерины, убеждать "примером кротости"; но, когда приставом нагайских орд был назначен французский эмигрант граф де Мезон, он, чтобы обратить весь народ к земледелию, сжег все их кибитки. При устье реки Обыточной был основан, в 1821 г., в 3 в. от моря, город Ногайск, где заведены были плантации: лесная и садовая. Хотя город получил значительные льготы, но развиваться не мог, так как место для него было выбрано неудачно: по мелководью здесь моря нельзя было построить пристань, а речка летом пересыхала. Требовалось избрать новый пункт, вследствие чего в 1830 г. был заложен, на устье р. Берды, г. Бердянск. По бухарестскому трактату было постановлено, что татары едисанской орды, перешедшие в Россию из Бесарабии, могут, если пожелают, возвратиться в пределы Отоманской империи; на этом основании 1892 кибитки буджаков и едисанцев в 1812 г. вернулись в Турцию. После крымской войны началось переселение Н. в Турцию. Полагают, что к 60-м годам их ушло 180000 душ. Причины выселения неизвестны; вероятно, ему способствовали действия местной администрации. Остальные Нагайцы ушли из России в Турцию после восточной войны и были турецким правительством поселены в. Малой Азии. Теперь не осталось у нас ни одного Н. в северных уездах Таврической губ.

(выписка из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона)

Ногайцев сегодня в России около 70 тысяч. Они живут в Дагестане, в Ставропольском крае, делятся на две субэтнические группы акногайцы и караногайцы (белые и черные ногайцы) соответственно два диалекта. Но до пяти миллионов потомков ногайцев живет в Турции , где они почти неотличимы от турок-анатолийцев.

А нас, (не ряженных, у тех кроме лент на кальсонах ничего казачьего нет, тех, кто все просят правительство выдать им справки, что они - казаки), нас казаков коренных, чьи родословные уходят, как и у ногайцев, в 12-13 века, в Великую Степь, в Дешт и Кыпчак, ставший затем Казачьим Присудом, нас, сегодня, может еще и меньше, чем ногайцев! И живем мы, разбросанные по всему миру. Даже в Антарктиде семь казачьих могил в вечном льду.

А сколько потомков казаков, современников и участников казачье –ногайских войн, живет в России – неизвестно. Думаю не меньше, чем в Турции.

Калмыки.

Называть их так стали с 16 века. Слово хальмг – тюркское, в буквальном переводе «остаток». То есть «ойраты» – монголы не принявшие ислам. В начале 17 века этот «остаток» стал последней волной переселенцев из Азии и накрыл Западную часть Дешт и Кипчак. Под натиском халхасских и казахских ханов калмыки откочевали из Джунгарии к границам России в Западной Сибири, а затем около 280 тыс. калмыков переселились в низовья Волги и Урала.

Приход такого числа переселенцев был катастрофой для всех народов, живших в степи. Началось стремительное бегство ногайцев, астраханских татар, и множества мелких орд за Волгу и в Предкавкзье.

Калмыки надвинулись тучей. Они отсекли Сибирь от Бухарского и Хивинского ханств и, отчасти, благодаря этому, в ней смогли закрепиться казаки Ермака и последователей. Это спасло Сибирь от войн. Но войны начались в Поволжье и на Дону.

В 1643 году калмыцкие тайши Лаузан, Даян-Эрке и Хо-Орлюк появились на правом берегу Волги. Калмыки выходили на казачью сторону и раньше , но до 1643 года малыми ордами. С этого времени начинается короткий период ожесточенных столкновений калмыков и казаков и , одновременно, шел мучительный процесс узнавания и «притирки» казаков и калмыков. В 1661 году Войско Донское заключило с калмыками союз против Крыма, в 1643 году одержали совместную победу над крымскими татарами у Молочных вод. Но когда разинская криминальная голутва отогнала стада у тайшей Бока и Дувара, калмыки сожгли и разграбили 10 городков от Чира до Медведицы и Хопра. Еще больший урон нанес тайша Аюка на Нижнем Дону на Маныче и Кальмиусе.

Однако великое и необъяснимое дело комплиментарность! Казаки и калмыки оказались комплиментарны! Несмотря на военные столкновения и многочисленные жертвы с обоих сторон возникает, то, что Л.Н. Гумилев называет симбиозом. «То есть формой взаимополезного сосуществования этнических систем в одном регионе, при котором симбионты (участники процесса Б.А) сохраняют свое своеобразие. При такой форме контакта этнические коллективы имеют различные наборы приспособительных навыков, используя различные части ландшафта или разные ландшафты. Так великороссы селились в основном по долинам рек, оставляя степные просторы казахам и калмыкам, а лесные водоразделы угорским народам.»

Если эту достаточно простую фразу перевести с научного языка на обыкновенный, то она означает, что казаки и калмыки прекрасно ужились. Калмыкам нужна сухая степь, а казаки в ту пору, жили исключительно по рекам, не случайно же они по рекам и именовались: донские, терские, днепровские, яицкие… Польза от совместного проживания - обоюдная. Образно говоря, казаки научили калмыков есть хлеб и рыбу, а калмыки научили казаков ездить верхом. Именно навыки верховой езды, в том числе и зафиксированные в манжурских и китайских верховых школах и отточенные на протяжении столетий, калмыки передали казакам. Кроме того, очень скоро и сами калмыки влились в казачье Донское войско. В 1685 году 200 калмыцких семей впервые зачислили в донское казачье войско.

В составе войска они оставались ламаистами, хотя многие крестились и число православных калмыков весьма значительное. К 1917 году, приблизительно, каждый четвертый калмык служил в казачьих войсках. То есть стал казаком по сословию, по службе и это выделяло его из среды остальных калмыков. В калмыцком языке появилось даже новое слово «бузава» калмык - донской казак. Служили калмыки еще и в Астраханском, и в Оренбургском, и в Уральском казачьих войсках.

Однако, когда империя навалилась всей своей мощью на казачество и на все степные народы, именно в среде калмыков возникла и получила воплощение идея вернуться! Эту идею потом заимствовали казаки, припомнив смутные грезы о том , что их предки когда-то жили в стране Беловодье у Золотых гор. Современные историки, подтверждают эти воспоминания. Действительно, когда-то половцы вышли с Алтая, где есть знаменитый водопад Белуха. И не однажды отправлялись казаки искать эту страну счастья. Хотя сколько там в них осталось этой половецкой крови?! Последний обоз в 5 тысяч телег ушел на поиски страны Беловодья с Кубани в 1907 году. Несколько семей кубанцев дошли до Алтая, остальные вернулись или растелись по России и Сибири. Все эти походы повторяли трагический путь «встрчь солнцу», по которому в «Страну Справедливости и Благоденствия» мечтали вернуться и калмыки. В 1771 году 125 тысяч калмыков пошло назад через степи в Джунгарию. Большая их часть погибла в пути. Часть вернулась в Европу. Оставшиеся на Дону, на Украине и на Урале приняли православие.

Калмыки отличались отчаянной храбростью, мужеством и верностью присяге. Православные калмыки, плечом к плечу с казаками, дрались в Гражданскую войну, и в красных, ив белых, приняв, за тем, все что выпало казакам на долю в 20 веке: раскулачивание, расказачивание, геноцид и депортацию. Во время второй Мировой войны они, вместе с казаками-эмигрантами, дрались с большевиками в составе частей Вермахта. За это весь калмыцкий народ, в том числе и те кто героически и самоотверженно воевал в Советской армии были высланы в Сибирь и Казахстан. Православные калмыки почти поголовно истреблены. Поэтому сегодня господствующая в Республике религия буддизм-ламаизм.

Калмыкам разрешили вернуться 1957- 1958 годах в восстановленную Калмыцкую Республику. Правда размешается она не совсем там, и даже совсем не там, где была территория прежних калмыцких кочевий. В 1990 году потомки калмыков казаков восстановили Калмыцкое казачье войско, считая, что трехвековая казачья служба и постоянное проживание среди донского астраханского и оренбургского казачества, наложила на стереотип поведения калмыков казаков такой отпечаток, что они могут считаться субэтносом среди калмыков.

Монголоидные черты, что встречаются в облике и лицах казаков – результат этнических контактов с калмыками. Редко в каком нижне донском казаке нет капли калмыцкой крови.

Караимы.

Самоназвание - карайлар. Язык караимов относится ко все той же кыпчакской подруппе алтайской семьи. Караимы – тюрки, хотя исповедуют иудаизм. Правда, не ортодоксальный. Караимы, например, не признают таламуд, а только книги Ветхого Завета. Их иудаизм – наследие Хазарского каганата , о нем мы подробно говорили в первом томе. Ученые считают караимов потомками древнейшего тюркского населения Крыма. Когда то они в Крыму были сильнее всех. Сохранились развалины сильной караимской крепости Чуфут-Кале.

В войсках крымских ханов караимы составляли гвардию. Осталось караимов на свете около трех тысяч. Большая часть из них живет в Москве, Санкт-Петербурге и в Литве, где город Тракай считается их центром.

А причем тут казаки?

А притом, что в 14 веке именно в Тракае, для защиты этого города и поселили, вывезенных из Крыма, караимов литовские князья. И назывались эти воины в Литве – казаки! К евреям караимы отношение имеют весьма отдаленное, если имеют вообще. Даже фашисты их не преследовали. А самым знаменитым караимом-воином, пожалуй, следует считать одного из блистательнейших полководцев второй мировой войны Героя Советского Союза маршала Родиона Яковлевича Малиновского.

.

Гетман Воссоединитель.

Богдан Зиновий Хмельницкий родился в 1593 году. Днепровский ( Малороссийский) казак, Гетман войска Запорожского и обеих сторон Днепра. Происходил из казачьего рода, получившего от польско-литовского короля шляхетское достоинство. Польский историк К Шейхона говорит, что Хмельницкий имел право печататься значительным в геральдике гербом "Абданк". Имеются указания, что его недалекие предки перекочевали из Крыма к границам Великого княжества литовского, будучи магометанами.

В актах Польского приказа сохранились записи переговоров с литовскими послами в апреле и мае 1651 года. Эти послы утверждали: "Да он же .Хмельницкий, к салтану писал, что он исстари от отца и матери веры не христианской, но басурманская," В доказательство своих слов они представили грамоты, очевидно полученные из Константинополя "которые привез от гетмана козацкого Хмельницкого гонец турский в Царьгород к визирю и к царю турскому генваря в 29 день. 1651 г." Здесь в одной из статей – Хмельницкий говорит о себе,"что он имеет Магометов закон, а не греческий, и приказал ему отец его при смерти, чтоб тот Магометов закон имел и держал." /Акты Посольского приказа. Сношения России с Польшей кн.80 стр 363." /

Легко отнести это сообщения к наветам, вымыслам и клевете, широко практикуемой в дипломатии всех времен, но скорее всего, это не клевета. Род Хмельницких, вероятно, принадлежал к тем Ордынским казакам, которые будучи родовитыми и знатными и в Золотой Орде, приняли ислам в период всеобщей исламизации степи.

После падения Орды предки Хмельницкого эмигрировали в Крым, где долгое время существовала казачья община, служившая у татар и генуэзцев /Сохранился Устав казачьей пограничной стражи генуэзцев/

Но как они не были признаны своими татарами, так не были своими и в Крыму, и возвратясь в свой народ, в черкасское племя казаков, не особенно обременялись вопросами вероисповедания. /Хотя известно, что некоторая часть казаков-ордынцев: «тума прикоренная», вернувшись в христианство, тайно, еще некоторое время, исповедовала ислам. Часть их позже переселилась в Турцию, где и растворилась, бесследно, в турецком народе./

Есть и еще странность в его имена - Богдан-Зиновий. /казаки имели по несколько имен, но обычно эти имена бывали тайными. Бывало до четырех имен, но они никогда не становились в прозвании казака рядом. Скорее всего, это свидетельство того, что Хмельницкий был крещен либо в католическом храме, либо в униатском, и к своему казачьему имени Богдан, при конфирмации, присоединил второе - Зиновий.

Хмельницкий получил прекрасное образование, говорил по латыни, как польский шляхтич - по польски и по турецки. /добавим, что татарский язык коренные казаки знали все./ ему очень рано поручалось командование крупными соединениями, и первую свою победу он одержал как моряк. Имея под началом 10 тысяч казаков 27 летний Хмельницкйй в морском сражении потопил 12 турецких кораблей.

В ноябре 1620 года при разгроме польской армии, где он тогда он служил , под Цепорой в Молдавии, Хмельницкий попал в плен к туркам. Тогда же был убит его отец - сотник Реестровых казаков, занимавший, одновременно, почетную и ответственную должность чигиринского подстаросты.

По польским данным, именно благодаря знанию основ магометанства будущий гетман пользовался в плену относительной свободой, и за два года /его выкупили в 1623 году/ свел дружбу с представителями, турецкой и татарской военной знати /Скорее всего, с казаками на турецкой и татарской службе./

Выкупленный из плена Богдан Хмельницкий избирается на должность Войскового писаря Гетманщины, как человек образованный, разумный и снискавший всеобщее доверие. Должность войскового писаря по тем временам была должностью военной ж Хмельницкий продолжает успешно командовать крупными вооруженными отрядами.

Он был известен и при королевском дворе как храбрый войн и мудрый муж совета. Особым доверием он пользовался у королевича Владислава, с которым совершил несколько походов на Москву.

По смерти отца Сигизмувда 111, в 1631 году Сейм провозгласил королем Владислава, и этот момент использовали старые его боевые сподвижники.

Хмельницкий состоял в делегации на коронационные торжества. Казаки обратили внимание короля на беззакония, которые совершаются по попустительтсву магнатов их приспешниками в областях казачьего Поднепровья. Через пять лет Хмельницкий снова состоял яа в старшинской делегации, прибывшей в Варшаву поздравить короля с тезоименитством и возобновить жалобы на притеснения.

Король выслушал их сочувственно и издал универсал, подтвеждающий казачьи права, а при отпуске одаривал каждого, и устно объявил ,что ныне по сей привилегии можете себе Хетмаяа поставить , и козакам и при своих правах и вольностях крепко стоять, А если паны польские или дозорцы тех привилегов не послушают, то имеют мушкеты и при боку сабля; оными можете защищать,от поляков повреждаемые права; и вольности." /Ригельман/

Такие слухи ходили по шляхетским дворам. Шли раговоры ,что король приближает к себе казаков с тем , чтобы при их помощи принизить значение самой "шляхетской нации"

Когда Владислав 1У запроектировал поход на Турок и татар, стал увеличивать число наемных полков, а Хмельницкого выдвинул кандидатом на пост казачьего гетмана, заговорили ,что у короля совсем другие цели, что он опираясь на эта кадры думает ограничить "золотые вольности" шляхты. Магнаты запротестовали и поход на Турцию остался без выполнения.

Казаки же думали ,что и сам король много страдает от магнат­ских своеволий, что он считает казачьи жалобы заслуживающими внимания, но помочь ничем не может, так как должен поневоле соглашаться с желаниями той самой шляхты, которая чинит казакам несправедливости, не ценит казачьих заслуг перед государством и не признает равными себе даже казаков которых высоко ценил король. Наоборот именно эти вызывали самую большую неприязнь магнатов .особенно если не умели склонять перед ними головы,

Между тем Хмельницкий не сидел без дела. Как владелец земель при отцовском хуторе Субботове, он основал на них слободу, заселив ее украинцами ,вывезенными с запада, как военный, отозвался на призыв французского принца Конде - на помощь ему в борьбе с Испанией, и навербовал 2 500 казаков наемного войска и в 1645 году некоторое время пребывал с ними во Франции.

Его незаурядная и деятельная натура постоянно находила применив своим силам. Его современник Пьер Шеваль, наезжавший из Франции в Польшу опубликовавший много сведений о казаках, говорит что Хмельницкий считался одним ив наиболее влиятельных представители Войсковой старшины, бывал представителем казаков на Посольских сеймах и назначался от правительства комиссаром по казачьим делам.

Но обличенный доверием "товарицтва» и ценимый королем казак он во мнении польской украинской администрации, и в том числе местного удельного владыки Конецпольского оставался участником подозрительных проектов короля, бунтовщиком и вождем казачьей "черни", ежечасно готовой выступить против власти новых хозяев "пустыни надднепрянской", Ему часто приходилось переносить несправедливости и унижения от местной власти, но Хмельницкий оставался верным подданным Владислава и хотел одного:"только бы он и казаки оставались свободными и жили при вольностях своих, которые им от королей, предков его дозволены."/Ригельман/

Пришел, однако, момент, когда личные обиды взяли верх над его доброй волей и лояльностью по отношению к королю и государству.

Произвол оскорбления и насилия, которые невозможно было уже вынести. В его отсутствие подстароста Чаплинский напал со своими людьми на мирный Субботов, разграбил его ,а основанную там слободу отобрал в пользу владений староства. Жалобы на это самоуправство Конецпольокий принял холодно и ответил: "Казаку (запорожцу Б.А.) не полагается заселять слободы ".

Не нашел Хмельницкий справедливости и у короля. Тот ответил, что сенаторы ни в чем не покорны его воле. Возвратившись из Вар­шавы в Чигирин, Хмельницкий воскликнул с возмущением:

- Еще казачья матка жива! Чаплинский не все забрал, но шашка моя в моих руках!"

Узнав об этом смелом вызове, Конецпольский приказал арестовать Хмельницкого, Чаплинский же, довольствуясь этим, насильно опозорил и убил его жену, а одного из сыновей приказал бить до смерти батогами.

Подобных злодеяний не смог бы перенести и самый верный подданный. Чаша переполнилась. Не ожидая возмездия Чаплинскому и Конецпольскому в королевском судебном порядке, Хмельницкий решил, что настало время искоренить насилие при помощи казачьего оружия.

Освободившись из тюрьмы, Хмельницкий 7 декабря 1647 года ушел на Низ к Сичевикам, а оттуда оправился в Крым к татарам, искать поддержки своим замыслам. Там он нашел, как всегда, полное сочувствие. Хан обещал ему помочь в войне с Речью Посполитой, чтобы изгнать поляков о тех земель, от сам еще до того времени не отказался. За эти земли и возникла польско-казачья война, во главе которой на, протяжении шести лет, стоял Хмельницкий.

Начавши ее после основательной подготовки, в апреле 1648 года, казаки вели ее много лет с переменным успехом и времен­ными перерывами.

Под знаменами Хмельницкого, кроме казаков - коренных жителей края, часто собирались десятки тысяч, переселенных сюда, помещичьих крестьян. Казаки и их атаманы становились начальниками и руководителями восстающих украинцев. Они вооружали их, но не всегда могли направить их действия в русло казачьих военных традиций. Поэтому война стала непомерно кровавой и жестокой.

Будучи прославленным воином, Хмельницкий оказался таким же прекрасным организатором и мудрым политиком. Его первоначальное выступление вызвано личными обидами, но он понимал, что ему придется руководить борьбой за восстановление попранных прав казачьего населения, стать мстителем и за национальные интересы всех Днепровских и, еще шире, Малороссийских казаков. О целях своего выступления он ясно сказал польским послам в Переяславе 20 февраля 1649 г. Приняв королевскую грамоту, обещавшую ему, лично, полное прощение всех вин, увеличение реестра, возрождение всех старых прав и вольностей запорожских, при его главенстве над Гетманщиной, свободу для исповедания Православной веры и т.п. Хмельницкий выразил свою благодарность королю, но тут же заявил, что сам он ничего не может окончательно постановить: потому что войско не в сборе, полковники и старшины далеко. «Без них же я ничего не смею сделать. Это бы угрожало моей жизни. А к тому же я не получил справедливого удовлетворения за действия Чаплинского и Вишневецкого. Первого мне должны выдать, а второго наказать, потому что кровь льется, и весь этот хаос только по их вине. Виноват в этом и пан краковский /Н.Потопкнй/ т.к. меня преследовал и мне пришлось спасаться в днепровских ущельях. Да только этот уже получил то, чего искал. Виноват и хорунжий /А.Конецпольский/ т.к. отобрал от меня отцовщину, а земли Украины раздавал подлым захватчикам, которые заслуженных для Речи Посполитой, героев, обращали в своих холопов, обдирали их, бороды им вырывали, в плуги запрягали. Но только он не так виноват, как те первые два. и ничего со всего этого не будет, пока одного из них не обвинят, а другого сюда не пришлют. Иначе или мне с Войском Запорожским придется пропасть или земле сгинуть, со всеми сенаторами, дуками, кроликами и шляхтой."

Под руководством Хмельницкого сборная армия из казаков, татар и украинцев нанесла полякам решительные поражения на Желтых Водах, под Корсунью и Пилявцами. Грозило им то же и под Зборовым, когда король, спасаясь от плена, должен был согласиться на особый договор с казаками и татарами. /Зборовский договор/

По этому поводу В.0 Ключевский говорит: "Успехи Богдана превзошли его помышления: он вовсе не думал разрывать с Речью Посполитой, хотел только припугнуть зазнавшихся панов, а тут после трех побед почти вся Малороссия очутилась в его руках"

Все же точное выполнение Зборовского договора могло бы угасить взаимное озлобление и привести к миру, татары и казаки были бы удовлетворены. Но поляки считали его вынужденным, а украинских крестьян он не касался совершенно. Их местные бунты не прекращались, умиротворение края не приходило. Не сдавался и Хмельницкий, хотя понимал, что его разношерстная армия не справиться с силами объединен­ного польско-литовского войска, не склонявшего оружия и перед более мощным противником. А бескорыстной помощи ждать было не от кого. Потенциальные союзники Турция и Крым, соблюдали только свои интересы, требовали подчинения воле султана, а разделять горькую участь его подданных христиан казаки не желали.

С другой стороны и мирное сожительство с поляками, после всех ужасов взаимного истребления, представлялось казакам тоже немыслимым. Они стали склоняться к мысли, что лучше всего искать покровительства в Москве, у царя единоверной страны. Хмельницкий знал о таких настроениях. Сознавая неизбежность дальнейшей войны, он намекнул царскому послу, что в случае неудач хотел бы отдать край под покровительство московского государя.

В Москве эту мысль приняли сочувственно, царь поддерживал с гетманом неизменно благожелательные отношения и, на словах, выказывал казакам свое расположение. Но с помощью не спешил, а года через два, когда казаков постиг ряд неудач, из Москвы пришло предложение гетману со всеми войсками переселиться «на просторные и изобильные земли по рекам Донцу, Медведице и другим угожим местам». (Донских казаков, разумеется, не спрашивали, хотят и могут ли они принять такое количество людей на свои земли. Б.А.)

Мало того, в феврале 1651 года Земский собор высказал готовность принять гетмана со всем Запорожским войском "под государеву высокую руку."

Эти предложения Хмельницкий принимал с дипломатическим тактом, восторженно выражал свою благодарность, но с окончательным же ответом долго медлил.

Земля Запорожских казаков уже, фактически, отделилась от Речи Посполитой. Гением Хмельницкого она обратилась в своего рода независимое княжество, причем, сам Хмельницкий стал его бессменным правителем. Соседи не отказывали ему в формальном признании, вели с ним дипломатические отношения, а молдавский господарь породнился с ним, отдав свою дочь за его сына.

Но удерживать создавшееся положение с каждым годом становилось все труднее. Истощались силы, терялась надежда на успешный исход борьбы, нависала угроза поражения, порабощения, а то и полного истребления. Изменчивый союзник - крымский хан, в конце концов заключал с Польшей сепаратный мир, на украинские полки надежда была слабая, утомленные запорожские казаки, потеряв веру в успех, во множестве уходили на Низ, на Донец, Дон и реку Воронеж. После поражения под Берестечком. пришлось согласиться на условия, предложенные поляками и, подписав их в Белой церкви 18 сентября 1651 года, отказаться от многих преимуществ Зборовского договора.

После этого Хмельницкий еще два года вел переговоры с Москвой, старясь подготовить достойную почву для передачи московскому царю суверенных прав своего края. Только в середине 1653 года, под давлением рядовых казачьих масс и старшинского окружения, Хмельницкий начал предварительные переговоры.

В Москве, уже давно, ожидали этого момента, но гетман и тут не спешил. До 6 сенбяря 1653 года царские грамоты адресовались ему со старым титулом "Божьей милостью короля польского и великого князя литовского гетману Войска запорожского." Собирать же войска в помощь казакам Москва стала только после того как до нее дошли сведения, что ради мира Речь Посполитая готова пойти на уступки казакам, а турецкий султан раз за разом посылает к гетману послов с предложением покровительства и военной помощи.

1 октября 1653 года в Москве на Земском соборе снова был поставлен вопрос о присоединении Земли Запорожских казаков и решено было "чтоб великий государь и великий князь Алексей Михайло­вич всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское, с городами и землями, принять под свою государева вусокую руку."

Ответа казаков ожидали еще три месяца, во время которых Хмельницкий обсуждал вопрос со Старшинским Советом и передал окончательное его решение на рассмотрение Черной или Всенародной Казачьей Рады, собранной в Переяславле,

8 января 1654 года судьба "Земли Запорожских казаков от Чигирина до Конотопа" была решена. Черная Рада постановила "идти под царя восточного, православного."

Через три недели после этого Ф.Куракин и Ф Волконский, воеводы русских войск, приготовленных к походу, получили приказ двигаться на Гетманщину вместе с уведомление о том ,что царь Алексей Михайлович на "прошение и моление" гетмана, полковников и всякого чина людей,"чтоб великому государю его царскому величеству ево, гетмана, и полковников, и всего Запорожского войска черкас пожаловать, велел всем им со всеми черкасскими городами и уезды быти под его царского величества рукою навеки неподвижно."

Казаки получили военную помощь в борьбе с поляками, а Хмельницкий повел запоздалые переговоры об окончательных условиях подчинения московскому государю. До этого времени имелись только заверения посла В.В.Бутурлина "словом его царского величества",что Алексей Михайлович не только подтвердит "от века данные" казачьи права и при вольностях стародавних с охранит,"но и паче еще особые свои всякого чина людем показавати имеет милости."

В Москву поехали Самойло Богданович и Павел Тетеря, и привезли оттуда "Статьи, утвержденные царем и Боярской Думой 21 марта 1654 года. Эти "статьи" не предусматривали значительного числа част­ных вопросов, и потому в дальнейшем совместная жизнь с Москвою изобиловала различными недоразумениями. Казакам и их гетману многое пришлось не по душе, но жребий был брошен, другого выхода не представлялось.

Хмельницкий оставался у власти еще около трех лет. 27 июля 1657 года он скончался от физического недуга. По другим сведениям погиб в бою с поляками.

Трагично складывалась и судьба его сыновей. Старший - Тимофей Богданович был смелым и авторитетным казачьим начальником. 21 и







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.024 с.)