Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности и общие закономерности восприятия
Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но, кроме этих внутривидовых закономерностей, существуют общие закономерности восприятия, которые проявляются в его свойствах: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове. Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется установкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче. В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего. Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет - это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным, когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение спе- 65. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит оттого, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. Избирательность восприятия -преимущественное выделение объекта из фона. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как «фигура», а все остальные объекты воспринимаются как ее «фон». Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном. Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно различить (это лежит в основе маскировки).
Апперцепция (от лат. «ad» - «к»; «perceptio» -восприятие). Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на замерзшее окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию наши температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и из-Vбирателыно воспринимает различные их стороны. | 66. ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ] Классификация ощущений по Ч. Шеррингтону
производится по следующим основаниям: 1. Ло наличию или отсутствию непосредственного контак-I та с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют следующие ощущения: а) дистантные I (зрение, слух); б) контактные (вкусовые, болевые,
тактильные); в) обоняние занимает промежуточное положение между этими видами ощущений. 2. По I месту расположения рецепторов выделяют следу-' ющие ощущения: а) экстероцептивные ощущения I возникают от раздражения рецепторов, располо-I женных на поверхности тела (зрительные, слухо-| вые, тактильные и другие ощущения); б) интеро-1 цептивные ощущения возникают при раздражении * рецепторов, находящихся внутри организма (ощу-I щения голода, жажды); в) проприоцептивные ощу-. щения возникают при раздражении рецепторов, | находящихся в мышцах и сухожилияхи обеспечи-
вают сигналы о положении тела в пространстве. 3. По модальности (виду раздражителя) ощущения I зрительные - которые возникают в результате воздействия световыхлучей на чувствительную часть | нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. I При восприятии пространственного взаимораспо- I ложения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зрительного восприятия. Зрительные
\ иллюзии (от лат. illusere -«обманывать») - иска-
жение зрительного восприятия частных признаков тех или иных предметов. Они вызываются физичес-I кими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это V пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии. Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависимости от различных причин, которыми они вызываются. Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий: 1) иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких, как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне; 2)#иллюзия, при которой длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными, объективно равными им; 3) иллюзия контраста (иллюзия Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньший среди больших фоновых предметов; 4) распространение признаков целой фигуры на ее части, как, например, в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые в зависимости от их завершения; 5) иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера); 6) иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов; автокинетический феномен (от греч. autos -«сам» + kinema - «движение» и phainomenon - «являющееся»), при котором если в темном помещении на экран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется движущимся; 7) кажущееся движение, при котором возникает субъективное восприятие движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами какуда-ленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоу-' гольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Константность восприятия - не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Входе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. В некоторых непривычных условиях константность восприятия может быть нарушена - возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественноумень-шенными). Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое приближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентируемся среди них. цифических для данного предмета признаков, его примет. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий. Узнавние затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета. Целостность восприятия - характеристика восприятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии, как в психическом образе предмета, также 99 отражаются устойчивые связи между компонентами " предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом. 67. ЯВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Иначе внимание можно было бы определить как такую организацию психической активности, которая обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для протекания той или иной деятельности. В этом особенность внимания, не имеющего «своего» специфического продукта, но всегда улучшающего протекание всех видов деятельности.
Внимание описывают через его свойства. К свойствам внимания относятся: 1) устойчивость; 2) концентрация; 3) распределение; 4) переключение; 5) объем. Устойчивость - это временная характеристика -Р^ внимания, характеризующая длительность привле-(0 чения (или удержания) внимания к одному и тому же объекту. Противоположное свойство - отвлека-емость внимания. Это непроизвольное перемеще-. ние внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Таким образом, устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Одним из свойств психики является ее избирательная направленность. Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей дея-' тельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов. Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, - организация сознания, про- V
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.011 с.) |