Теория рекапитуляции С. Холла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория рекапитуляции С. Холла



Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие (онто-генез) повторяет главные стадии филогенеза. Мла­денчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными заня­тиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность, охватывающая пе­риод с начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуля­ции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.

Другой вариант биогенетической концепции раз­рабатывался представителями немецкой «конститу­циональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э. Йенш разрабатывали главным образом проблемы типоло­гии личности на основе некоторых биологических акторов. Э. Кречмер считал, что всех людей мож-


но расположить по оси, на одном полюсе которой ственно ниже. Учет сензитивных периодов необхо- кой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра-

стоит циклоидный, а на другом - шизоидный тип. дим прежде всего для правильной организации зованием и самообразованием. Эти мотивы приоб-

Последователь Кречмера К. Конрад предположил, учебных мероприятий. ретают личностный смысл и становятся значимыми,

что эти характеристики применимы и к возрастным Возрастные кризисы (от греч. krisis - «реше- Подавляющее большинство юношей и девушек - это

стадиям, например, предподростковый возраст с ние», «исход») - нормальный (нормативный) пере- учащиеся либо общеобразовательной школы, либо

его бурными вспышками соответствует циклоидным ход в возрастном развитии к новому качественно средних профессиональных или специальных учеб-

периодам, юность с ее тягой к самоанализу - ши- специфическому этапу. Возрастные кризисы обус- ных заведений. Вместе с тем определенная часть

зоидным. ловлены прежде всего разрушением привычной со- юношей и девушек начинают самостоятельную тру-

Представители биогенетического направления циальной ситуации развития и возникновением довую деятельность. Основные закономерности раз-

привлекли внимание ученых к изучению взаимоза- другой, которая более соответствует новому уров- вития в юности конкретизируются в специфическом

висимости физического и психического развития. ню психологического развития ребенка. Во внеш- содержании и условиях образования и развития

Это имеет важное значение для психофизиологии. нем поведении возрастные кризисы проявляются молодого человека. Для ранней юности характерно

Они недооценивают роль социальных факторов раз- как непослушание, упрямство, негативизм. По вре- формирование жизненных планов. Жизненный план

вития и переоценивают его единообразие. мени они локализованы на границах стабильных как совокупность намерений постепенно становит-

В противоположность биогенетическому подходу, возрастов и проявляются как кризис новорожден- ся жизненной программой, когда предметом раз-
отправной точкой которого являются процессы, про- ное™ (до 1 месяца), кризис 1 года, кризис 3 лет, мышлений оказывается не только конечный резуль-
исходящие внутри организма, социогенетические кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) тат, но и способы его достижения. Жизненный
теории стараются объяснить свойства возраста, ис- и юношеский кризис. " план - это план потенциально возможных действий.
ходя из структуры общества, способов социализа- Л. С. Выготский в рамках своей культурно-исто- В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, су-
ции, взаимодействия объекта с другими людьми. рической психологии ввел понятие «зона ближай- ществует ряд противоречий. В своих ожиданиях,
Так, К. Левин исходит из того, что человеческое шего развития». Это теоретический конструкт, связанных с будущей профессиональной деятельно-
поведение есть функция, с одной стороны, личнос- объясняющий возможности человеческого обучения стью и семьей, юноши и девушки достаточно реа-
ти, с другой - окружающей ее среды. Однако свой- за счет подтягивания психического развития к обу- листичны. Но в сфере образования, социального
ства личности и свойства среды взаимосвязаны. чению. Зона ближайшего развития определяется продвижения и материального благополучия их при-
Левин связывает психическое развитие личности содержанием таких задач, которые ребенок может тязания зачастую завышены.

с изменением ее социального положения. Однако решить лишь с помощью взрослого, но после при- Одно из достижений этой ступени - новый уро-

эта концепция слишком абстрактна. обретения опыта совместной деятельности он ста- вень развития самосознания: 1) открытие своего

Общая черта био- и социогенетического подходов новится способным к самостоятельному решению внутреннего мира во всей его индивидуальной це-

к развитию психики состоит в том, что источники аналогичных задач. Позже было показано, что по- лостности и уникальности; 2) стремление к само-

и движущие силы развития они усматривают глав- мощь взрослого должна быть строго к месту и вре- познанию; 3) формирование личной идентичности,

ным образом во внепсихических факторах. В пер- мени. чувство индивидуальной самотождественности, пре-

вом случае акцент делается на биологических про- В культурно-исторической психологии взрослый емственности и единства; 4) самоуважение; 5) ста-

цессах, происходящих в организме, во втором - на выступает не только как образец для ребенка, но новление личностного способа бытия, когда во мно-

социальных процессах, в которых участвует или воз- и как побудитель его активности, что фиксируется гих жизненных коллизиях юный человек может вслух

действию которых подвергается личность. в понятии «возрастные кризисы». сказать: «Я лично отвечаю за это!»


19. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ВОЗРАСТ»

Этапы онтогенеза связаны с понятием возраста. Возраст - качественно специфическая ступень раз­вития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых мож­но оценить адекватность развития индивида и ко­торые касаются психофизического, интеллектуаль­ного, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Принято выделять следующие возраста: 1) пе­ринатальный период; 2) м-ладенчество (от рождения до 1 года); 3) ранний возраст (1 -3 года); 4) дош­кольный возраст (от 3 до 6-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет); 6) под­ростковый возраст (отрочество) (от 11-12 до 15-17 лет); 7) юношеский возраст (от 15-17 до 19-25 лет); 8) зрелость (от 25-30 до 55-60 лет); 9) старость (от 55-60 лет и старше).

Перинатальный период (от лат. ргае - «перед» + natus - «рождение») - стадия внутриутробного развития плода, которая затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чув­ствительность, в частности к звуковым раздраже­ниям, а также моторика. На последних месяцах бе­ременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функцио­нальной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигатель­ное реагирование после момента рождения.

Детство - этап онтогенетического развития ин­дивида, который длится от рождения и до появ­ления принципиальной возможности включения во,


ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ

Ранний возраст - этап индивидуального психичес­кого развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменения­ми в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следую­щие события индивидуального развития: 1)форми­руются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; 2) развиваются ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками; 3) фор­мируются когнитивные процессы; 4) происходит овладение пассивной и активной речью; 5) стано­вятся более определенными аффективная и воле­вая сферы; 6) формируется самосознание.

Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; функ­ционирование психофизического отражения в нераз­рывной связи с практическими действиями; выражен­ный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом воз­расте выступает предметно-манипулятивная деятель­ность, в рамках которой происходит овладение куль­турно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с вз­рослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное раз­витие речи ребенка: на втором году ребенок уже по­нимает названия некоторых предметов, с которыми °н взаимодействует, а на третьем году пониманиеп


2 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ

Подростковый возраст - этап индивидуально­го психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношес­кого возраста (от 11 -1 2 до 16-17 лет). Характери­зуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накла­дывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление но­вого, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение «Я-концепции», попытки понять самого себя и свои возможности.

Этому возрасту свойственен так называемый подростковый эгоцентризм, проанализированный в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспо­собности отличать временное и постоянное (мел­кая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (по­стоянное ощущение себя в центре внимания дру­гих людей), уникальное и универсальное (все чув-С1ва воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникаю­щее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой явля­ются основой для собственных нравственных оце­нок. В этом возрасте происходят становление сложных форм аналитико-синтетической деятель­ности, формирование абстрактного теоретическо­го мышления.

Юношеский возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от


завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей это временной интервал от 17 до21 года, у девушек - от 16 до 20 лет. В этом возрасте завершается физическое, в том числе по­ловое, созревание организма. В психологическом плане главной особеннЬстыо данного возраста яв­ляется вступление в самостоятельную жизнь, ког­да происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются спе­цифические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигры­вание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессио­нальный выбор.

Зрелость (взрослость) - наиболее продолжи­тельный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способ­ностей личности, Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются мо­ментом завершения юности и началом периода ста­рения.

Старость - заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в произво­дительной жизни общества. Помимо прогрессирую­щего ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется психологическими измене­ниями, как, например, интеллектуальный и эмоцио­нальный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жиз­ни. Однако неправомерно связывать с периодом ста­рости только регрессивные явления, она может рас­сматриваться и как период развития.


распространяется и на предметы, которые находят­ся вне непосредственного места действия ребенка.

В дальнейшем формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки, продуктивная деятельность, являющаяся существенным фактором развития познавательных процессов, и изобразитель­ная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.

Дошкольный возраст - этап индивидуального пси­хического развития, который продолжается от 3 до 6-7лет. Выделяют три периода: 1) младший дош­кольный возраст (3-4 года); 2) средний дошколь­ный возраст (4-5 лет); 3) старший дошкольный воз­раст (5-7 лет).

Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важ­ные изменения в психике ребенка и происходит под­готовка к переходу на новую ступень развития.

Младший школьный возраст - этап индивидуаль­ного психического развития, который продолжает­ся от 6 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (I—IV классы) современной шко­лы. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усво­ение человеческого опыта, представленного в фор­ме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новооб­разования этого возраста - возможность произ­вольной регуляции психических процессов и пост­роение внутреннего плана действий.


взрослую жизнь. По мере интенсификации произ­водства и повышения культурного уровня происхо­дит постепенное сдвигание верхних возрастных гра­ниц. В детстве обычно выделяют следующие периоды: 1) младенческий возраст; 2) ранний воз­раст; 3) дошкольный возраст; 4) младший школь­ный возраст.

Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

Младенческий возраст (от рождения до 12-14 ме­сяцев) - период, когда ребенок развивается в фи­зическом, психическом и социальном плане чре­звычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденно­го с малым набором врожденных реакций до актив­ного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно восприни­маемые ситуации, взывать о помощи, привлекать 00 внимание, радоваться появлению близких. У младен­ца уже можно наблюдать такие рефлексы, как защит­ные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, а также сосательный, цеплятельный и рефлекс оттал­кивания. Под влиянием внешних впечатлений у ре­бенка происходит интенсивное развитие мозга и ор­ганов чувств. Общение со взрослым в этот период перерастает в совместную деятельность, а действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического разви­тия. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом - на­чальная форма понимания речи. К концу младенче­ства на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первона­чальные представления об окружающем миреи воз­никают элементарные формы восприятия.


CD



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.024 с.)