Особенности и общие закономерности восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и общие закономерности восприятия



Различные виды восприятия имеют свои специфи­ческие закономерности. Но, кроме этих внутриви­довых закономерностей, существуют общие зако­номерности восприятия, которые проявляются в его свойствах: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие свя­зано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, поня­тию, с обозначением его в слове.

Зависимость восприятия от опыта и задач дея­тельности называется установкой. В объекте на пе­редний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче. В восприятии осуще­ствляется не суммирование данных ощущений, а ин­терпретация этих данных с точки зрения имеющих­ся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

Наиболее простой формой осмысливания предме­тов и явлений является узнавание. Здесь восприя­тие тесно связано с памятью. Узнать предмет - это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференциро­ванным, когда воспринимаемый объект отождеств­ляется с ранее воспринимавшимся единичным пред­метом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение спе-


65. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас пред­метов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит оттого, на что направлена деятельность человека, от его потреб­ностей и интересов. Избирательность восприятия -преимущественное выделение объекта из фона. Более отчетливо воспринимаемый объект, на кото­рый ориентировано восприятие, субъективно интер­претируется как «фигура», а все остальные объекты воспринимаются как ее «фон». Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они мо­гут переходить друг в друга: фон становится объек­том, а объект фоном.

Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если конту­ры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно различить (это лежит в основе мас­кировки).

Апперцепция (от лат. «ad» - «к»; «perceptio» -восприятие). Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и устано­вок личности.

Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на замерзшее окно, мы так­же добавляем к нашему зрительному восприятию наши температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта.

В зависимости от прошлого опыта, знаний, профес­сиональной направленности человек не только изби­рательно выделяет те или иные предметы, но и из-Vбирателыно воспринимает различные их стороны.


| 66. ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

] Классификация ощущений по Ч. Шеррингтону

(

производится по следующим основаниям: 1. Ло на­личию или отсутствию непосредственного контак-I та с раздражителем, вызывающим ощущение, вы­деляют следующие ощущения: а) дистантные I (зрение, слух); б) контактные (вкусовые, болевые,

I

тактильные); в) обоняние занимает промежуточное положение между этими видами ощущений. 2. По I месту расположения рецепторов выделяют следу-' ющие ощущения: а) экстероцептивные ощущения I возникают от раздражения рецепторов, располо-I женных на поверхности тела (зрительные, слухо-| вые, тактильные и другие ощущения); б) интеро-1 цептивные ощущения возникают при раздражении * рецепторов, находящихся внутри организма (ощу-I щения голода, жажды); в) проприоцептивные ощу-. щения возникают при раздражении рецепторов, | находящихся в мышцах и сухожилияхи обеспечи-

|

вают сигналы о положении тела в пространстве. 3. По модальности (виду раздражителя) ощущения I зрительные - которые возникают в результате воз­действия световыхлучей на чувствительную часть | нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором

зрительного анализатора.

I При восприятии пространственного взаимораспо-

I ложения объектов в некоторых случаях возникают

иллюзии зрительного восприятия. Зрительные

\ иллюзии (от лат. illusere -«обманывать») - иска-

(

жение зрительного восприятия частных признаков тех или иных предметов. Они вызываются физичес-I кими, физиологическими и психологическими при­чинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это V пример физической иллюзии. Если надавить на


глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздва­ивается - это пример физиологической иллюзии.

Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависимости от различных причин, которыми они вызываются. Принято выделять следу­ющие виды зрительных иллюзий: 1) иллюзии, осно­ванные на физиологических явлениях, таких, как ир­радиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;

2)#иллюзия, при которой длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизон­тальными, объективно равными им; 3) иллюзия кон­траста (иллюзия Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньший сре­ди больших фоновых предметов; 4) распространение признаков целой фигуры на ее части, как, например, в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые в зависи­мости от их завершения; 5) иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера); 6) иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов; автокинетический феномен (от греч. autos -«сам» + kinema - «движение» и phainomenon - «являю­щееся»), при котором если в темном помещении на эк­ран или стену проецируется маленькое неподвижное световое пятно, то оно кажется движущимся; 7) кажу­щееся движение, при котором возникает субъективное восприятие движения при последовательном предъяв­лении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной.


Константность восприятия. Одни и те же пред­меты воспринимаются нами в различных изменяю­щихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Од­нако объективные качества предмета воспринима­ются нами в неизменном виде.

Константность восприятия - независимость отра­жения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприя­тии его с близкого и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами какуда-ленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоу-' гольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом при­сущую ему форму.

Константность восприятия - не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обу­чения. Входе исследования восприятия людей, по­стоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как уда­ленные. В некоторых непривычных условиях констан­тность восприятия может быть нарушена - возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с боль­шой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественноумень-шенными). Пилоты сверхзвуковых самолетов на пер­вых порах очень быстрое приближение предмета ин­терпретируют как его увеличение в размерах.

Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентиру­емся среди них.


цифических для данного предмета признаков, его примет.

При узнавании человек не выделяет всех призна­ков предмета, а использует его характерные опоз­навательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их конту­ры, характерное для данного предмета сочетание линий. Узнавние затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета.

Целостность восприятия - характеристика вос­приятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегри­рованными в целостный образ восприятия этого объекта. В предметах и явлениях реальной действи­тельности отдельные их признаки и свойства нахо­дятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В вос­приятии, как в психическом образе предмета, также 99 отражаются устойчивые связи между компонентами " предмета или явления. Это выражается в целостно­сти восприятия. Даже в тех случаях, когда мы вос­принимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие при­знаки и части этого объекта. Отдельные, разрознен­ные части объекта мы стремимся объединить в еди­ное знакомое нам целостное образование.

Структурность восприятия. Мы узнаем различ­ные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычлене­ние взаимоотношений, частей, сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с от­ражением отношений между элементами восприни­маемого объекта.

В тех случаях, когда выделение частей объекта зат­руднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.


67. ЯВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание - это процесс сознательного или бес­сознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Иначе внимание можно было бы определить как такую организацию психи­ческой активности, которая обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для протекания той или иной деятельности. В этом особенность внимания, не имеющего «своего» специфического продукта, но всегда улучшающего протекание всех видов деятельности.

Внимание описывают через его свойства. К свой­ствам внимания относятся: 1) устойчивость; 2) кон­центрация; 3) распределение; 4) переключение; 5) объем.

Устойчивость - это временная характеристика -Р^ внимания, характеризующая длительность привле-(0 чения (или удержания) внимания к одному и тому же объекту. Противоположное свойство - отвлека-емость внимания. Это непроизвольное перемеще-. ние внимания с одного объекта на другой. Оно воз­никает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо дея­тельностью. Таким образом, устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлека­ясь и не ослабляя внимания.

Одним из свойств психики является ее избира­тельная направленность. Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей дея-' тельности благодаря торможению всех других кон­курирующих процессов. Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для дея­тельности человека, - организация сознания, про- V



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.011 с.)