Бродники, половцы, мещеряки, татары. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бродники, половцы, мещеряки, татары.



 

Бродниками, вероятнее всего, именовались степные охотники. Их общины состоявшие из православных хазар, алан, болгар и славян чувствовали себя хозяевами в донских степях. Правда, у них было два врага: печенеги, торки и другие кочевники, ходившие в степи, и черниговские, киевские и северские князья, которые, руками своих пахарей сдавливали гоны и ловы, осваивая новые и новые участки степи. И если с тюрками можно было договориться, от них можно было спрятаться, уйти, то князья наступали планомерно и постоянно и уж своих уделов никому не отдавали.

Вероятно, половцы были равной угрозой бродникам, как и Киевская Русь. Во-первых, их было сравнительно много. Во-вторых, они не были кочевниками такими как печенеги и тюрки огузы. Они строили будуны – глиняные города, вежи – постоянные стоянки, они были знакомы с огородничеством, поэтому на земле закреплялись прочно, степь осваивали основательно и очень скоро начали родниться с князьями Киевской Руси. Они были повсюду. В топонимах осталось их родовое имя –“сары”. Сары – тоу – желтая (или принадлежавшая половцам) гора –Саратов, Сыры –су, желтая вода – Царицин, Ак су – Аксай – белая вода, и еще тысячи названий - вех тех мест где обитали их орды. Скотоводство высвобождает множество воинов, которые ищут пастбища,защищают стада и станы – звали их белые гуси, лебеди,по-славянски “ковуи” по кыпчакски “казак” - вольный общинник, конный воин. Очень скоро киевские князья стали привлекать отряды половцев для воинской службы. Шла кровавая усобица и летописец не случайно говорит, что половцы на Русь сами не нападали – их наводили друга на друга князья. Воинов кипчаков было столько, что появилось и вытеснило все другие название новое тюркское слово – богатырь. О стремительном слиянии тюрок половцев и славяно - русов говориться в знаменитом Слове о полку Игореве, где степняки оставляют чуть ли не основную часть княжеской дружины: тут и ковуи, и кметы - севрюки, все они именовались русскими,потому что служили русским князьям, а себя, скоре всего, называли “казак”.

Да и сам то князь Игорь Новгород - Северский был сыном половчанки и своего сына женил на половецкой княжне. Кстати мать Александра Невского была внучкой половецкого хана, а его отец – внуком ясской княжны. Русь и степь сливались, поэтому в “Слове” нет такого понятия как “переводчик”. Герои этого произведения говорят на новом славяно-тюркском языке – русском. Слиянию славян и тюрок в новый русский народ способствовало и то что значительная часть половцев была христианами.

У половцев были лютые враги – монголы. Они не смогли проломить оборону половцев на Иргизе, тогда монгольское войско обошло Каспий и через Кавказский хребет вышло прямо в половецкие донские степи,где их никто не ожидал. Монголов провели по степям бродники, которые если не видели в них своих освободителей, то не упустили возможности отомстить князьям киевским. Совместное русско-половецкое войско было на голову разбито при Калке, в 1223 году. Не уцелели и монголы. На обратном пути из Европы в Азию их перебили на Волжской переправе болгары, за что в последствии монголы подвергли их истреблению.

Через пятнадцать лет монголы под водительством Батыя вернулись и Русь пала. А сколько же их было, монголов? Четыре тысячи, две из которых, сразу после похода, вернулись в Монголию. Значит, в океане Днепровско –Донских степей осталось две тысячи монголов. Они ничего не могли изменить в этническом составе живших здесь народов, но они изменили государственное устройство степи. Прекрасно усвоив китайскую науку владения покоренными народами, они заставили всех русских князей признать их господство, выдавая им ярлыки на княжение. С половцами поступили круче: их долго преследовали,заставив большую часть бежать за Карпаты и Дунай и полностью изменили кыпчакское общество. Сначала вырезали или изгнали узденей –ханов старейшин и всю аристократию, рабы –кулы разбежались сами, а вот среднее сословие, те самые свободные общинники “казак”,были превращены в ордынское войско. Сюда же были приписаны дружины и других степных народов, благо что все они,в основном,были тюрки, так возникли “козаки татарские”. “Татарские”, потому что “татарами” монголы называли все завоеванные и платящие им дань народы, не вдаваясь в подробности кто они и кем себя считают (так в 8 -9 веке русскими называли всех кто платил дань русам) Для современников этих событий, да и все 240 лет владычества Золотой Орды, казак, ордынец и татарин – одно и то же.

(Забегая вперед скажем,что в документах Московского царства писцы постоянно путают казаков ордынских и служилых татар, именуя их то “татарами”, то “казаками Великого князя”)

Очень скоро степные тюрки от алан –болгар – хазар – половцев утратили письменность, смутно помнили о своем историческом прошлом, но сохранили православие. Монголы к вопросам вероисповедания были равнодушны.

 

Татарские страницы истории

"Пришли народы незнаемые..."

Х111век. Первая четверть. Среди народов, населяющих Киевскую Русь, Великую Степь, Поволжье и Кавказ, просматриваются черты народов нашего времени. Черты смутные, едва заметные - но все-таки... В Предкавказье живут аланы - потомки сарматов и предки осетин.

На Волге - болгары. Со славянами их развела религия: киевляне приняли Православие, болгары - Ислам. Между ними война. Князья Киевской Руси стремятся к Волге - болгары их не пускают.

Русские князья породнились с половцами - воюют вместе, в одних рядах, случается, что и предают половцев, если обстоятельства складываются не в их пользу.

А половцы ухитрились найти себе наисерьезнейших врагов: они дрались с монголами на рубеже Яика и с помощью башкир удерживали их за Эмбою и Иргизом. /Читателю надо бы запомнить эти названия: настанет время и на этом рубеже Оренбургские и Уральские казаки встанут против кочевников/

Война длилась долго... И вдруг к монголам - пришел успех, в 1219 -21 годах они разбили хорезмшаха Ирана Моххаммеда, вышли на Кавказ и, мгновенно, разбили грузин..Палее монголам никак было не пройти через неприступный Дербент – они и не стали биться за Дербент, а перевалили через Кавказ и ударили по аланам,

Когда-то аланы громили римские легионы Но те времена давно переменились. Аланы были разбиты гуннами, после т-рг" "ргть ал."'-? ушла?' ^с.па.нито, а остальные рассеялись 170 1С?в- году приняли аланы христианство, но ни мира, ни спокойствия -в их жизнь.это не внесло: шла постоянная резня между родовыми кланами, даже на пахоту выходили вооруженными!

Конечно же, не смогли аланы оказать хоть сколько-нибудь серьезного сопротивления. Правда, они обратились за помощью к половцам, но помощи не дождались: половцы никак не могли сообра­зить, кто же аланам угрожает? Половцы всё еще ждали монголов на Яике.

Донские степи монголы преодолели легко и быстро, потому что здесь обре­ли они союзников. Союзниками монголов оказались... бродники. Вот сейчас мы и подошли к узнаваемой и уже обозримой истории казаков,

Можно спорить, являются ли б родники потомками ха­зар-христиан. Можно утверждать, что бродники - это славяне-ко­чевники, так считают некоторые ученые, но то, что бродники предки казаков - бесспорно.

Казалось бы, жили себе бродники в степи спокойно: держались сами по себе, кормились охотой и давным – давно вошли в союз с половцами. Поскольку половцев было много, а бродников мало, то некоторые неприятные выходки половцев приходилось терпеть, но это не вызывало у бродников сильного протеста, вот если и испытывали бродники чувство ненависти, то только к Чер­ниговским князьям, И эта ненависть была лютой, готовы были бродники хоть с кем объединиться - только чтобы против Черни­говских князей: ведь это они, Черниговские князья, урезали постоянно охотничьи угодья у бродников и вторгались своими эапашками и ловами в их, бродников, племенные земли и реки.

Увидя в монголах не столько своих освободителей,сколько врагов половцев и ненавистных бродникам их союзноков черниговских князей, они провели монголов через великую Степь и помогли им пройтись по кыпчакским тылам. Разгромили монголы Юрия Кончаковича, а хана Котяна и Мстислава Удатного отогнали за Днепр.

Монголы не собирались воевать с Киевской Русью. И вот тут возникает разница в понимании ситуации. Сталкиваются два стереотипа европейский и монгольский. Половпы совершили сверный поступок, но по - европейским меркам того времени вполне допустимый: они убили монголь­ских послов - парламентеров. В европейской части Великой Степи и на Руси/ со врем­ен варягов/ за это преступление можно было откупиться казной. У монголов - только кровью. Остальное хорошо известно и подробно изложено даже в школьных учебниках истории.

Соединенные славяно-половецкие войска /около 80 тысяч воинов/ преследовали отступающих монголов, которые и не совершали никакого маневра, а, действительно, уходили, уклоняясь от боя с численно превосходящим противником.

Во время преследования, князья пошли в погоню не все, не одновременно.

Конные дружины растянулись вдоль пути преследования на большое расстояние, и, в конечном итоге, каждый остался со своей небольшой дружиной без взаимодействия с другими против всех монголов. Теперь уже численно превосходящими оказались монголы, к тому же у них каждый воин сражался лет уже по десять - так что мон­голы быстро поняли просчеты князей. Они пересели на свежих лошадей, которых вели в поводу, развернулись и перешли в стремительную конную атаку. Сначала разбили монголы половцев, а потом, одну за другой княжеские дружины. Дружины даже не успевали выстроиться в боевые порядки. Они впервые столкнулись с такой кавалерийской атакой. Это теперь, по прошествии множества лет, мы знаем, как быстротечен и переменчив конный бой, а тогда все было впервые. На плечах половцев монголы вламывались в ряды дружинников и сметали их.

Часть дружин со своими князьями укрылись в хорошо укрепленном лагере, где моглми отсидеться в осаде. Осада длилась прока кони не съедали всю траву в округе, и конное войско вынуждено бывало осаду снять. Но тогда этого еще не знали, не сталкивались в Киевской Руси с этим новым ведением войны. Князья вступили с монголами через Плоскиню – вождя бродников, в переговоры. И вот тут опять сработал очень наглядно, различный стереотип поведения.

Вероломный (предающий единоверцев, ломающий веру) Плоскиня крест целовал на том, что монголы не прольют не единой капли княжеской крови. И он не лгал. Князья поняли это,как то что монголы оставят им жизнь, но Плоскиня, знавший монгольские воззрения на этот счет, знал что князья обречены.

Монголы,считали,что пролитие крови, особенно на землю, не дает человеку возродиться в будущей жизни. Они не испытывали к князьям ненависти и решили их умертвить без кровопролития. Плененных князей связали, навалили на них помост и сели пировать сверху. Таким образом князья были умертвещлены, а кровь не пролилась. Грех убийства и предательства не на монголах, а на Плоскине.

0 проступке Плоскини казаки не смогут забыть никогда. Я помню, как в станичном моем детстве, мы длинными вечерами говорили о Плоскине, и так и этак, обсуждая страшное его деяние.

То, что ненавидел он князей, врагов своих, - не могло быть осуждаемо, вражда была- старая и имела- под собой основания. То, что бродники вступили в союз с монголами - это их право. Грех, в том, что Плоскиня нарушил крестное целование. Как это! Целовать крест, а клятву нарушить? Казачья легенда гласит, что иудин грех предательства не прошел для Плоскини даром - дружина бродников - христиан ушла от своего Атамана. Когда же увидел.,он_-с.тра1рн ужаснмелавяксдсия то от угрызений совести помешался и повесился, на осине,которая до сих пор дрожит от омерзения.

М онголы двинулись на восток. Но при переправе через Волгу, были окружены болгарами и истреблены почти поголовно. Однако, этот рейд монголов /три тумена около 20 тысяч: всадников под командованием Джабе, Субутая, и Тугачара был всего- навсего разведкой боем. Монголы вернулись в 1237 году под пре­дводительством внука Чингизхана — Батыя и его двоюродного брата Мункэ. Осенью монголы взяли Великий Булгар на Волге. И страшно отомстили булгарам за то что они уничтожили,возвращавшиеся,после победы при Калке корпуса Субутая и Джабе. Волжские булгары обращались за помощью к владимирским и киевским князьям. Но те не сочли возможным помогать “ басурманам”, а на самом деле пребывая в нелепой уверенности,что монголы Волгу не перейдут, а стало быть княжеские земли в безопасности. Монсголы и не стали переходить Волгу. Они прошли старым путем через Кавказ.

Весной следующего, года напали монголы на алан и половцев. Был убит половецкий вождь Бачман, а войска хана Котяна отступили за Дон, и приготовились к обороне.

Когда же фронтальное наступление монголов захлебнулось, они, верные своей- излюбленной тактике, чуть ослабив нажим на половцев в Предкавказье., обошли их - и двинулись на север! Начался поход на Русь, как и в первый раз, очевидно, что вели их по степи - бродники.

Монголы разбили войско князя Рязанского. В Великом княжестве Владимирском взяли четырнадцать городов. На реке Сить разбили войско князя Юрия.Взяли Торжок и Козельск, и…. И всё!

Меня в дестве мучал вопрос, который,наверное, многие задают: почему князья не ипомогали друг другу, почему они не бросались на выручку городов к кторомы подходили монголы. В школе нам объясняли это тем,что Русь переживала период феодальной раздробленности и князья радовались когда во владения их соседей вторгшались враги. Ну, во первых не все соседи обязательно враждуют, бывает и союзничают… Но отгадка то в другом

И я до сих пор боюсь в нее поверить.

А сколько вообще на руси было городоа и сколько ежегодно погибало в пожарах, от нападения степняков или там лесовиков? Историки кок-то упускают из вида, что на Руси в то время было около 300 городов, что ежегодно горело и разорялось от 15%, то есть городов сорок – пятьдесят. А монолы разорили восемнадцать…а при блиджайшем рассмотрении и еще меньше. Потому что многие города,которые монголы якобы брали, были разорены до них. Так Киев – мати городов русських, за пять лет до прохода Батые был фактически стерт с лица земли черниговским князем Рюриком. Там и брать то кроме Десятинной церкви было нечего. Конечно, не хотелось бы выставлять приход монголов благом для Руси, нор не надо на монголов, тем более на татар, которыми на определенный период правления стали все жители Руси, независимо от национальности, что называется "“грузить"”то чего они не далали. Мы как то стараемся забыть, что монголы не оставляли в покоренных княжествах свои гарнизоны, а, стало быть, завоевание и покорение было чисто символическим, русские леса завоевателей вообще, не интересовали. Больше того, в качестве компенсации за свой набег, монголы освободили Северную Русь на двадцать лет от уплаты дани! Дело не благородстве илив раскаянии монголов, просто как пастухи они хорошо знали, хочешь носить тулуп и есть шашлык – дай барану вырости. Так что про войну и про иго мы очень миного знаем того,чего на самом деле не было. Кстати “иго” это ярмо для волов! Итнымми словами это система управления. Вот систему управления монголы действиительно поменяли. Но иго никого на Руси не придавило.

Это была война степная: Вот там действительно, несколько лет лилась кровь.Батый вернулся в степь, соединился с южной армией и вытеснил значительную часть половцев - лукоморцев в Венгрию! Вот это монолы считали своей победой.

1239 году монголы взяли Берников.

В 1240 - взяли Киев. Черные клобуки - предки запорожских казаков, а они являлись гвардией Киевских князей/ были не просто разбиты, но разгромлены. На этом монгольский поход против Руси был закончен.

Далее, вплоть до 1242 года, монголы воевали на Кавказе, в Венгрии и в Польше, Вопреки расхожему мнению, которое объективные историки не подтверждают, Киевская Русь прекратила свое существование не по вине монголов - просто она у ж е п р о ж и л а. свое время. Ущерб, нанесенный монголами, хоть и был серьезный, но не смертельным - люди успевали уйти из селений и оставались живы. Киевская Русь была уже слаба, ее добивали все. Ведь не менее страшными для Киевской Руси были и нашествия с запада…

А монголы утвердились в Великой Степи, в землях половцев изгнаны были не все – только малая часть,Остальные оставались в своих кочевья, вот к ним то и пришли монголы. Вот там была война и там завоеватели пришли и остались

. Началось время Золотой Орды.

 

Кто мы? Откуда?

"О Р Д Ы Н Ц Ы"

/ Продолжение татарских страниц истории/

Для того, чтобы лучше понять, что же происходило в Великой Степи после прихода сюда монголов, нужно подсчитать: а сколько же их, монголов, было?

Если отбросить все преувеличения летописцев, то будет ясно, что монголов было не более 20 тысяч.

Безусловно, при штурмах городов, использовали они местные народы - гнали их впереди своих войск Но в походе, на. марше, все по тому же "конному способу",{ каждый всадник монгол вел с собой, еще двух коней.) большего числа всадников степь просто-напро­сто не выдержала бы

Слово.Л.Н. Гумилеву

" Большая часть победителей вернулась домой, и уже,в 1243 году.силы Батыя были ничтожны.

По завещанию Ченгиз-хана, его старший сын Джучи получил четыре тысячи монгольских воинов с разрешением пополнять армию за счет населения покоренных стран. Старший сын Джучи-хана, Орда-Ичэн, имел ставку на берегах Иртыша и по закону получил одну тысячу воинов, это была Белая, то есть старшая орда. От власти Орда-Ичэн отказался. Третий сын - Шейбан - кочевал от Тюмени до Аральского моря с Синей Ордой, в его распоряжении была еще одна тысяча. На долю Батыя, главы Большой.или Золотой Орды, пришлось всего две тысячи: хины /мобилизованные чжурджени/, артиллерия, то есть обслуга военных машин, и мангуты. К этому надо добавить ополчение, число коего Н.Веселовский определял, видимо, правильно - 25 тысяч. Ясно, что без верных друзей такой улус просуществовать 240 лет не мог.Кто же были сторонники ханов Золотой, Синей и Белой орды? Кипчаки”

“ И все народы, населяющие Великую степь в европейской ее час­ти", - добавляет историк А. А. Гордеев, конечно же, имея в виду- бродников, севрюксв, чигов... да и многих других! “Будучи в абсолютном меньшинстве, - пишет Л.Н.Гумилев, - Золотордынские монголы не имели возможности создать деспотический режим. Поэтому Орда возглавляла конф-едерацию местных этносов, удерживаемых в составе государства, угрозой нападения".

Что же произошло далеее, по прошествии нескольких десятилетий?

А далее монголов постигла участь всех завоевателей: они растворились в завоеванном народе.

Это первым отметил Эль-Омар, один из самых наблюдательных путешественников того времени: “В древности это государство было страной кипчаков, но когда ими овладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с кыпчаками, и земля одержала верх над природными и рассовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто одного с ними рода."

А вот что пишет свидетель покорения Приуралья монах Юлиан:

"Во всех завоеваных царствех они убивают князей и вельмож, которые внушают им опасения. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя.

.Других.., оставляют для обработки земли... И обязывают тех людей впредь именоваться татарами."

Это важнеишее свидетельство, сделанное в 123б году, сразу разъ­ясняет, откуда взялись "донские татары" и почему первых казаков называли "татарами " Монгольский этнононим “татар” получил расширенное понимание и трактовку - им стали именовать всех: потомков хазар – бродников, чигов, севрюков, ославяненных половцев, котрорые сами себя называли – казаки.

Но было одно обстоятельство /об этом следует помнить особо/, которое оказалось крепче, чем навязанное монголами общее имя "татары". Большая часть степных народов связывала крепчайшая общность: они были христианами. А монголы были веротерпины. Чингис-хан заповедывал монголам “бояться всех богов”

До 1312 года никаких конфликтов в степи не было и монголлов, и их ближайших потомков,сохранявших власть, не заботило какую веру исповедуют их подданые “татары”, христиане они или мусульмане, или тенгрианцы. И это очень важно для понимания дальнейшего развития событий.

Важно отметить и еще один важнейший источеский процесс того времени: монголы оказались великими разделителями народов. Это происходило незав­исимо от завоевателей, приход монголов просто-напросто этот процесс обозначил и ускорил.

Дело в том, что Киевская Русь задолго еше до прихода монголов завоевателей состояла из множества славянских племен; кривичи, поляне, дреговичи, уличи, тиверцы, вятичи, словене, древл­яне... Киевская Русь объединила эти племена, отделив их от за­падных славян - предков поляков, чехов, словаков, лужичан... Потом, когда КиевскаяРусь стала государством, в ней начался другой процесс, который в школьнкх учебниках истории назван "периодом Феодальной раздробленности". Киевская Русь состояла, а потом и распалась на княжества: Киевское, Владимиро-Суздальское, Галическое, Турово-Пинское, Рязанское, Тверское... Границы и территории княжеств возникали не случайно: здесь играли свою роль и географическое положение, и экономическое развитие и конечно же население, которое на разных землях хотя и было, в большинстве своем, славянском, да славяне то были разные. Кроме того, они смешивались с местными племенами и ко времени прихода монголов, житель владимиро-суздасьских земель уже сильно отличался от галичанина или волынянина, хлтя оба продолжапли считать себя славянами и были в этом совершенно правы.

После прихода монголов, процесс разделения общности Киевской Руси принял еще одну форму: княжества, ранее входившие в Киевскую Гусь, сформировали - по отношению к Золотой орде - разную политическую ориентацию.

Галичские князья и бояре равнялись на запад и начали постепенно готовить прикарпатских славян - к переходу в католичество. Когда состоялось их отделение от Киевской Руси, то возникла новая дорога, по которой пошел народ /тоже весьма неоднородный/- у к р а и н с к и й.

Северо-востсточые княжества, примут наиболее прочную ордынкую ориентацию. Эти княжества именовались Великой Русью и именно здесь, с 1380 года, будет складываться р у с с к и й на­род.

Засевшие в лесах и недоступных болотах, княжества Белой иЧе р ной Руси были независимее всех. Эти земли были для азиатских завоевател­ей недоступны. Но, тем ни менее, им выбирать пришлось тоже. Ве­сьма неохотно, но стали они сотрудничать с язычниками-литвинами, это нынешние б е л о р у с с ы.

Нужно понимать, конечно, что во времена Золотой Орды еще не приходится говорить о русских, об украинцах и о белоруссах в совре­менном значении этого слова. Разделение произошло, но княже­ства, вступившие на разные дороги, не осознавали еще своей нов­ой общности и по-прежнему делили себя на галичан, тверичан, по­лочан, московитов, владимирцев, суздальцев, новогородпев.... Безусловно, они признавали еще свое родство, но уже ощущали раницу.

Повторяю, это было разделение, которое произошло независимо от желания монголов. Оно касалось славян. Но было разделение народов, которое монг­олы провопили сознательно.

"Они во всех завоеванных царствах убивают князей и вельмож", заметил, монах Юлиан. Но ведь всех-то перебить невозможно, и монголов было не так-то много, да и князья сопро­тивлялись и разбегались. Как бы мы сейчас сказали - эмигрировали. Да и сделать это было нетрудно, потому что население степи, хотя и придерживалось определенных мест проживания, было все-таки кочевым.

Так вот, уцелевшая половецкая знать откочевала, вместе со своими приближенными, в Предгорья Кавказа.на места проживания немногочисленных своих соплеменников. И эта часть половцев превратилась со временем в реликт – ныне немногочисленные потомки половцев-куман составляют малый народ – это кумыки.

Волжские и камские болгары /имеются в виду их вожди, вельможи, ближайшее окружение/, сбежавшие от монголов на Кавказ, образовали здесь свой народ - балкарцев. Та же история произошла, вероятно, и черными клобуками и торками, потомками которых можно считать карачаевцев и гагаузов.

А потом проявилось и еше одно, уже упомянутое мной, обстятельство, которое усилило разделение народов: религия. Как я писал не раз, степняки были веротерпимы всегда, а на просторах донских, днепровских, волжских степей сосуществовали самые разные религии. Ославяненный- лесостепной пояс был христианским. Рядом с право­славными бродниками, славянами и торками уживались несториане и монофизиты - тоже христиане, но иного толка. Болгарское Поволжье исповедовало ислам. А монголы -были склонны к религии, которую христиане называли язычеством – шаманизм. Но вот ассимилированные монголы, попавшие в новые для них природные и социальные условия, потеряли интерес к религии отцов. Вскоре встал перед ними вопрос, который стоял когда-то и пе­ред Киевской Русью и перед волжскими болгарами: какую религию выбрать?

Потомки завоевателей провели, как бы мы сейчас сказали, сравнительный анализ и - если славяне пленились когда-то красотой Византийского богослужения, то потомки монголов /они уже называли себя татарами/ выбрали блистательную религию востока Ислам. Тем более, что в Поволжье, где располагалась столица Золотой Орды - Сарай - эта религия была господствующей.

В 1З12 году выдающийся деятель востока хан Узбек, чье имя получит позднее целый народ, разноплеменный и этнически очень пестрый - узбеки/ повелел принять Ислам всех своих подданных.

Эта была попытка объединить жителей степи в единую нацию, в единый большой суперэтнос. Были и задачи попроще, например, остановить невероятную работорговлю, которая процветала в Золотой Орде. Это было страшным наследием государства кыпчаков, которое разрослось в новой державе до гибельных размеров. Ислам запрещал торговлю единоверцами… Но для того, чтобы остановить страшный промысел нужно, чтобы все стали единоверцами, а они не стали!

Результат был трагический. Впервые за всю историю Великой Степи начались здесь религиозные гонения и войны. Довольно мирный симбиоз (совместное проживание, как хазар с тюрками) пришедших в великую Степь монголов и, испокон веков живших здесь стегняков, закончился. Началось то великое разделение, которое, в конечном итоге приведет всех - и вчерашних союзников, и вчераших врагов - на Куликово поле, где в крови родится великорусская нация. Иначе говоря - современные Русские.

Как ни пародоксально это звучит, но тот факт, что татары Золотой Орды приняли ислам, послужил толчком к укреплению Руси. Сотни православных половецких и татарских воинов / напоминаю, что "татарин" в то время - это еше не национальность, а принадлежность, служба монголам, по подданству/ пополнили ряды русских дружин. Аксаковы /аксак - хтомой/, Алябьевы, Апраксины, Аракчеевы, Ахматовы, Бабичевы, Балашовы, Барановы, Бутурлины, Болотовы, Баташевы, Вельяминовы, Горчаковы, Годуновы, Кутузовы, Суворовы... Список займет десятки страниц. И все это – ордынцы! Есть в этом списке и Алмазовы. Правда, пришел мой пра-пра-пра-пра- пра-предок из хоперской степи на службу не к князю, а к московскому царю. И много позже.

Какое-то время Православие, монголами не преследовалось, эти особые права выговорил Святой, во многом именно за это прославленный, благовернкй князь, один из самых вели­ких людей не только на Руси, но и в мире, сын переяславского. князя Ярослава и половчанки, внук еще одной степнячки – яссыни (аланки) - Александр Невский.

Благодаря Александру Ярославичу Невскому появилась на Дону православная епархия. И даже ханУзбек, занятый обращением в ислам Золотой Орды, отчасти, подтвердил привелегии и неприкосновенность Православной церкви.

Тогда православные ордынцы и язычники толпами повалили на Дон, в степные земли, где за воинскую службу Золотой Орде полагалась религиозная неприкосновенность.

Ах, так вот откуда взялись "законные" казаки, казачье сословие?!

Ничего подобного. Рано. Это еще не сословие, а только одна привилегия.

Казаки получат сословный статут позднее. Станут “ беломестными или белопоместными” то есть “обеленными за службу от податей” дворянами и “однодвоцами” чем то вроде мелкой шляхты в Московском царстве. Это сословие упразднит Екатерина 11 за ненадобностью их пограничной службы. Поскольку граница от Белгорода – (целого “обеленного” города) передвинется далеко на юг, в Приазовье и Причерноморье. Степь, против которой, собственно, и была построена оборонительная линия Елец - Курск - Белгород, станет внутренней российской террторией, вместе с населением. Но об этом речь впереди.

Вернемся в Х!У век.

Скорее всего, уже к началу исламизации степняки именовали себя казаками. (Историк Гордее в считает что среди Лукоморцев-половцев уже было целое племя,которое именовало себя казаки). Они населяли верховья и окрестности Дона, но этнически были неоднородны. Как я уже неоднократно говорил, были это бродники, черкасы, севрюки,чиги, ясы, буртасы, потомки славяне-вятичей, кыпчаков - половцев, и потомки таких древнейших народов, имена которых уже начисто забылись... Это были, в основном тюрки, с большими вкраплениями угров и кое-где славян. Но была у них всех одна религия - Правосла­вие - и это их объединяло вежду собой, и отделяло от остальных ордынцев, которые все чаще осознавали себя другой этнической общностью – татарами.

В этот же период и казаки начинают осознавать себя общностью, объединенных степью и Православием. Они осознают себя единым целым, несмотря на то,что в посведневной жизни, в домашнем быту продолжают говорить, скорее всего на своих старых родовых языках. Государственный же язык у всех у них один - татарский!...

И для постороннего наблюдателя, тех времен, очень трудно было отличить степного татарина и степного казака. Этому способствовала та особая роль, которая отводилась каза к ам в Золотой Орде.

Казаки на ордынской службе.

/Продолжение татарских страниц истории/

Огромная территория, которая управлялась из одного только центра - из Сарая берке, столицы Золотой Орды позволяла отдельным районам жить довольно самостоятельно.

Возникали некие "п р е д г о с у д а р с т в а".

К таким “предгосударствам” можно отнести земли д о н с к и х и м а л о ро с с и й с к и х казаков и других казачьих поселений - казаков Яицких, Терских и Волжских.

Можно ли считать казачьи поселения республиками? Конечно, нет. Хотя,как это ни удивительно, в поселениях праказаков и потом в станицах политическая жизнь была организована по принципам древне-греческих городов государств. Полисов. Как сохранились в степи воспоминаиния о б античных городах, как передали свои знания другим народам греческие федераты – загадка. А может просто так совпало? Вернее всего, будет сказать, что обособленные и от 0рды и других княжеств, казаки сохраняли остатки родо-п л е-м е н н о и д е м о к р а т.и и.

Ошибочно было бы считать основой этого устройства и войсковой принцип. Не войсковая служба Орде, Москве, Польше породила казачество, а наоборот - остатки родо-племенного строя позволяли использовать казаковввойсковых частях. Кочевое скотоводство, о которой я уже рассказывал, давало возможность, высвобожд­ать часть мужчин /в отличии от селений земледельческих, где свободных рук никогда нет!/ для поиска пастбищ, защиты стад и кочевий. Они-то и использовались в качестве наемных войск. Итак, входя в состав коренной территории Золотой Орды, казачье земли, имели относительную автонсмию, что выражалось /до поры, до времени/ в полной свободе вероисповедания, сохранении своего социального устройства края, в экономической независимости. Не платили казаки монголам дани-податей.

С кочевников вообще собирать дань сложно.Это понимали и в Сарае.

Скажем, приезжают к кочевника сборщики полатей, а они, мгновенно, разбегаются по степи - кочевать-то дело привычное!

Так и возникла у казаков одна - единственная форма государствен­ной повинностей - воинская. А именно она больше всего и была нужна Золотой Орде.

Воинскую службу казаки несли охотно. Прежде всего, она позволяла им сохранять с Ордой союзнические отношения. Монголы и их потомки нуждались в войсках всегда. Нуждали в ней и казаки, Они, в этом случае, уже не чувствовали себя одинокими пере-турецкой, Персидской, Польско-Литовской или Московской опас­ностью. Да была и прямая выгода: казаки принимали участие в дележе добычи. Чувствуя свою независимость /относительную, конечно/, казаки заключали союзнические договоры не только с Ордой, подданными, которой они были, но и опять же - с русскими князьями, с Поль­шей, с Литвой..." И основа договоров та же: приглашались отдель­ные войсковые подразделения-орды (по тюркски - порядок. Организованные. Отсюда слово орден.) на службу к тому или иному князю или государству Вот так, вероятно, и возникали – “рязанские казаки”, “белгородские”, “ московская служилая орда”... А поскольку национальный состав казаков был неодноротный, то у современников возникало впечатление, что “татары пришли”. Собственно, для степняков, которыми казаки были и оставались всегда, ничего пока не изменилось: и столетие назад, точно так же приглашали их предков на воинскую службу князья: киевские, суздальские, поляки, литовцы,.. Иное дело, что теперъ казаки сами начинают осознавать свое отличие и от татар,) с которыми их теперь, разделяет религия, и от литвинов, и от поляков... Они ощущают свою собственную национальную принадлежность к новой общности, к казакам.

В большей степени это относится к Донским и Днепровским казакам, в меньшей - к Яицким, Терским. Те как жили родами племенами и ордами, так и продолжали жить. Но постоянное взаимодествие, постоянная готовность придти друг друту, на выручку при столкновении с противнуком, кем бы он не был, в том числе и с монголами, у каза­ков всех областей осталось и укрепилось. Как говорится: казак – он и в Африке – казак!

Историк А.А. Гордеев, который внимательно анализировал этот период жизни казачества, предлагаетет свою концепцию возникновения казачьих войск.

0н считал, что, все дело в "полонах." "Полоны" - это отряды молодых мужчин, которые не умеют, не приучены воевать, и которых пригоняли из славянских кияжеств и поселяли среди казаков единоверцев, чтобы те учили их искусству войны. Поскольку "полонов".. этих было великое множество, то, считает Гордеев, в новом населении раствориливь былые самобытные черты половцев, бродников, черкасов... А из этого нового сообщества, теперь уже сословия, образовалось казачье войско, откуда монголо-татары набирали обслугу для переправ, охраны дорог и ямской гоньбы.

Мне представляются замечания и суждения у А.А..Гордеева интересны и кое в чем точны и сраведливы. Но многое рассыпается от первого критического взгляда.

Например: татары учредили уникальную по тем временам почту и службу на дорогах, ямскую гоньбу, но служили в ней не казаки, а ямщики. Они долго, в плоть до упразднения ямской службы, в России оставались обособленным сословием, но считали себя русскими, татарами, чувашами и т.д. А казаки упорно твердили,что они – народ.

Что же касается "обрусения" степняков, по влиянием ассимиляции с полонами, то эта проблема много сложнее, а процесс более длительный...

Итак, на дворе Х1У век.

Неспокойно в Золотой Орде. Религиозная реформа хана Узбека -обрапщение языческих орд в мусульманство - вылилась в тяжелеейшую многолетнюю войну. Принятию ислама в Великой степи сопротивлялись многие, причем, если в Золото Орде -это вызвало сравнительно небольшие хотя и кровавые столкновения от в Белой Орде и в Синеь Орде война была затяжной и кровопролитной, да иислам тамошние жители приняли формально.

Казаки – ордынцы, а этого времени уже можно их так называть, следилипроисходяшими событиями с большим опасение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.068 с.)