Особенности восприятия времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия времени



Способность правильно оценивать пространствен­ные отношения называется глазомером. Различа­ют статический и динамический глазомер.

Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и рассто­яний между ними неподвижным наблюдателем.

Динамический глазомер - способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними.

Способность видеть самые мелкие предметы на­зывается остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяет­ся минимальным промежутком между двумя точка­ми, которые сданной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зре­нием различают на расстоянии 100 м объекты ве­личиной в 3 см. В этом случае угловой размер раз­личаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предварительной ознакомлен­ности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски объекта, контраста между объек­том и фоном, продолжительности действия зри­тельного стимула. Острота зрения повышается с увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой скорости объекта, при виб­рации тела.

Посредством зрительной рецепции наряду с фор­мами, величинами и другими параметрами объек­тов воспринимаются их цвета, которые делят на ахроматические (со всеми промежуточными) и хро­матические. Говоря о сетчатке глаза человека и по­звоночных, необходимо отметить, что в ней


находятся два вида фото рецепторов, а именно кол-бочковые клетки (колбочки), которые воспринима­ют дневной свет и обеспечивают цветное зрение, ■ и палочковые клетки (палочки) - органы сумереч­ного зрения (слабой освещенности), лишенные чувствительности к цветам. В случае расстройства колбочкового аппарата, организм слеп к цветам. Английский ученый Д. Дальтон открыл впервые этот дефект зрения и первым, еще в конце XVII в., де­тально описал его. Людей с цветовой слепотой стали называть дальтониками по имени этого уче­ного.

Восприятие времени - отражение длительно­сти, скорости и последовательности явлений.

Физиологическим механизмом восприятия вре­мени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных клеток. Воспри­ятие времени, как и любое психическое отражение, является субъективным образом объективной ре­альности. Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьша­ются. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более корот­ким. При положительных эмоциях время недооце­нивается, а при отрицательных - переоценивает­ся. Преуменьшение времени всегда является результатом доминирования возбуждения над тор­можением. Преувеличение времени связано с пре­обладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей.

Восприятие времени связано с различными цик­лическими явлениями в природе и в организме че­ловека.


мерное, специальное, организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса называется наблюдением.

Восприятие пространства состоит из воспри­ятия величины, формы, объема, удаленности, мес­тоположения предметов и их движения.

Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения. Вос­приятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рас­сматривании близких предметов кривизна хруста­лика увеличивается, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским.

Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предме­ты удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаимораспо­ложения зрительных осей. Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет биноку­лярное зрение. При восприятии предметов их изоб­ражение падает на несовпадающие точки сетчатки, при этом не происходит полного слияния изображе­ния в сетчатках обоих глаз, и в результате этого воз­никает стереоскопический эффект.

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не вос­принимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным признакам. Не замечаются так­же и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы, тем скорость их движе­ния кажется меньшей. При восприятии движения происходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения зависит также от дви­жения глаз и головы.


выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплек­сные системы. Лишь в результате такого объеди­нения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предме­тов и ситуаций. Опираясь на представление об ощущениях, восприятие можно определить также как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Филогенетически и в онтогенезе ощущения раз­виваются несколько раньше, а восприятие целост­ных предметов складывается уже на основе суще­ствующей способности к ощущениям. Такое же соотношение между ними существует и у взрослого человека, поскольку физиологически раздражение сначала возникает на рецепторах органов чувств, а затем, перемещаясь по нервным волокнам, оно подвергается сложной переработке, в результате которой складываются образы, на основании ко­торых можно судить о том, с какими явлениями и предметами человек имеет дело. Однако субъек­тивно мы отмечаем обратное соотношение: уже воз­никшие (автоматически созданные) образы воспри­ятия расчленяются на отдельные качества - нам не приходится собирать целостные образы из разроз­ненных ощущений. Например, чтобы описать харак­теристики комнаты, в которой мы находимся, нам приходится иметь дело с уже сложившимся обра­зом этой комнаты.


CD



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.006 с.)