Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнейшие верования и обычаи.
Конечно – же, они не сохранились в их прежнем обличии. Смысл многих, когда то религиозных и магических действий сегодня забыт, и почему люди поступают так, а не иначе, сами они, как правило, объяснить не могут. Кубанские и донские казаки, например, живущие в Приазовьи и Причерноморьи, при погребении, кладут умершим в левый рукав серебряные монетки. Зачем? По обычаю. А обычай древнегреческий. Это монетки для платы Харону, который перевозил души умерших через Стикс, реку забвения, в царство мертвых подземный Аид. Примечательно, что этот обычай сохранился в тех местах, где две тысячи лет назад были греко - скифские поселения. Такой же древний, но вероятно, славянский обычай, в ночь перед Рождеством или перед Пасхой зажигать костер, (чаще всего соломенный сноп), на базу. Вокруг огня собираются только родственники, объясняя, что в ночь, когда Спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетают души умерших предков людей из этого рода. С кострища, которое сохраняется (на нем никогда не готовят), казак, отправляясь в дальние края берет землю, щепотка которой вместе с веточной полыни, священной травой кочевников, по поверьям, отгонявшей злых духов, сохраняется в ладанке на груди. Казак считается не погребенным, если на его могилу не посыпана “ мать – земля, с родного пепелища”… На смену языческим верованиям, вместе с половцами в степь пришло тенгрианство – религия древних кочевников. Казалось бы, от него ничего не сохранилось, как не сохранились “ половецкие бабы” – каменные изваяния, когда - то во множестве стоявшие на курганах, а теперь перенесенные в музеи. Но стоит присмотреться, ко многим казачьим обычаям, и след древней веры обнаруживается. Самый важный, почитаемый во всех казачьих областях войсковой праздник – Покров (! октября по ст. стилю.), праздник древний, православный, но так широко,как в России, он не отмечается в других православных странах. И наверно, не случайное совпадение, что именно 1 -го октября у степняков половцев начинался новый год. Еще один отмечаемый только казаками праздник – День матери-казачки, припадающий на православный праздник Введения Богородицы во храм. В этот день организуются особые балы, куда приглашаются молодые люди с родителями, в старину именно на этих “постных” балах происходило знакомство будущих супругов. В праздновании много загадочного: припадает он на православный пост, но отмечается балами,как праздник любви,благоденствия семьи и плодородия…Может быть он так празднуется потому,что тысячелетия назад, именно в этот день, пением и танцами отмечался праздник богини красоты, любви и плодородия Афродиты, тоже,вероятно, не случайно,совпавший,отмечавшийся столетия назад, праздник милосердной,всемилостивой и всеблагой богини половцев – тенгрианцев - Умай, которую изображали красивой доброй женщиной-матерью с младенцем на руках – совсем как Богородицу.
К древнейшему, и не совсем ясному, обычаю относится традиционное для казаков почитание шапки. Прежде оно было настолько сильно, что казаки,например,заставляли священников венчать невесту с шапкой, которая в момент венчания символизировала жениха,бывшего в это время где - нибудь в отлучке - на службе, на войне. Обвенчанную шапку отвозили ему в сотню и как только он ее надевал – считался женатым. Иногда если новорожденный был слабеньким и его боялись нести в церковь, особенно если это происходило зимой, требовали чтобы священник “покрестил шапку, шапку надевали на ребенка и он считался крещеным. Может быть, это воспоминание о “черных клобуках” (тюрк. “кара - колпаках”), высокие бараньи шапки, которых вошли даже в название племени. Сотни, еще существующих, обычаев доказывают преемственность культур, когда одно и то же действие, передаваясь от народа к народу, истолковывается по – разному, но сохраняется. И очень важно, чтобы жили носители культуры – люди, которые хранят в своей памяти, может быть, не придавая значения тому из какой тьмы веков, откуда, пришла,скажем, сказка, про репку или про курочку Рябу. И что в одной рассказывается про семи суточный лунный цикл, а во второй про год, который степняки представляли в виде птицы, у которой 365 черных перьев и 365 белый. А мышка, которая хвостиком вильнула, короткая ночь - макушка лета – 22 –24 июня, когда разбивается “золотое яичко” – солнце. И казачонок, который помнит сказку про гусей – лебедей не подозревает,что она о его предках и про работорговлю, которая когда –то процветала в степи. Как не подозревает, что слова считалки “эники-беники”,были когда - то молитвой древних тюрок, живших в этих местах, и, которые, тоже были его предками, вместе с десятками других народов, в том числе и тех,что не оставили после себя даже детской считалки…
“Энныке – бенныке…” - “Мать Всемогущая!…” А когда уходят “те, кто помнит” - умирает народ, и степь становится безгласной пустыней. И все человечество беднеет… Кто мы? Откуда? Хазарские страницы истории В нашем четвертом классе даже самые непроходимые двоечники, хоть раз в жизни да произносили слово "хазары". "Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам"" - От полного непонимания пушкинской строки у некоторых чтецов- декламаторов она звучала: "Как ныне собирает свои веши Олег"., Нам, неучам, было смешно!.. А ведь хазары - это чуть ли не половина нашей древней истории. История государства хазар была исследована относительно недавно. И, конечно, не потому, что Хазарский каганат распался под ударами славян, а, в основном, из-за природных катаклизмов: основная часть государства находилась в дельте Волги и на берегу Каспия, а уровень воды в Волге и Каспии был тогда на несколько метров ниже нынешнего. Так что, по прикидке ученых, сейчас на суше находится лишь пятнадцатая часть бывшего Но начнем рассказывать про хазар с самого начала. Хазары, первоначально, - это дагестанское племя. Кроме дельты Волги жили они еще и в дельте Терека, и на Сулаке. Как выглядели хазары? Посмотрите на современных терских казаков - они дальние потомки хазар - и вы составите о них представление. Были они низкорослыми /мужчины не выше 160.сантиметров/, на вид довольно хрупкие, но очень выносливые, темноволосые и горбоносые. Одним словом, кавказцы-дагестанцы и терские казаки, астраханские татары и небольшая часть азербайджанцев… Но об этом речь впереди. Жизнь хазары вели оседлую: занималась, в основном, рыболовством, охотой и - виноградарством. У себя дома, на своей родине, хазары никого не боялись. Они жили на воде, в плавнях. Зимой к ним было не пройти - лед на воде всегда был тонок и опасен, а летом - все проходы и протоки в камышовых лабиринтах знали только свои. Сравнительно близко была древнейшая торговая дорога - Шелковый путь. Но хазары услугами купцов с Шелкового пути не пользовались: те везли предметы роскоши, драгоценности и рабов, а хазарам рыбакам и виноградарям все это было не нужно. Приблизительно где-то в У-У1 веке к хазарам пришел хаан, (хакан, каган) тюрок из династии Ашина, бежавший после распада Тюркского каганата.
Хазары с тюрками прекрасно ужились. Тюрки занялись скотоводством, их пища хорошо сочеталась с добычей хазар-рыбаков. Потянулись годы совместного проживания, постепенно, и те, и другие стали называться хазарами, разница между ними стерлась! Какими племенами был населен мир, окружавший довольно мирное и сытое житье хазар, я уже рассказывал в предыдущей главе. Но этот мир кипел и постоянно изменялся. Вокруг хазар двигались народы, возникали и погибали царства, а они жили себе на плавнях, недосягаемые для врагов. Они были как бы на окраине всех войн и государств. Но история никогда не ходит по гладким дорогам! Возникло новое религиозное учение - ислам. Очень мирный по своим постулатам, с глубокой философией и этикой, в реальной жизни Ислам оказался агрессивным и жестоким. Носители нового учения -арабы - начали, по меркам того времени, мировые войны. Хазары были веротерпимы и приняли иудеев. А иудеем, вчерашним горожанам, в степях Предкавказья в долинах Терека и Сулака пришлось заняться скотоводством - в чем они весьма преуспели. Две общины, иудейская и хазарская, сосуществовали мирно, успешно обмениваясь продуктами питания. Родственных контактов между ними не было - народы, занимающиеся разными способами хозяйствования, не смешиваются. Рыбачка не пойдет за пастуха -кочевника - она не сумеет вести хозяйство в его доме.
Но вот агрессивные арабские войска снова оказались совсем рядом, и хазары с иудеями встали против захватчиков плечом к плечу. После первой совместной победы над арабами иудейский военачальник Обадия пришел к выводу, что религиозному нашествию арабов нужно противопоставить не только хорошо организованное войско, но и, как мы теперь говорим, - идеологию. Хазары это тоже поняли и стихийно, неорганизованно, начали отказываться от язычества и принимать христианство. "Иудеи, которые жили теперь в Хазарии, прежде исповедовали иудаизм, но за время пребывания в степи основательно его подзабыли: обрядов не совершали, молитвы не помнили, но огорчены всем этим не были. Однако, новая ситуация заставила их вспомнить веру предков. У хазар наследование происходило по отцу, у евреев - по матери. Поэтому ребенок, рожденный в браке хазарина и иудейки для хазар - свой, и для иудеев - свой. У него двойное преимущество. Царевичу, рожденному в таком браке, открыты все тайны хазарских поселений и протоков в плавнях, ему же открыта и вся глубина мировых знаний, которыми обладали образованные рахдониты, беспрерывно идущие по дорогам из Пекина в Мадрид и обратно. А кем считал себя дам царевич? Он считал себя иудеем. Такие были. Все происшедшее привело, постепенно, к созданию общего хазаро-иудейского государства. Государства сильного, но страшного государства. Хазарский, каганат – так стало именоваться новое государство - превратился в кошмар для соседей! Теперь по Шелковому пути стали возить не столько шелка и драгоценности, сколько вели рабов. Хазары стали поставщиками живого товара. В страшном рабстве оказались и сами хазары...Собственный государственный аппарат сделал их беззащитными, а они уже не могли больше укрываться в своих плавнях: все протоки были известны властям. Семьи хазар превратились в заложников, потому что изменилась и система отношений в войсках, в случае победы хазары-воины награждались частью добычи, а в случае поражения – казнились поголовно. Надо ли говорить, что когда хазары шли в дальние походы -они вынуждены были побеждать, чего бы им это ни стоило!
Чувства, которые хазары испытывали к своему государству, были сродни ненависти. Вот почему, когда на каганат напали его недруги - хазары разбежались. Более того, хазары-тюрки оказались сторонниками завоевателей каганата, воспринимали их, как своих освободителей! Да так оно, впрочем, и было... Многие десятилетия Киев платил хазарам дань. Но когда окрепли то войска русов довольно-таки легко взяли столицу каганата город Итиль /964 год/. Хазарский каганат пал окончательно. Но если о гибели своего государства не жалели даже хазары, то надо ли говорить о том, как были счастливы окрестные народы?! Вот какие события произошли в этом регионе дальше. Языческое население Волги обратилось к исламу - под влиянием хорезмийцев, воевавших с хазарами. Другая часть хазар, принявшая христианство и несколько ославяненная, частично осталась на Тереке, а частью перешла на Дон. Хазары-мусульмане слились с мусульманским миром. Они стали предками современных азербайджанцев и астраханских татар. Итак, хазары в какой-то степени пра-пра-предки некоторой части терских и нижне-донских казаков. Почему, лишь, в какой-то степени? Да потому, что от хазар до казаков еще очень большое временное расстояние. Хазары, поднявшиеся вверх по Дону, сделали это совершенно свободно, потому что после падения Хазарского каганата его территория вошла в состав огромного Тмутараканского княжества князя Изяслава - оно простиралось на север до Рязани. А если говорить точнее - это было славяно-хазарскре государство, в котором жили и другие народы: торки, гузы, печенеги, болгары, буртасы, ясы... Потом это княжество пересекло и затопило, как широкая река, нашествие половцев, которые пришли с Алтая. Именно тогда, крупнейшая среди других столиц русских княжеств столица Тмутаракани город Томатарха, на месте нынешней Тамани, /город тысячи домов, который 148 лет сопротивлялся половцам/ превратилась в полулегендарный мифический центр, куда пытался прорваться сквозь половецкие стоянки князь Игорь. Для половцев поступок князя Игоря был полной неожиданностью, ведь они состояли с Игорем в союзнических и даже в родственных отношениях. И вдруг он на них напал! Однако, это уже другое время и другая история.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.225.221 (0.027 с.) |