ТОП 10:

Старообрядчество, раскол, патриарх Никон, Протопоп Аввакум.



 

В 1667 году в русской православной церкви произошел раскол, повлекший за собою тяжелейшие последствия. Формальной причиной его послужили разночтения в церковных книгах и различия в обрядности в разных областях России. Происходило это потому, что церковные книги, какими пользовались при богослужении переводились не одновременно, разными переводчиками, неоднократно переписывались при этом в текст вкрадывались ошибки и разночтения. Привести все это к единообразию пытались еще в 1478 году, затем на Стоглавом соборе в 1551 году. В 40 –х годах вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок «ревнителей древнего благочестия». Стефан утверждал, что только у греков сохранился древний правильный обряд, а русские исказили его по незнанию и теперь нуждаются в исправлении книг, в соответствии, с греческими образцами. В кружке собрались известные духовные лица, но единства взглядов в нем не было. Стефану возражали , что ежели малограмотные священники искажают обряд, то их следует обучить, но вся русская церковь от канонов православных не отклонялась и, признавали только древние греческие рукописные книги, отвергая печатные, и что ученых греков и киевлян, кого приводил в пример Стефан, никак допускать с исправлению книг нельзя, так как они давно истину и благочестие утратили. Этот, казалось бы, ученый спор имел кровавые социальные последствия..

По смерти патриарха Иосифа 25 июля 1652 года патриархом избрали Никона. В 1653 году он, совершенно неожиданно, издал распоряжение, по которому отменялось, утвержденное Стоглавым собором «крестное знамение двумя перстами» и введено троеперстие. Отменены земные поклоны и разрешено кланяться только в пояс.. и т. д. Русский православный человек встал перед страшным выбором: ослушаться постановлений Стоглавого собора – значит, подвергнуть себя соборному проклятию, не исполнять распоряжений патриарха - значит, нарушить послушание архипастырю. Часть членов кружка «ревнителей благочестия» обратилась с письмом к царю за помощью. За свою решительность – все пострадали: с протопопа Неронова был снята скуфья, протопоп Аввакум сослан в Сибирь, протопоп Даниил расстрижен ( лишен священнического звания) протопоп Логгин острижен – подвержен уголовному наказанию.

Патриарх Никон созвал в 1654 году церковный собор и доложил о ходе реформ, но собор его начинаний не поддержал. Никон пригласил антиохийского патриарха Макария и сербского патриарха Гавриила, вновь собрал собор, и там добился одобрения своих нововведений. Константинопольский патриарх Паисий предупредил об опасности от той торопливости, с какой совершаются реформы, говоря, что православие допускает разнообразие обрядовых форм, если оно не связано с искажением вероучения. Но Никон, всюду выдвигая авторитет греков, энергично вводил новшества, и тем вызывал сопротивление многих.

Конец жизни Никона трагичен. В 1658 году он был лишен патриаршества, осужден и сослан в Ферапонтов монастырь, затем в Кирилло- Белозерский.

Он остался не сломленным . Когда в 1676 году умер царь Алексей Михайлович и было оглашено завещание, где царь просил у Никона прощения, Никон и мертвому Государю в таком прощении отказал. Столь же непримиримы были и противники Никона. Одним из самых яростных, почитаемый старообрядцами мучеником, - протопоп Аввакум.

Те православные, что не приняли нововведений патриарха Никона стали именоваться старообрядцами. Среди них было общим убеждением - церковная реформа свидетельство того, что на Земле воцарился антихрист и следует скоро ожидать конца света. А поэтому благочестивые люди , желающие спасти душу, должны бежать от мира и жить «по старому» . Тысячи людей бросили нажитые веками места, и стали переселяться подальше от властей в пустынные края. Сначала они наполнили скитами все леса внутренних областей России: костромкие, вязниковские, брянские, керженские. Потом прибежищем старообрядцев стало Северное Поморье, где была основана Выговская пустынь, а с Поморья раскол перешел в Новгородские, псковские края, отсюда в Стародуб, на реку Ветку, в Сибирь, и за пределы страны - в Швецию.

Не подчинившись соборным решениям церкви, старообрядцы сразу же столкнулись с целым рядом проблем и первая – как передавать таинство священства?

Часть старообрядцев принимали священников, «рукоположенных» после Никона, другие считали, что «правильных попов» после никоновских реформ не стало. Он получили название беспоповцев, так как , на основании канонических правил считали, что в случае крайней нужды таинство исповеди и крещения могут совершать и миряне. Последователи первого направления двигались, в основном на юг, на Дон и Кубань, беспоповцы – на Север.

Приход старообрядцев в казачьи земли стал самым мощным русским «этническим вливанием». Если до этого, приходившие на Дон Московские люди находились здесь временно, либо погибали, либо растворялись в населении тюркско-казачьем, то с приходом старообрядцев, началась полная перестройка всего быта казаков, поскольку русские старообрядцы были земледельцами. Поселившись среди, горячо сочувствовавших им, единоверцев, они под их защитой принялись распахивать донские и уральские черноземы. Старообрядцы-новопришельцы не вливаясь в число казаков, в большинстве своем, оставаясь крестьянами-землепашцами, задавали, однако, всему казачьему миру продуманную и аргументированную идеологию сопротивления поглощению империей и меняли экономику Казачьего Присуда.

Подавляющее число казаков не приняли нововведений Никона. Даже в 1916 году 46% донских казаков, 60% терских и 96% уральских казаков оставались старообрядцами или единоверцами. Больше того, и Московская Патриаршая церковь, в казачестве, держала каноны строже, чем в России и почти не отличалась по духу от церкви старообрядческой.

До сих пор, особенно среди уральцев, легко прослеживается этническое влияние русских старообрядцев. Потомки яицких казаков резко делятся по внешности на две группы: черноглазые, черноволосые, кудрявые потомки тюрко-хазар, и голубоглазые блондины – настоящие русские северяне – потомки русских старообрядцев.

Старообрядцы переселялись в казачьи земли семьями, и русская женская одежда полностью вытеснила на Урале древний казачий тюркский костюм. Казачки сменили широкие шаровары и казакины на шитые золотом сарафаны и душегреи.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.004 с.)