Старообрядчество, раскол, патриарх Никон, Протопоп Аввакум. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старообрядчество, раскол, патриарх Никон, Протопоп Аввакум.



 

В 1667 году в русской православной церкви произошел раскол, повлекший за собою тяжелейшие последствия. Формальной причиной его послужили разночтения в церковных книгах и различия в обрядности в разных областях России. Происходило это потому, что церковные книги, какими пользовались при богослужении переводились не одновременно, разными переводчиками, неоднократно переписывались при этом в текст вкрадывались ошибки и разночтения. Привести все это к единообразию пытались еще в 1478 году, затем на Стоглавом соборе в 1551 году. В 40 –х годах вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок «ревнителей древнего благочестия». Стефан утверждал, что только у греков сохранился древний правильный обряд, а русские исказили его по незнанию и теперь нуждаются в исправлении книг, в соответствии, с греческими образцами. В кружке собрались известные духовные лица, но единства взглядов в нем не было. Стефану возражали, что ежели малограмотные священники искажают обряд, то их следует обучить, но вся русская церковь от канонов православных не отклонялась и, признавали только древние греческие рукописные книги, отвергая печатные, и что ученых греков и киевлян, кого приводил в пример Стефан, никак допускать с исправлению книг нельзя, так как они давно истину и благочестие утратили. Этот, казалось бы, ученый спор имел кровавые социальные последствия..

По смерти патриарха Иосифа 25 июля 1652 года патриархом избрали Никона. В 1653 году он, совершенно неожиданно, издал распоряжение, по которому отменялось, утвержденное Стоглавым собором «крестное знамение двумя перстами» и введено троеперстие. Отменены земные поклоны и разрешено кланяться только в пояс.. и т. д. Русский православный человек встал перед страшным выбором: ослушаться постановлений Стоглавого собора – значит, подвергнуть себя соборному проклятию, не исполнять распоряжений патриарха - значит, нарушить послушание архипастырю. Часть членов кружка «ревнителей благочестия» обратилась с письмом к царю за помощью. За свою решительность – все пострадали: с протопопа Неронова был снята скуфья, протопоп Аввакум сослан в Сибирь, протопоп Даниил расстрижен (лишен священнического звания) протопоп Логгин острижен – подвержен уголовному наказанию.

Патриарх Никон созвал в 1654 году церковный собор и доложил о ходе реформ, но собор его начинаний не поддержал. Никон пригласил антиохийского патриарха Макария и сербского патриарха Гавриила, вновь собрал собор, и там добился одобрения своих нововведений. Константинопольский патриарх Паисий предупредил об опасности от той торопливости, с какой совершаются реформы, говоря, что православие допускает разнообразие обрядовых форм, если оно не связано с искажением вероучения. Но Никон, всюду выдвигая авторитет греков, энергично вводил новшества, и тем вызывал сопротивление многих.

Конец жизни Никона трагичен. В 1658 году он был лишен патриаршества, осужден и сослан в Ферапонтов монастырь, затем в Кирилло- Белозерский.

Он остался не сломленным. Когда в 1676 году умер царь Алексей Михайлович и было оглашено завещание, где царь просил у Никона прощения, Никон и мертвому Государю в таком прощении отказал. Столь же непримиримы были и противники Никона. Одним из самых яростных, почитаемый старообрядцами мучеником, - протопоп Аввакум.

Те православные, что не приняли нововведений патриарха Никона стали именоваться старообрядцами. Среди них было общим убеждением - церковная реформа свидетельство того, что на Земле воцарился антихрист и следует скоро ожидать конца света. А поэтому благочестивые люди, желающие спасти душу, должны бежать от мира и жить «по старому». Тысячи людей бросили нажитые веками места, и стали переселяться подальше от властей в пустынные края. Сначала они наполнили скитами все леса внутренних областей России: костромкие, вязниковские, брянские, керженские. Потом прибежищем старообрядцев стало Северное Поморье, где была основана Выговская пустынь, а с Поморья раскол перешел в Новгородские, псковские края, отсюда в Стародуб, на реку Ветку, в Сибирь, и за пределы страны - в Швецию.

Не подчинившись соборным решениям церкви, старообрядцы сразу же столкнулись с целым рядом проблем и первая – как передавать таинство священства?

Часть старообрядцев принимали священников, «рукоположенных» после Никона, другие считали, что «правильных попов» после никоновских реформ не стало. Он получили название беспоповцев, так как, на основании канонических правил считали, что в случае крайней нужды таинство исповеди и крещения могут совершать и миряне. Последователи первого направления двигались, в основном на юг, на Дон и Кубань, беспоповцы – на Север.

Приход старообрядцев в казачьи земли стал самым мощным русским «этническим вливанием». Если до этого, приходившие на Дон Московские люди находились здесь временно, либо погибали, либо растворялись в населении тюркско-казачьем, то с приходом старообрядцев, началась полная перестройка всего быта казаков, поскольку русские старообрядцы были земледельцами. Поселившись среди, горячо сочувствовавших им, единоверцев, они под их защитой принялись распахивать донские и уральские черноземы. Старообрядцы-новопришельцы не вливаясь в число казаков, в большинстве своем, оставаясь крестьянами-землепашцами, задавали, однако, всему казачьему миру продуманную и аргументированную идеологию сопротивления поглощению империей и меняли экономику Казачьего Присуда.

Подавляющее число казаков не приняли нововведений Никона. Даже в 1916 году 46% донских казаков, 60% терских и 96% уральских казаков оставались старообрядцами или единоверцами. Больше того, и Московская Патриаршая церковь, в казачестве, держала каноны строже, чем в России и почти не отличалась по духу от церкви старообрядческой.

До сих пор, особенно среди уральцев, легко прослеживается этническое влияние русских старообрядцев. Потомки яицких казаков резко делятся по внешности на две группы: черноглазые, черноволосые, кудрявые потомки тюрко-хазар, и голубоглазые блондины – настоящие русские северяне – потомки русских старообрядцев.

Старообрядцы переселялись в казачьи земли семьями, и русская женская одежда полностью вытеснила на Урале древний казачий тюркский костюм. Казачки сменили широкие шаровары и казакины на шитые золотом сарафаны и душегреи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.119 (0.004 с.)