Древнейшие верования и обычаи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшие верования и обычаи.



Конечно – же, они не сохранились в их прежнем обличии. Смысл многих, когда то религиозных и магических действий сегодня забыт, и почему люди поступают так, а не иначе, сами они, как правило, объяснить не могут. Кубанские и донские казаки, например, живущие в Приазовьи и Причерноморьи, при погребении, кладут умершим в левый рукав серебряные монетки. Зачем? По обычаю. А обычай древнегреческий. Это монетки для платы Харону, который перевозил души умерших через Стикс, реку забвения, в царство мертвых подземный Аид.

Примечательно, что этот обычай сохранился в тех местах, где две тысячи лет назад были греко - скифские поселения.

Такой же древний, но вероятно, славянский обычай, в ночь перед Рождеством или перед Пасхой зажигать костер, (чаще всего соломенный сноп), на базу. Вокруг огня собираются только родственники, объясняя, что в ночь, когда Спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетают души умерших предков людей из этого рода. С кострища, которое сохраняется (на нем никогда не готовят), казак, отправляясь в дальние края берет землю, щепотка которой вместе с веточной полыни, священной травой кочевников, по поверьям, отгонявшей злых духов, сохраняется в ладанке на груди. Казак считается не погребенным, если на его могилу не посыпана “ мать – земля, с родного пепелища”…

На смену языческим верованиям, вместе с половцами в степь пришло

тенгрианство – религия древних кочевников. Казалось бы, от него ничего не сохранилось, как не сохранились “ половецкие бабы” – каменные изваяния, когда - то во множестве стоявшие на курганах, а теперь перенесенные в музеи. Но стоит присмотреться, ко многим казачьим обычаям, и след древней веры обнаруживается. Самый важный, почитаемый во всех казачьих областях войсковой праздник – Покров (! октября по ст. стилю.), праздник древний, православный, но так широко,как в России, он не отмечается в других православных странах. И наверно, не случайное совпадение, что именно 1 -го октября у степняков половцев начинался новый год.

Еще один отмечаемый только казаками праздник – День матери-казачки, припадающий на православный праздник Введения Богородицы во храм. В этот день организуются особые балы, куда приглашаются молодые люди с родителями, в старину именно на этих “постных” балах происходило знакомство будущих супругов. В праздновании много загадочного: припадает он на православный пост, но отмечается балами,как праздник любви,благоденствия семьи и плодородия…Может быть он так празднуется потому,что тысячелетия назад, именно в этот день, пением и танцами отмечался праздник богини красоты, любви и плодородия Афродиты, тоже,вероятно, не случайно,совпавший,отмечавшийся столетия назад, праздник милосердной,всемилостивой и всеблагой богини половцев – тенгрианцев - Умай, которую изображали красивой доброй женщиной-матерью с младенцем на руках – совсем как Богородицу.

К древнейшему, и не совсем ясному, обычаю относится традиционное для казаков почитание шапки. Прежде оно было настолько сильно, что казаки,например,заставляли священников венчать невесту с шапкой, которая в момент венчания символизировала жениха,бывшего в это время где - нибудь в отлучке - на службе, на войне. Обвенчанную шапку отвозили ему в сотню и как только он ее надевал – считался женатым. Иногда если новорожденный был слабеньким и его боялись нести в церковь, особенно если это происходило зимой, требовали чтобы священник “покрестил шапку, шапку надевали на ребенка и он считался крещеным. Может быть, это воспоминание о “черных клобуках” (тюрк. “кара - колпаках”), высокие бараньи шапки, которых вошли даже в название племени.

Сотни, еще существующих, обычаев доказывают преемственность культур, когда одно и то же действие, передаваясь от народа к народу, истолковывается по – разному, но сохраняется. И очень важно, чтобы жили носители культуры – люди, которые хранят в своей памяти, может быть, не придавая значения тому из какой тьмы веков, откуда, пришла,скажем, сказка, про репку или про курочку Рябу. И что в одной рассказывается про семи суточный лунный цикл, а во второй про год, который степняки представляли в виде птицы, у которой 365 черных перьев и 365 белый. А мышка, которая хвостиком вильнула, короткая ночь - макушка лета – 22 –24 июня, когда разбивается “золотое яичко” – солнце. И казачонок, который помнит сказку про гусей – лебедей не подозревает,что она о его предках и про работорговлю, которая когда –то процветала в степи. Как не подозревает, что слова считалки “эники-беники”,были когда - то молитвой древних тюрок, живших в этих местах, и, которые, тоже были его предками, вместе с десятками других народов, в том числе и тех,что не оставили после себя даже детской считалки…

“Энныке – бенныке…” - “Мать Всемогущая!…”

А когда уходят “те, кто помнит” - умирает народ, и степь становится безгласной пустыней. И все человечество беднеет…

Кто мы? Откуда?

Хазарские страницы истории

В нашем четвертом классе даже самые непроходимые двоечники, хоть раз в жизни да произносили слово "хазары".

"Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам"" -
как попугаи повторяли мы строки Пушкина, хотя ни про каких" хазар слыхом не слыхивали и ничего про них "не проходили", а потому и не представляли - почему Олег "вещий", за что собирается он "отмстить" хазарам и почему - хазары "неразумные".

От полного непонимания пушкинской строки у некоторых чтецов- декламаторов она звучала: "Как ныне собирает свои веши Олег".,

Нам, неучам, было смешно!..

А ведь хазары - это чуть ли не половина нашей древней истории.
Если не знать истории хазар то в истории "наших предков славян" нечего не поймешь: славяне "триста лет платили дань хазарам", - глухо сообщает Летопись.

История государства хазар была исследована относительно недавно. И, конечно, не потому, что Хазарский каганат распался под ударами славян, а, в основном, из-за природных катаклизмов: основная часть государства находилась в дельте Волги и на берегу Каспия, а уровень воды в Волге и Каспии был тогда на несколько метров ниже нынешнего. Так что, по прикидке ученых, сейчас на суше находится лишь пятнадцатая часть бывшего
хазарского государства. Все остальное - под водой.

Но начнем рассказывать про хазар с самого начала.

Хазары, первоначально, - это дагестанское племя. Кроме дельты Волги жили они еще и в дельте Терека, и на Сулаке.

Как выглядели хазары?

Посмотрите на современных терских казаков - они дальние потомки хазар - и вы составите о них представление. Были они низкорослыми /мужчины не выше 160.сантиметров/, на вид довольно хрупкие, но очень выносливые, темноволосые и горбоносые. Одним словом, кавказцы-дагестанцы и терские казаки, астраханские татары и небольшая часть азербайджанцев… Но об этом речь впереди.

Жизнь хазары вели оседлую: занималась, в основном, рыболовством, охотой и - виноградарством.

У себя дома, на своей родине, хазары никого не боялись. Они жили на воде, в плавнях. Зимой к ним было не пройти - лед на воде всегда был тонок и опасен, а летом - все проходы и протоки в камышовых лабиринтах знали только свои.

Сравнительно близко была древнейшая торговая дорога - Шелковый путь. Но хазары услугами купцов с Шелкового пути не пользовались: те везли предметы роскоши, драгоценности и рабов, а хазарам рыбакам и виноградарям все это было не нужно.

Приблизительно где-то в У-У1 веке к хазарам пришел хаан, (хакан, каган) тюрок из династии Ашина, бежавший после распада Тюркского каганата.
Войско тюрок было немногочисленным, во главе войске стоял царь. Хазары приняли тюрок и их царя, поскольку тот их ничем не обременил, а какое-то подобие государства возникало, и появлялась гарантия некоторой защиты от врагов. Что произошло в результате?

Хазары с тюрками прекрасно ужились. Тюрки занялись скотоводством, их пища хорошо сочеталась с добычей хазар-рыбаков. Потянулись годы совместного проживания, постепенно, и те, и другие стали называться хазарами, разница между ними стерлась!

Какими племенами был населен мир, окружавший довольно мирное и сытое житье хазар, я уже рассказывал в предыдущей главе. Но этот мир кипел и постоянно изменялся. Вокруг хазар двигались народы, возникали и погибали царства, а они жили себе на плавнях, недосягаемые для врагов. Они были как бы на окраине всех войн и государств. Но история никогда не ходит по гладким дорогам!

Возникло новое религиозное учение - ислам. Очень мирный по своим постулатам, с глубокой философией и этикой, в реальной жизни Ислам оказался агрессивным и жестоким. Носители нового учения -арабы - начали, по меркам того времени, мировые войны.
Арабы побеждали и побеждали на огромных пространствах от Испании до Индии, но когда попытались прорваться через Железные ворота "Дербент-кала", то столкнулись с хазарами и совершенно неожиданно получили сильнейший отпор. На просторы Великой степи арабов, а вместе с ним и ислам, не пропустила крошечная Хазария.
С 662 по 744 арабы то и дело накатывали на Дербент, но пройти так и не смогли. У хазар не было поддержки - ни от алан, ни от мадьяр, ни от буртасов, ни от далеких славян, а они дрались и побеждали. Это тюрки научили их сражаться в степи, а в плавнях и топях им не было равных и прежде.
Хазары сохранили независимость и остались свободным народом.
На стороне хазар стали сражаться иудеи, которых религиозная война огнепоклонников зороастрийцев Древнем Иране заставила покинуть города и бежать в соседнюю Хазарию.

Хазары были веротерпимы и приняли иудеев. А иудеем, вчерашним горожанам, в степях Предкавказья в долинах Терека и Сулака пришлось заняться скотоводством - в чем они весьма преуспели.

Две общины, иудейская и хазарская, сосуществовали мирно, успешно обмениваясь продуктами питания. Родственных контактов между ними не было - народы, занимающиеся разными способами хозяйствования, не смешиваются. Рыбачка не пойдет за пастуха -кочевника - она не сумеет вести хозяйство в его доме.
Что касается пастушки, то ей нечего делать в доме рыбака. Гаремов тогда не было, не было и городов, где люди живут в искусственных одинаковых условиях.,,

Но вот агрессивные арабские войска снова оказались совсем рядом, и хазары с иудеями встали против захватчиков плечом к плечу.

После первой совместной победы над арабами иудейский военачальник Обадия пришел к выводу, что религиозному нашествию арабов нужно противопоставить не только хорошо организованное войско, но и, как мы теперь говорим, - идеологию.

Хазары это тоже поняли и стихийно, неорганизованно, начали отказываться от язычества и принимать христианство.

"Иудеи, которые жили теперь в Хазарии, прежде исповедовали иудаизм, но за время пребывания в степи основательно его подзабыли: обрядов не совершали, молитвы не помнили, но огорчены всем этим не были.

Однако, новая ситуация заставила их вспомнить веру предков.
Обадия пригласил с Шелкового пути раввинов, которые принадлежали к евреям - рахдонитам. Те знали свое дело: вскоре не только евреи Хазарии, но и вся хазарская верхушка стали иудеями. Произошло это достаточно быстро.

У хазар наследование происходило по отцу, у евреев - по матери. Поэтому ребенок, рожденный в браке хазарина и иудейки для хазар - свой, и для иудеев - свой. У него двойное преимущество.

Царевичу, рожденному в таком браке, открыты все тайны хазарских поселений и протоков в плавнях, ему же открыта и вся глубина мировых знаний, которыми обладали образованные рахдониты, беспрерывно идущие по дорогам из Пекина в Мадрид и обратно.

А кем считал себя дам царевич?

Он считал себя иудеем.
Если кто-то имеет двойное преимущество - значит у кого-то преимущество отнято. Значит, этот кто-то - дважды обездолен.

Такие были.
Ими оказались горожане сыновья иудеев и хазаринок. их исторгали обе общины. Позднее, побочные сыновья обоих народов составят свои общины: из них выйдет народ караимов, возможно, - татов и других горских евреев.

Все происшедшее привело, постепенно, к созданию общего хазаро-иудейского государства. Государства сильного, но страшного государства.

Хазарский, каганат – так стало именоваться новое государство - превратился в кошмар для соседей! Теперь по Шелковому пути стали возить не столько шелка и драгоценности, сколько вели рабов.

Хазары стали поставщиками живого товара.
Рабов отлавливали в Поволжье, за Уралом, возили рабов из Киева... По одному источников, двадцать пять государств, в том числе и Поднепровская Русь, платили дань Хазарскому каганату, в основном - живым товаром!

В страшном рабстве оказались и сами хазары...Собственный государственный аппарат сделал их беззащитными, а они уже не могли больше укрываться в своих плавнях: все протоки были известны властям. Семьи хазар превратились в заложников, потому что изменилась и система отношений в войсках, в случае победы хазары-воины награждались частью добычи, а в случае поражения – казнились поголовно.

Надо ли говорить, что когда хазары шли в дальние походы -они вынуждены были побеждать, чего бы им это ни стоило!

Чувства, которые хазары испытывали к своему государству, были сродни ненависти. Вот почему, когда на каганат напали его недруги - хазары разбежались.

Более того, хазары-тюрки оказались сторонниками завоевателей каганата, воспринимали их, как своих освободителей! Да так оно, впрочем, и было...

Многие десятилетия Киев платил хазарам дань. Но когда окрепли то войска русов довольно-таки легко взяли столицу каганата город Итиль /964 год/. Хазарский каганат пал окончательно.

Но если о гибели своего государства не жалели даже хазары, то надо ли говорить о том, как были счастливы окрестные народы?!

Вот какие события произошли в этом регионе дальше. Языческое население Волги обратилось к исламу - под влиянием хорезмийцев, воевавших с хазарами.

Другая часть хазар, принявшая христианство и несколько ославяненная, частично осталась на Тереке, а частью перешла на Дон. Хазары-мусульмане слились с мусульманским миром. Они стали предками современных азербайджанцев и астраханских татар.
Хазары-иудеи были вывезены русами по Шелковому пути в Испанию. Часть же из них осела в Киеве на Подоле.

Итак, хазары в какой-то степени пра-пра-предки некоторой части терских и нижне-донских казаков.

Почему, лишь, в какой-то степени? Да потому, что от хазар до казаков еще очень большое временное расстояние.

Хазары, поднявшиеся вверх по Дону, сделали это совершенно свободно, потому что после падения Хазарского каганата его территория вошла в состав огромного Тмутараканского княжества князя Изяслава - оно простиралось на север до Рязани. А если говорить точнее - это было славяно-хазарскре государство, в котором жили и другие народы: торки, гузы, печенеги, болгары, буртасы, ясы...

Потом это княжество пересекло и затопило, как широкая река, нашествие половцев, которые пришли с Алтая. Именно тогда, крупнейшая среди других столиц русских княжеств столица Тмутаракани город Томатарха, на месте нынешней Тамани, /город тысячи домов, который 148 лет сопротивлялся половцам/ превратилась в полулегендарный мифический центр, куда пытался прорваться сквозь половецкие стоянки князь Игорь.

Для половцев поступок князя Игоря был полной неожиданностью, ведь они состояли с Игорем в союзнических и даже в родственных отношениях. И вдруг он на них напал!

Однако, это уже другое время и другая история.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.225.221 (0.027 с.)