Ученик как субъект учеб-ной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ученик как субъект учеб-ной деятельности.



УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................ 61

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 63

89. ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ........................................................................................................................... 63

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................................................... 63


1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА I 2. ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ I 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

' И НАПРАВЛЕНИЯ.

Психология - научная дисциплина, которая изу- I Античность. Именно в период расцвета античной | ПСИХОАНАЛИЗ И БИХЕВИОРИЗМ.

чает закономерности функционирования и развития I культуры и были предприняты первые попытки по- I ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

психики. Она основана на представлении в самонаб- нять, распознать, изучить и описать психику чело-

I века. Концепция взаимоотношений младенцев с родите-

людении человека особых переживаний, не относи- I [ а.

Одним из первых направлений был анимизм, ко-. лями Фрейда основана на предположении, что мла-

мых к внешнему миру. Ее история как изучение души й рассматривал психику человека во многом денцам от рождения присущи биологические инстин-

человека, его психического мира методом самонаб- q jmm зрешя тфотт и психологии богов (как . кты, требующиеудовлетворения. Потребность ребенка

людения (интроспекции) и самоанализа уходит да- | известно, мифология в период античности была осо- I в еде, в тепле, в облегчении боли рассматривалась

леко в глубь веков, в философские и медицинские ■ бенно развита). Анимизм рассматривал именно по- 1 им как стремление к сенсорному удовольствию.

учения.. I ведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль ] По мнению Фрейда, с развитием ребенка его дея-

Термин «психология» появился в научном употреб- I поведения и отношение к внешнему миру. I тельность, люди и предметы, которым ребенок пе-

лении лишь в середине XVI в. Датой начала научной. Настоящей революцией в развитии мысли стал | редает энергию либидо, предсказуемо меняются.

психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге I переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, I Фрейд утверждал, что поскольку в младенчестве са-

В. Вундтом была открыта первая психологическая I означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии I мые важные потребности связаны с питанием, вни-

лаборатория. Со второй половины XIX в. произош- с которым весь мир, космос считался изначально мание ребенка сосредоточивается на том, кто удов-

СЛ ло отделение психологии от философии, что стало | живым; границы между живым, неживым и психи- | летворяет эти потребности. По мнению Фрейда,

- возможным в силу развития объективных экспери- I ческим не проводилось - все они рассматривались ■ избыточное или недостаточное удовлетворение по-

ментальных методов, пришедших на смену интрос- I как порождения единой живой материи. I требностей, связанных с раздражением оральной

. - I PnRpniiiPHHo HORvin гтопону пояняния ятих flRnp- I области, способно затормозить развитие ребенка на

пекции, и формирования особого предмета психо- I Совершенно новую сторону познания этих явле г ■ ним

логии человека, основными признаками которого "ий °™P™a деятельность философов-софистов следующих стадиях, так как может возникнуть фик-

стали деятельностная активность и присвоение об- (от греч. софия - «мудрость»). Их интересовала не | сация или внутреннее сопротивление передаче ли-

■ природа, с ее не зависящими от человека закона-. бидо новым объектам и видам деятельности. Фрейд

щественно-исторического опыта. Психология как | ^ а сам ^^ ^^ ^ ^^ ^^ \ выдвинул гипотезу о том, что фиксация в оральной

самостоятельная наука утвердилась лишь в конце первого софиста Протагора, «есть мера всех ве- I стадии может способствовать предрасположенности

XIX в., после того как получила экспериментальную J щей>> | человека к психическим отклонениям в будущем,

базу и естественно-научную физиологическую ос- I В трудах древнегреческих мыслителей имеются j Например, люди, потребности которых в младенче-

нову. Впоследствии, уже в начале XX в., сфера ис- попытки решения многих проблем, которые и сегод- с тве удовлетворялись недостаточно, могут быть

следований психологов значительно расширилась, | „я направляют развитие психологических идей. В их I предрасположены к депрессии и шизофрении, а те,

вобрав в себя и неосознаваемые психические про- i объяснениях генезиса и структуры души обнаружи- I чьи потребности удовлетворялись избыточно, могут

цессы, и деятельность человека. " I ваются три направления поиска тех больших, неза- ' проявлять излишнюю зависимость от окружающих.

Научный путь формирования психологии был за- | висимых от индивида сфер, по образу и подобию I Теория социального учения. Бихевиористы пола-
ложен в середине Ж в., когда начали развиваться ^которых трактовался микрокосм индивидуальной - гали, что голод, жажда, боль являются основными
экспериментально обоснованные концепции, опира-Хчеловеческой души. ^стимулами, побуждающими младенца к действию,


но отрицали понятие либидо, так как его нельзя из­мерить. Все, что удовлетворяет физиологические потребности ребенка, например пища, было назва­но ими первичным подкреплением. Все, что сопут­ствует удовлетворению этих потребностей, называ­ется вторичным подкреплением. Мать для младенца является вторичным подкреплением, потому что с ней постоянно связаны питание и комфорт ребен­ка. Поэтому малыш ощущает в ней необходимость не только когда он голоден или ему больно, но и в других ситуациях, тем самым проявляя общую зависимость от нее.

Сокрушительный удар теориям, ставящим во гла­ву угла удовлетворение физиологических потребно­стей, нанесли Харлоу и его коллеги серией экспе­риментов с детенышами обезьян, которые выявили новый источник взаимосвязи «мать - младенец» ~ удовлетворение от контакта. В клетку, где рос ма­лыш обезьяны, помещали двух различных искусст­венных «мам». Одна «мама» была сделана из проволоки и к ней была прикреплена бутылочка с молоком, которое детеныш мог сосать из соски. Другая «мама» была покрыта мягкой махровой тка­нью, но никакого питания детеныш от нее не полу­чал. Вопреки предсказаниям как психоаналитиков, так и бихевиористов обезьяны-младенцы проводи­ли большую часть времени в обнимку с мягкой мах­ровой «мамой». К проволочной «маме» они подхо­дили только когда бывали голодны. Когда детеныш пугался незнакомого предмета, он бежал к махро­вой «маме» и прижимался к ней, точно чувствуя себя в большей безопасности, чем рядом с проволочной «мамой». Таким образом, у этих приматов удоволь­ствие, связанное с кормлением, не легло в основу привязанности младенца к матери.


Первым направлением стало объяснение психи­ки, исходя из законов движения и развития мате­риального мира, из идеи об определяющей зависи­мости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Только после того как была осмыслена произволь­ность жизни души от физического мира, их внутрен­нее родство, а тем самым - и необходимость изу­чать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим свое­образие ее объектов.

Второе направление античной психологии, со­зданное Аристотелем, ориентировалось преимуще­ственно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является фор­мой жизни, выдвижение на передний план психо­биологической проблемы было крупным шагом впе­ред. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространствен­ные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организа­ции поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятель­ность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культу­рой, а именно от понятий, идей, этических цен­ностей.

Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процес­сов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Пла­тона, отчуждены от материального мира, от реаль­ной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно вос­принимаемых телом.


ющиеся на данные биологии, физики, химии и ма­тематики. К настоящему времени образовалась мно­гомерная и дифференцированная область различ­ных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализ­мом, содержит и попытки интеграции психологичес­кого сознания. Это связано с использованием об­щей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психоло­гию как науку знают в основном только те, кто спе­циально занимается ею, или те, кому она необхо­дима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле зна­ют все.

Житейская психология - это разнообразный на­бор психологических знаний и умений, ставших до­стоянием широкого круга людей. Мы ежедневно (£> пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Поми­мо слова «житейская», употребляются также терми­ны «повседневнаяпсихология», или «обыденная пси­хология». Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем бук­вально на каждом шагу. Знания житейской психо­логии закреплены в народных пословицах и пого­ворках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

Житейские психологические знания могут способ­ствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.


4. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

в начале XIX в. стали складываться новые подхо­ды к психике. Физиология стимулировала рост пси­хологического знания. Имея своим предметом осо­бое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе пси­хические) исследовались под углом зрения их за­висимости от строения органа, его анатомии. Умоз­рительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Центральной фигурой в создании основ психоло­гии как науки, имеющей собственный предмет, был ^ч Герман Людвиг Гельмгольц (1821-1894). Его раз­носторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психичес­кого. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. «Мы все дети Солнца,- говорил он,- ибо живой организм, с позиций физики, это система, в кото­рой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отлича­ющих поведение в органических и неорганических телах.

Занимаясь изучением органов чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергичес­кое (молекулярное), а анатомическое начало. Имен­но: на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбужде-. ние которых волнами различной длины создаетощу- <


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической

иауки? Это психика человека и животных, включа­ющая в себяразличные субъективные (или психи­ческие) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним от­носятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышле­ние; 7) речь.

Другие явления определяют направленность ак­тивности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним от­носятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) ин­тересы.

Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навы­ки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») де­ятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.

Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с ми­ром, регулируют его общение с людьми. Ихназы-вают психическими свойствами и состояния­ми. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции; 4)склонности; 5)способности; 6)знания; 7)созна-щу-<; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.


 

6. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ

I

е свойство высокоорга-

| Психика - это системноесвойствовысокоорг

|

низованной материи (мозга), заключающееся в ак­тивном отражении субъектом объективного мира. I Психика проявляется в психических явлениях.

Все психические явления делятся на три группы: ] 1) психические процессы; 2) психические состоя-

 

ния; 3) психические свойства личности. Некоторые авторы отмечают, что психика есть [ функция мозга. Изучением мозга занимаются раз­личные науки. Его строение исследует анатомия, I а его сложную деятельность с различных сторон изу-

|

чают нейрофизиология, медицина, биофизика, био­химия, нейрокибернетика.

I Психология изучает то свойство мозга, которое ' заключается в психическом отражении материаль-I ной действительности, в результате которого ■ формируются идеальные (психические) образы | реальной действительности, необходимые для ре-J гуляции взаимодействия организма с окружающей ' средой.

f Содержанием психики являются идеальные обра-I зы объективно существующих явлений. Но эти об-| разы возникают у различных людей своеобразно.

|

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребно­стей, интересов, психического состояния и т. д. I Иначе говоря, психика - это субъективное отраже-. ние объективного мира. Однако субъективный ха-| рактер отражения не означает, что это отражение

неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное от-I ражение окружающего мира.

Итак, психика - это субъективное отражение у о бъ е кти в н о г действительности в идеальных обра-


зах, на основе которых регулируется взаимодей­ствие человека с внешней средой.

Основным понятием психологии является поня­тие психического образа. Психический образ -

целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительно­сти; это информационная модель действительнос­ти, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловли­вается этими целями.

Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а все­общей функцией - регуляция деятельности.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компонен­ты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного дей­ствия.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание чело­века, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек про­извольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и дру­гих психических явлений.


Кроме того, психология изучает человеческое об­щение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формиро­вания и развития психических явлений от них.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообра­зием теоретических и практических задач, встаю­щих перед ней.

Основными задачами психологии являются: 1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы клас­сифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисципли­ны. Изменился понятийный аппарат психологичес­кой науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эм­пирическими данными. Для психологии исследо­вание поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.

Таким образом, психология является наукой, изу­чающей факты, закономерности и механизмы пси­хики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от инди­видуально-типологических особенностей человека. Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.


щения основных цветов: красного, зеленого и фио­летового.

Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем про­странстве. Это побудило его ввести два новых фак­тора: 1) движения глазных мышц; 2) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. По-скольку эти правила действуют независимо от со­знания, Гельмгольц назвал их «бессознательными умозаключениями». Таким образом, эксперимен­тальная работа столкнула Гельмгольца с необходи­мостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Последующее исследования стали основой психологии, развившейся и достиг­шей расцвета уже в XX в.

Дальнейшие исследования в области психики и психологии проводились уже многочисленными уче­ными. Было открыто понятие рефлекторной дуги и ана­лизатора (Сеченовым), затем были исследованы прак­тически все основные психические процессы, память и подведена научная основа под понятия «гипноз» и «подсознание», исследованы сны. В нашем веке пси­хология стала одной из самых «влиятельных» наук, а знание системы психики человека, его характера, темперамента и иного стало неотъемлемой частью уже производственного, научного и многихдругих процес­сов. Однако есть еще много непознанного в человеке, в его психике, поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.


       
   
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.047 с.)