Характеристика процессов памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика процессов памяти



Запоминание. Первоначальная форма запоми­нания - непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатлениетого, что воз­действовало, сохранение некоторого следа от возбуж­дения в коре головного мозга. Каждый процесс, про­исходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Успех запоминания зависит оттого, в какой сте­пени материал осмысливается человеком. Механи­ческое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Ос­мысленное запоминание основано на понимании логических связей между частями материала. Оно требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Сохранение. То, что человек запомнил, мозгхра-нит более или менее длительное время. Сохране­ние как процесс памяти имеет свои закономернос­ти. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим Динамическое сохра­нение проявляется в оперативной памяти и мате­риал изменяется мало, а статическое сохранение -в долговременной памяти, и материал обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долго­временной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Она проявляется в различных формах: в исчезнове­нии некоторых деталей и замене их другими дета­лями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

О сохранении информации и ее видоизменении можно судит по следующим двум процессам памяти.


ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Мгновенная, или иконическая память - непос­редственный, отпечаток сенсорной информации. Удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств, без пере­работки полученной информации. Ее длительность 0,1-0,5 с. Данный вид памяти можно отследить в следующем эксперименте.

Кратковременная память представляет собой способ сохранения информации в течение коротко­го промежутка времени, В данном случае удержи­ваемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сен­сорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та инфор­мация, которая осознается, соотносится с актуаль­ными интересами и потребностями человека, при­влекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от несколь­ких секунд до нескольких дней. Срок хранения све­дений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и свойствам занимает про­межуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная - это память, способная хра­нить информацию в течение практически неограни­ченного срока. Информация, попавшая в хранили-


ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ

Различия памяти у людей бывают количе­ственными и качественными.

К количественным характеристикам относятся: 1) скорость; 2) прочность; 3) длительность; 4) точ­ность; 5) объем запоминания.

■ Качественные различия касаются как доминиро­вания отдельных видов памяти - зрительной, слу­ховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на прак­тике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Ти­пичными их смешениями являются зрительно-дви­гательная, зрительно-слуховая и двигательно-слу­ховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно дости­гают,те виды памяти, которые чаще всего исполь­зуются. Большой отпечаток на этот процесс накла­дывает профессиональная деятельность.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, ее эмоциональным на­строем, интересами и потребностями. Они опреде­ляют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Память человека не является постоянной, а изме­няется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социа­лизации индивида. С раннего детства процесс раз­витияпамяти ребенка идет по нескольким направ­лениям: 1) начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двига-тельная) память, которая постепенно дополняется


и замещается логической и образной; 2) непосред- ще долговременной памяти, может воспроизводить- Узнавание какого-либо объекта происходит

ственное запоминание со временем превращается ся сколько угодно, без утраты. Многократное и си- в момент его восприятия и означает, что происхо-

в опосредствованное, связанное с активным и осоз- стематическое воспроизведение данной информа- дит восприятие объекта, которое сформировалось

нанным использованием для запоминания и воспро- ции только упрочивает ее следы в долговременной у человека или на основе личных впечатлений, или

изведения различных мнемотехнических приемов памяти. Емкость долговременной памяти практичес- на основе словесных описаний.Узнавая объект, мы

и средств; 3) непроизвольное запоминание, доми- ки безгранична. всегда относим его к определенной категории

нирующее в детстве, у взрослого человека превра- „ _.- ^^„

щается в произвольное. Кратковременная и долговременная память вза- объектов.

" имосвязаны и работают как единая система. Одна Забывание выражается в невозможности вспом-

Характерно, что в формировании внутренних

средств запоминания центральная роль принадле- Характерно,чтовформированиивнутреннихиз концепций, описывающих их совместную, взаи- нить или в ошибочном узнавании и воспроизведе-

жит речи, которая также из чисто внешней функ-средствзапоминанияцентральнаярольпринадле- мосвязанную деятельность, разработана американ- нии. Физиологической основой забывания являются

ции общения все больше превращается во внутрен- скими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. некоторые виды коркового торможения, мешающе-

нюю. Кратковременнаяпамятьхарактеризуетсяог- го актуализации временных нервных связей. Чаще

Установлено, что лучше усваивается информация, раниченностью ее объема (в среднем 7 + 2). При всего это угасательное торможение, которое раз-

которая является объектом внимания и сознания, переполнении объема кратковременной памяти че- вивается при отсутствии подкрепления. Для борь-

выступает в качестве цели. Таким образом сокра- ловека вновь поступающая информация частично вы- бы с забыванием надо знать закономерности его

щается объем исходной информации, облегчается тесняетхранящуюся там, и последняя безвозвратно протекания во времени,

работа по ее переработке. исчезает. Кратковременная память выступает Забывание протекает во времени непрерывно.

Другим мнемоническим приемом является запо- в роли обязательного промежуточного храни- Наибольшая потеря материала происходит сразу же

минание путем повторения. Этот механизм основан лища и фильтра, который перерабатывает самый после его восприятия, а в дальнейшем забывание

на том, что запоминаемый материал посредством большой объем информации, сразу отсеивая ненуж- идет медленнее. Забывание осмысленного матери-

сознательного повторения удерживается в кратков- ную, и оставляет потенциально полезную. ала подчинено той же закономерности,

ременной памяти на более длительный срок, чемПроцесс запоминания может протекать более эф- Весьма важно своевременно организовывать по-
несколько секунд; повышается шанс перевода ин-

. фективно, если сосредоточиться на усваиваемом вторение воспринятого, не откладывая надолго эту

формации в долговременное хранилище. т ■ мм у г м. -^ ^ у

_ материале. работу. Забытое сразу же после восприятия может

Одним из возможных механизмов кратковремен- н м у. м у м

ного запоминания является временное кодирование, Однимизвозможныхмеханизмовкратковремен-Особенностью долговременной памяти является восстанавливаться через некоторое время. Так, уче-

т. е. отражение запоминаемого материала в виде то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина, ник сразу же после уроков не может полностью пе-

определенных, последовательно расположенных практически не ограничена по объему и длительно- редать содержание воспринятого материала, но че-

знаков в слуховой и зрительной системе человека. сти хранения в ней информации.. рез 1-2 дня даже без дополнительного чтения

Как правило, информация перекодируется в акус- Оба типа памяти работают во взаимосвязи и па- воспроизводит урок. Забывание протекает быстрее,

тическую форму, а затем сохраняется в долговре- раллельно. В памяти идет постоянная работа по если материал недостаточно понят человеком, если

менной памяти в смысловой форме. Именно смысл. обращению к прошлому опыту, его дополнению но- материал неинтересен человеку, не связан непос-

вспоминаемого приходит на память первым, мы вой информацией, а также корректировка усвоен- редственно с его практическими потребностями,

в конечном счете можем вспомнить желаемое или, ных сведений. Иначе говоря, человеку нет необхо- Скорость забывания находится в прямой зависимо-

по крайней мере, заменить его тем, что достаточно димости заучивать то, что он и так хорошо знает. сти от объема материала и степени трудности его

близко к нему по смыслу. На этом основана ассоциативная память. усвоения.


СЛ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.015 с.)