И структура учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И структура учебной деятельности



Обучение как процесс представляет собой целе­направленное, организованное с помощью специ­альных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ве­дущим и главным элементом является цель. Об­щая и главная цель педагогов представляет собой способ передачи детям совокупности знаний, уме­ний и навыков, развития умственных сил учащих­ся. Педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школь­никами конкретной суммы знаний, умений и навы­ков.

Психолого-педогогическое значение цели заклю­чается втом, что она организует и мобилизует твор­ческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и фор­мы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение це­лей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности и всего процесса обу­чения.

Структурным элементом учебного процесса, вок­руг которого развертывается педагогическое дей­ствие, представляющее собой взаимодействие его участников - преподавателей и учеников - являет­ся содержание социального опыта, усваиваемого детьми. В содержании проявляется важнейшее пе­дагогическое противоречие: между огромными Хзапасами общественно-исторической информации


УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Центральной фигурой, системообразующим нача­лом процесса обучения является учитель - носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей. В его лич­ности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. В процессе обучения огромную роль играет весь настрой нравственно-эс­тетического отношения учителя к жизни. Учитель приводит в движение все внутренние и внешние ме­ханизмы процесса обучения: он передает знания, организует и стимулирует познавательную деятель­ность детей, пробуждает интерес и формирует у них потребность в знаниях.

Главным участником, активнейшим саморазвива­ющимся субъектом учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создает­ся процесс обучения. В процессе познания в созна­ние ребенка совершается сложнейший процесс от­ражения реальной действительности с помощью разнообразных научно обоснованных методов обу­чения. В качестве механизмов освоения действи­тельности детьми выступают деятельность и об­щение.

Процесс обучения, освоения ребенком системы знаний, умений и навыков подразделяется на нераз­рывно диалектически взаимосвязанные этапы по­знания. Первый этап - этап восприятия-усвоения. На основе восприятия осуществляется осмысление, обеспечивающее понимание и усвоение материала. Второй этап вбирает в себя в обобщенном виде ре­зультаты первоначального усвоения и создает ос-,»..,„.(г,,б»и.. п03наниЯ- Он характеризуется


как усвоение-воспроизведение. Восприятие, усво­ение и первичное воспроизведение учебного мате­риала создают возможность осуществления третьего этапа познания - творческого практического при­менения знаний. Познавательный процесс достига­ет полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную актив­ность, реальное участие в общественной практике.

В процессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект познания. В познаватель­ной деятельности им движет естественное про­тиворечие между его стремлением к активному участию в жизни, к взрослости и отсутствием необ­ходимого для этого жизненного опыта, знаний, умений, навыков. Стимулы познавательной деятель­ности школьников связаны прежде всего с возмож­ностью снятия противоречия. Важным элементом учебного процесса является и ученический кол­лектив как объект обучающего воздействия учите­ля и субъект познания. Особое педагогическое значение имеет коллективное взаимообучение, в процессе которого обучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания. Обучающего вдохновляет роль ведущего, а обучаемый стремит­ся к изменению ситуации и получает удовлетворе­ние, утверждая себя в коллективе.

Движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодей­ствия, и повышенная эмоциональность коллектив­ного восприятия, и противоречия, расхождения мне­ний, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех труд­ностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату получаемого образования.


и необходимостью отбора из нее лишь основ в це­лях обучающего познания.

Содержание учебного процесса как система мо­жет иметь различную структуру изложения. Элемен­ты структуры - отдельные знания или их элементы, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спи­ральная и смешанная структуры изложения содер­жания.

При линейной структуре отдельные части учебно­го материала образуют непрерывную последова­тельность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.

Концентрическая структура предполагает возвра­щение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми све­дениями.

Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходной проблемы, постепенно рас­ширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанная структура - комбинация линейной, концентрической и спиральной етруктур. Смешан­ная структура является наиболее эффективной сис­темой изложения материала, потому что материал не только изучается, но и закрепляется повторени­ями и примерами. Также, путем выявления сопос­тавления данной темы с другими науками, проис­ходит знакомство учеников с другими предметами. Такой метод способствует более подробному изу­чению предмета и разносторонне развивает миро­воззрение ученика.


людей, не способных устоять перед соблазном сра-' зу и быстро окунуться в завораживающий мир сво­его бессознательного, игроки на человеческих сла­бостях предоставляют наркотические средства. Но за это «легко и быстро» приходится платить здоро­вьем, судьбой и даже жизнью (как известно, бес­платный сыр бывает лишь в мышеловке).

Активное воображение может быть воссоздаю­щим и творческим. Воссоздающее воображение име­ет в своей основе создание тех или иных образов, со­ответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной де­ятельности и проявляется при чтении литературы, изу­чении географических карт. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального обра­за, идеи. Творческое воображение представляет со­бой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удов­летворения потребностей, решения жизненной или иной задачи. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях, в области на­уки и техники. Продукт творческого воображения все­гда может быть материализован, т. е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно.

Важная особенность воображения состоит в том, что оно способно субъективно замещать собой ре­альность, и не только в виде галлюцинаций, но прак­тически во всех измененных состояниях сознания: во время медитации, творческого вдохновения, под гипнозом и т. п. В таких случаях создаваемая вооб­ражением картина может вызвать учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расшире­ние зрачков и т. д.


СМ

до


88. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Важным элементом в процессе обучения являют­ся организационные формы. Форма обучения пред­ставляет собой ограниченную по времени и орга­низационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Be-дущая*форма обучения - урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинары, лекции, индивидуальное и груп­повое обучение, кружок. Каждая форма приобрета­ет конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возраста учащихся. Форма обу­чения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием. Разнообразный учебный материал в зависимости от его особенно-

О) стей требует гибких, подвижных форм организации

СО познания.

Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа уча­щихся по усвоению обязательной и свободно полу­чаемой информации, по самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня боль­шое самостоятельное значение. Ее функцией не яв­ляется возмещение недостатков в работе учителя, задача которого в обеспечение хорошего качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Са­мостоятельные занятия необходимы как решающее средство закрепления умений и навыков, интенсив­ного развития умственных сил, морального самоут­верждения. В качестве форм и методов самостоя­тельной внеучебной деятельности используются: выполнение домашних заданий, самостоятельная работа в библиотеке, конспектирование, ведение


ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Рассмотрим функции процесса обучения: 1) обу­чающая; 2) воспитательная; 3) развивающая; 4) про-фориентационная.

Среди них наиболее существенная - образова­тельная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и в ее использо­вании на практике.

Наиболее полно реализация этой функции долж­на обеспечить полноту, систематичность и осознан­ность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, что­бы из содержания учебного предмета, отражающе­го соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основ­ных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образо­вывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающа­яся в сознательном оперирование ими, в способнос­ти мобилизовать прежние знания для получения но­вых, а также сформированное™ важнейших как специальных, так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. авто-| матизированного действия, лежит система упрочив­шихся связей. Умения образуются в результате уп­ражнений, которые варьируют условия учебной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.011 с.)